Научная статья на тему 'Исследование классификационных градиентов услуг физической культуры и спорта'

Исследование классификационных градиентов услуг физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / УСЛУГИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / SERVICE ACTIVITIES / CLASSIFICATION / SERVICES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашхотов А. М.

В статье проанализированы имеющиеся в литературе отечественные и зарубежные подходы к классификации услуг физической культуры и спорта. Показана актуальность научного и практического решения проблемы классификации данной группы сервисной деятельности. Приводится свод классификационных критериев и их градиентов, актуальных для рынка данного вида услуг. Обоснован перманентный характер рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gradient Study of Classification of Services of Physical Culture and Sports

The article analyzes the published domestic and foreign approaches to the classification of services of physical culture and sports. The urgency of the scientific and practical solution to the problem of classification of the group service activity is shown. A set of classification criteria and their gradients are relevant to the market this type of service is given. A permanent nature of the problem is grounded.

Текст научной работы на тему «Исследование классификационных градиентов услуг физической культуры и спорта»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ГРАДИЕНТОВ УСЛУГ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

АШХОТОВ А.М.,

старший преподаватель кафедры экономики и управления, Институт экономики и управления, г. Пятигорск,

e-mail: [email protected]

В статье проанализированы имеющиеся в литературе отечественные и зарубежные подходы к классификации услуг физической культуры и спорта. Показана актуальность научного и практического решения проблемы классификации данной группы сервисной деятельности. Приводится свод классификационных критериев и их градиентов, актуальных для рынка данного вида услуг. Обоснован перманентный характер рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: сервисная деятельность; классификация; услуги физической культуры и спорта.

The article analyzes the published domestic and foreign approaches to the classification of services of physical culture and sports. The urgency of the scientific and practical solution to the problem of classification of the group service activity is shown. A set of classification criteria and their gradients are relevant to the market this type of service is given. A permanent nature of the problem is grounded.

Keywords: service activities; classification; services of physical culture and sports.

Коды классификатора JEL: L83.

Огромное видовое разнообразие услуг является бесспорной характеристикой современного состояния данной сферы. Общемировой вектор последовательной трансформации экономики индустриальной в экономику сервисную в полной мере характерен и для Российской Федерации. Данный тренд сопровождается значительной диверсификацией видов сервисной деятельности. Отмеченная общеэкономическая тенденция имеет место и в подавляющем большинстве ее сегментов, в частности, актуальна для услуг физической культуры и спорта, которые и избраны для нашего рассмотрения.

Указанная диверсификация распространяется как по горизонтали, так и по вертикали, т.е. наряду с процессом расширения разнообразия данного вида услуг по территории Российской Федерации («расширение в пространстве») идет последовательный рост числа видов во временной динамике и в каждой конкретной пространственной точке приложения данного рынка («расширение во времени»).

© Ашхотов А.М., 2010

Причем процессы в отмеченных двух направлениях (географического расширения и традиционно диверсифицированного) происходят, как правило, одновременно, с возможным незначительным и не непременным приоритетом пространственного тренда.

Отмеченный научный артефакт совершенно не является уникальным, он характерен для большинства общеэкономических тенденций (за исключением, может быть, только сугубо специализированных, уникальных, узколокальных процессов), однако в данном случае напоминание о характере данного тренда обусловлено необходимостью подчеркивания генетического родства сервисной деятельности как одной из разновидностей общеэкономических изменений. И именно в этом ключе мы будем рассматривать такие качества изучаемых дефиниций, как универсальность и уникальность, задействованные в процессе научного изучения и осмысления рынка услуг физической культуры и спорта. В качестве примера укажем отдельные национальные виды спорта, в частности этнически специфичные спортивные игры: русскую лапту, национальную татарскую борьбу, соревновательные игры наездников (состязание «за шапку» и многие другие).

Классификационные подходы и критерии, применяемые в отечественной и иностранной сервисологии, весьма разнообразны, и потому нам видится необходимым попытаться на основе критического анализа имеющихся систем упорядочения множества видов услуг в сфере физической культуры и спорта отразить свое видение этой важной проблемы, которая, имея безусловное теоретическое (научно-познавательное) значение, играет немаловажную роль и в практической плоскости. В частности, наличие унифицированного подхода к классификации услуг на данном рынке позволило бы упорядочить и упростить методологию статистического учета (которую сегодня сложно назвать удовлетворительной), что, в свою очередь, увеличило бы достоверность научного анализа социальноэкономических процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта, и позволило бы федеральным и региональным органам власти эффективнее регулировать данный рыночный сегмент.

Помимо этого, совершенствование классификационной системы сервиса призвано решить и другие задачи из практической области, а именно:

♦ развитие системы стандартизации услуг различного вида и (или) ее дальнейшее совершенствование;

♦ обеспечение безопасных условий жизни, заключающихся в предотвращении причинения вреда жизни, здоровью потребителей услуг, вреда животным, растениям, в целом окружающей среде, в обеспечении безопасности государства, недопущении возникновения чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера, в минимизации последствий причинения данного вреда;

♦ недопущение причинения вреда потребителям услуг и их собственности;

♦ прогнозирование объемов спроса и реализации услуг населению и иным потребителям;

♦ стимулирование отдельных видов (групп) услуг под влиянием нестабильной социально-экономической ситуации на макро-, мезо- и микроуровнях;

♦ унификация подходов национальных и международных классификаций, особенно актуальных в условиях современного этапа глобализации рынка услуг [3, с. 81-82].

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

В настоящее время различают как международные, так и национальные классификации услуг, причем, базируясь на сходных критериях, подходы в различных странах строятся с учетом национальных особенностей.

При этом многообразие видов услуг предопределяет трудность (а фактически — невозможность) выработки единой научной платформы для проведения работ по систематизации услуг.

По усовершенствованной классификации Дж. Зингельманна (1978), в основу которой положен функциональный подход, услуги физической культуры и спорта можно отнести как к потребительским (личным), так и социальным [3, с. 83].

По классификации К. Лавстока (1983) [3, с. 86], рассматриваемые нами виды услуг следует отнести к осязаемым процессам, оказывающим физическое воздействие на человека. Отечественная версия этого подхода, разработанная В.Д. Марковой (1996), совершенно справедливо уточняет, что группа услуг физической культуры и спорта, в которую входят еще и услуги здравоохранения, пассажирского транспорта, салонов красоты и парикмахерских, общественного питания и некоторые другие, направлена на тело человека [6, с. 24].

На наш взгляд, услуги физического культуры и спорта являются конечными, т.е. предназначенными для окончательного потребления. По критерию законности данный вид услуг по большей части представляется легитимным.

Общепризнан и не может вызывать сомнений социально-культурный характер услуг физической культуры и спорта. По специфике содержания они относятся к обслуживающим видам.

Согласно маркетинговой классификации Г. Асселя [2, с. 409], использующей в своей основе маркетинговый подход, мы отнесем рассматриваемые виды услуг к оказываемым представителями «квалифицированного труда», «основанным на труде человека».

По критериям участия в сделках купли-продажи услуги физической культуры и спорта следует отнести как к коммерческим, так и некоммерческим.

По формам собственности производителей услуг услуги данного вида могут быть как частными, так и государственными.

По характеру потребления (массовые, коллективные и индивидуальные) услуги физической культуры и спорта следует отнести к коллективным и индивидуальным.

По роли данных услуг в сервисной деятельности различают основные и вспомогательные (или дополнительные). И если первые определяют профиль и специализацию хозяйствующего субъекта — производителя услуги, то последние предназначены для повышения качества и конкурентоспособности ее основного вида. Дополнительные услуги, в свою очередь, К. Лавсток разделил на услуги, облегчающие использование основных компонентов продукта и усиливающие привлекательность продукта. Так, например, возможность посещения солярия, массажного кабинета, фитобара облегчает использование основной услуги — посещения спортивного клуба, бассейна и т.п., а предоставление абонементов, бонусных программ, подарочных индивидуальных консультаций повышает конкурентоспособность данного производителя услуги.

По признаку потенциальной возможности участия в международном обмене (услуги, которые могут быть задействованы на международном рынке услуг, не могут и универсальные, ориентированные как на внутренний, так и межгосудар-

ственный рынок) большую часть услуг физической культуры и спорта следует отнести к услугам, имеющим универсальный характер.

По способу доставки услуги потребителю (инвестиционно-обусловленные, связанные с торговлей и комплексные) услуги физической культуры и спорта могут быть классифицированы как связанные одновременно с инвестициями и торговлей.

В зависимости от формы работы с клиентами выделяют: абонементное обслуживание, разовое, по месту работы, отдыха, проживания и др.

По уровню квалификации задействованного обслуживающего персонала услуги тренеров, консультантов следует отнести к профессиональным, а по парному критерию «интеллектуальные — институциональные», безусловно, к последним.

С точки зрения экономического анализа услуги физической культуры и спорта можно отнести к капиталоемким и трудоемким и лишь отчасти к наукоемким, хотя последнее обстоятельство не перечеркивает использование научных достижений и разработок на рынке данного вида услуг.

По международным статистическим классификациям — Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК/ШС) и Статистической классификации видов экономической деятельности Европейской Союза (КДЕС^АСЕ) — то, что в нашем стране определяется как «услуги физической культуры и спорта», отнесено к блоку услуг по охране здоровья.

По классификационным признакам, положенным в основу Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), услуги физической культуры и спорта имеют следующие характеристики, сведенные в таблицу.

Рассматривая диалектику соотнесения классификаций ОКУН и ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), базирующихся на Статической классификации продукции по видам деятельности в Евросоюзе (КПЕС/ СРА) и Перечне продукции ЕС — ПРОДКОМ, рядом исследователей отмечается, что с повсеместным внедрением в отечественную экономическую и производственную практику ОКВЭД постепенно будет отменен и ставший привычным для отечественных научных и практических сервисных работников ОКУН.

При этом следует отметить, что виды услуг физической культуры и спорта лучше отражает ОКУН (табл. 1). Так, в Общероссийском классификаторе услуг населению отражено около ста видов данных услуг. Среди них имеются следующие группы, компактно размещенные в классификаторе и охватывающие различные спектры деятельности на данном рынке услуг:

• проведение занятий по физической культуре и спорту (071100);

• проведение медико-восстановительных и методических консультаций, тестирование (071160);

• проведение спортивно-зрелищных мероприятий (071200);

• предоставление объектов физической культуры и спорта (072100);

• прочие услуги физической культуры и спорта (072200) [7].

К сожалению, конкретности и тематической группировке не отвечает размещение данных услуг в ОКВЭД. Так, «Деятельность в области спорта» представлена лишь двумя градиентами (92.6: «Деятельность спортивных объектов» и «Прочая деятельность в области спорта»), что явно недостаточно. «Физкультурнооздоровительная деятельность» (93.04), наряду со стиркой, химчисткой, услугами парикмахерских и ритуальных агентств, составляют раздел «Предоставление пер-

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

сональных услуг» (93.0). При этом непонятно, корректно ли считать персональными услугами занятия физической культурой в группах и т.д. Организация спортивнозрелищных мероприятий и вовсе находится в совершенно ином разделе.

Таблица 1

Классификация услуг физической культуры и спорта по признакам и группам, принятым ОКУН

№ Признак Группировка Соответствие услуг физкультуры и спорта

I. По субъекту конечного назначения Личные * * *

Общественные * * *

II. По категориям потребителей Население * * *

Организации **

III. По форме реализации Рыночные (платные) * * *

Нерычноные (бесплатные) **

IV. По общественной форме организации труда Выполненные организацией * * *

Выполненные индивидуальным предпринимателем * * *

V. По функции, выполняемой в общественном разделении труда и удовлетворении потребностей населения и общества Собственно классификация ОКУН * * *

VI. По источнику получения статистических сведений От производителей услуг * * *

От потребителей услуг *

Примечание: степень выраженности соответствия: *** — в сильной степени, ** — в средней степени, * — в слабой степени.

Источник: авторское расширенное обобщение по М.Г. Назарову [5, с. 661-662].

В отечественной литературе имеются и иные виды научных классификаций. Так, Г.А. Аванесова приводит расширенную обобщенную отечественную классификацию видов услуг [1, с. 82-83]. Рассмотрим еще не упоминавшиеся градиенты применительно к обобщенному блоку услуг физической культуры и спорта:

1) по используемым предметам труда (производственные и информационные) — преимущественно производственные, но консультационные, букмекерские и подобные им виды услуг будут носить, скорее, информационный характер;

2) по степени капитальных вложений (высоко- и низкокапиталоемкие) — используются и те, и другие;

3) по уровню материальных затрат (материалоемкие и низкоматериалоемкие) — для услуг физической культуры характерны оба эти градиента;

4) по сложности технологии выполнения услуг (сложнотехнологичные и простой технологии) — преимущественно второй группы;

5) по квалификации персонала (высокопрофессиональные и достаточной квалификации) — преимущественно первые;

6) по месту в инфраструктуре экономики (производственные, институциональные, социальные) — социальные;

7) по степени осязаемости — в отличие от осязаемых, услуги физической культуры и спорта — неосязаемые;

8) по обязательности присутствия клиента — присутствие клиента обязательно;

9) по уровню правового регулирования (двусторонние и многосторонние) — используются оба этих уровня;

10) по социальному статусу клиента (физических и юридических лиц) — элитные, эксклюзивные, высокого статуса, массовые — на рынке физкультуры и спорта представлены все перечисленные градиенты;

11) по месту в обществе (производственные, распределительные, профессиональные, потребительские и общественные) — относятся к последним трем группам;

12) по деловому назначению (деловые, организационные и личные) — имеющие персональный характер и направленность;

13) по месту в сфере общественного производства (в сфере производства и в сфере обращения) — на рынке услуг физической культуры и спорта преимущественно представлен первый градиент;

14) по организационным формам выполнения (самостоятельные специализированные фирмы, структуры в составе головных фирм, специализированная сеть фирм, индивидуальные исполнители) — на рассматриваемом рынке задействован весь спектр градиентов;

15) по комплексности предоставляемых услуг (полного цикла и отдельные виды услуг) — присутствуют оба градиента;

В свою очередь, приведенные классификации могут быть дополнены следующими блоками (при составлении данной классификации использовались материалы [4, с. 30]):

I. по мотивам производства — коммерческие (получение прибыли) и некоммерческие (выполнение социально важных функций — общественных миссий);

II. по мотивам потребления — личные (индивидуальное или самостоятельное занятие на базе того или иного оздоровительного или спортивного объекта) и деловые (например, аренда бассейна для проведения соревнования, неформальной части переговоров и т.д.);

III. по характеру потребности:

а) физкультурно-спортивный — традиционные занятия физической культурой и спортом в любых видах;

б) зрелищный — участие в спортивных соревнованиях различного уровня в качестве зрителя — на стадионе, спортивной арене, перед телевизором, монитором компьютера и т.п.;

в) консультационный — персональные и групповые консультации по программе выполнения физических нагрузок, правильности и последовательности тех или иных действий;

г) образовательный — обучение в высших и средних профессиональных заведениях соответствующего профиля;

д) дополнительного образования — занятия в спортивных кружках, школах, участие в отраслевых семинарах и т.д.;

е) посреднические — обслуживание (бухгалтерское, правовое, информационно-консультационное, аудиторское и др.) учреждений физической культуры и спорта, документальное и юридическое сопровождение договоров, контрактов, сделок на рассматриваемом рынке;

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ж) коммерческие — спонсорская деятельность, организация спортивных лотерей, букмекерская деятельность.

Таким образом, нами предпринята попытка свести существующие подходы к классификациям видов услуг применительно к сегменту физической культуры и спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем проблема совершенствования работы над классификацией того или иного вида деятельности — научная и прикладная задача, имеющая перманентный характер, поскольку всегда актуальным будет учет специфических особенностей региона, имеющих свойство динамично изменяться, будут появляться новые виды услуг, вытесняя устаревшие, и другие факторы, что не снижает востребованность попыток ее разрешения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: Инфра-М, 2001.

3. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг: экономика / Под ред. Т.Д. Бурменко. М.: Кнорус, 2008.

4. Кошаев М.Н. Социально-культурные услуги отрасли «физическая культура и спорт» — формы, мотивы и потребности // Ученые записки. 2006. Вып. 21.

5. Курс социально-экономической статистики / Под ред. М.Г. Назарова. М.: Фин-статинформ, 2006.

6. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.

7. Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93. Утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.