Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
повышения функциональных свойств шарнирных соединений.
Библиографические ссылки
1. Зайцев П. А., Беляков Д. Ф. Обзор шарнирных устройств в современной космической технике //Актуальные проблемы космонавтики: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов (11-15 апреля 2011, г. Красноярск): Т. 1. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. С. 93-95.
2. Кожевников С. Н., Есипенко Я. И., Раскин Я. М. Механизмы. Справочное пособие. М. : Машиностроение, 1976.
3. Крайнев А. Ф. Идеология конструирования. М. : Машиностроение-1, 2003.
4. Козлов Ю. Ю. Кинематика шарнира Гука // Успехи современного естествознания. 2011. № 7. С. 264-266. URL: www.rae.ru/use/? section=content &op= show article&article_id = 7797353 (дата обращения: 15.03.2012).
5. Александров В. М., Ромалис Б. Л. Контактные задачи в машиностроении. М. : Машиностроение, 1986.
© Зайцев П. А., Бакулин А. Ю., 2012 УДК 519.876.2
Р. А. Мирзаев, О. В. Каменюк Научный руководитель - Н. А. Смирнов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИССЛЕДОВАНИЕ КИНЕМАТИКИ МАНИПУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА SIMMECHANICS
С помощью пакета-расширения SimMechanics, имеющегося в Matlab, исследована кинематика манипулятора. Применен ПИД-регулятор для достижения целевого положения привода, сымитированы возмущающие воздействия на систему. Определены кинематические и динамические параметры движения выходного звена. Имеющиеся данные позволяют определить силовые факторы, действующие на шарниры, звенья, приводы.
В традиционном понимании физическое моделирование подразумевает создание некоторого физического аналога - модели объекта. С развитием компьютерных технологий это представление изменилось. Под физическим моделированием понимают симбиоз математического моделирования и проектирования объекта, подчиняющегося основным физическим принципам [1].
В качестве приводов линейных перемещений звеньев манипулятора могут быть использованы электрические, гидравлические и пневматические приводы [2]. В работе в качестве приводов звеньев рассматриваются серво приводы, использование которых актуально в мехатронике. Смоделирована система управления приводами на основе ПИД-регулятора.
На рис. 1 приведена кинематическая схема манипулятора. На звено 1 действует привод вращательного движения, в результате чего вся кинематическая цепь привходит в движение.
чек с абсциссой х и подставляем его в условие (2). Получаем основное уравнение плоской контактной задачи
решение которого
1 Г 1 =Р ]
= Р--[ ---Щ
где Р - сжимающая сила, отнесенная к длине цилиндров:
Гй Р= [
.
Контактные взаимодействия элементов сферического шарнира можно рассматривать как плоскую задачу о соприкосновении двух упругих полусфер [5].
Проведенный анализ конструктивных особенностей кинематического и контактного взаимодействия позволяет классифицировать шарниры и шарнирные узлы по определенным признакам. Таким как, кинематика элементов шарниров и вид их контактного взаимодействия. Что, в свою очередь, поможет выделить определенную группу шарнирных узлов ракетно-космической техники, имеющих перспективы для
Y Д
х
Рис. 1. Схема кинематической цепи: 1 - звено на который действует привод; 3 - выходное звено, все шарниры вращательные
Блок-схема математической модели, приведенная на рис. 2, включает ПИД-регулятор, данные на который поступают с датчика углового положения (Joint
Секция «Модели и методы анализа прочности динамики и надежности конструкций КА»
Sensor). Сравнивая поступающее значение с целевым (-4,45 градуса), регулятор в каждый момент времени выдает корректирующее воздействие на систему в виде вращающего момента через привод (Joint Actuator). К выходному звену 3 приложены возмущающие воздействия: циклического и постоянного характера (Sin Wave и Constant на рис. 2).
В блок-схеме манипулятора для вывода параметров движения к выходному звену подсоединен датчик (Body Sensor), результат работы которого представлен на рис. 3.
В работы определены параметры движения выходного звена, (угловая скорость, ускорение). Имеющиеся данные позволяют определить силовые факторы, действующие на шарниры, звенья, приводы.
а—■
Environment Ground
►И
CS1®CS2
а-*
Body
►Я
CS1^CS2
S*
Body!
V
Body Sensor Scope!
С® CS3 CS1 CS2
Н-»
Body2
Joint Aotu ato г
Joint Sensor
Scope
b-
гш
I S д tu rati с
-т-
Od in
bine пи a ve ■
m^t
Sine Wav&J-M
0 J
Groundl
г—►
Body Actu ato г
Oainl Integrator
-du/dt —
Oain2 Derivative
Рис. 2. Блок-схема математической модели манипулятора. Body2 - выходное звено; Body - первое звено; Revolute - цилиндрический шарнир; Joint actuator - привод вращения; Joint sensor - датчик углового перемещения; Body actuator - привод линейных перемещений (используется для имитации возмущаюшдх воздействий); Ground - крепления к неподвижному основанию, Scope - осциллограф
Рис. 3. Зависимость углового ускорения выходного звена от времени.
Библиографические ссылки 1. Махов А. А. Моделирование механических систем с помощью пакета расширения SimMechanics http://exponenta.ru/educat/systemat/mahov/simmechanics .asp (дата обращения: 20.02.2012).
2. Герман-Галкин С. Г. Matlab & Simulink. Проектирование мехатронных систем на ПК. М. : Корона-Век, 2008.
© Мирзаев Р. А., Каменюк О. В., 2012