ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРИРУЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
М.В. Береговой Научный руководитель - д.т.н., профессор Л.Г. Осовецкий
Исторические процессы, рассмотренные в контексте как межгосударственных отношений, так и отдельно взятого государства фактически могут быть применимы для исследования корпоративных структур. Изучение исторических процессов может помочь более широко взглянуть на корпоративную теорию.
Введение
В процессе развития информационных технологий наличие конкурирующего взаимодействия между компонентами системы и борьба за установление контроля отдельных компонентов над однородными общесистемными ресурсами привело к обострению вопросов защиты и безопасности информации.
Конкуренция может возникать как за ресурсы индивидуумов, не входящих в корпорацию, так и входящих в нее. Естественно, ни одна корпорация не стремится к одномоментному захвату ресурсов другой корпорации, так как это требует, как правило, слишком значительных затрат. В данной работе предполагается, что корпорации примерно равны, следовательно, приведенный выше силлогизм верен. Конкурирующая корпорация стремится взять под контроль индивидуумов и их ресурсы, тем самым ослабляя соперника.
Конкуренция в любой момент времени представляет собой взаимодействие двух индивидуумов. Один индивидуум при помощи языка и информации оказывает влияние на другого, например, передавая ложную информацию и/или выдавая себя за члена корпорации. Целью является получение доступа к части корпоративных ресурсов, которыми владеет индивидуум. Также возможна компрометация индивидуума и, как следствие, компрометация корпоративных ресурсов и нарушение нормального информационного взаимодействия в корпорации.
Понятие корпорации, ресурсов и системы
Корпоративную систему можно рассматривать как совокупность субъектов, обладающих частью общих характеристик. Между такими субъектами существуют информационные взаимодействия, т.е. взаимный или односторонний обмен данными. Из этого утверждения следует, что корпоративную систему можно представить как информационную систему, обладающую совокупностью субъектов, осуществляющих информационное взаимодействие. Особенность корпоративной системы как информационной системы заключается в корпоративном характере информационных процессов.
Информационное взаимодействие возникает только при наличии других подобных и конкурирующих субъектов, т. е. системы субъектов, что является основой для возникновения между субъектами с целью организации совместной и конкурентной борьбы за ресурсы развития и существования как системы в целом, так и субъектов этой системы. Естественно, подразумевается, что субъекты системы находятся в постоянном информационном взаимодействии между собой.
Субъекты такой системы разделяются по уровням сложности, и используемые ими ресурсы также можно разделить по уровням комплексности, т.е. чем сложнее субъект, тем большее разнообразие ресурсов он может использовать.
Объединение во временные объединения - корпорации - связано с необходимостью обеспечения «секретности», по Шеннону, от других членов [4]. Поэтому свойства языка корпорации определяются числом возможных объединений в корпорации, при соблюдении определенных правил безопасности. Также имеет смысл учитывать воз-
можность субъектов объединения в корпорацию и отсутствие таковой. Здесь имеется в виду территориальная разрозненность субъектов и параметры каналов связи. Логично, что подобное объединение при сильном удалении субъектов друг от друга потребует значительных затрат на физическое обеспечение взаимодействия.
В определенный момент возникает внутрикорпоративная конкуренция за ресурсы, как материальные, так и информационные. Защита и безопасность информации становятся важнейшей частью существования и правильного функционирования как системы в целом, так и индивидуального, заключающегося в оптимальном изменении и использовании ресурсов [2].
Время жизни и возникновение конкуренции
Образование, развитие и функционирование любой системы аналогично биологическим процессам в природе. Поэтому сравнение возможно, и далее будут использоваться термины «популяция», т.е. совокупность субъектов, и «индивидуум» - собственно сам субъект.
Рисунок. Процесс развития популяции
Каждый индивидуум имеет время жизни, в течение которого создает, перераспределяет и приобретает информацию, участвует в создании новых индивидуумов и защищенных образований. Время жизни корпорации больше, чем у индивида. Время жизни корпорации тратится на приобретение ресурсов и увеличение количества индивидов. Для лучшей конкуренции необходимо большее количество субъектов, соответственно корпорация растет. Как только численность индивидов в корпорации стабилизируется, конкуренция приобретает вид перераспределения и обработки информации.
При наличии информации как инструмента борьбы за системные ресурсы, возникают объединения, т.е. группы индивидуумов, контролирующих общую часть системных ресурсов. Здесь информация выступает в роли характеристики системных ресурсов, т.е. помога-
ет противостоять остальным индивидуумам популяции. При помощи информации индивидуум в объединении контролирует часть системных ресурсов объединения, которая заведомо больше, чем часть ресурсов, которые контролирует отдельный индивидуум.
После того, как образовались несколько объединений, необходим новый элемент для борьбы за ресурсы, которые или еще не распределены по объединениям, или за ресурсы самих объединений, причем между индивидуумами этих объединений. В этот момент и появляется язык, который способствует распределению информации между индивидуумами. Появление языка влечет за собой появление корпораций, в которых индивидуумы объединены для получения большого количества ресурсов и существуют связи для обмена информацией, т.е. происходит как само накопление информации, так и ее распределение.
В модели, изображенной на рисунке, отражен процесс развития популяции, ее составляющие и связи между ними.
В корпорации каждый индивидуум при помощи языка устанавливает различные отношения с другими индивидуумами. В результате таких отношений возникает распределение информации внутри корпорации. Такая деятельность корпорации направлена на накопление корпоративных ресурсов и их сохранение. Так как информация -это инструмент для накопления ресурсов, то возникает необходимость в ее защите. Потеря информации, которой располагают индивидуумы, не может привести к большим потерям корпоративных ресурсов.
Конкуренция в историческом контексте
Исторические процессы, рассмотренные в контексте как межгосударственных отношений, так и отдельно взятого государства, фактически могут быть применимы для исследования корпоративных структур. Это в полной мере относится и к религиям как к неотъемлемой части истории.
Корпорацию можно рассматривать как систему различных индивидуумов, между которыми происходят постоянные взаимодействия по обмену формализованными данными. Для взаимодействия между индивидуумами необходим инструмент, этим инструментом являются информация и язык. Корпорация может изолировать индивидуума, если таковой мешает нормальному функционированию системы в целом или ее компонентов (пример - тюремное заключение).
Между корпорациями может возникать конкурирующее взаимодействие, более того, как показывает история - это нормальное состояние для корпораций.
Конкуренция может возникать как за ресурсы индивидуумов, не входящих в корпорацию, так и входящих в нее. Естественно, ни одна корпорация не стремится к одномоментному захвату ресурсов другой корпорации, так как это требует, как правило, слишком значительных затрат. Конкурирующая корпорация стремиться взять под контроль индивидуумы и их ресурсы, тем самым ослабляя соперника. Также возможна компрометация индивидуума и, как следствие, компрометация корпоративных ресурсов и нарушение нормального информационного взаимодействия в корпорации. Подобное конкурирующее взаимодействие можно рассмотреть на примере любого восстания. Одна из корпораций стремится избавиться от влияния другой, ослабляя индивидуумов, получая контроль над ресурсами. Это может реализовываться за счет языка и информации, свойственных корпорации-противнику. Зачастую это позволяет получать контроль над ресурсами без применения активных действий, например агитации.
Развитие цивилизаций по своим параметрам схоже с биологическими процессами, в частности, с вирусами. Здесь возможно найти достаточно показательный пример в истории нашей цивилизации, а именно противостояние католиков и протестантов. Католическое общество можно рассматривать как корпоративную систему, обладающую определенными характеристиками, набором индивидуумов и процессами информаци-
онного обмена. Появление протестантства можно сравнить с внедрением вируса в систему через одного или несколько индивидуумов. Далее следуют инкубационный период и этап репродуцирования. Во время этих периодов все большее количество индивидуумов заражаются (принимают иную веру).
На этапе саморазмножения активизируется иммунная система, пытаясь сдержать рост зараженных индивидуумов. Корпорация пытается защитить свои объекты и ресурсы от поражения. В истории это выражалось в неприятии и отторжении новой идеи.
Одновременно с внедрением или после некоторого промежутка времени определенного числа внедренных копий и т. д. вирус приступает к выполнению специальных функций, именуемых еще логическими бомбами, которые вводятся в программное обеспечение и срабатывают только при выполнении определенных условий, например, по совокупности даты и времени, и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему. В биологических системах это проявляется через симптомы болезни, в исторических процессах - через народные волнения и т. п. На этапе проявления вируса система переходит на режим повышенного воспроизведения антител, за счет чего пытается нейтрализовать инородные тела, фактически применяя естественный антивирус (например, Варфоломеевская ночь). Подобный метод можно применить к различным историческим, биологическим и информационным процессам.
Формирование языковых и информационных связей
Язык всегда являлся важнейшим компонентом развития мировых цивилизаций. На планете насчитывается от 2500 до 7000 языков. Но эти цифры более чем приблизительны, а точное количество неизвестно из-за отсутствия единого подхода к выделению диалектов одного и того же языка и условности различий между разными языками. Точно так же нет единого подхода к классификации языков. Наиболее популярна генеалогическая классификация, основывающаяся на историческом родстве языков, которые возникли из одного источника - праязыка. Согласно этому подходу, языки делятся на языковые семьи, которые, в свою очередь, подразделяются на группы близких друг другу языков.
Сегодня есть семь языков, являющиеся «мировыми языками». Это английский, испанский, арабский, русский, французский, немецкий, португальский. Каждый из этих языков распространен на территориях нескольких государств, что имеет свои исторические причины. В силу этих причин на этих языках говорит достаточно большое количество людей. Такие языки, как китайский, хинди и урду, тоже входят в число важнейших языков мира, но на международной арене менее популярны.
Носители одного языка стремятся образовывать корпорации. Это может быть как территориальное, так и информационное образование. Территориальная формация может находиться в пределах государства, где данный язык является национальным, и в пределах другой страны. Яркий пример - китайские и арабские кварталы.
Информационная формация наибольшее значение приобрела сравнительно недавно, вследствие глобализации и повышения доступности информационных средств. В этих формация язык и информация являются средствами для установления связей между индивидуумами, посредством чего сохраняется уклад жизни и обычаи, т.е. принципы построения корпорации.
В современных обществах государство не фиксирует национальную принадлежность гражданина в документах, удостоверяющих его личность (например, в паспорте, который, впрочем, во многих странах не обязателен), и не спрашивает человека о его национальности (например, при переписях населения). В ряде полиэтничных стран (Финляндия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Испания, Турция, Пакистан, Индия, Канада, Мексика, Гватемала) национально-языковая тема переписи ограничена вопросом о родном языке.
Родной язык относится к тем измерениям человека, которые не выбираются. Природа речевой деятельности человека двойственна: в ней есть и врожденное (генетическое), и приобретенное. Генетически в людях заложена способность в первые годы жизни усвоить язык, причем любой язык. Однако отнюдь не от генетики, а от социальных условий зависит то, какой именно этнический язык (белорусский, немецкий, армянский, эскимосский) усвоит ребенок. Во многих случаях первым языком человека оказывался язык не физических, а приемных родителей; вообще говоря, это язык того окружения, в котором ребенок жил первые годы жизни (например, киргизский или казахский языки тех семей и детских домов, которые в годы войны приняли осиротевших маленьких детей белорусских, украинских или русских родителей). Таким образом, овладение первым языком - это не «природный», а социально-психологический процесс.
В кругу названных измерений человека и социума особое место занимают три признака: язык, этничность (национальность) и конфессионально-вероисповедная принадлежность. Они взаимосвязаны, так что их иногда смешивают (особенно часто определяют этничность, опираясь на признак языка или конфессии). Эти измерения называют в числе главных факторов, создающих своеобразие культуры и ментальности народа, т.е. своеобразие его психического склада, мировосприятия, поведения.
Это один из основополагающих принципов корпорации. Принцип наследственности предполагает, что любой вливающийся в корпорацию индивидуум будет обладать языком и информацией, присущей данной корпорации. Этими инструменты он будет постигать в начале своей жизни и потом передавать по наследству. Если же индивидуум уже обладает информацией и языком другой корпорации, то он будет стремиться передать их корпорации. Однако здесь будет иметь место принцип ассимиляции. Т. е. в корпорации индивидуум приобретет новые инструменты информационного обмена.
Заключение
Корпоративную систему можно рассматривать как систему различных субъектов, между которыми происходят постоянные взаимодействия по обмену формализованными данными, посредством языка и информации. Различные по сложности и функциональным особенностям субъекты системы используют различные ресурсы, но некоторые ресурсы могут одновременно использоваться несколькими субъектами, в результате происходит борьба за ресурсы. Это фактор наличия конкурирующего взаимодействия между компонентами системы за контроль отдельных компонент над однородными общесистемными ресурсами. В процессе развития информационных технологий это привело к обострению вопросов защиты и безопасности информации.
Жизненный цикл корпораций можно сравнить с развитием государства, ведь оно, собственно, и является корпорацией. Изучение исторических процессов может помочь более широко взглянуть на корпоративную теорию.
Литература
1. Осовецкий Л.Г., Немолочнов О.Ф., Твердый Л.В., Беляков Д.А. Основы корпоративной теории информации. - СПб.: СПбГУИТМО, 2004. - 83 с.
2. Берзин Е.А. Оптимальное распределение ресурсов и теория игр. - М.: Радио и связь, 1983. - 216 с.
3. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык ЦМЬ. Руководство пользователя: / Пер. с англ. - М.: ДМК, 2000. - 275 с.
4. Шеннон К. Математическая теория связи. - М.: ИИЛ, 1963. - 207 с.