КОНТ ТЕПТ
Макаров А. В., Подлесный К. А. Исследование личностных качеств формального лидера студенческой группы // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 07. - ART 13562. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13562.htm. - Гос. per. Эл
"Ч v ■ ^ II LLU. / / С l\UI ILCUL.I U/Z.U1J/1JJUZ..MII
научно-метоаическии электронный журнал № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120X
ART 13562 УДК 159.9.072.42
Макаров Александр Викторович,
кандидат филологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог [email protected]
Подлесный Константин Андреевич,
аспирант кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог
Исследование личностных качеств формального лидера студенческой группы
Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования личностных качеств формального лидера студенческой группы. Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера и адаптированную модель харизматического лидерства, были выделены критериальные качества, предполагая наличие которых, был проведен письменный опрос-анкетирование среди студентов 1-го и 2-го курса и сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: лидерство, студенчество, формальный лидер, коммуникативные качества, системные навыки, внутренние качества.
Социально-психологичесий аспект лидерства в студенческой общности вуза -это попытка теоретического обоснования и раскрытия, с точки зрения социальной психологии (и педагогики), обобщенного взгляда на показ сущности, роли и места лидерства в жизни и деятельности студенчества, общей и социально-психологической характеристики лидерства как явления в межличностном взаимодействии студентов в ходе целостного педагогического процесса - в интересах дальнейшего совершенствования организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в вузе, установления более тесных контактов со студенчеством, улучшения всей деятельности профессорско-преподавательского состава, повышения эффективности научно-исследовательской работы в вузе [1].
Содержание концептуального социально-психологического аспекта лидерства в структуре студенчества в вузе включает в себя следующие слагаемые: выявление сущности и содержания аспекта;
установление его места в структуре социально-психологической теории лидерства;
- выявление общей характеристики реальных межличностных взаимодействий студентов в ходе целостного педагогического процесса и определение роли и места лидерства в жизни и деятельности социальной общности студентов вуза;
- раскрытие социально-психологической характеристики учебной деятельности;
- определение и обоснование динамических социально-психологических требований к личности лидера и раскрытие идеального социально-психологического портрета лидера студенческой группы в решении задач учебной деятельности;
- определение и обоснование условий успешного практического учета социально-психологического аспекта лидерства среди студенчества в целостном педагогическом процессе вуза.
В исследованиях Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской отмечается, что проведенный в конце 40-х годов Р. Стогдиллом анализ свыше 120 исследований лидерства и руководства внес новый штрих в положения «теории черт». Оказалось, что, хотя и можно утверждать о некотором превосходстве «средних» лидеров (и
http://e-koncept.ru/2013/13562.htm
КОНТ TF.TTT
Макаров А. В., Подлесный К. А. Исследование личностных качество формального лидера студенческой группы // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 07. - ART 13562. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13562.htm. - Гос. per. Эл
v ■ v I ILLU./ / H-CUl.l U/Z.U1J/ I
иоучяо-метооическии электронный журнал № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120X
ART 13562 УДК 159.9.072.42
руководителей) над «средними» же последователями (и подчиненными) относительно таких характеристик, как интеллект, эрудиция, способность к пониманию ситуаций, красноречие, приспособляемость, надежность, активность, социабельность, популярность, тем не менее количественные различия были невелики, а корреляции лидерства (и руководства) с указанными чертами значительно варьировали от исследования к исследованию.
Означает ли, однако, вышесказанное, что личностные характеристики не являются сколько-нибудь существенным фактором выдвижения в позицию лидера? Разумеется, нет. Последующие (т. е. начиная с конца 40-х годов) исследования показали неправомерность подобной точки зрения. Это стало возможным благодаря, во-первых, изменившимся воззрениям исследователей на лидерство (и руководство), во-вторых, росту интереса специалистов в области лидерства и руководства к когнитивным процессам, в-третьих, прогрессу в изучении личности [2].
Итак, чтобы доказать гипотезу о наличии у формального лидера студенческой группы набора специфических черт, позволяющих ему качественно выполнять функции руководства, координации, информирования и т. п., нам необходимо провести исследование. В первую очередь, необходимо выделить критерии оценки личности формального лидера, изучая которые, мы бы могли доказать или опровергнуть нашу гипотезу.
Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера (предложенную А. К. Тихоновым) и адаптированную модель харизматического лидерства, мы выделили критериальные качества, предполагая наличие которых мы провели письменный опрос (анкетирование).
1. Коммуникативные качества. Коммуникативные качества помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, и без них лидер просто не мыслим, - это коммуникация. При этом коммуникативность следует отличать от общительности. Коммуникабельность для лидера связана с необходимостью устанавливать рабочий контакт с членами группы, а общительность - это больше удовлетворение собственной потребности в общении и скорее является средством самовыражения. К коммуникативным качествам относятся коммуникабельность, умение мотивировать, вдохновлять, убеждать [3].
2. Системные навыки. Системные навыки - это навыки управленца, руководителя. Формальный лидер студенческой группы является базовым звеном институтского самоуправления, а само понятие «самоуправление» подразумевает использование его членами методов руководства и менеджмента. В этом ему помогут данные качества:
- видение (позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и показывать его членам группы);
- целеполагание (позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат);
- чувствительность к изменениям (способность улавливать изменения и точно реагировать на них);
- гибкость (позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно);
- целеустремленность, настойчивость (позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используя весь свой лидерский потенциал).
http://e-koncept.ru/2013/13562.htm
КОНТ ТЕПТ
Макаров А. В., Подлесный К. А. Исследование личностных качеств формального лидера студенческой группы // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 07. - ART 13562. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13562.htm. - Гос. per. Эл
v ■ ^ II LLU. / / С l\UI ILCUL.I U/Z.U1J/1JJUZ..MII
научно-лштооическии. электронный журнал № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120X
ART 13562 УДК 159.9.072.42
3. Внутренние качества - это те механизмы, которые формируют лидерство, это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствует себя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой, ему просто не поверят. В основе данной убежденности, как правило, лежат:
- уверенность в себе (определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер);
- дерзновенность (в отличие от состояния уверенности, позволяет не только чувствовать, но и действовать);
- проактивность (умение упреждать, создавать события);
- самообладание (включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые так или иначе связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций);
- внутренняя целостность (как совокупность всех представленных выше качеств в гармоничном соотношении друг с другом).
4. Качества, не соответствующие формальному лидеру. В эту категорию были
включены разнообразные черты, которые, по нашему мнению, не могут с положительной стороны характеризовать личность формального лидера студенческой группы: честолюбие, преобладание личных мотивов над
коллективными, некоммуникабельность, слабоволие, неразборчивость в средствах достижения цели и т. п.
Нами были составлены 26 вопросов анкеты закрытого типа (требующих ответов «да» и «нет»). Вопросы анкеты взаимосвязаны и частично перекрывают друг друга. Анкетирование проводилось на факультете психологии и социальной педагогики среди студентов первого и второго курсов.
Ниже приведем результаты анкетирования.
Таблица 1
Таблица исследования лидерских качеств студентов
1 к /рс
Уровень качества Низкий Средний Высокий
Коммуникативные О человек (0%) З человека (13,7%) 19 человек (86,3%)
Системные О человек (0%) З человека (13,7%) 19 человек (86,3%)
Внутренние О человек (0%) О человек (0%) 22 человека (100%)
Не соответствующие образу формального лидера 1З человек(59 %) 9 человек (41%) О человек (0%)
Таблица 2
Таблица исследования лидерских качеств студентов
2 к /рс
Уровень качества Низкий Средний Высокий
Коммуникативные З человека (9,4%) 11 человек (34,4%) 18 человек (56,2%)
Системные О человек (0%) 8 человек (25%) 24 человека (75 %)
Внутренние О человек (0%) 3 человека (9,4%) 29 человек (90,6%)
Не соответствующие образу формального лидера 24 человек (75%) 6 человек (18,7%) 2 человека (6,3%)
(V Q м
http://e-koncept.ru/2013/13562.htm
КОНТ TF.TTT
Макаров А. В., Подлесный К. А. Исследование личностных качество формального лидера студенческой группы // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 07. - ART 13562. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13562.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал
ART 13562 УДК 159.9.072.42
Большинство студентов первого и второго курса отмечают важность наличия у формального лидера коммуникативных, системных и внутренних качеств. Особенно ярко эта тенденция выражена у студентов первого курса (более 85%), считающих данные качества критерием успешной деятельности формального лидера.
Обрабатывая полученные результаты, мы пришли к выводу о существовании набора качеств, отличающих личность старосты студенческой группы от других студентов. В первую очередь, это касается внутренних качеств. Более 90% всех опрошенных считают эти качества формального лидера важными и связывают успешность деятельности старосты именно с его чертами характера (которыми, по сути, и являются внутренние качества). 86% студентов первого курса и 75% студентов второго курса подтверждают высокую значимость системных (управленческих) навыков формального лидера. О высокой значимости коммуникативных качеств отозвалось 86% студентов первого курса и 56% студентов второго курса.
В анкетах 75% студентов второго курса и 59% студентов первого курса зафиксирован низкий показатель значимости качеств, не соответствующих образу формального лидера.
Таким образом, действительно, существуют качества, определяющие успешность деятельности формального лидера студенческой группы. Но нам лишь удалось очертить общий круг качеств и навыков, которыми должен обладать староста студенческой группы. Для выяснения более конкретных условий реализации потенциала формального лидера (как в плане личностных качеств, навыков руководства, так и в других отношениях) требуются дополнительные исследования, что является перспективой дальнейших исследований.
Ссылки на источники
1. Белякова Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.
2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001. -318 с.
3. Вергилес Э. В. Теории лидерства. - М.: 2002. - 42 с.
Makarov Alexander,
candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of social pedagogics and psychology, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrog aleksandr-makarov-81 ©.mail.ru Podlesny Konstantin,
PhD student, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrog The study of personal qualities of the student’s group formal leader Abstract. Paper is devoted to the study of personal qualities formal leader of the student group. Based on the classification of the key qualities of a modern leader and a suitable model of charismatic leadership were identified criterial quality, suggesting the existence of which was conducted a written survey among students of 1st and 2nd year and the corresponding conclusions.
Keywords: leadership, students, formal leader, communication skills, system skills, internal quality.
ISSN 2304-120X
772304
120135
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
гм yj nj
977230412013519
http://e-koncept.ru/2013/13562.htm