Научная статья на тему 'Исследование концептов сферы «Niederschlag» в семантико-когнитивной и лингвокультурологической парадигмах'

Исследование концептов сферы «Niederschlag» в семантико-когнитивной и лингвокультурологической парадигмах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дудова Н. А.

Необходимость выработки эффективной методологии и методики анализа языковой картины мира признается многими отечественными и зарубежными исследователями. Данная статья представляет собой краткий обзор существующих на современном этапе методов и приёмов исследования концепта как оперативной единицы языковой картины мира. Рассмотрены методики, предложенные В.И. Карасином, С.Г. Воркачёвым, З.Д. Поповой и И.А. Стерниным, А.А. Залевской, В.А. Масловой, М.В. Пименовой, В.И. Агиенко, и предпринята попытка выработки адекватной методики исследования концептуальной области «Атмосферные осадки» в немецкой языковой картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the conceptual sphere "Atmospheric precipitation" in the semantic-cognitive and linguistic-cultural aspects

The necessity of the development of an effective methodology and methods of the linguistic worldview analysis is recognized by many Russian and foreign scholars. The present article provides a short review of currently existing methods and strategies of studying concepts as linguistic worldview operating units, including those offered by V.I. Karasik, S.G. Vorkachev, Z.D. Popova and I.A. Sternin, A.A. Zalevskaya, V.A. Maslova, M.V. Pimenova, V.I. Agienko. An attempt is made to develop an adequate strategy for studying a conceptual sphere "Atmospheric precipitation" in the German language worldview.

Текст научной работы на тему «Исследование концептов сферы «Niederschlag» в семантико-когнитивной и лингвокультурологической парадигмах»

ного состоял ия человека/человеческого мира в данный момент: Sie haben die -е Faehigkeit, die Welt so sehen zu können, wie Sie sie sehen möchten (Doenhoff, Aera 97) (GWDS, beneidenswert); Der Begriff der falschen Welt erfaehrt ganz aJlmaehlich eine U. (Greiner, Trivialroman 24) (GWDS, Uminterpretation); er war so gluecklich, dass er am liebsten die ganze Welt umarmt haette (GWDS, umarmen); eine... Welt...., die uns abstoeBt oder anzieht (Hohmann, Engel 341) (GWDS, abstossen).

Важно отметить, что WELT на правах субъекта вступает в разного рода отношения с индивидуальным/коллективным субъектом, представляющим, по сути, его часть. Можно выделить два варианта оппозиции «субъект WELT у его партитив»': 1) кто-то = > Welt: Sie verschafft der zeitgenoessischen Welt eine unvergleichbar verbreiterte D. (Fraenkel, Staat 38) (GWDS, Daseinsgrundlage);..., was ich der Welt erzaehle durch den P. (Jean Paul, Siebenkaes 13) (GWDS, Pressebengel); 2) Welt=>кто-то: ..., die Welt umarmte mich unter Lobeserhebungen und Glueckwuenschen (Reich-Ranicki, Th. Mann 155) (GWDS, umarmen); was Hellas der Welt geschenkt hat (geh.; was die Welt Hellas verdankt) (GWDS, schenken). Дополнительные КП могут уточнять смысловой характ ер отношений через вербализацию оценки и через актуализацию действий и роли их участников.

Innenwelt eines Menschen

(внутренний мир человека)

Внутренний мир человека составляют его ощущения, чувства/эмоции, мысли. Можно было бы приводить примеры на особенности вербализации внутреннего мира человека, однако сам концепт и есть

мыслительная единица, отражающая фрагмент действительности. Поэтому все содержание концепта WELT и есть содержание внутреннего мира человека.

Примечания

1 Об этом см.: ШариковаЛ. А. Лингвистическая концепция Лео Вайсгербера: Учебное пособие. Изд-е 2-е. Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия... по специальности «Филология». — Кемерово: ИПК. «Графика», 2004. — 212 с.

" Подробнее об этом см.: Попова 3. Д., Стернин И. А. Полевая модель концепта //3. Д. Попова, И. А. Стернин, В. И. Кара-сик, А. А. Кретов, Е. А. Пименов, М. В. Пименова. Введение в ■когнитивную лингвистику: учебное пособие / Отв. ред. М. В. ■ Пименова. — Кемерово:Комплекс «Графика». — 210с. (Серия «Концептуальные исследования. Выпуск 4.) — С. 12-45.

3 Ср. компаративный подход к описанию субконцептов: Scharikova L.A. Konzeptuale Korrelation WELT-WELTALL -WELT-Erde im deutschen Weltbild// Реальность, язык и сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3/ Отв. ред. Т.А. Фе-сенко. - Тамбов, 2005. - С. 372-378.

4 Там же, с. 375-377.

ШАРИКОВА Людмила Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии факультета романо-германской филологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.10.2006 г. © Шарикова Л.А.

УДК 801:001.8 н А> ДУДОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ СФЕРЫ «NIEDERSCHLAG» В СЕМАНТИКО-КОГНИТИВНОЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМАХ

Необходимость выработки эффективной методологии и методики анализа языковой картины мира признается многими отечественными и зарубежными исследователями. Данная статья представляет собой краткий обзор существующих на современном этапе методов и приёмов исследования концепта как оперативной единицы языковой картины мира. Рассмотрены методики, предложенные В.И. Карасином, С.Г. Воркачёвым, З.Д. Поповой и И.А. Стерниным, A.A. Залевской, В.А. Масловой, М.В. Пименовой, В.И. Агиенко, и предпринята попытка выработки адекватной методики исследования концептуальной области «Атмосферные осадки» в немецкой языковой картине мира.

Необходимость выработки эффективной методологии и методики анализа языковой картины мира (ЯКМ) признаётся многими отечественными и зарубежными исследователями (А. Вежбицкая, С.Г. Вор-качёв, М. Дёрнинг, A.A. Залевская, В.И. Карасик,

В.В. Красных, В.А. Маслова, М.В. Пименова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, М. Шварц и др.).

«Наиболее существенным, проблемным участком изучения ЯКМ является методология и методика этого изучения, Поиск адекватных путей реконструк-

ции ЯКМ того или иного народа может быть признан сегодня одной из самых насущных задач современной антропологической лингвистики, реализующей комплексный, многоаспектный подход к языковым явлениям» [1, с.201].

В настоящее время выделяется ряд подходов к изучению концепта, например: логический подход (Н.Д. Арутюнова, Ю.С. Степанов), психолингвистический .подход (A.A. Залевская), философский подход (В.В. ' Колесов) и др. В рамках данной статьи рассматриваются когнитивно-семантический (З.Д. Попова, H.A. Стернин, М.В. Пименова, М.А. Агиенко, В.А. Масло-ва) и лингвокультурологический подходы (В.И. Кара-сик, Г.Г. Слышкин, С.Г. Воркачёв), которые, в свою очередь, позволяют объективно провести анализ кон-цептосферы «Niederschlag».

B.И. Карасик в своей монографии «Языковой круг", личность, концепты, дискурс» подчёркивает, что «описание концепта — это специальные исследовательские процедуры толкования значения его имени и ближайших обозначений» и предлагает следующую методику описания концептов:

— дефинирование (выделяются смысловые признаки);

— контекстуальный анализ (выделяются ассоциативно связанные смысловые признаки);

— этимологический анализ;

— паремиологический анализ;

— интервьюирование, анкетирование, комментирование [2, с.110-111].

C.Г. Воркачев описывает концепт, выделяя в семантическом составе лексических единиц три уровня признаков:

— дефиниционные (дефиниционные семы, совокупность которых совпадает с дефинициоппой частью полного определения и позволяет выделить предмет из класса ему подобных);

— избыточные (несущие информацию, превышающую необходимый и достаточный Минимум сведений для такого выделения);

— семантические (занимают промежуточное положение между дефиниционнымй и энциклопедическими, представляют собой переформулировку дефи-ниционных либо логические следствия из них и являются импликативными).

Далее производится обзор паремйолбгических представлений (т.е. диахронический срез культурного концепта), затем диахронический анализ дополняется срезом синхроническим, полученным из опроса информантов [3, 189-208].

М.В. Пименова в тезисах доклада для II Международного конгресса русистов-исследователей «Русский язык: исторические судьбы и современность» придерживается следующей методики исследования концептов'

1) выявление этимона слова (т. е. выявление «до-письменной истории концепта»);

2) изучение корневой группы (т. е. группы слов, образованных отданного этимона);

3) изучение основных употреблений производных слов в диахронии (т, е. выявление эпидигматических связей);

4) изучение основных употреблений данных слов на синхронном уровне (т. е. выявление синтагматических связей);

5) выявление парадигматических связей анализируемого слова-концепта;

6) сопоставление данного слова с аналогичным (или близким) словом-концептом в других языках [4].

Вслед за М.В. Пименовой М.А. Агиенко использует методику описания концептов через выделение

их концептуальных признаков. Согласно данной методике исследование проходит в несколько этапов:

1. Исследуется этимология слова-имени концепта, рассматривается история значений слова, выявляются мотивирующие признаки концепта.

2. Методом компонентного анализа исследуются словарные дефиниции слова-имени концепта и дефиниции слов синонимического ряда, в результате чего выявляются понятийные признаки.

3. Исследуется метафорическая сочетаемость, в результате которой выявляются образные признаки концепта.

На всех этапах исследования выделенные признаки концепта формируются в группы. Такие группы состоят из совокупности признаков, которые, объединяясь на основе родовой или видовой характеристики, выражают тот или иной способ концептуализации. На основании количественной представленности той или иной группы признаков делаются выводы о значимости в языковой картине мира определенных когнитивных признаков в осмыслении концепта. Статистические данные фиксируются в таблицах, при этом указывается процентное соотношение соответствующих признаков с общим количеством языкового материала [5, с.8].

Для исследования сущности концепта В.А. Мас-лова предлагает следующую методику проведения концептуального анализа:

— определение референтной ситуации, к которой принадлежит данный концепт, при наличии художественного текста эта операция производится на его основе;

— установление места данного концепта в языковой картине мира и языковом сознании нации через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям; при этом словарная дефиниция считается ядром концепта;

— обращение к этимологии и учет ее особенностей;

— привлечение художественных контекстов и паремиологических единиц;

— сопоставление полученных результатов с анализом ассоциативных связей ключевой лексемы (ядро) [6, с.45-46].

З.Д. Попова и И.А. Стернин выделяют следующие основные этапы семантико-когнитивного исследования:

1. Построение номинативного поля концепта.

2. Анализ и описание семантики языковых средств, входящих в номинативное поле концепта.

3. Когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых средств - выявление когнитивных признаков, формирующих исследуемый концепт как ментальную единицу.

4. Верификация полученного когнитивного описания у носителей языка (данный этап факультативен).

5. Описание содержания концепта в виде перечня когнитивных признаков [7, с.112-113].

Если исследователь ставит перед собой задачу описать семантику языковых единиц и интерпретировать их в когнитивном плане, то он ограничивается вышеперечисленными 4-5 этапами. Если же задача исследователя - моделирование концепта как единицы сознания, то необходимы дополнительные этапы исследования:

— описание макроструктуры концепта (атрибуция выявленных когнитивных признаков образному, информационному компонентам и интерпретационному полю и установление их соотношения б структуре концепта);

— описание категориальной структуры концепта (выявление иерархии когнитивных - классификацион-

ных признаков, концептуализирующих соответствующий предмет или явление, и описание концепта какиерар-хии когнитивных классификационных признаков);

— описание полевой организации выявленных когнитивных признаков (выявление признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта, и представление содержания концепта в виде полевой структуры) [Там же, с. ИЗ].

З.Д. Попова и H.A. Стернин предлагают два варианта моделирования концепта в рамках лингвокон-цептологического исследования: словесную и графическую модели. В рамках словесной модели концепт описывается словами, отдельно — ядро, ближняя, дальняя и крайняя периферия. Исследователи подчёркивают, что полевое содержание концепта часто не совпадает с его макроструктурой [Там же, с. 114].

Графическая модель, с одной стороны, имеет важное преимущество - наглядность, но, с другой стороны, в ней труднее представить содержательные компоненты концепта, т.к. в ней технически трудно разместить всю необходимую содержательную информацию [Там же, с. 115].

Многие учёные подчёркивают, что любая модель концепта — «это исследовательская модель, попытка приблизиться к концепту как ментальной единице» [8, с.32].

Обзор методов исследования концептов показывает, что большинство представленных методик включает в себя выявление семного состава ключевого слова; анализ лексических парадигм различного объёма и типа, вербализирующих исследуемый концепт; контекстуальный анализ.

Наряду с этим М.А. Агиенко, В.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В. А. Маслова, М.В. Пименова опираются в своих исследованиях на этимологический анализ, В.Г. Воркачев и М.В. Пименова дополняют его выявлением эпидигматических связей.

В когнитивных исследованиях оказываются эффективными экспериментальные методы исследования концепта (В.Г. Воркачев, З.Д. Попова, И.А. Стер-нин, М.В. Пименова, В.А. Маслова и др.) — ассоциативный эксперимент и рецептивный эксперимент. Они позволяют выявить актуальное содержание концепта в когнитивном сознании носителей языка и, опираясь на частоту, ранжировать по степени значимости образующие концепт признаки.

Обобщение богатого опыта концептологических исследований Кемеровской школы подготовило почву для вывода, что конверсационные максимы П. Грайса [9, с.390], согласно которым об обычном, тривиальном, общеизвестном, как правило, не говорят, заставляют усомниться в однозначном признании частоты экспликации признака свидетельством его когнитивной яркости. Особенно ядерные признаки актуализируются в языке преимущественно имплицитно. Данный факт также отмечал Г.Г. Шпет: «Номинальное определение (горох есть стручковатое растение) в практике речи сплошь и рядом подразумевается» [10, с.391].

Во многих работах, посвященных анализу концепта, используется несколько методов описания данного феномена. Применение комплексной методики исследования концепта видится наиболее целесообразным, т.к. отражает его объективную поли-морфность и позволяет наиболее полно представить структуру и содержание концепта, выявить его национально-культурную специфику.

В рамках исследования концептов сферы «Niederschlag», как уже было отмечено выше, эффективным представляется использовать семантико-ког-нитивный подход где ведущим является исследование

соотношения семантики языка с концептосферой народа, соотношения семантических процессов с когнитивными. Наиболее адекватной для достижения целей исследования представляется следующая методика:

Первый этап «Построение номинативного поля «Атмосферные осадки» в немецком языке и его словарная фиксация» включает в себя следующие исследовательские процедуры:

— анализ словарных дефиниций слова-имени концепта (выделяются основные ядерные признаки концепта) ;

— выявление и фиксация эксплицированных признаков в сочетаниях, приведённых в словарях;

— анализ синонимов слова-имени концепта;

— анализ этимологии слова-имени концепта;

Второй этап «Текстовое функционирование компонентов поля «Атмосферные осадки» и их когнитивная интерпретация» предполагает:

— контекстуальный анализ (глагольная и атрибутивная сочетаемость) — выявление и фиксация эксплицированных в контексте признаков;

— когнитивная интерпретация результатов описания семантики слов-имён концептов.

Следует отметить, что построение номинативного поля концепта и когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых единиц, репрезентирующих концепт как ментальную единицу, тесно взаимосвязаны.

Третьим этапом является «Исследование образного потенциала наименований атмосферных осадкой», Для более полного выявления содержания концепта целесообразно осуществить анализ метафор, сравнений, фра-зеолошческих единиц и паремий. В них наряду с актуальным значением обнаруживается застывшее осмысление того или иного концепта, складывавшееся на протяжении длительного периода времени.

Четвёртый этап «Описание категориальной структуры концепта» базируется на категориях, восходящих к Аристотелю.

Аристотель выделял десять категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, претерпевание [11, с.216].

Доказав универсальность категорий Аристотеля и показав их совпадение с результатами лингвистических исследований (О. Есперсена, И.И. Мещанинова, Ф. Брюно, Б.А. Серебренникова, Е.С. Кубряковой и др.), Ю.С. Степанов считает, что система Аристотеля требует лишь некоторых поправок и представляет надёжную основу для дальнейших семиологических категоризаций, он подчёркивает, что такого же взгляда придерживаются современные логики [12, с. 132].

Попытки обобщить категории Аристотеля, установить их иерархию неоднократно предпринимались в истории логики и философии. Прежде всего, обобщение своих категорий произвёл сам Аристотель. В «Метафизике» он выделяет три категории: сущности, состояния, отношения [Там же, с. 130].

Фактический материал диктует следующее обобщение категорий Аристотеля: т.к. осадки представляют собой, с одной стороны, явление, а с другой стороны, субстанцию, для данного исследовательского материала главными категориями выступают категории «Субстанция» (сущность) и «Явление» (действие). Названные категории коррелируют с категориями количества, качества, пространства, времени и отношения. Категории «Положение», «Состояние», «Претерпевание» входят в категорию отношения как в более общую. Наиболее общее отношение, в которое могут быть включены осадки, - это отношение «Нали-

чие / отсутствие», которое актуализирует связь осадков с категорией «Бытие». А.И. Варшавская отмечает, что «категория отношения считается наиболее абстрактной, наиболее сложной и менее изученной в философском и лингвистических аспектах» [13, с.6].

Выделенные концептуальные признаки концепта соотносятся с перечисленными категориями, где концептуальный признак - это отдельный признак объекта, отражённый в структуре изучаемого концепта. Далее следует выделить интегральные и дифференциальные признаки кпнцептосферы «Niederschlag», провести обобщающий анализ когнитивных признаков для исследуемого фрагмента ЯКМ в целом.

Синтез перечисленных методов позволяет выявить национально-культурную специфику анализируемого слова и в связи с этим - национально-культурную специфику анализируемого концепта.

Предлагаемая методика предполагает описание и систематизацию признаков, образующих категориальную структуру концептов сферы «Niederschlag», на основе их соотнесения с более общими мыслительными категориями познания, что может быть квалифицировано как новый подход к проблеме.

Библиографический список

1. Галич Г.Г. К проблеме реконструкции немецкой языковой картины мира // Немцы Сибири: история и современность: Материалы VМеждународной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.Б. Смирнова, H.A. Томилов. - Омск: Издательский дом «Наука», 2006. - С. 201 — 204.

2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 389 с.

3. Воркачёв С.Г. Копццпт любви в русском языковом сознании // Коммуникативные исследования 2003: Современная

антология. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 189-208.

4. Пимеыова М.В. Концепт как основная единица ментальное™ // Материалы 11 Международного конгресса русистов-исследователей «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.philol.msu.ru/-rlc2004/ru/abstracts/

5. Агиенко В.И. Структуры концептов правда, истина, Truth в сопоставительном аспекте: Автореф. дис.... канд. филол. наук.

— Екатеринбург, 2005. — 22 с.

6. Маслова В.М. Лингвок.ультурология. — М.: Академия, 2001. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Попова З.Д., Стериин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка: Научное издание, - Воронеж: Истоки, 2006. - 226 с.

8. Залевская А А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. — М.. 2003, № 1. — С. 30 — 35.

9. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Ярцева В.Н. (ред.) Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедии, 2002. - С. 389 - 390.

10. ШметГ.Г. Эстетические фрагменты // Г.Г. Шпет. Сочинения - М.: Правда, 1989. - С.343 - 472.

11. Булыгина Т В., Крылов С.А. Категория языковая // Ярцева В.Н. (ред.) Лингвистический энциклопедический словарь.

- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 215 - 216.

12. Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения: Семи-ологическая грамматика/АН СССР. Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1981, - 360 с.

13. Варшавская А.И. Смысловые отношения в структуре современного английского языка. Дисс.... докт. филол. наук. -Л., 1985.— 380 с.

ДУДОВА Наталия Александровна, преподаватель кафедры немецкой филологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 04.12.2000 г. © Дудова H.A.

УДК 398 053 81 д Е ХОМЯКОВА

Омский государственный педагогический университет

КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОЛЬКЛОРА В МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАРГИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (НА ПРИМЕРЕ

СВЯТОЧНОЙ ВЕЧЕРКИ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ)

Цель статьи заключается в изучении тендерных отношений между парнем и девушкой, достигшими брачного возраста, как представителями социальной страты маргинального свойства в контексте святочной вечерки Омского Прииртышья. Свою задачу мы видим в выявлен« детерммвнты гецдершх характеристик с учетом поляризации иерархи* «мужшна» и «женщта» в патриархагьном обществе, для того чтобы проследить способы их реализации на вербальном, акционалыюм и предметном уровнях едижц культурного текста.

В свете обозначенных задач мы попытались войти в комплекса на протяжении всей истории его бытования,

круг исследования генезиса и проследить сакральное и Учитывая синкретизм вечерки, в исследовании ис-

профанное значение вечерочного развлечения с точки пользован комплексный фольклорно-этнографичес-зрения их влияния на функционирование вечерочного кий подход, при котором песенная традиция вечероч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.