Научная статья на тему 'Исследование курганов скифской эпохи в западном Алтае в 2014 г'

Исследование курганов скифской эпохи в западном Алтае в 2014 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование курганов скифской эпохи в западном Алтае в 2014 г»

Проведенные работы показывают, что, несмотря на достаточную изученность данного района в археологическом плане, на его территории все еще остаются «белые пятна». Следует отметить важность поиска новых памятников, что поможет не только дополнить археологическую карту Змеиногорского района, но и принять меры по охране, а также проведению спасательных аварийных работ на памятниках, так как некоторые из них, например поселение Усть-Колыванка-Ш, испытывают на себе разрушающее антропогенное и природное воздействие.

Библиографический список

Памятники истории и культуры юго-западных районов Алтайского края. Барнаул, 1996. 253 с.

П.к. дашковский

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

иccлEдовAниE курганов скифской эпохи

в западном АлтАЕ в 2014 г.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №14-31-01201,

«Погребально-поминальная обрядность кочевников Западного Алтая и Восточного Казахстана как источник для реконструкции этногенетических и социальных процессов в контексте культурно-исторической ситуации в Саяно-Алтайской горной провинции в древности и раннем средневековье»)

В полевой сезон 2014 г. Краснощековская археологическая экспедиция Алтайского государственного университета продолжила изучение могильников Инской дол и Чинета-П. Указанные памятники входят в состав Чинетинского археологического микрорайона, расположенного в окрестностях с. Чинета Краснощековского района Алтайского края [Дашковский, 2004; и др.].

На могильнике Чинета-П исследован курган №31, расположенный в центральной части долины в непосредственной близости к краю второй надпойменной террасы р. Иня. Он имел диаметр каменной насыпи с С на Ю - 15 м. Высота сооружения вместе со слоем земли достигала 0,85 м. Насыпь объекта сооружена преимущественно из средних по размеру камней в 2-4 слоя. По периметру кургана выявлены более крупные камни, чем в насыпи, которые образуют кольцевую выкладку - крепиду. Под насыпью кургана в центральной ее части зафиксирована могильная яма, которая была ориентирована длинной осью по линии СЗ-юВ и имела следующие размеры от уровня древнего горизонта 3,3х2,5х3,1 м. Вся могила до самого погребения была забутована камнями. На глубине 2,55-2,8 м вдоль северной стенки могильной ямы обнаружено сопроводительное захоронение лошади, которая была уложена на живот и ориентированной головой на восток. В районе ребер животного выяв-

лена костяная подпружная пряжка, в зубах - железные кольчатые удила, а на лбу - золотая круглая налобная бляха из фольги (рис. 1).

В могиле, вероятно, была сооружена деревянная рама, внутри которой выявлен очень плохой сохранности скелет человека. Погребение, возможно, было потревожено или носило вторичный характер. Во всяком случае, скелет лежит не полностью в анатомическом порядке. Судя по отдельным сохранившимся in situ костям скелета, умерший был уложен в скорченном положении на правый бок и ориентирован головой на восток. Из сопроводительного инвентаря у погребенного человека выявлены фрагменты золотой фольги, вероятно, от аппликаций, ритуальная пища (кости барана), железный нож, развал керамического сосуда (рис. 1). В районе основного развала керамического сосуда обнаружены частицы красного лака. Возможно, это была деревянная чашечка (?) покрытая красным лаком. Еще одно скопление фрагментов красного лака выявлено в 25 см к юго-западу от первого в районе костей скелета человека. В настоящее время фрагменты лака переданы на экспертизу в Государственный Эрмитаж.

Второй памятник, на котором проводились раскопки курганов скифской эпохи, - Инской дол [Дашковский, 2013; Дашковский, Мейкшан, 2014]. Он находится на той же речной террасе, что и некрополь Чинета-II, но в 400 м южнее первого. В прошедший полевой сезон исследовались курганы №10-11, которые расположены в южной части могильника Инской дол и образовывали микроцепочку из пяти объектов. Курганы №1011 являлись самыми южными в данной микроцепочке, которая вытянута в направлении север-юг. Диаметр кургана №10 достигал 6,75 м. Высота каменной насыпи, сложенной в 1-3 слоя из камней, достигала 0,5 м. Под насыпью зафиксирована могильная яма, которая ориентирована длинной осью по линии СЗ-ЮВ и имела следующие размеры 2,45х1,58х1,4 м. В могиле обнаружены фрагменты продольных и поперечных деревянные плах от рамы, внутри которых выявлено погребение человека, уложенного в скорченном положении на правом боку и ориентированного головой на восток. Из сопроводительного инвентаря обнаружены: развал керамического орнаментированного сосуда кувшинообразной формы, ритуальная пища (кости барана), восьмеркообразная золотая (?) серьга (рис. 2.-6), ожерелье из пяти костяных подвесок (рис. 2.-1-5).

Курган №11 располагался в 2,2 м к северу от кургана №10. Диаметр насыпи объекта, сложенной в 1-3 слоя из камней, достигал 7,75 м, а высота - 0,5 м. Под насыпью зафиксирована могила, которая была ориентирована длинной осью по линии СЗ-ЮВ и имела следующие размеры 2,9х2,05х2,48 м. На глубине 1,94-2,18 м внутри могилы выявлена остроконечная плита, которая перекрывала погребение. Длина плиты 1,5 м, максимальная ширина в восточной части 0,9 м. Противоположенная западная часть плиты имела сужение. Толщина плиты достигала 15-20 см. После снятия каменной плиты-перекрытия обнаружено погребение человека. Умерший был уложен в скорченном положении на

правом боку и ориентирован головой на восток. Из сопроводительного инвентаря обнаружены железный нож (рис. 2.-7), развал керамического орнаментированного сосуда кувшинообразной формы, а также ритуальная пища (кости барана).

Остановимся теперь на культурно-хронологической атрибутации исследованных курганов. Так, зафиксированные при раскопках кургана .№31 могильника Чинета-П особенности погребального обряда (положение умершего на правом боку, ориентация головой на восток, сопроводительное захоронение лошади вдоль северной стенки могилы), а также погребальный инвентарь, имеют устойчивые аналогии в ранее исследованных памятниках пазырыкской культуры как в Северо-Западном [Дашковский, 2014], так и в других районах Алтая [Кубарев, 1987, 1991, 1992; Кубарев, Шульга, 2007; Кирюшин, Степанова, Тишкин, 2003; и др.]. Указанные обстоятельства позволяют отнести курган №31 могильника Чинета-П к пазырыкской культуре Алтая и предварительно датировать вв. до н.э. Исследованные курганы №10-11 некрополя Инской дол также имеют определенные аналогии в памятниках пазырыкской культуры [Кубарев, 1987, 1991; и др.], в том числе исследованных в Северо-Западном Алтае

Рис. 2. Инвентарь из курганов №10-11 могильника Инской дол: 1-6 - курган №10; 7 - курган №11 (1-5 - кость; 6 - золото; 7 - железо)

[Дашковский, 2014]. Правда в данном случае отсутствует сопроводительные захоронения лошадей, хотя ранее в кургане №2 было обнаружено погребение человека с лошадью в одной могиле [Дашковский, Мейкшан, 2014]. Инвентарь из раскопанных курганов на могильнике Инской дол представлен крайне не многочисленными и не выразительными предметами. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невысоком социальном статусе погребенных. В целом, учитывая особенности погребального обряда и инвентаря, курганы №10-11 можно предварительно датировать ГУ-Ш вв. до н.э. Дальнейшее исследование курганов на могильниках Чинета-П и Инской дол будет способствовать изучению этнокультурных процессов в Южной Сибири в скифо-сакскую эпоху.

Библиографический список

Дашковский П.К. Чинетинский археологический микрорайон на Алтае: некоторые итоги и перспективы исследования // Археологические микрорайоны Северной Евразии. Омск, 2004. С. 34-37.

Дашковский П.К. Археологическая разведка в северо-западном Алтае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул, 2013. С. 128-133.

Дашковский П.К. Погребальные памятники кочевников скифо-сакского периода в Северо-Западном Алтае // Диалог культур Евразии в археологии Казахстана. Астана, 2014. С. 235-243.

Дашковский П.К., Мейкшан И.А. Исследование курганов скифского времени на могильнике Чинета-П и Инской дол // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2014. Вып. XX. С. 94-100.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул, 2003. 234 с.

Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987. 302 с.

Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991. 190 с.

Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992. 220 с.

Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул, 2007. 282 с.

А.м. илюшин

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Кемерово, Россия

новые материалы о местах проживания населения кузнецкой котловины в развитом средневековье

Полевые исследования по археологии развитого средневековья на территории Кузнецкой котловины привели к диспропорции источников по погребальным памятникам и местам проживания аборигенов. Не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.