УДК 902
Б01: 10.14258/пгеиг(2021)2-03 П. К. Дашковский
Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ КУРГАНА № 22 ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОГИЛЬНИКЕ ХАНКАРИНСКИЙ ДОЛ (АЛТАЙ)
Данная публикация вводит в научный оборот результаты исследования кургана ски-фо-сакского периода, раскопанного на могильнике Ханкаринский дол, который входит в состав Чинетинского археологического микрорайона в Северо-Западном Алтае. На основе анализа погребального обряда и инвентаря делается вывод, что курган относится к позднему этапу пазырыкской культуры и может быть предварительно датирован второй половиной 1У-Ш вв. до н.э. В рамках сравнительно-исторического подхода анализируются основные категории погребального инвентаря: бронзовое миниатюрное зеркало, железные кольчатые удила, нож, золотые серьги, деревянная гривна, обложенная золотой фольгой, аппликация, а также керамический кувшин. На основе анализа погребального обряда, том числе сопроводительного захоронения лошади, и особенностей сопроводительного инвентаря (наличие престижного статусного предмета — гривны) сделан вывод о социальном статусе женщины, погребенной в кургане № 22 могильника Ханкаринский дол.
Ключевые слова: пазырыкская культура, погребальный обряд, курган, артефакты, сопроводительное захоронение лошади, Алтай.
P. K. Dashkovskiy
Altai State University, Barnaul (Russia)
STUDY OF MOUND NO. 22 OF THE PAZYRYK CULTURE AT THE KHANKARINSKY DOL BURIAL GROUND (ALTAI)
This publication introduces the results of the study of the mound of the Scythian-Saka period, excavated at the Khankarinsky Dol burial ground, which is part of the Chinetinsky archaeological microdistrict in the North-Western Altai. Based on the analysis of the burial rite, inventory, it is concluded that the mound belongs to the late stage of the Pazyryk culture and can be tentatively dated to the second half of the IV-III centuries BC. Within the framework
of a comparative historical approach, the main categories of funeral equipment are analyzed: a bronze miniature mirror, iron ringed bits, a knife, gold earrings, a wooden hryvnia, overlaid with gold foil, applique, and a ceramic jug. Based on the analysis of the funeral rite, including the accompanying burial of a horse, and the features of the accompanying inventory (the presence of a prestigious status object of the hryvnia), a conclusion is made about the social status of the buried woman in the burial mound No. 22 of the Khankarinsky Dol burial ground.
Keywords: Pazyryk culture, burial rite, burial mound, artifacts, accompanying horse burial, Altai
Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected]
Dashkovskiy Petr Konstantinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Regional Studies of Russia, National and State-Confessional Relations, Altai State University, Barnaul (Russia). Contact address: [email protected]
Введение
На протяжении 20 лет Краснощековская археологическая экспедиция Алтайского государственного университета под руководством автора статьи проводит изучение разновременных памятников Чинетинского археологического микрорайона, расположенного в окрестностях с. Чинета Краснощековского района Алтайского края (Северо-Западный Алтай) (см. рис. 1-2). В пределах указанного микрорайона выявлены объекты от эпохи верхнего палеолита до средневековья включительно [Дашковский, 2017а]. Особое внимание в процессе экспедиционных исследований уделяется изучению погребений на могильнике Ханкаринский дол, которые относятся к скифо-сакской эпохе. Указанный некрополь зафиксирован в восточной части второй надпойменной террасы на левом берегу р. Ини (левый приток Чарыша) в 1-1,5 км к юго-востоку от с. Чинета. В настоящее время на могильнике исследовано более 30 объектов, которые относятся к скифо-сакскому периоду. Данная публикация посвящена итогам культурно-хронологической атрибутации артефактов из кургана № 22 могильника Ханкаринский дол.
Описание погребального обряда
Курган № 22 располагался в 31 м от кургана № 21 в южной части некрополя Ханка-ринский дол. На уровне современной поверхности курган первоначально никак не выделялся и был обнаружен в результате зондирования грунта металлическим щупом. В процессе исследования участка раскопа, где находился курган, были установлены его точные размеры. Насыпь сооружения имела диаметр с севера на юг — 10,5 м, а с запада на всток — 10 м (см. рис. 3-4). Высота насыпи кургана, сложенной из 1-2-х слоев камней, достигала 0,5 м. В центре насыпи зафиксирована западина, диаметром с севе-та на юг — 2,75 м, а с запада на всток — 3,5 м. Глубина западины до 0,15 м.
Рис. 1. Расположение могильника Ханкаринский дол
Рис. 2. Расположение могильников Ханкаринский дол, Инской дол и Чинета-И на левом берегу р. Иня в пределах Чинетинского археологического микрорайона
Рис. 4. План насыпи кургана № 22 могильника Ханкаринский дол
Рис. 5. Каменная кольцевая выкладка по периметру кургана № 22 могильника Ханкаринский дол после зачистки. Фото с севера
Рис. 6. План каменной кольцевой выкладки по периметру кургана № 22 могильника
Ханкаринский дол
Рис. 7. Погребение в кургане № 22 могильника Ханкаринский дол
о 30 см
Рис. 8. План погребения в кургане № 22 могильника Ханкаринский дол
Рис. 9. Инвентарь из кургана № 22 могильника Ханкаринский дол. 1 — золотая фольга от обкладки деревяной основы гривны. 2 — железные удила
По периметру кургана зафиксирована кольцевая выкладка — крепида из более крупных камней, чем насыпь (см. рис. 5-6). Диаметр крепиды составил с севера на юг 10,5 м, а с запада на восток — 10 м. Под каменной насыпью в центральной части внутрикурган-ной площадки выявлена могила, которая имела следующие размеры: 2,85x2,05x2,05 м. Глубины даны от уровня древнего горизонта. Ориентирована могила длинной осью по линии юг — север.
В процессе выборки заполнения могилы (см. рис. 7-8) в виде грунта и камней на глубине 1,9-2 м зафиксированы фрагменты деревянных продольных плах, уложенных в направлении северо-запад — юго-восток. Вероятно, отмеченные деревянные плахи являлись конструктивными элементами рамы (?). Ширина деревянных плах 0,1-0,3 м. Вся древесина очень плохой сохранности. Первоначально деревянная рама (?) имела длину 2,1 м и ширину 1,1 м. Внутри деревянной конструкции у северной стенки и в юго-восточном секторе на глубине 1,55 м обнаружены следы древесного тлена, вероятнее всего, от настила.
У южной стенки могилы на глубине 1,38-1,53 м обнаружен скелет женщины, которая была уложена в скорченном положении на правом боку и ориентирована головой на юго-восток (см. рис. 7-8). Под черепом обнаружена золотая серьга (см. рис. 11.-4),
пятно черной сажистой краски, вероятнее всего, от парика и головного убора. В районе шейных позвонков находилась деревянная гривна, обложенная золотой фольгой (см. рис. 9.-1), а также аппликация из такой же золотой фольги (см. рис. 11.-4). Вторая золотая серьга (см. рис. 11.-2) находилась на черепе женщины. В районе локтя правой руки обнаружено миниатюрное бронзовое зеркало с остатками кожаного ремешка (см. рис. 11.-3). Ближе к северной стенке рамы в районе средней ее части выявлена ритуальная «мясная пища» и железный нож (см. рис. 11.-1). Выше, в сверо-восточном углу рамы (?) на глубине 1,55 м обнаружен развал керамического сосуда-кувшина (рис. 10; 11.-6)
Рис. 10. Керамический кувшин из кургана № 22 могильника Ханкаринский дол
За северной стенкой деревянной рамы вдоль северной стенки могилы на глубине 1,45-165 м выявлено сопроводительное захоронение лошади (рис. 7-8). Животное первоначально было уложено на живот с подогнутыми ногами и ориентировано головой в том же направлении, что и человек — на юго-восток. Однако в последствии лошадь, очевидно, немного завалилась на правый бок и навалилась на деревянную раму. В зубах у животного обнаружены железные удила плохой сохранности (рис. 9.-2).
Рис. 11. Инвентарь из кургана № 22 могильника Ханкаринский дол. 1 — железный нож, 2 — аппликация из золотой фольги, 3 — бронзовое зеркало, 4-5 — золотые серьги,
6 — керамический кувшин
Датировка и культурная атрибутация
Особенности погребального обряда и инвентаря из кургана № 22 могильника Ханкаринский дол имеют многочисленные аналогии среди артефактов, обнаруженных при исследовании курганов пазырыкской культуры как в Северо-Западном (некрополи Инской дол, Чинета-П) [Дашковский; 2016а, б; 2017б; 2018; Дашковский, Ожиганов, 2018], так и других частях Алтая [Кубарев, 1987; 1991; 1992; Кубарев, Шульга, 2007; Ки-рюшин, Степанова, Тишкин, 2003; Кирюшин, Степанова, 2004]. Важным признаком, характеризующим погребальный обряд пазырыкской культуры Алтая, является сопроводительное захоронение лошади вдоль северной стенки могильной ямы, в которой похоронен человек. При этом животное ориентировано головой относительно сторон горизонта в том же направлении, что и умерший человек в могиле, а именно на восток или юго-восток. Другими признаками погребального обряда данной культуры является положение умершего в скорченной позе на правом боку с подогнутыми ногами и с ориентацией головой на восток (юго-восток).
Категории инвентаря их кургана № 22 могильника Ханкаринский дол имеют устойчивые аналоги среди материалов пазырыкской культуры Алтая [Кубарев, 1987, 1991, 1992; Кубарев, Шульга, 2007] в достаточно широком хронологическом диапазоне VIII вв. до н. э. Среди предметов из погребения подробнее можно остановиться на миниатюрном бронзовом зеркале (см. рис. 11.-3). Изделие имело диаметр 5 см. При этом зеркало было не совсем круглой, а слегка подтреугольной формы. С одного края расположено отверстие диаметром 0,3 см. Согласно классификации Ю. Ф. Кирюшина и Н. Ф. Степановой [2004: 9-80, рис. 38.-15-16] такого типа зеркала можно отнести к односоставным бронзовым зеркалам, у которых нет ручек. При этом данного типа изделия имеют некруглую форму. С одного края у такого типа зеркал имеются от одного до четырех отверстий, которые использовались для крепления к кожаному или меховому футляру, а также для продевания ремешка, заменяющего ручку [Суразаков, 1988: 77, рис. 35.-12, 14; Кирюшин, Степанова, 2004: 80, рис. 38.-11, 16]. Следует отметить, что более распространены круглые по форме зеркала с одним или четырьмя отверстиями с одного края, чем аналогичные изделия некруглой формы. В то же время близкого типа зеркало экземпляру из кургана № 22 могильника Ханкаринский дол обнаружен в кургане № 15 могильника Дялян [Кирюшин, Степанова, 2004: 80, рис. 38.-15]. Вероятно, аналогичной формы зеркало обнаружено и в кургане № 12 могильника Бураты-IV [Кубарев, Кочеев, 1983; Суразаков, 1988: 212, рис. 47.-12]. При этом ученые отмечают, что дисковидные зеркала без отверстия или с одним отверстием появились с середины I тыс. до н.э., а изделия с 3-4 отверстиями стали распространяться несколько позднее — с IV в. до н. э. Такого типа зеркала существовали в Горном Алтае до III в. до н.э. включительно. За пределами Алтая аналогичные изделия встречены в Туве и Казахстане в памятниках скифо-сакского периода [Суразаков, 1988: 79; Акишев, Кушаев, 1963, табл. XI: 36; Грач 1983]. Вероятнее всего, зеркало из кургана № 22 могильника Ханкаринский дол относится к завершающему этапу пазырыкской культуры.
Железные двухсоставные с однокольчатым окончанием звеньев удила, обнаруженные в кургане № 22 могильника Ханкаринский дол (рис. 9.-2), функционировали фактически на всем протяжении существования пазырыкской культуры. Аналогичное широкое хронологическое бытование артефактов наблюдается и в отношении керамического кувшина (рис. 10; 11.-6), а также прямого пластинчатого железного ножа без выделенной ручки с округлым навершием (рис. 11.-1). Возможно, что у ножа в навершии было отверстие, но данное изделие сильно коррозировано. Две восьмеркообразных серьги (рис. 11.-4-5), возможно, были изготовлены из золотой проволоки. Указанные категории вещей имеют аналоги в различных памятниках пазырыкской культуры, поскольку носили массовый характер [Кубарев, 1987; 1991; 1992; Кирюшин, Степанова, 2004: 28-41, 70-74; Кубарев, Шульга, 2007]. Все указанные категории вещей датируются преимущественно в пределах V-III вв. до н. э.
Еще один предмет из комплекта погребального инвентаря — гривна (рис. 9.-1). Изделие представляло собой деревянное основание, которое было покрыто фольгой. Диаметр гривны — 12,7 см, толщина — 0,6 м. Важно обратить внимание, что основа гривны у «пазыыркцев» могла изготавливаться преимущественно из бронзы, железа, а после этого покрываться золотой фольгой. В то же время известны и гривны с деревянным
основанием, также покрытые золотой фольгой. В курганах могильника Ханкаринский дол обнаружено восемь гривен. При этом в настоящее время гривен известно в курганах скифского времени около 60 экземпляров, в том числе двадцать металлических [Степанова, 2001: 90; Кубарев, 2005]. Если учесть, что в Горном Алтае раскопано более 600 погребений пазырыкского периода, то в количественном отношении погребения с находками гривен составляют меньше 10%. Металлические гривны встречаются примерно в менее 3% погребений кочевников. В то же время на могильнике Ханкаринский дол таких погребений около 28% [Дашковский, 2020]. При этом гривны обнаружены как в мужских, так и женских погребениях указанного некрополя. Такая особенность, в совокупности с другими показателями погребального обряда (топографическое и планиграфическое расположение могильника в пределах Чинетинского микрорайона, высокий процент сопроводительных захоронений лошадей, находки головных уборов и др.) свидетельствует о том, что кочевники, погребенные в курганах на могильнике Ханкаринский дол, в том числе в кургане № 22, занимали достаточно высокое социальное положение по отношению к остальному населению, проживавшему в ски-фо-сакский период в бассейне Ини.
Заключение
Анализ погребального обряда и инвентаря из кургана № 22 могильника Ханка-ринский дол в рамках проведенного исследования дает основание отнести исследованный объект к памятникам пазырыкской культуры. На основе имеющихся аналогий рассматриваемый курган может предварительно датироваться второй половиной IV-III вв. до н. э. Важно обратить внимание на то, что в данном погребении женщины обнаружено сопроводительное захоронение лошади, что является дополнительным социальным маркером. Кроме того, наличие деревянной гривны, обложенной золотой фольгой, также дополнительно подчеркивает определенный социальный статус погребенной женщины, отличный в определенной степени от рядовых соплеменников.
Благодарность
Статья подготовлена в рамках реализации грантов Российского фонда фундаментальных исследований № 19-49-220002 и № 19-59-44002.
The article was prepared within the framework of the grantbi of the Russian Foundation for Basic Research No. № 19-49-220002 and No. 19-59-44002.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Акишев К. А., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или // Алма-Ата : Наука КазССР, 1963. 298 с.
Грач А. Д. Историко-культурная общность раннескифского врмени в Центральной Азии // АСГЭ. 1983. Вып. 29. С. 30-35.
Дашковский П. К. Могильник пазырыкской культуры Ханкаринский дол на Алтае: характеристика погребального обряда и основные направления междисциплинарных
исследований // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016а. Вып. IX. С. 42-66.
Дашковский П. К. Новые результаты исследований курганов скифского времени на могильнике Инской дол // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016б. Вып. XII. С. 82-85.
Дашковский П. К. Исследования Краснощековской археологической экспедиции на Алтае в 2001-2016 гг. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017а. Вып. XIII. С. 83-87.
Дашковский П. К. Результаты изучения погребального обряда кочевников Северо-Западного Алтая скифской эпохи (по материалам могильника Чинета-П) // Труды V (XXI) Всероссийского археологического съезда в Барнауле — Белокурихе. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017б. С. 112-116.
Дашковский П. К. Радиоуглеродное и археологическое датирование погребения скифского времени на могильнике Чинета-П (Алтай) // Народы и религии Евразии. 2018. № 2 (15). С. 9-23.
Дашковский П. К. Исследование кургана раннего этапа пазырыкской культуры на могильнике Ханкаринский дол в Северо-Западном Алтае: хронология и атрибутация артефактов // Археология, этнография и антропология Евразии. 2020. № 1 (48). С. 91-100.
Дашковский П. К., Ожиганов А. Н. Завершение раскопок курганов скифской эпохи на могильнике Инской дол // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2018. Вып. XXIV. С. 83-88.
Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. 234 с.
Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. 292 с.
Кубарев В. Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск : Наука, 1987. 302 с.
Кубарев В. Д. Курганы Юстыда. Новосибирск : Наука, 1991. 190 с.
Кубарев В. Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск : Наука, 1992. 220 с.
Кубарев В. Д. Диадемы и гривны из курганов Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 1 (21). С. 55-69.
Кубарев В. Д., Кочеев В. А. Курганы урочища Бураты // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1988 годах. Горно-Алтайск : ГАНИИИЯЛ, 1983. С. 90-108.
Кубарев В. Д., Шульга П. И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. 282 с.
Степанова Н. Ф. Гривны из погребений скифского времени Горного Алтая // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. № 7. Горно-Алтайск, 2001. С. 89-94.
Суразаков А. С. Горный Алтай и его северные предгорья в эпоху раннего железа. Проблемы хронологии и культурного разграничения. Горно-Алтайск : ГАНИИЯЛ, 1988. 165 с. 49 илл.
REFERENCES
Akishev K. A., Kushaev G. A. Drevnyaya kul'tura sakov i usunej doliny' reki Ili [Ancient culture of Saks and Usuns of the Ili River valley]. Alma-Ata: Nauka KazSSR, 1963. 298 s. (in Russian).
Grach A. D. Istoriko-kul'turnaya obshhnost' ranneskifskogo vremeni v Central'noj Azii [Istoriko-kulturnaya obshchestvo ranneskifskogo vrmeni v Tsentral'noi Azii]. Arxeologicheskie soobshheniya Gosudarstvennogo E'rmitazha [Archaeological Reports of the State Hermitage Museum]. 1983. V. 29. S. 30-35 (in Russian).
Dashkovskiy P. K. Mogil'nik pazy'ry'kskoj kul'tury' Xankarinskij dol na Altae: xarakteristika pogrebal'nogo obryada i osnovny'e napravleniya mezhdisciplinarny'x issledovanij [The burial ground of the Pazyryk culture, Khankarinsky Dol in the Altai: characteristics of the funeral rite and the main directions of interdisciplinary research]. Mirovozzrenie naseleniya Yuzhnoj Sibiri i Central'noj Azii v istoricheskoj retrospective [The worldview of the population of Southern Siberia and Central Asia in historical retrospect]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2016a. V. IX. S. 42-66 (in Russian).
Dashkovskiy P. K. Novy'e rezul'taty' issledovanij kurganov skifskogo vremeni na mogil'nike Inskoj dol [New results of research on the burial mounds of the Scythian period at the Inskoi Dol burial ground] Soxranenie i izuchenie kuVturnogo naslediya Altajskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai Territory]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2016b. Vy'p. XII. S. 82-85 (in Russian).
Dashkovskiy P. K. Issledovaniya Krasnoshhekovskoj arxeologicheskoj e'kspedicii na Altae v 2001-2016 gg. [Studies of the Krasnoshchekovskaya archaeological expedition in the Altai in 2001-2016]. Soxranenie i izuchenie kuVturnogo naslediya Altajskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai Territory]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2017a. Vy'p. XIII. S. 83-87 (in Russian).
Dashkovskiy P. K. Rezul'taty' izucheniya pogrebal'nogo obryada kochevnikov Severo-Zapadnogo Altaya skifskoj e'poxi (po materialam mogil' nika Chineta-II) [Results of the study of the funeral rite of the nomads of the North-Western Altai of the Scythian era (based on the materials of the Chineta-II burial ground)]. Trudy' V (XXI) Vserossijskogo arxeologicheskogo s^ezda v Barnaule — Belokurixe [Trudy V (XXI) All-Russian Archaeological Congress in Barnaul-Belokurikha]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2017b. S. 112-116 (in Russian).
Dashkovskiy P. K. Radiouglerodnoe i arxeologicheskoe datirovanie pogrebeniya skifskogo vremeni na mogil'nike Chineta-II (Altaj) [Radiocarbon and archaeological dating of the burial of the Scythian time at the Chineta-II burial ground (Altai)]. Narody' i religii Evrazii [Nations and Religions of Eurasia]. 2018. № 2 (15). S. 9-23 (in Russian).
Dashkovskiy P. K. Issledovanie kurgana rannego e'tapa pazy'ry'kskoj kul'tury' na mogil'nike Xankarinskij dol v Severo-Zapadnom Altae: xronologiya i atributaciya artefaktov [Investigation of the mound of the early stage of the Pazyryk culture at the Khankarinsky Dol burial ground in the North-Western Altai: chronology and attribution of artifacts]. Arxeologiya, e'tnografiya i antropologiya Evrazii [Archeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia]. 2020. № 1 (48). S. 91-100 (in Russian).
Dashkovskiy P. K., Ozhiganov A. N. Zavershenie raskopok kurganov skifskoj e'poxi na mogil'nike Inskoj dol [Completion of excavations of the mounds of the Scythian era on the
burial ground of the Inskaya dol]. Soxranenie i izuchenie kuVturnogo naslediya Altajskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai Territory]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2018. Vy> XXIV. S. 83-88 (in Russian).
Kiryushin Yu. F., Stepanova N. F., Tishkin A. A. Skifskaya e'poxa Gornogo Altaya [The Scythian Epoch of the Altai Mountains]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2003. Ch. II: PogrebaFno-pominaFny'e kompleksy' pazy'ry'kskoj kuFtury' [Funeral and memorial complexes of the Pazyryk culture]. 234 s. (in Russian).
Kiryushin Yu. F., Stepanova N. F. Skifskaya e'poxa Gornogo Altaya [The Scythian Epoch of the Altai Mountains]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2004. Ch. III: PogrebaFny'e kompleksy' skifskogo vremeni Srednej Katuni [Burial complexes of the Scythian time of the Middle Katun]. 292 s. (in Russian).
Kubarev V. D. Kurgany' Ulandry'ka [Kurgans of Ulandryk]. Novosibirsk: Nauka, 1987. 302 s. (in Russian).
Kubarev V. D. Kurgany' Yusty'da [Kurgans of Yustyda]. Novosibirsk: Nauka, 1991. 190 s. (in Russian).
Kubarev V. D. Kurgany' Sajlyugema [Barrows of Sailugem]. Novosibirsk: Nauka, 1992. 220 s. (in Russian).
Kubarev V. D. Diademy' i grivny' iz kurganov Altaya [Diadems and grivnas from Altai mounds]. Arxeologiya, e'tnografiya i antropologiya Evrazii [Archeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia]. 2005. № 1 (21). S. 55-69 (in Russian).
Kubarev V. D., Kocheev V. A. Kurgany' urochishha Buraty' [Kurgans of the Buraty tract]. Arxeologicheskie issledovaniya v Gornom Altae v 1980-1988 godax [Archaeological research in the Altai Mountains in 1980-1988]. Gorno-Altajsk: GANIIIYaL, 1983. S. 90-108 (in Russian).
Kubarev V. D., ShuFga P. I. Pazy'ry'kskaya kuFtura (kurgany' Chui i Ursula) [Pazyryk culture (Chui and Ursula mounds)]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2007. 282 s.
Stepanova N. F. Grivny' iz pogrebenij skifskogo vremeni Gornogo Altaya [Hryvnia from the burials of the Scythian time of the Altai Mountains]. Drevnosti Altaya. Izvestiya laboratorii arxeologii [Antiquities of Altai. Proceedings of the Laboratory of Archeology]. Gorno-Altajsk, 2001. № 7. S. 89-94 (in Russian).
Surazakov A. S. Gorny'j Altaj i ego severny'e predgor'ya v e'poxu rannego zheleza. Problemy' xronologii i kuFturnogo razgranicheniya [Gorny Altai and its Northern foothills in the Early Iron Age. Problems of chronology and cultural differentiation]. Gorno-Altajsk: GANIIYaL, 1988. 165 s. 49 ill. (in Russian).
Статья поступила в редакцию 15.01.2021.
Принята к публикации 03.04.2021.
Цитирование статьи:
Дашковский П. К. Исследование кургана № 22 пазырыкской культуры на могильнике Ханкаринский дол (Алтай) // Народы и религии Евразии. 2021. № 2 (27). С. 40-53. Citation:
Dashkovskiy P. К. Study of mound no. 22 of the pazyryk culture at the Khankarinsky dol burial ground (Altai). Nations and religions of Eurasia. 2021. № 2 (27). Pр. 40-53.