Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА РАСТВОРИМОГО КОФЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА РАСТВОРИМОГО КОФЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
194
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
НАТУРАЛЬНЫЙ РАСТВОРИМЫЙ КОФЕ / МАРКИРОВКА / КАЧЕСТВО / СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА КОФЕ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / NESCAFE / JACOBS / NATURAL INSTANT COFFEE / LABELING / QUALITY / COMPARISON OF COFFEE QUALITY INDICATORS / CUSTOMER SATISFACTION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ильина А.Н., Береговая И.Б.

Работа посвящена исследованию качества натурального растворимого кофе. Актуальность статьи обусловлена тем, что на рынке представлено значительное количество товаров-аналогов, в связи с чем при выборе потребитель часто сталкивается с проблемой, какой же растворимый кофе обладает наилучшими потребительскими качествами. Цель работы заключается в сравнении потребительских свойств растворимого кофе марок «Nescafe» и «Jacobs». При написании статьи использованы методы описания, сравнения, обобщения, систематизации, методы табличного построения. В результате исследования двух образцов «Nescafe» и «Jacobs» выявлено наименование натурального растворимого кофе, обладающего лучшими качественными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF QUALITY OF SOLUBLE COFFEE

The work is devoted to the study of the quality of natural instant coffee. The relevance of the article is due to the fact that there are a significant number of similar products on the market, and therefore, when choosing, the consumer often faces the problem of what kind of instant coffee has the best consumer qualities. The purpose of the article is to determine on the basis of a study of the qualitative characteristics of the brand of natural instant coffee, which most fully meets the needs of the consumer. When writing the article, methods of description, comparison, generalization, systematization, methods of tabular construction were used. As a result of the research, the name of natural instant coffee with the best quality characteristics was revealed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА РАСТВОРИМОГО КОФЕ»

УДК 33:620

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА РАСТВОРИМОГО КОФЕ

Ильина А.Н., студент, направление подготовки 38.03.02 Менеджмент, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

e-mail: ilyina00.nastya@yandex.ru

Береговая И.Б., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и торгового дела, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: beregib@mail.ru

Аннотация. Работа посвящена исследованию качества натурального растворимого кофе. Актуальность статьи обусловлена тем, что на рынке представлено значительное количество товаров-аналогов, в связи с чем при выборе потребитель часто сталкивается с проблемой, какой же растворимый кофе обладает наилучшими потребительскими качествами. Цель работы заключается в сравнении потребительских свойств растворимого кофе марок «Nescafe» и «Jacobs». При написании статьи использованы методы описания, сравнения, обобщения, систематизации, методы табличного построения. В результате исследования двух образцов «Nescafe» и «Jacobs» выявлено наименование натурального растворимого кофе, обладающего лучшими качественными характеристиками.

Ключевые слова: натуральный растворимый кофе, маркировка, качество, сравнение показателей качества кофе, удовлетворение потребностей потребителей, Nescafe, Jacobs.

RESEARCH OF QUALITY OF SOLUBLE COFFEE

Ilyina A.N., student, training direction 38.03.02 Management, Orenburg State University, Orenburg e-mail: ilyina00.nastya@yandex.ru

Beregovaya I.B., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of marketing and commercial affairs, Orenburg State University, Orenburg e-mail: beregib@mail.ru

Abstract. The work is devoted to the study of the quality ofnatural instant coffee. The relevance of the article is due to the fact that there are a significant number of similar products on the market, and therefore, when choosing, the consumer often faces the problem of what kind of instant coffee has the best consumer qualities. The purpose of the article is to determine on the basis of a study of the qualitative characteristics of the brand of natural instant coffee, which most fully meets the needs of the consumer. When writing the article, methods of description, comparison, generalization, systematization, methods of tabular construction were used. As a result of the research, the name of natural instant coffee with the best quality characteristics was revealed.

Keywords: natural instant coffee, labeling, quality, comparison of coffee quality indicators, customer satisfaction, Nescafe, Jacobs.

Требования, которые предъявляют потребители товарам народного потребления очень разнообразны [1], восприятие степени их присутствия потребителем в товаре достаточно субъективно. Требования к качеству могут быть зафиксированы в нормативно-технической документации (технических регламентах, стандартах, технических условиях), высказываться потребителями при дегустации или тестировании товаров, обсуждаться на разнообразных форумах в социальных сетях и т.д. Все это вызывает определенные трудности у изготовителей при разработке и производстве своей продукции.

Данная проблема усугубляется в случае, если рынок товара насыщен большим количеством наименований товаров, которые незначительно от-

личаются друг от друга. Одним из таких товаров является натуральный растворимый кофе. Его популярность как напитка, разнообразные предпочтения потребителей, значительная глубина ассортимента - все это обуславливает актуальность выявления степени удовлетворенности потребителей товарами-аналогами методом сравнения различных характеристик качества. Цель работы заключается в сравнении потребительских свойств растворимого кофе марок «Nescafe» и «Jacobs».

Бодрящие свойства кофе, а в частности растворимого кофе определяются входящими в его состав веществами. Формула кофе - это белковые вещества и углеводы, на долю которых приходится 50-60% общей массы сырого кофе. Химический

состав растворимого кофе немногим отличается от зернового и молотого кофе тем, что производители добавляют в натуральный растворимый кофе добавки и ароматизаторы.

Производят натуральный растворимый кофе, как правило, из двух сортов: «Арабика» и «Ро-буста». Эти две разновидности кофейного дерева отличаются как внешне, так и по вкусовым качествам. «Арабика» занимает примерно три четверти мирового производства кофе. Кофейные зерна имеют продолговатую форму, гладкую поверхность и, будучи промыты, имеют синевато-зеленоватый цвет. В целом, вкусовые качества сорта арабика очень высоки. Сорт «Робуста» является более быстрорастущим, более доходным и более устойчивым от вредителей, чем «Арабика». Зерна имеют кругловатую форму, цвет - от светло-коричневых до серовато-зеленых. Данный сорт имеет несколько землянистый и скорее жестковатый вкус.

На рынке присутствует огромное множество торговых марок растворимого кофе. Для данного исследования авторами выбраны кофе брендов «Nescafe» и «Jacobs».

Растворимый кофе компании «Nestlé», выпускаемый под торговой маркой «Nescafe», стал первым, и в настоящее время является самым распростра-

(

ненным и признанным в своей товарной группе. Компания начала выпуск «Nescafe» в Швейцарии 1 апреля 1938 года. Во время войны «Nescafe» пришелся по вкусу вооруженным силам США и стал неотъемлемой частью их рациона, т.к. кофе, который можно быстро и легко приготовить, обладал еще и приятным вкусом. С 1940-х годов популярность «Nescafe» выросла. И сегодня Nescafe наслаждаются в более чем 180 странах - он стал любимым кофе в мире [3].

Jacobs - кофейный бренд, имеющий многовековую историю. Началась история марки в Германии с открытия в 1895 г. в городе Бремен тогда еще никому не известным немцем Иоанном Якобсом. По состоянию на середину 2010-х годов под данной маркой с различными суббрендами (Monarch, Millicano, Velour, Gold и другими) выпускается фасованный кофе в зёрнах, молотый кофе, сублимированный кофе, кофе в капсулах для кофе-машин.

Для исследования из многообразия кофе этих торговых марок выбраны наименования, которые при приготовлении образуют нежную кофейную пенку, что обозначается на упаковке словом «crema». На рисунке 1 представлены исследуемые наименования натурального растворимого кофе.

JACOBS

MILLiCANO

75 г

Рисунок 1 - Исследуемые марки натурального растворимого кофе

Первым объектом выступает «Nescafe Gold Crema». Масса нетто - 70 r. Цена - 132,99 руб. Nescafe позиционирует эту серию как новый кофе с нежной пенкой, которая сохраняет богатый аромат и нежный вкус арабики. Второй объект - это «Jacobs Millicano Crema Espresso», который также как и Nescafe обещает своему потребителю наличие

нежной пенки. Масса нетто - 75 г Цена - 149,99 руб.

Важным инструментом качественной идентификации является маркировка, Производства В таблице 1 приведены результаты установления соответствия упаковки, маркировки требованиям ГОСТ Р 51881-2002 Кофе натуральный растворимый. Общие технические условия.

Таблица 1 - Соответствие требованиям ГОСТ Р 51881-2002 Кофе натуральный растворимый

Наименование показателя Nescafe Gold Crema Jacobs Millicano Crema Espresso

Отклонений содержимого нетто от номинального количества (предел допустимого для тар от 50 до 100 г - 4,5 г), г 0 0

Наименование продукта + +

Наименование показателя

Nescafe Gold Crema

Jacobs Millicano Crema Espresso

Наименование и местонахождение изготовителя и организации в РФ, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории

Товарный знак изготовителя

Масса нетто, или объем, или количество продукта.

Состав продукта (если состоит не из одного ингредиента)

Пищевая ценность

Условия хранения, срок годности, срок хранения, срок реализации

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт

Расположение информации

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Оба образца соответствуют обязательным требованиям ГОСТ Р 51881-2002, предъявляемых к маркировке товара. Но при этом Jacobs Millicano Crema Espresso указывает состав на упаковке, это обусловлено тем, что при производстве использовались кофе разного способа обработки: кофе натуральный растворимый порошкообразный и кофе

Таблица 2 растворимый

По вкусовым качествам «Nescafe Gold Crema» обладает более мягким вкусом, не имеет ярко выраженного горьковатого послевкусия как у «Jacobs Millicano Crema Espresso». Это нельзя считать минусом или плюсом, так как вкусовые предпочтения потребителей могут разниться. Оба образца соот-

натуральный жаренный молотый. Оба образца не указывают на упаковке пищевую ценность, но стандарт этого не требует.

Проведем сравнение образцов по органолепти-ческим показателям. Результаты сравнения представлены в таблице 2.

ветствуют ГОСТ 32776-2014 Кофе растворимый. Общие технические условия.

Важным для потребителя свойством является растворимость кофе. Результаты исследования данного показателя представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты измерений растворимости кофе

Исследуемый образец Норма по ГОСТ (мин., не более) Время растворения в горячей воде Время растворения в холодной воде Образование

Хол. Гор. пенки

Nescafe Gold Crema 3 0,5 13 сек 25 сек 3 мм (плотная, однородная)

Jacobs Millicano Crema Espresso 11 сек 16 сек 4 мм (пористая, с пузырьками)

- Анализ органолептических показателей на основе ГОСТ Р 51881-2002 Кофе натуральный

Показатели Требования ГОСТ Nescafe Gold Crema Jacobs Millicano Crema Espresso

Внешний вид Мелкодисперсный, хорошо сыпучий порошок, без комков Порошкообразный, хорошо сыпучий, без комков, мелкие частички порошка Порошкообразный, хорошо сыпучий, без комков, среднего размера частички порошка

Цвет От светло- до темно-коричневого, однородный по интенсивности Ближе к светло - коричневому оттенку, однородный Ближе к темно - коричневому оттенку, однородный

Вкус Выраженные, с различными оттенками, свойственными данному продукту. Не допускаются посторонние запах и вкус. Горький вкус, без посторонних привкусов Насыщенный горький кофейный вкус, без посторонних привкусов

Аромат Мягкий аромат кофе, без посторонних запахов Ярко выраженный кофейный аромат, с горьковатыми нотками, без постороннего запаха

Оба образца находятся в пределах нормы по растворяемости в холодной и горячей воде. При этом «Jacobs Millicano Crema Espresso» растворяется быстрее, чем «Nescafe Gold Crema». Заявленные свойства образования пенки у образцов не соответствуют ожиданиям, так как образовавшаяся пенка у «Jacobs Millicano Crema Espresso»

По результатам обобщенной оценки качества сделан вывод, что оба образца находятся примерно на одном уровне, но «Nescafe Gold Crema» можно назвать лучше, чем «Jacobs Millicano Crema Espresso», так как в результате оценки набрала в сумме большее количество баллов с разрывом в 2 балла.

и «Nescafe Gold Crema» составляет 3-4 мм. Но при этом качество пенки у «Nescafe Gold Crema» лучше, она более плотная и однородная, имеет не так много пузырьков. Образовавшаяся пенка «Jacobs Millicano Crema Espresso» пористая с большими пузырьками. В таблице 4 проведем парное сравнение двух образцов.

Таким образом, основываясь на проведенном исследовании качества двух образцов натурального растворимого кофе по различным характеристикам, следует сделать вывод о том, что оба образца являются качественными. Но при том, кофе «Nescafe Gold Crema» наиболее полно удовлетворяет потребность потребителей данного напитка.

Таблица 4 - Обобщенная оценка показателей качества исследуемых образцов натурального растворимого кофе

Показатель Nescafe Gold Crema Jacobs Millicano Crema Espresso

Фактическое описание Оценка Фактическое описание Оценка

Упаковка Мягкая упаковка с застежкой для сохранения кофе после вскрытия 5 Мягкая упаковка с застежкой для сохранения кофе после вскрытия 5

Вкус Горький вкус, присущий кофе 5 Насыщенный горький кофейный вкус 4

Аромат Мягкий аромат кофе 5 Горький насыщенный аромат кофе 5

Объем упаковки 70 г 5 75 г 5

Образование пенки Мягкая однородная пенка 5 Неоднородная пенка с пузырьками 4

Итого 25 23

Литература

1. Береговая И. Б. К вопросу о качестве предприятия как социально-экономической системы // М-лы IX международной научно-практической конференции «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия». - Новосибирск, МНИ «Educatio». - 2015. - № 2 (9). - С. 24-25.

2. Ворсина А. Из библии бариста // Московский бизнес журнал. - 2010. - № 10. - С. 12-13.

3. Nescafe официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения: 30.05.2019).

4. Отличия между арабикой и робустой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://coffe-master. ru/arabika-i-robusta-v-chem-otlichie/ (дата обращения: 30.05.2019).

5. Растворимый кофе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://healfoods.ru/napitki/rastvorimyj-kofe-polza-i-vred.html (дата обращения: 30.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.