Научная статья на тему 'Исследование конкурентоспособности организаций сферы обслуживания'

Исследование конкурентоспособности организаций сферы обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / конкурентоспособность организации / многоугольник конкурентоспособности / салон красоты. / competition / organization competitiveness / competitiveness polygon / beauty salon.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клевцова Д. А.

Сфера услуг – это один из самых быстроразвивающихся секторов экономики, выполняющих функции обслуживания, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей населения и на создание наиболее благоприятных условий жизнедеятельности. Именно в сфере услуг отражается качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустройства. Конкуренция в сфере услуг очень высока: независимо от размера города иногда в радиусе 5-минутной доступности можно найти сразу несколько салонов, студий или центров красоты. Именно поэтому для каждого владельца бизнеса в этой сфере важно уметь осуществлять анализ конкурентов салона красоты и извлекать из этого максимальную выгоду. В связи с этим, актуальной задачей является исследование конкурентоспособности организаций сферы обслуживания, которое позволяет определить сильные и слабые стороны деятельности, а также перспективные «точки роста»). Цель работы – исследовать конкурентоспособность салона красоты ООО «Линия красоты». Задачи исследования: представить краткую характеристику салона «Линия красоты»; определить основных конкурентов салона; осуществить выбор метода исследования конкурентоспособности салона; проанализировать конкурентоспособность салона «Линия красоты» методом многоугольника конкурентоспособности. Результаты: проведена оценка конкурентоспособности салона «Линия красоты» в сравнении с основными конкурентами по месторасположению и спектру предоставляемых услуг – с салоном «Lovely», «Vintage», «Serebro». Определены сильные и слабые стороны салона, а также возможные решения выявленных проблем. Вывод: владельцам салона «Линия красоты» необходимо уделить внимание внешнему виду своей организации (в частности, вывеска салона должна быть яркой и освещенной в ночное время). Необходимо укреплять конкурентоспособность за счет сохранения персонала – мастеров высокого уровня с хорошим опытом работы, а также за счет использования в работе качественных материалов и продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of the competitiveness of service industry organizations

The service sector is one of the fastest sectors of the economy, ensuring the satisfaction of the needs of the population and the creation of the most favorable living conditions. It is in the service sector that the quality of life of the population, the degree of its well-being and living arrangement are reflected. Competition in the service sector is very high: regardless of the size of the city, sometimes in a radius of 5 minutes you can find several salons, studios or beauty centers at once. That is why it is important for each business owner in this area to be able to analyze competitors of a beauty salon and make the most of it. In this regard, the urgent task is to study the competitiveness of service industry organizations, which allows you to identify the strengths and weaknesses of activities, as well as promising “growth points”). The purpose of the work is to investigate the competitiveness of the beauty salon ООО «Line of Beauty». Results: assessed the competitiveness of the Beauty Line salon in comparison with the main competitors in terms of location and the range of services provided with the Lovely, Vintage, Serebro salon. The strengths and weaknesses of the cabin, as well as possible solutions to identified problems are identified. Research Objectives: provide a brief description of the Beauty Line salon; identify the main competitors of the salon; make a choice of a method for researching the competitiveness of a salon; analyze the competitiveness of the Beauty Line salon using the competitiveness polygon method. Conclusion: the owners of the Beauty Line salon need to pay attention to the appearance of their organization (in particular, the salon's sign should be bright and illuminated at night). It is necessary to strengthen competitiveness by retaining staff high-level craftsmen with good experience, as well as through the use of high-quality materials and products.

Текст научной работы на тему «Исследование конкурентоспособности организаций сферы обслуживания»

Исследование конкурентоспособности организаций

сферы обслуживания

Клевцова Д.А.,

klevcovadarya@mail. ru

ФГБОУ ВО

«Оренбургский

государственный

университет»

(г. Оренбург, Россия)

УДК 338.46

Аннотация. Сфера услуг - это один из самых быстроразвивающихся секторов экономики, выполняющих функции обслуживания, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей населения и на создание наиболее благоприятных условий жизнедеятельности. Именно в сфере услуг отражается качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустройства. Конкуренция в сфере услуг очень высока: независимо от размера города иногда в радиусе 5-минутной доступности можно найти сразу несколько салонов, студий или центров красоты. Именно поэтому для каждого владельца бизнеса в этой сфере важно уметь осуществлять анализ конкурентов салона красоты и извлекать из этого максимальную выгоду. В связи с этим, актуальной задачей является исследование конкурентоспособности организаций сферы обслуживания, которое позволяет определить сильные и слабые стороны деятельности, а также перспективные «точки роста»). Цель работы - исследовать конкурентоспособность салона красоты ООО «Линия красоты». Задачи исследования: представить краткую характеристику салона «Линия красоты»; определить основных конкурентов салона; осуществить выбор метода исследования конкурентоспособности салона; проанализировать конкурентоспособность салона «Линия красоты» методом многоугольника конкурентоспособности. Результаты: проведена оценка конкурентоспособности салона «Линия красоты» в сравнении с основными конкурентами по месторасположению и спектру предоставляемых услуг - с салоном «Lovely», «Vintage», «Serebro». Определены сильные и слабые стороны салона, а также возможные решения выявленных проблем. Вывод: владельцам салона «Линия красоты» необходимо уделить внимание внешнему виду своей организации (в частности, вывеска салона должна быть яркой и освещенной в ночное время). Необходимо укреплять конкурентоспособность за счет сохранения персонала -мастеров высокого уровня с хорошим опытом работы, а также за счет использования в работе качественных материалов и продукции.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность организации, многоугольник конкурентоспособности, салон красоты.

A study of the competitiveness of service industry

organizations

Klevtsova D.A.,

klevcovadarya@mail.ru

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

UDC 338.46

Annotation. The service sector is one of the fastest sectors of the economy, ensuring the satisfaction of the needs of the population and the creation of the most favorable living conditions. It is in the service sector that the quality of life of the population, the degree of its well-being and living arrangement are reflected. Competition in the service sector is very high: regardless of the size of the city, sometimes in a radius of 5 minutes you can find several salons, studios or beauty centers at once. That is why it is important for each business owner in this area to be able to analyze competitors of a beauty salon and make the most of it. In this regard, the urgent task is to study the competitiveness of service industry organizations, which allows you to identify the strengths and weaknesses of activities, as well as promising "growth points"). The purpose of the work is to investigate the competitiveness of the beauty salon 000 «Line of Beauty». Results: assessed the competitiveness of the Beauty Line salon in comparison with the main competitors in terms of location and the range of services provided - with the Lovely, Vintage, Serebro salon. The strengths and weaknesses of the cabin, as well as possible solutions to identified problems are identified. Research Objectives: provide a brief description of the Beauty Line salon; identify the main competitors of the salon; make a choice of a method for researching the competitiveness of a salon; analyze the competitiveness of the Beauty Line salon using the competitiveness polygon method. Conclusion: the owners of the Beauty Line salon need to pay attention to the appearance of their organization (in particular, the salon's sign should be bright and illuminated at night). It is necessary to strengthen competitiveness by retaining staff - high-level craftsmen with good experience, as well as through the use of high-quality materials and products.

Keywords: competition, organization competitiveness polygon, beauty salon.

competitiveness,

Введение

Рынок услуг отличается высокой степенью конкуренции между небольшими предприятиями и динамизмом конкурентной среды, поскольку на рынке услуг всегда существуют возможности для быстрого проникновения туда новых предприятий и вывода нового продукта.

Любая услуга, находящаяся на рынке, фактически проходит проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает ту услугу, которая максимально удовлетворяет его личным потребностям, а вся совокупность покупателей - ту услугу, которая наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ней. Поэтому владельцам организаций сферы обслуживания необходимо предоставлять услуги, которые наиболее полно удовлетворят потребности населения [1].

.„ www.forummn.ru

молодежной науки 40 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.07

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Объектом исследования является салон красоты «ООО Линия красоты».

Цель работы - исследовать конкурентоспособность салона красоты ООО «Линия красоты».

Задачи - проанализировать конкурентоспособность организации ООО «Линия красоты» методом многоугольника конкурентоспособности.

Существует классическая классификация методов оценки конкурентоспособности организаций: методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции (продуктовые); матричные методы (матрица БКГ); методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции (операционные); графические методы (метод многоугольника конкурентоспособности); комплексные методы и другие. В данном исследовании проведен анализ конкурентоспособности салона красоты «Линия красоты» методом многоугольника конкурентоспособности.

Основная часть

ООО «Линия красоты» зарегистрировано 31 мая 2018 года. Полное официальное наименование — общество с ограниченной ответственностью «Линия красоты». Находится салон красоты в г. Оренбург, в спальном районе. Основным видом деятельности является: «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». Организация также зарегистрирована в таких категориях, как: «Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах» [2].

Деятельность салона «Линия красоты» ориентирована на жителей города Оренбург, в частности на жителей со средним достатком.

Услуги, предоставляемые салоном:

— парикмахерские услуги (стрижки, уход за волосами, прически, окрашивания);

— услуги маникюра и педикюра;

— услуги эстетической косметологии (чистки, пилинги, аппаратная косметология, уходовые процедуры);

— услуги депиляции (шугаринг, ваксинг);

— массаж (расслабляющий, лечебный,медовый, антицеллюлитный);

— перманентный макияж и оформление бровей.

Помимо основных услуг, каждый посетитель может приобрести любое имеющееся косметическое средство, которое ему понравится.

В салоне работает 9 человек с учетом директора: массажист, мастер маникюра и педикюра, парикмахер, мастер депиляции, врач дермато-косметолог, медсестра и два администратора.

Салон красоты «Линия красоты» предлагает своим клиентам услуги высокого качества (все мастера квалифицированные, со стажем, неоднократно повышающие свою квалификацию) и предоставляет клиентам высокий сервис (администратор всегда предложит чай/кофе/воду). Сам салон просторный, с отдельными кабинетами для каждого мастера [3 ].

Тремя основными конкурентами салона красоты «Линия красоты» являются салон красоты «Lovely» (ул. Салмышская, 67/4, Оренбург) и салон «Vintage» (ул. Салмышская, 48/2, ) и салон красоты «Serebro» (ул. Диагностики, 21).

Представленные салоны имеют примерно одинаковый спектр услуг и методики обслуживания. Так же у названных салонов одинаковое географическое положение - все они находятся в одном и том же районе города Оренбурга.

Рассмотрим преимущества салона «Линия красоты» относительно конкурентов. В первую очередь, это географические отличия данного объекта, а именно видимость вывески салона с главной дороги. В отличие от салона «Линии красоты» фасад салонов «Lovely» и «Serebro» выходят во дворы, таким образом, данные заведения можно заметить, только проходя мимо. В

отличие от салона «Линия красоты» салоны «Lovely» и «Serebro» оказывают ограниченное количество услуг, также эти услуги на порядок ниже качество косметической продукции.

Салон «Vintage», в свою очередь, предоставляет примерно такое же количество услуг, как и в салоне «Lovely». Качество работы мастеров можно охарактеризовать как недостаточно высокое, так как многие из них только окончили обучение и начали сразу работать. Большая текучесть кадров в «Vintage», возможно, говорит о недовольстве персонала работой. В качестве показателя конкурентоспособности можно отметить, что коллектив «Линия красоты» более стабильный, т.к. мастера не менялись там больше года.

Салон красоты «Линия красоты» предоставляет некоторые виды услуг, которых не имеет конкурент (SPA-маникюр, SPA-педикюр, реставрация ногтей, плетение африканских косичек, дреды и некоторые ухаживающие за волосами процедуры, косметологические услуги).

Отличительной чертой в обслуживании посетителей салона является то, что салон «Линия красоты» работает до последнего клиента и посетителю всегда предложат в ожидании выпить чашечку кофе или чая.

В рамках выполнения исследовательской работы, был проведен опрос гостей всех четырех салонов красоты. На основе его составили многоугольник конкурентоспособности. Основными показателями, по которым были оценены салоны, являются:

— внешний вид салона;

— внутренний вид салона;

— ассортимент услуг;

— качество услуг;

— удобство месторасположения;

— доступность цен.

В каждом салоне были опрошены по 30 гостей. Нами были оставлены анкеты в исследуемых салонах с просьбой администраторам предлагать их посетительницам после процедур. Анкеты были анонимные.

Ниже в таблице приведены ответы респондентов.

Таблица 1 - Ответы респондентов на опрос в салонах красоты «Lovely», «Vintage», «Serebro»

и «Линия красоты»

№ п/п Показатель Оценка салона «Lovely» Оценка салона «Vintage» Оценка салона «Serebro» Оценка салона «Линия красоты»

1. Оцените внешний вид салона красоты (здание, вывеска) 5,7 6,1 6,8 4,8

2. Оцените внутренний вид салона красоты (интерьер, цветовая гамма, чистота помещения) 6,3 6,9 7,3 8,8

3. Оцените обширность ассортимента услуг 6 6,1 7,2 8,1

4. Оцените качество предоставляемых услуг салона 6,2 7,3 5,3 7,4

5. Оцените удобство расположения салона 7,1 7,5 6,9 6,9

6. Оцените доступность цен на услуги 5 7 7,4 6,8

молодежной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

42

На рисунке 1 представлен многоугольник конкурентоспособности объектов исследования.

Доступность цен

Удобство

месторасположения

Внешний салона 10

вид

Внутренний салона

вид

Линия красоты Lovely Vintage Serebro

Ассортимент услуг

Качество услуг

Рисунок 1. Многоугольник конкурентоспособности объектов исследования

По данным из таблицы видно, что сильными сторонам салона красоты «Lovely» являются внутренний вид салона и удобство расположения. Слабыми сторонам салона респонденты выделили доступность цен на услуги.

Что касается салона «Vintage» - респонденты выделили сильными сторонами внутренний вид помещения, качество предоставляемых услуг и удобство расположение салона. Слабыми сторонам признали внешний вид салона и обширность ассортимента.

В салоне «Serebro» респонденты признали, что сильными сторонами являются внутренний вид салона, обширность ассортимента услуг и доступность цен на услуги. Слабой стороной салона респонденты выделили качество предоставляемых цен на услуги.

Салон ООО «Линия красоты», по данным ответов респондентов, во многом превосходит своих конкурентов. У салона удобное и видимое расположение, внутренний вид, качественные работы. Слабая сторона - недостаточно хороший внешний вид салона.

Также, организации необходимо поддерживать качество предоставляемых услуг. Для этого мастерам нужно чаще повышать свою квалификацию, осваивать новые технологии в индустрии красоты.

Заключение

В данном исследовании была проанализирована конкурентоспособность салона красоты ООО «Линия красоты». Проведена оценка конкурентоспособности организации в сравнении с основными конкурентами по месторасположению и спектру предоставляемых услуг - с салоном «Lovely», «Vintage», «Serebro». Анализ конкурентоспособности салона был проведен методом многоугольника конкурентоспособности. Для решения поставленных задач применялись такие

www.forummn.ru

молодежной науки 43 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.07

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

методы исследования, как сравнительный анализ и анкетирование, с помощью которых выявлялись основные преимущества и недостатки организаций.

По результатам исследования был сделан вывод, что владельцам салона «Линия красоты» необходимо уделить внимание внешнему виду своей организации - результаты анкеты показали это слабой стороной. Например, существующая в данный момент вывеска салона не совсем привлекательна - с главной дороги ее слабо видно, она светлого цвета - это не привлекает внимание прохожих (для завоевания новых клиентов можно предложить салону поменять вывеску - сделать ее с освещением в ночное время, а также более яркой). Также салону стоит сохранять свой персонал - мастеров высокого уровня с хорошим опытом работы. Сотрудников необходимо мотивировать на совершенствование услуг и процесса обслуживания (посещение мастер-классов, повышение квалификации и пр.). Салон «Линия красоты» также должен помнить о том, чтобы использовать в работе только качественные материалы и продукцию, прошедшие проверку качества и имеющие сертификат соответствия.

Библиографический список

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. - СПб: СПбУЭФ, 2012. - 516 с

2. Руспрофайл [Электронный ресурс]// Сайт информации о российских организациях [сайт] https://www.rusprofile.ru/

3. «Линия красоты» [Электронный ресурс]// сайт салона красоты [сайт] Ы*р://Нпе-о^ beauty.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.