Научная статья на тему 'Исследование контурных режимов двухкоординатных систем воспроизведения программного движения'

Исследование контурных режимов двухкоординатных систем воспроизведения программного движения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ЧИСЛОВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ДИНАМИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ / МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ / ДИНАМИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ / ПРОГРАММНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Беляева Нина Ивановна, Курмашев Арон Даутханович

Решена задача повышения точности контурных режимов металлорежущего оборудования. Разработана структура системы воспроизведения программного движения с использованием функционального метода синтеза. Осуществлено моделирование систем с различными алгоритмами управления при идентичных параметрах приводов подачи, параметрических и координатных возмущениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Беляева Нина Ивановна, Курмашев Арон Даутханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of improving the accuracy contour modes of metal-cutting equipment is solved. The structure of the playback program motion was developed, using the functional method of synthesis. Simulation of systems with different control algorithms was realized under identical parameters of feed drives, coordinate and parametric perturbations.

Текст научной работы на тему «Исследование контурных режимов двухкоординатных систем воспроизведения программного движения»

список литературы

1. The DMS Software Reengineering Toolkit [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.semde-signs.com/Products/DMS/DMSToolkit.html

2. Sigasi HDT [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sigisi.com

3. Xilinx TMRTool [Электронный ресурс] / Режим доступа: http ://www. xilinx .com/ise/optional_prod/tmr-tool.htm

4. Mentor Graphics Precision Rad-Tolerant [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mentor. com/precision

5. Bhaduri, Debayan. An Automated Reliability Enhancement Tool for Defect-Tolerance [Электронный ресурс] / Debayan Bhaduri, Deepak A. Mathaikutty, Sandeep Shukla // Technical Report № 2004-16. -Режим доступа: http://fermat.ece.vt.edu/Publications/pubs/techrep

6. Berrojo, L. An industrial environment for high-level fault-tolerant structures insertion and validation [Text] / L. Berrojo, F.Corno, L.Entrena [et al.] // VLSI Test Symp. (VTS 2002). Proc. 20th IEEE. -2002. -P. 229-236.

УДК 681.514

Н.И. Беляева, А.Д. Курмашев

исследование контурных режимов двухкоординатных систем воспроизведения программного движения

Актуальность работы. Основная задача, стоящая перед промышленностью, - повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Производительность труда повышается интенсификацией технологического процесса за счет увеличения рабочих скоростей перемещения исполнительных органов. Но это приводит к резкому возрастанию динамических ошибок следящих приводов, а, значит, ошибок воспроизведения заданных программных траекторий, что, в конечном счете, отражается на качестве выпускаемой продукции.

Таким образом, задача повышения качества продукции и производительности труда сводится к задаче повышения динамической точности контурных систем числового программного управления при повышении скорости перемещения исполнительных органов металлорежущих станков и промышленных роботов. Решение задачи предлагается искать на основе алгоритмов согласованного управления электроприводами исполнительных органов многокоординатных технологических объектов.

В данной статье изучается синтез базового алгоритма согласованного управления электроприводами степеней подвижности двухкоорди-натной системы воспроизведения программных траекторий (СВПД), построение модели СВПД

в программном пакете МаЛаЬ и исследование ее контурных режимов.

Синтез базового алгоритма управления двух-координатной системой осуществляется при следующих условиях: воспроизводится плоская траектория - окружность радиуса Я с постоянной скоростью Ук. Объект управления системы - два идентичных ортогональных привода координат х и у. Уравнение движения по каждой координате имеет вид:

L(*) = T

2 d!Ç)++d(*) dt dt dt

(1)

где (*) - это х или у, что соответствует математическому описанию разомкнутого по положению следящего привода координаты с математической моделью контура скорости, динамика которого аппроксимирована колебательным звеном. Тогда математическая модель двухкоординатной СВПД примет вид:

Гц х) = их, [Ц у) = и у,

где и, иу - управляющие воздействия, которые необходимо найти.

На основании метода функционального регулирования, разработанного В.М. Бойчуком [1], получены базовые алгоритмы управления СВПД следующего вида:

(2)

Ux = UT + U"x = • y + skKT —, R r

U = U + Un = - ^ • x + ekKTy.

y y y R k T Г

(3)

Здесь ек - контурная ошибка, г - действительный радиус воспроизводимой окружности.

Достоинство этого метода синтеза в том, что в результате синтеза получаем не только алгоритм, но и структуру системы управления: первые слагаемые алгоритма (3) обеспечивают движение вдоль траектории, а вторые - стабилизацию движения перпендикулярно к траектории, поэтому они названы регулятором траектории (РТ). Далее, внося коррективы в полученный РТ, можно улучшать качество системы. В нашем случае таким улучшением является замена пропорционального РТ (П-РТ) на пропорционально-интегральный (ПИ-РТ). А также использование нечеткого регулятора добротности приводов координат совместно с ПИ-РТ.

Моделирование двухкоординатной СВПД. В работе сравниваются свойства СВПД, струк-

а)

б)

Uy у

System Y

-K2D

туры которых соответствуют параметрической и неявной форме математического описания траектории [2, 3].

Рассмотрим пример воспроизведения дуги центральной окружности радиусом Я со скоростью Ук. На рис. 1 а представлена модель системы, соответствующая параметрической форме задания траектории [2, 3] (в дальнейшем - структура 1). В ней возбуждаются автоколебания вида

x = Ш • У,

d_ dt

d Vk

— y = -а • x, а = — dty R

(4)

определяющие желаемое поведение координат:

xn(t) = R • cos-• t |, y(t) = -R • srn| R• t |.

(5)

Блоки SystemX и SystemF, изображенные на рис. 1 а, являются цифровыми моделями следящих электроприводов; xp, yp - программные зна-

-•W —►

-КХ)

Рис. 1.Модель системыуправления

чения координат, полученные от интерполятора положения на основе заданных значений контурной скорости Vk и радиуса окружности R.

В структуре 2, соответствующей неявной форме математического описания траектории, блоки SystemX и System 7 являются цифровыми моделями разомкнутых электроприводов (рис. 1 б), в соответствие с моделью (1).

В структуре 2 пропорциональная (Kt) и интегральная (Ki) составляющие РТ подобраны экспериментальным путем. Исследовано несколько значений Kt, лучшие результаты получены при

Kt = 20 у . Для ПИ-РТ интегральная составляю/С 1 /

щая принята Ki = 200 у^ .

Совместно с ПИ-РТ использован нечеткий регулятор добротности приводов координат. На-

стройка нечеткого регулятора добротности произведена на основании известных данных о том, как ведет себя система при различных значениях коэффициента передачи в контуре положения. Установлена взаимосвязь между значением коэффициента передачи контура положения и величиной контурной ошибки. Разработанный нечеткий регулятор добротности имеет две входные лингвистические переменные (величина ошибки регулирования и выходное значение нечеткого регулятора) и одну выходную лингвистическую переменную (коэффициент регулятора положения приводов координат).

Основные результаты. На основе воспроизведения окружности заданного радиуса произведено сравнение полученных моделей. Так как

»J .Й-1 I-' .......""

/ X 0,5 ■ ч \ * \

/ [(

\ V ,5 -0,5 ■

'Ч i -1.5 у ..к /

1 ,Е-05 1 5.Е-06 -

0.Е+00 -I -5.Е-06

-1 ,Е-05 --2.Е-05 -

0,5

■ = 5,57-10"

= 1,05-10"

1,5

= 4,69-10"

= 3,97-10

-ПИ-ОМ*

= 1,04-10 M,£V

> спил:2скв

= 1,12-10

= 9,22 ■ 10" iv = 2,66-10"

.......Д.......Схем. 1

—х— Схем. 2 ПИ-РТ.

Схем. 2 П-РТ ■Схем.2 ПИ-РТ инечетк.

Рис. 2. Результаты моделирования: а - идентичные приводы; б - изменение момента инерции двигателя 3х = 330, = 30

D v

450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

(-

О 0,005 0,01 0,015 Ук

Рис. 3. Добротности по максимальным и среднеквадратичным ошибкам

(...........X...........) Дтах в структуре 1; ) _Оскв в структуре 1;

(-Н-) Дтах в структуре 2 (П); (-■-) Дскв в структуре 2 (П);

(-X-) Дтах в структуре 2 (ПИ); (-■-) Дскв в структуре 2 (ПИ);

-X-) Дтах в структуре 2 (ПИ + НЕЧ); (-■-) Дскв в структуре 2 (ПИ + НЕЧ)

значения контурной ошибки на несколько порядков меньше абсолютных перемещений, она представлена в нормированном виде. Такое представление ошибки дает возможность анализировать не только ее динамику, но и влияние параметров системы на форму воспроизводимой траектории.

Эксперименты проводились при заданном значении радиуса окружности, контурной скорости и различных значениях параметров приводов. Динамика воспроизведения окружности отражена на рис. 2. Сравнение СВПД осуществлялось также по критерию добротности воспроизведения траектории, под которой понимается отношение скорости воспроизведения траектории к контурной ошибке. На рис. 3 изображены добротности по максимальным и среднеквадратичным ошибкам при генерации окружности радиусом Я = 10 мм и идентичных приводах.

В результате экспериментов выявлено, что система воспроизведения программного движения, соответствующая неявной форме математического описания траектории, с ПИ-регулятором траектории (ПИ-РТ) обладает лучшими показателями качества, чем с П-регулятором траектории (П-РТ) как при идентичных приводах, так и при изменении параметров привода координаты Х. Применение ПИ-регулятора траектории позволяет устранить постоянную составляющую контурной ошибки, но практически не влияет на ее максимальное значение. Использование нечеткого регулятора добротности приводов координат совместно с ПИ-регулятором траектории позволяет уменьшить значение максимальной контурной ошибки и увеличить добротность воспроизведения траектории.

Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Санкт-Петербурга в рамках гранта № 3.4/07-06/078.

список литературы

1. Бойчук, Л.М. Метод структурного синтеза нелинейных систем автоматического управления [Текст]/ Л.М. Бойчук. -М.: Энергия, 1971. -113 с.

2. Беляев А.Н. Микропроцессорное управление программным движением взаимосвязанных электроприводов [Текст] / А.Н. Беляев, А.Д. Курмашев, О.А. Соколов // Тезисы докладов XII Всесоюзной науч.-

техн. конф. по проблемам автоматизированного электропривода. -Воронеж, 15-17 сент. 1987. -С. 45-47.

3. Беляев, А.Н. Замкнутые системы ЧПУ технологическим оборудованием [Текст] / А.Н. Беляев, О.А. Соколов // Межвуз. сб.: Вычислительные, управляющие и измерительные системы. -Л.: ЛПИ, 1987. -С. 123-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.