Научная статья на тему 'Исследование коррозионного влияния противогололедных реагентов на металл для производства автомобильных дисков'

Исследование коррозионного влияния противогололедных реагентов на металл для производства автомобильных дисков Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
438
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ РЕАГЕНТЫ / ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ / ANTI-CORROSION PROTECTION / ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ СЛОЙ / GALVANIC LAYER / ЗАЩИТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИСКОВ / WHEEL DISK PROTECTION / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИСКИ / ICE-MELTING SUBSTANCES / CORROSION / WHEEL DISKS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Антропова Ирина Александровна, Боржкова Елизавета Михайловна, Меньшиков Владимир Викторович

В работе было исследовано влияние противогололедных реагентов на автомобильные диски. В результате эксперемента для снижения влияния внешних агрессивных факторов на металл из которого производят автомобильные диски было нанесено гальваническое покрытие. Выявлено, что наиболее эффективно нанесение дополнительного гальванического слоя на кованые и штампованные диски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Антропова Ирина Александровна, Боржкова Елизавета Михайловна, Меньшиков Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORROSION RESEARCH ON IMPACT OF ICE-MELTING SUBSTANCES ON WHEEL DISKS

The paper has the objective to describe a problem of interaction between wheel discs and ice-melting substances and, as a result, a corrosion of wheel discs. To reduce an impact on wheels, their surface was covered by a supplementary galvanic layer. This layer serves the most effectively on forged and alloy wheels.

Текст научной работы на тему «Исследование коррозионного влияния противогололедных реагентов на металл для производства автомобильных дисков»

УДК 621.357.7:620.197

И. А. Антропова, Е.М. Боржкова, В.В.Меньшиков*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, дом 9 * e-mail: vm [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРОЗИОННОГО ВЛИЯНИЯ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РЕАГЕНТОВ НА МЕТАЛЛ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИСКОВ

Аннотация

В работе было исследовано влияние противогололедных реагентов на автомобильные диски. В результате эксперемента для снижения влияния внешних агрессивных факторов на металл из которого производят автомобильные диски было нанесено гальваническое покрытие. Выявлено, что наиболее эффективно нанесение дополнительного гальванического слоя на кованые и штампованные диски.

Ключевые слова: противогололедные реагенты, автомобильных дисков, автомобильные диски.

С выпадением снега и наступлением холодов появление гололеда является серьезной проблемой для московских дорожных служб. Последние годы для борьбы с этой проблемой используют противогололедные реагенты (ПГР) различных видов. ПГР решают проблему обледенения дорог, но с их использованием появляется другая: они являются агрессивной средой. Из-за использования ПГР на территории Москвы и ближайшего Подмосковья наибольший урон наносится автомобилям. В основном наибольший вред причиняется колесным дискам.

Существует три основных вида

противогололедных реагентов: химические, комбинированные и фрикционные. К химическим относится 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ); хлорид натрия; хлорид магния; хлорид калия; нитраты кальция, калия, магния. К фрикционным - гранитная и мраморная крошки; шлак; щебень; песочно-гравийная смесь. К комбинированным - материалы, обладающие химическими и фрикционными свойствами, в которых количество соли (чаще всего КаС1) по отношению к фрикционному материалу составляет не менее 5 %.

У каждых видов есть свои достоинства и недостатки: основными критериями в выборе ПГР являются: рабочий диапазон температур, плавящая способность, стоимость, влияние на окружающую среду. С учетом всех этих критериев самыми лучшими ПГР являются смесь хлорида кальция с хлоридом натрия и раствор хлористого кальция модифицированного.

Автомобильные диски делятся на штампованные (сделаны из стали), литые (обычно из алюминиевого сплава) и кованые (чаще всего стальные).

защита от коррозии, гальванический слой, защита

Для снижения влияния внешних факторов и получения привлекательного вида на автомобильные диски наносят покрытия. Они подразделяются на акриловые лаки, порошковые и гальванические покрытия. Самыми надежными покрытиями с точки зрения защиты от коррозии являются гальванические; из них наиболее часто применяемые для стали -цинковые, для алюминия - оксидные. Из этого следует, что испытания будут проводиться на стали и алюминиевом сплаве, как с покрытием, так и без, в среде химических жидких и твердых ПГР.

Испытания проводились для определения влияния двух наиболее используемых на дорогах противогололедных реагентов на основные виды автомобильных дисков: стальных штампованных и кованый и алюминиевыевых литых. Сущность метода, по которому проводились испытания, заключалась в оценке агрессивного воздействия противогололедного материала на металл. Испытания проводились по ГОСТ 9.905-82.

Из проведенного исследования следует, что в 5%-ом растворе ХКМ-ВС с использованием защитного гальванического слоя на автомобильные диски из алюминия скорость коррозии в среднем уменьшается на 100 г/м2^год, а для дисков из стали - на 1500 г/м2^год; и в 5%-ом растворе МРК твердого для алюминиевых дисков - на 70 5%-ом растворе, а для стальных - на 1220 г/м2^год.

Все пластины до (рис. 1.) и после (рис. 2. и рис 3) испытаний были сняты на электронном микроскопе, где можно увидеть изменения в структуре пластин.

В результате данных исследований было выявлено, что раствор противогололедных реагентов являются сильной агрессивной средой для автомобильных дисков; причем наиболее сильной агрессивной средой является 5%-ый раствор МРК

твердого по сравнению с 5%-ым раствором ХКМ-ВС, на 50 г/м2^год, а для стали, оцинкованной и нет, в его массовый показатель коррозии выше для среднем около 500 г/м2^год. алюминия как оксидированного, так и нет, в среднем

б

мяпга Ляв®

Ыь11 " ^^

мшш

Рис.1. Изображение пластин под микроскопом до проведения коррозионных испытаний: а - алюминий без покрытия, б - оксидированный алюминий, в - сталь без покрытия, г - сталь с цинковым покрытием.

шщ

Ж

аре? »V..-«;

Л-

1

"Л.*,

Рис. 2. Изображение пластин под микроскопом после проведения коррозионных испытаний в растворе ХКМ-ВС 5%: а -алюминий без покрытия, б - оксидированный алюминий, в - сталь без покрытия, г - сталь с цинковым покрытием

в

г

б

а

в

г

Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 2

а б

Ж te

*

m

Рис. 3. Изображение пластин под микроскопом после проведения коррозионных испытаний в 5%-ом растворе МРК твердого: а - алюминий без покрытия, б - оксидированный алюминий, в - сталь без покрытия, г - сталь с цинковым

покрытием.

Металлы, покрытые защитным слоем, корродируют меньше, чем металлы без защитного слоя. Эта разница сильно видна на стальных пластинах. Пластины из стали, как с покрытием, так и без, наиболее сильно подергаются агрессивной среде всех противогололедных реагентов, участвующих в

испытании, по сравнению с пластинами из алюминия, как с покрытием, так и без. Значит штампованные и кованые автомобильные диски, сделанные из стали, подвергаются большему влиянию противогололедных реагентов, чем литые алюминиевые диски.

в

г

Антропова Ирина Александровна студентка 4-го курса, кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Боржкова Елизавета Михайловна студентка 4-го курса, кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Меньшиков Владимир Викторович д.т.н., профессор кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Еремина И.Д., Григорьев А.В. Кислотность и химический состав снежного покрова в Москве и Подмосковье за период 1999-2006 гг. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 5, геогр. - 2010. - № 3. - С. 56-60.

2. Аржанухина С.П. Сравнительные демонстрационные испытания противогололедных материалов на основе хлоридов/ С.П. Аржанухина // Строительные материалы. - 2009. - № 5. - С. 14 - 15.

3. В.С. Красноруцкий, И.А. Петельгузов. Методика коррозионных испытаний для противогололедных реагентов. 2012. Москва.

Antropova Irina Aleksandrovna, Borzhkova ElizavetaMikhailovna, Menshikov Vladimir Victorovich* D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: vm [email protected]

CORROSION RESEARCH ON IMPACT OF ICE-MELTING SUBSTANCES ON WHEEL DISKS

Abstract

The paper has the objective to describe a problem of interaction between wheel discs and ice-melting substances and, as a result, a corrosion of wheel discs. To reduce an impact on wheels, their surface was covered by a supplementary galvanic layer. This layer serves the most effectively on forged and alloy wheels.

Key words: ice-melting substances, corrosion, anti-corrosion protection, galvanic layer, wheel disk protection, wheel disks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.