Научная статья на тему 'Исследование конкурентных преимуществ теплоизоляционных товаров'

Исследование конкурентных преимуществ теплоизоляционных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ ТОВАРЫ / СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / ПОЛНОТА АССОРТИМЕНТА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бармо Лина Самировна, Илларионова Ксения Викторовна

Представлено исследование конкурентных преимуществ на основе анализа ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от представленных видов основного материала, коэффициента теплопроводности и назначения изделия, а также проанализирована рациональность структуры ассортимента и выявлены возможные направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование конкурентных преимуществ теплоизоляционных товаров»

УДК 66.045.3

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫХ ТОВАРОВ Бармо Лина Самировна, студент (e-mail: missli007@yandex.ru) Илларионова Ксения Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: elkv@mail.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г.Санкт-Петербург, Россия

Представлено исследование конкурентных преимуществ на основе анализа ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от представленных видов основного материала, коэффициента теплопроводности и назначения изделия, а также проанализирована рациональность структуры ассортимента и выявлены возможные направления его совершенствования.

Ключевые слова: теплоизоляционные товары, структура ассортимента, конкурентоспособность, показатели качества, полнота ассортимента, совершенствование ассортимента.

Актуальность. Строительство является одной из передовых отраслей экономики Российской Федерации с выраженным интенсивным характером развития. В последнее время в России все большую популярность приобретает индивидуальное строительство. Постройка загородного дома или коттеджа, а также создание прилегающих к ним построек (бань, беседок, гаражей и т.д.), создающих целостный архитектурный ансамбль, уже стали неким символом успеха их владельца. При организации строительного процесса, естественно, возникает вопрос о выборе строительных материалов. В настоящее время потребитель довольно избалован в современных условиях товарного изобилия на потребительском рынке, и рынок строительных товаров не исключение. Производители предлагают широкую номенклатуру строительных товаров: строительных смесей [1], бетонов [2], керамической плитки [3], стеновых и других материалов, которая постоянно совершенствуется за счет разработки новых технологий изготовления, расширения области применения отдельных групп товаров, улучшения потребительских свойств и качества материалов. Основными факторами, формирующими спрос потребителей на строительную продукцию, являются простота установки и эксплуатации, качество строительных товаров и материалов, а также время, затрачиваемое на постройку конструкции с их применением. На сегодняшний день наиболее востребованными являются высококачественные строительные товары, т.к. от качества материала напрямую зависит срок службы возведенного сооружения. Также

учитывается предназначение, которое должно в полной мере отвечать требованиям запланированного использования продукции.

В условиях сурового климата России, когда температура воздуха может опуститься ниже отметки - 40 градусов Цельсия, теплоизоляционные строительные товары всегда будут пользоваться популярностью. Их предназначение заключается в снижении потерь тепла и поддержании комфортного климата в различных помещениях, уменьшении расходов на отопление за счет сохранения тепла в помещении и на альтернативные строительные изделия и материалы, облегчении конструкций [4]. Применение теплоизоляционных товаров тесно связано с вопросами энергоэффективности и энергосбережения зданий и конструкций [5]. В современных реалиях повышение данных показателей достигается за счет совершенствования теплотехнических параметров сооружений, что является приоритетной задачей современного строительства. Благодаря данной тенденции появилась потребность в новых эффективных материалах и изделиях, отличающихся низкими показателями теплопроводности и высокими эксплуатационными свойствами, что и послужило толчком к развитию рынка теплоизоляционных товаров [6].

Для того, чтобы понять, насколько разнообразен выбор теплоизоляционных товаров, необходимо провести аналитическую работу, обратив внимание на несколько наиболее важных критериев, влияющих на конкурентоспособность исследуемой группы товаров [7, 8]. К этим критериям относятся цена, коэффициент теплопроводности, плотность, тип основного материала, марка, наименование, назначение и площадь покрытия продуктом.

Целью работы являлось исследование конкурентных преимуществ на основе анализа ассортимента теплоизоляционных товаров, установление степени его рациональности посредством определения основных показателей ассортимента, а также выявление возможных направлений совершенствования ассортимента.

При анализе структуры ассортимента применялись следующие методы: измерение, анализ, синтез, индукция и дедукция.

Результаты исследования. Структура ассортимента

теплоизоляционных товаров исследовалась на предприятия розничной торговли «ЛЕРУА МЕРЛЕН» г. Санкт-Петербурга, а результаты проведенного исследования приведены на рисунках 1-8.

Анализ ассортимента теплоизоляционных товаров свидетельствует о преобладании доли теплоизоляционных плит в общем объеме предложения (рисунок 1). Теплоизоляционные плиты обладают более высокой жесткостью по сравнению с другими разновидностями теплоизоляторов, поэтому не имеют склонности к «усадке», а значит срок их эксплуатации больший, что является выгодой для потребителей [9]. Кроме этого, их преимуществом является способность сохранять форму

под нагрузкой, за счет чего это теплоизоляционное изделие можно использовать в качестве нагружаемой изоляции.

Цены на теплоизоляционные товары имеют широкий диапазон, что позволяет покупателю найти подходящий для себя товар в любом ценовом сегменте с оптимальным соотношением ценовых и качественных показателей (рисунок 2).

Рисунок 1 - Структура ассортимент теплоизоляционных товаров в зависимости от наименования

1801-2100р

1501-1800р 2% 1% 1201-1500 р

7%

901-1200 р

9% 601-900р 1%

2401-2700р 2%

1-300 р

37%

301-600р

1СО/.

Рисунок 2 - Структура ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от цены

На большинство теплоизоляторов цены находятся в пределах 600 рублей, что говорит о преобладании в ассортименте товаров среднего класса и класса эконом. Почти 1/3 часть от общего предложения теплоизоляционных товаров относится к классу престиж [10].

Алюмиипн

Древесина 4%

Полиуретан - Пенополясгиппл

4%

Вспененный полиэтилен 23%

14%

Минеральная вата 30%

Экстрлдированный пенополистирол 21%

Рисунок 3 - Структура ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от основного материала

Рисунок 4 - Структура ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от площади покрытия

В большей степени реализуются теплоизоляционные товары на основе минеральной ваты, имеющей универсальное назначение (рисунок 3). Это обусловлено тем, что данный вид материала может найти свое применение не только в теплоизоляции, но также использоваться для акустической и противопожарной изоляции, обладая звукопоглощающими свойствами и способностью предотвращать распространение огня [11, 12]. К тому же со

временем минеральная вата дает низкую величину усадки, что обеспечивает долгий срок эксплуатации утеплителя на ее основе и предотвращении пустот в теплоизоляции [13]. К недостаткам минеральных утеплителей относится высокая паропроницаемость. По этой причине потребителю, при выборе данного вида утеплителя, следует приобрести дополнительное пароизоляционное изделие для достижения полной защиты и долгой службы строительной конструкции. Наряду с минеральными утеплителями значительная доля продукции представлена теплоизоляционными товарами на основе вспененного полиэтилена. Вспененная изоляция представляет собой современный теплоизолятор, в состав которого входит углеводород [14]. Содержание пенообразующего агента способствует повышению теплоизоляционных свойств материала при минимальной толщине изделия. К основным достоинствам теплоизоляционных товаров на основе вспененного полиэтилена относятся низкая способность к влагопоглощению, биологическая и химическая стойкость [15].

В структуре исследуемого ассортимента преобладает доля теплоизоляторов с площадью покрытия менее 2 кв. м. (рисунок 4). Данная группа товаров является неэкономичной в хозяйственном отношении, т.к. характеризуется высоким расходом изделий, что может стать серьезным барьером для потребителя при приобретении [16].

Пенотерм

ТЕХНОНИКОЛЬ 8%

3%

Isover 19%

KNAUF 14%

ISOBOX 8%

Ravatherm _ _ 11%

ROCKWOOL

Ш " XPS

LOGICPIR -----W 11%

304 PIRRO-:к$АХитфом 5% 5% 5%

Рисунок 5 - Структура ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от марки

Рисунок 6 - Структура ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от плотности

Первое место, среди представленных марок теплоизоляционных товаров, занимает продукция «Ьоуег», славящаяся высококачественными материалами и инновационными решениями для создания комфортного жизненного пространства (рисунок 5). Марка «Ьоуег» принадлежит международной промышленной компании «Бат^ОоЬат», входящей в рейтинг крупнейших индустриальных компаний мира, благодаря своему многолетнему опыту работы на рынке (свыше 350 лет) и созданию инновационных материалов. Второе место принадлежит известной в строительной индустрии марке «ЯауаШегт». Линия продукции

«ЯауаШегт», созданная мировым поставщиком теплоизоляционных изделий АО «НИСКО Индастри», пользуется большим спросом у потребителей благодаря предоставлению широкого ассортимента и постоянному повышению качества продукции.

При формировании ассортимента наибольшее предпочтение отдается легким теплоизоляционным товарам, плотность которых варьируется от 31 до 40 кг/м. куб. (рисунок 6). Между показателями плотности и коэффициентом теплопроводности существует обратная взаимосвязь: при снижении плотности материала, достигаемом за счет повышения пористости, повышается его теплопроводность [17]. Это является негативным фактором для теплоизоляционных изделий, поэтому потребителю при выборе товара следует обращать внимание не только на эксплуатационные характеристики, но и на физические свойства товаров, т.к. легкие и особо легкие теплоизоляторы не подходят для помещений, где требуется надежная изоляция от холода.

Дли помещении специального нлшачеипя

14% Для пола и стсн

Для стен » ггптолр;«р, 19%

6%

Для полвала н погрейа

6%

; I ш наружном изоляции

К%

Уиивсрсалыгос 37%

Для полл 10%

Рисунок 7 - Структура ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от назначения

0,41-0,50 Вт/мхК 23%

0,021-0,030 Вт/мхК 23%

0,31-0,40 Вт/мхК

54%

Рисунок 8 - Структура ассортимента теплоизоляционных товаров в зависимости от теплопроводности

Среди представленных теплоизоляционных товаров большинство имеет универсальное назначение (рисунок 7). Данную тенденцию можно объяснить популярностью среди покупателей товаров с более широкой областью применения, при отсутствии разницы в цене по сравнению с товарами для определенных видов работ и помещений.

Коэффициент теплопроводности - самый информативный показатель, характеризующий теплоизоляционные товары. Чем ниже данная величина, тем меньше тепла проходит через единицу поверхности теплоизолятора [18]. Это означает, что теплоизоляционный товар с более низкой величиной теплопроводности будет более эффективно сохранять тепло в помещении, а с более высокой - лучше переносить и отводить тепло. По результатам проведенного анализа в исследуемом ассортименте преобладают товары со средним показателем теплопроводности (рисунок 8). Покупателю не стоит оценивать это как негативный фактор, т.к. теплопроводность строительного объекта, конструкция которого состоит

из нескольких слоев, складывается из коэффициентов теплопроводности всех используемых материалов.

Любое торговое предприятие при формировании ассортимента стремится максимально приблизить его к рациональному для большего удовлетворения обоснованных потребностей разных сегментов рынка, т.к. от этого напрямую зависит конкурентоспособность предприятия на рынке и объем прибыли от продаж [19]. Чтобы установить степень рациональности структуры ассортимента теплоизоляционных товаров, следует определить коэффициент полноты. Полнота ассортимента характеризуется количеством разновидностей товаров однородной группы. Чем больше полнота, тем выше способность ассортимента отвечать запросам покупателей и удовлетворять потребительский спрос [20]. При выборе теплоизолятора первое, на чем акцентирует свое внимание потребитель, это основной материал и назначение изделия, поэтому данные признаки были взяты за основу при расчете коэффициента полноты ассортимента теплоизоляционных товаров.

Расчет коэффициента полноты в зависимости от вида основного материала:

Кп = - = 0,39 11 18

Расчет коэффициента полноты в зависимости от назначения изделия:

Кп= 7 =0,88

В зависимости от вида основного материала коэффициент полноты невысокий по величине, поэтому вероятность того, что потребительский спрос будет удовлетворен полностью низкая. Следует расширить ассортиментный перечень, включив в номенклатуру товаров теплоизоляторы с различными основными компонентами, помимо уже представленных.

В зависимости от назначения изделия коэффициент полноты выше среднего, что свидетельствует о достаточном количестве разновидностей исследуемой группы товаров с разным назначением. Не следует расширять глубину ассортимента на основе данного фактора, т.к. чрезмерное разнообразие предложения товаров может затруднить выбор потребителя.

Вывод. Для повышения рациональности и конкурентных преимуществ исследуемого ассортимента основным направлением его совершенствования следует выбрать расширение: увеличение товаров с низкой теплопроводностью, жестких и средних по плотности теплоизоляторов для повышения удельного веса высококачественных изделий в общем объеме предложения, а также расширение выбора видов основного материала теплоизоляции для покупателей, особое внимание уделив товарам, обладающим свойствами противопожарной изоляции, для повышения безопасности строительных конструкций. Область назначения теплоизоляционных товаров достаточно обширна, о чем свидетельствует

высокий показатель полноты на основе данного критерия, поэтому не следует расширять ассортимент товарами с назначениями, отличающимися от уже представленных.

Список литературы

1. Пушкина П.И., Илларионова К.В. Методы выявления фальсификации сухих строительных смесей на современном потребительском рынке // В сборнике: Безопасность и качество товаров Материалы XII Международной научно-практической конференции. Под ред. С.А. Богатырева. 2018. С. 279-283.

2. Почтеннов И.А., Илларионова К.В. Фальсификация бетона на российском потребительском рынке // В сборнике: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 296-300.

3. Волкова М. А., Илларионова К. В. Идентификация как способ выявления фальсификации керамической плитки // В сборнике: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 96-99.

4. ГОСТ 31913-2011. Материалы и изделия теплоизоляционные. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2013. - 24 с.

5. Современные теплоизоляционные материалы для энергоэффективного строительства / Данилов В.И., Данилова М.Э., Станевич В.Т. - Павлодар: Кереку, 2014. — 73 с.

6. Теплоизоляционные материалы и конструкции: учебник / Ю. Л. Бобров, Е. Г. Овчаренко, Б. М. Шойхет, Е. Ю. Петухова. - М.: Инфра-М, 2003. - 265 с.

7. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управления / учеб. -Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 350 с.

8. Формирование и управление ассортиментом потребительских товаров: учебное пособие / Ильин Н.М. — Мн.: БГЭУ, 2013. — 278 с.

9. Товароведение и экспертиза промышленных товаров. Под ред. Неверова А.Н.- М.: МЦФЭР, 2006.-847с.

10. Ценовая политика предприятия: учебник / В. М. Тарасевич. - СПб: Питер, 2003. -288 с.

11. Промышленность строительных материалов / Всесоюзный научно-исследовательский институт научно-технической информации и экономики промышленности строительных материалов. Москва - Пермь: 2003. - 105 с.

12. Строительные материалы: учеб. пособие для студентов строительных специальностей / Ю. И. Киреева. - 2-е изд., доп. - Новополоцк: ПГУ, 2010 - 356 с.

13. Щербак А. С. Исследование свойств современных теплоизоляционных материалов // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2013. №2 (44).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Горлов Ю. П. Технология теплоизоляционных материалов: учебник для вузов / Ю. П. Горлов, А. П. Меркин, А. А. Устенко. - М.: Стройиздат, 1980. - 399 с.

15. Технология теплоизоляционных материалов. Часть 1. Теплоизоляционные материалы. Производство теплоизоляционных материалов: учебное пособие / Жуков А.Д - Москва: МГСУ, 2011. - 431 с.

16. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с.

17. Теплопередача: учебник / Исаченко В. П., Осипова В. А., Сукомел А. С. - Л.: Энергия, 1965. - 424 с.

18. Бухмиров В.В. Тепломассообмен: Учеб. пособие / ФГБОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». - Иваново, 2014 -360 с.

19. Теоретические основы товароведения: учеб. Для вузов / М. А. Николаева. - М.: Норма, 2007. - 448 с.

20. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. - М.: Дашко и К, 2012. - 412 с.

Barmo Lina Samirovna, student (e-mail: missli007@yandex.ru) Illarionova Kseniya Viktorovna, associate professor (e-mail: elkv@mail.ru)

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia THE RESEARCH OF THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF THERMAL INSULATION PRODUCTS

Abstract. This article presents the market research of thermal insulation products, depending on the type of main material, the thermal conductivity coefficient and the purpose of products. Besides, the article includes results of the analysis of assortment structure rationality and the possible ways of its improvement.

Keywords: the thermal insulation products, the assortment structure, competitiveness, quality, the assortment completeness, assortment improvement.

УДК658.511

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Жгельская Карина Анатольевна, студент (e-mail: murakary@yandex.ru) Барабанова Ирина Александровна, к.т.н., доцент (e-mail: steshkova@yandex.ru)

Брянский государственный технический университет, г.Брянск, Россия

Данная статья приводит обоснование необходимости разработки методики решения проблем на предприятиях машиностроительной отрасли и документирования данного процесса в виде стандарта организации. Для достижения этой цели изучаются методы решения проблем и теории принятия решений в области управления качеством на каждом этапе процесса, на основе которых разрабатывается структура СТО, обеспечивающего более эффективное функционирование предприятия в целом.

Ключевые слова: стандартизация, процесс, решение проблем, управление качеством, стандарт организации.

Машиностроительное предприятие - это крупный механизм, работа которого не может осуществляться без непредвиденных ситуаций и сбоев. И от скорости и качества устранения возникающих неполадок зависит успех деятельности предприятия в целом. Если решение небольших проблем может осуществляться одним сотрудником на основании его опыта и предположений, то для ликвидации крупных сбоев необходимо привлекать целые группы специалистов. Для более слаженной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.