Научная статья на тему 'Исследование крестовин железнодорожных стрелочных переводов производства Новосибирского завода и Новокузнецкого металлургического комбината после эксплуатации на ВСЖД'

Исследование крестовин железнодорожных стрелочных переводов производства Новосибирского завода и Новокузнецкого металлургического комбината после эксплуатации на ВСЖД Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗНОС / КРЕСТОВИНА / ПУТЬ / ДЕФЕКТ / DEFECT / ВЫСОКОМАРГАНЦЕВАЯ СТАЛЬ / HIGH-MANGANESE STEEL / BREAKUP / CROSS-PIECES / RAILWAY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Черняк Саул Самуилович, Поздеев Владимир Николаевич, Тужилина Лариса Викторовна, Ивакин Валентин Леонидович, Мусихин Алексей Михайлович

Представлены результаты исследований железнодорожных крестовин стрелочных переводов. Приведены результаты испытаний крестовин производства Новосибирского стрелочного завода и Новокузнецкого металлургического комбината.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Черняк Саул Самуилович, Поздеев Владимир Николаевич, Тужилина Лариса Викторовна, Ивакин Валентин Леонидович, Мусихин Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CROSS-PIECES OF THE RAILWAY TRACK SWITCHES MANUFACTURED ON THE NOVOSIBIRSK FACTORY AND NOVOKUZNETSK METALLURGICAL COMBINE AFTER OPERATION ON EAST-SIBERIAN RAILWAY

In the paper the results of researches of switches track railway cross-pieces are presented. The results of tests of cross-pieces manufactured on the Novosibirsk switches factory and Novokuznetsk metallurgical combine are shown.

Текст научной работы на тему «Исследование крестовин железнодорожных стрелочных переводов производства Новосибирского завода и Новокузнецкого металлургического комбината после эксплуатации на ВСЖД»

УДК 669 Черняк Саул Самуилович,

д. т. н., профессор, кафедра «Технология ремонта транспортных средств и материаловедения» (ТРТСиМ),

Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 8(3952)29-72-66

Поздеев Владимир Николаевич,

к. т. н., профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 8(3952)42-68-87

Тужилина Лариса Викторовна,

к. т. н., доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 8(3952)59-94-22

Ивакин Валентин Леонидович, директор испытательного центра ООО «Промтест», тел. 8(3952)29-74-50

Мусихин Алексей Михайлович,

аспирант кафедры ТРТСиМ, Иркутский государственный университет путей сообщения,

тел. 8(950)140-54-89, e-mail: lexsiy@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕСТОВИН ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ ПРОИЗВОДСТВА НОВОСИБИРСКОГО ЗАВОДА И НОВОКУЗНЕЦКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМБИНАТА ПОСЛЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ВСЖД

S.S. Chernyak, КТ. Pozdeev, L. V. Tujilina, V.L. Ivakin, A.M. Musikhin

ANALYSIS OF THE CROSS-PIECES OF THE RAILWAY TRACK SWITCHES MANUFACTURED ON THE NOVOSIBIRSK FACTORY AND NOVOKUZNETSK METALLURGICAL COMBINE AFTER OPERATION ON EAST-SIBERIAN RAILWAY

Аннотация. Представлены результаты исследований железнодорожных крестовин стрелочных переводов. Приведены результаты испытаний крестовин производства Новосибирского стрелочного завода и Новокузнецкого металлургического комбината.

Ключевые слова: износ, крестовина, путь, дефект, высокомарганцевая сталь.

Abstract. In the paper the results of researches of switches track railway cross-pieces are presented. The results of tests of cross-pieces manufactured on the Novosibirsk switches factory and Novokuznetsk metallurgical combine are shown.

Keywords: breakup, cross-pieces, railway, defect, high-manganese steel.

Известно, что наиболее сложным элементом стрелочного перевода является крестовина. В процессе эксплуатации крестовина подвергается большим нагрузкам от воздействия подвижного состава и особенно от тяжеловесных поездов грузового движения. Это приводит к образованию дефектов, создающих угрозу безопасности движения.

Исследовали комплекс свойств крестовин после эксплуатации на участке ВСЖД «Иркутск -Слюдянка». Срок эксплуатации крестовины Ново-

сибирского завода 26 месяцев, Новокузнецкого комбината - 13 месяцев.

Крестовина Новосибирского стрелочного завода была в эксплуатации 26 месяцев и изъята в связи с выкрашиванием литой части усовиков в зоне примыкания по линии крестовины. Крестовина Новокузнецкого металлургического комбината была в эксплуатации 13 месяцев и изъята в связи с выкрашиванием по поверхности катания литой части усовиков и сердечников в зоне перекатывания.

Химический состав и механические свойства приведены в табл. 1-2.

Химический состав изучаемых крестовин находится в пределах стандарта. Следует отметить, что содержание фосфора в одной крестовине 0,025 % (Новосибирск) и 0,045 % в другой (Новокузнецк). Остаточное содержание хрома, никеля, меди в стандарте не указано.

Механические свойства исследуемых крестовин отличаются несколько пониженными показателями предела прочности (оВ) по сравнению со стандартом. Ударная вязкость (КСи) в крестовине стрелочного перевода производства Новокузнецкого металлургического комбината ниже и составляет 9 Дж/см2.

Т а б л и ц а 1

Химический состав крестовин стрелочных переводов различного производства_

Производитель Химический состав, %

С 81 Мп Р 8 Сг N1 Си Т1

Новосибирский завод стрелочных переводов 1,22 0,58 13,76 0,025 0,006 0,12 0,09 0,15 -

Новокузнецкий металлургический комбинат 1,15 0,32 11,98 0,045 0,005 0,21 0,09 0,13 следы

Межгосударственный стандарт «Крестовина железнодорожная» ГОСТ 7370 1,6 -1,30 0,30 -0,90 11,50 -16,50 0,09 0,02 - - - -

Т а б л и ц а 2

Механические свойства крестовин стрелочных переводов различного производства_

Производитель Механические свойства

оВ, МПа о0 2, МПа 5, % V, % КСи, Дж/см2 НВ

Новосибирский завод стрелочных переводов 713 390 28,0 22,0 20,3 265

Новокузнецкий металлургический комбинат 755 506 23,3 27,7 9,0 285

Межгосударственный стандарт «Крестовина железнодорожная» ГОСТ 7370 > 833 > 353 25-30 22-27 20-25 -

Металлографическое исследование показало наличие неметаллических включений баллом 3, структура металла аустенит с величиной зерна балл 1, рыхлые границы зерен стрелочного перевода производства Новосибирского стрелочного завода (рис. 1). Для стрелочного перевода производства Новокузнецкого металлургического комбината показаны неметаллические включения баллом 3, структура металла аустенит с величиной зерна балл 2 (рис. 2).

Восточно-Сибирская железная дорога и особенно участок «Иркутск - Слюдянка» характеризуется сложным планом и профилем пути, боль-

шими суточными и годовыми амплитудами температур, сложными инженерно-геологическими условиями земляного полотна и искусственных сооружений. На участке «Иркутск - Слюдянка» протяженность кривых участков составляет 45,2 % от развернутой длины пути, кривые малого радиуса (500 м и менее) составляют 25,4 %.

Низкую эксплуатационную стойкость исследуемых крестовин следует объяснить сложными условиями эксплуатации, которые привели к образованию дефектов. Это проявилось на крестовине стрелочного перевода производства Новокузнецкого металлургического комбината с пони-

Рис. 1. Структура крестовины Новосибирского стрелочного завода со следами линий скольжения в результате динамической нагрузки (аустенит балл зерна 1). Увеличение х100

Рис. 2. Структура крестовины Новокузнецкого металлургического комбината со следами линий скольжения в результате динамической нагрузки (аустенит балл зерна 2). Увеличение х100

женной ударной вязкостью и повышенным содер- 3. Щеглова А. Б. Рельсы для скоростного движе-

жанием фосфора по сравнению с крестовиной производства Новосибирского стрелочного завода.

В результате проведенного анализа установлено, что крестовина производства Новосибирского стрелочного завода характеризуется повышенной эксплуатационной стойкостью по сравнению с крестовиной Новокузнецкого металлургического комбината.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Заключения испытательного центра ООО «Промтест» ИЗТМ. Иркутск, 2012.

2. Дементьев В. П, Черняк С. С. Рельсы Р65К повышенной износостойкости. Металловеды. Т. 2. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2009. 648 с.

ния. Металловеды. Т. 2. Иркутск : Изд-во Ир-ГУПС, 2009. 648 с.

4. Корчагин А. П., Солодов Г. С. Исследование причин разрушения деталей подвижного состава. Металловеды. Т. 2. Иркутск : Изд-во Ир-ГУПС, 2009. 648 с.

5. Черняк С. С. Проблемы повышения эксплуатационной стойкости стали. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2007. 345 с.

6. Агрызков Л. Е., Ивакин В. Л., Мусихин А. М., Черняк С. С. Структура и механические свойства низкофосфорной высокомарганцевой стали // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2012. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.