S. Национальная Библиотека в годы Великой Отечественной Войны: О книге «Азербайджанская Национальная Библиотека в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 годы)] // Культура. - 2020. - 2 сентября.
9. Отчеты Азербайджанской Национальной Библиотеки за 2020 год. // http://anl.az/new/az/result/40
10. Первый вице-президент Мехрибан Алиева пожертвовала годовую заработную плату в Фонд поддержки борьбы с коронавирусом // http://covid19fund.gov.az/ru/article/birinci-vitse-prezident-mehriban-eliyeva-bir-illik-emekhaqqini-koronavirusla-mubarizeye-destek-fonduna-iane-edib/
11. Поздравление Ильхама Алиева азербайджанскому народу по случаю Новруз байрамы 19 марта, 2020 -https://president.az/articles/36212
12. Президент Ильхам Алиев выделил 20 млн манатов Фонду поддержки борьбы с коронавирусом // http://covid19fund.gov.az/ru/article/koronavirusla-mubarizeye-destek-fonduna-20-milyon-manat-ayrilib/
13. Тахиров К.М. Архивный фонд Национальной Библиотеки пополнился оригинальными экземплярами первых образцов национальной печати //Азербайджан. - 2020. - 22 июля.
14. Электронный каталог и электронная библиотека / http://ek.anl.az/search/query?locale=ru&theme=e-kataloq
References and Sources
1. Byl predstavlen proekt «Muzykal'naya biblioteka»: O predstavlenii v preddverii Dnya Nacional'noj Muzyki odnoimennogo proekta Nacional'noj Biblioteki (v virtual'nom rezhime)] // Kul'tura. - 2020. - 16 sentyabrya.
2. V Nacional'noj biblioteke otkrylas' vystavka «Karabahskie kovry»: [virtual'naya ekspoziciya] // Ezhednevnye novosti. - 2020. - 23 oktyabrya.
3. Ismajlova A.I. Vazhnye atributy bibliotechnyh stranic v social'nyh media-resursah // Bibliotekovedenie i informaciya: Nauchno-teoreticheskij i prakticheskij zhurnal. - 2020. - №1 (31). - S.101-105.
4. Ismajlova A.I. Nacional'naya Biblioteka prodolzhaet svoyu deyatel'nost' v virtual'nom rezhime // Azerbajdzhan. - 2020. - 19 aprelya. s.6.
5. Ismajlova A.I. Trud bibliotekarya - duh patriotizma // Azerbajdzhan. - 2020. - 1 noyabrya.
6. Nacional'naya Biblioteka predstavila onlajn-sborniki not: [v proekte «Iz nacional'noj muzykal'noj sokrovishnicy» sovmestno s Ministerstvom Obrazovaniya] // Ezhednevnye novosti. - 2020. - 7 avgusta.
7. Nacional'naya Biblioteka predstavila elektronnuyu informacionnuyu bazu «Nacional'nye geroi Azerbajdzhana» // Ezhednevnye novosti. - 2020. - 30 oktyabrya.
S. Nacional'naya Biblioteka v gody Velikoj Otechestvennoj Vojny: O knige «Azerbajdzhanskaya Nacional'naya Biblioteka v gody Velikoj Otechestvennoj Vojny (1941-1945 gody)] // Kul'tura. - 2020. - 2 sentyabrya.
9. Otchety Azerbajdzhanskoj Nacional'noj Biblioteki za 2020 god. // http://anl.az/new/az/result/40
10. Pervyj vice-prezident Mekhriban Alieva pozhertvovala godovuyu zarabotnuyu platu v Fond podderzhki bor'by s koronavirusom // http:// covid19fund.gov.az/ru/article/birinci-vitse-prezident-mehriban-eliyeva-bir-illik-emekhaqqini-koronavirusla-mubarizeye-destek-fonduna-iane-edib/
11. Pozdravlenie Il'hama Alieva azerbajdzhanskomu narodu po sluchayu Novruz bajramy 19 marta, 2020 - https://president.az/articles/36212
12. Prezident Il'ham Aliev vydelil 20 mln manatov Fondu podderzhki bor'by s koronavirusom // http://covid19fund.gov.az/ru/article/koronavirusla-mubarizeye-destek-fonduna-20-milyon-manat-ayrilib/
13. Tahirov K.M. Arhivnyj fond Nacional'noj Biblioteki popolnilsya original'nymi ekzemplyarami pervyh obrazcov nacional'noj pechati //Azerbajdzhan. - 2020. - 22 iyulya.
14. Elektronnyj katalog i elektronnaya biblioteka / http://ek.anl.az/search/query?locale=ru&theme=e-kataloq
ИСМАЙЛОВА АДИБА ИМАШ КЫЗЫ — докторант Института рукописей имени Мухаммеда Физули Национальной Академии Наук Азербайджана ([email protected]).
ISMAYLOVA, ADIBA I. - doctoral student at the Institute of Manuscripts named after Muhammad Fizuli of the National Academy of Sciences of Azerbaijan ([email protected]).
УДК 27-145.55:276-36(569.3)Шарбель:398.1 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-150-159 БУТОВ И.С., ТОМИН Н.В., СОЛОЖЕНИЦЫН Р.В., КУЛЬША А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ НЕКОТОРЫХ «ЧУДЕСНЫХ СОБЫТИЙ», СВЯЗАННЫХ С НАРОДНЫМ КУЛЬТОМ ПОЧИТАНИЯ ЛИВАНСКОГО СВЯТОГО ШАРБЕЛЯ
Ключевые слова: народный культ, христианство, мифология, чудеса, фольклор, история, мироточение.
Статья исследует историю и социальный контекст возникновения нарративов о «чудесных событиях», связанных с ливанским святым Шарбелем. В работе также представлены результаты биохимического анализа маслянистого вещества, которое, по предположению некоторых паломников, могли содержать продукты мироточения от нетленного тела Шарбеля. Делается вывод о том, что многие устные рассказы о святом Шарбеле послужили источником для формирования фольклорных агиографических нарративов, а из СМИ, интернета и различной низкокачественной сопутствующей литературы черпались события и детали, которые в последующем привели к появлению у этого ливанского подвижника собственной сакральной биографии.
BUTOV, I.S., TOMIN, N.V., SOLOZHENITSYN, R.V., KULSHA, A.V. RESEARCH OF THE HISTORY OF SOME "MIRACULOUS APPEARANCES" RELATED TO THE FOLK CULT OF VEORING THE LEBANIAN SAINT CHARBEL
Key words: folk cult, Christianity, mythology, miracles, folklore, history, myrrh streaming.
The article researched the history and social context of the emergence of "miraculous appearances" narratives associated with the Lebanese Saint Charbel are investigated. The paper also presents the results of a biochemical analysis of an oily substance, which, according to the assumption of some pilgrims, could contain the products of myrrh from the imperishable body of Charbel. It is concluded that many oral stories about Saint Charbel served as a source for the formation of folklore hagiographic narratives, and events and details were drawn from the media, the Internet and various low-quality accompanying literature, which subsequently led to the emergence of this Lebanese ascetic of his own sacred biography.
1. Мироточение в христианстве.
В христианстве известно немало примеров, когда мощи святых, их нетленные тела или даже их части начинают выделять различные жидкости. Такие особенности посмертного выделения миро или «пота» (в некоторых случаях «сукровицы») приписываются, в частности, Николаю Чудотворцу (ок. 270 - ок. 345), преподобной Феодоре Солунской (ок. 812 - 892), итальянской монахине-кармелитке Марии Магдалине де Пацци (1566-1607), английскому епископу Хью Авалонскому (ок. 1135-1140 - 1200), итальянской монахине Агнессе из Монтепульчано (12681317), испанской монахине-кармелитке Терезе Авильской (1515-1582), основателю ордена камиллианцев Камиллу де Леллису (1550-1614), афонскому отшельнику Нилу Мироточивому (ум. 1651) и др. Хорошо описаны также мироточащие главы Киево-Печерской лавры [1].
Выделение таких жидкостей свойственно не только для святых. Например, на страницах еженедельной католической газеты «Беларус» в 1914 году была опубликована статья о том, как к новогрудскому мещанину Шапилле из деревни приехал брат, который вскоре заболел и скончался. Его родные разместили гроб с телом в церкви. На следующий день, открыв крышку гроба, на лице умершего обнаружили густой пот, стекающий каплями, а его щеки были густо покрасневшими. Так продолжалось несколько дней, пока на 10 день он не был похоронен [2, s. 5-6]. Как отмечает В. Гайдучик, можно предположить, что существуют различные факторы, которые могут привести к эффекту выделения пота у покойников, и которые, возможно, даже еще неизвестны науке [3]. Интересно, что в славянском ареале истечение «пота» из не проявляющего признаков жизни человека могли считать одним из показателей, по которым покойника следовало бы отнести к «неправильным», а возможно и опасным мертвецам (хотя небольшая выборка именно по этому мотиву пока не позволяет судить однозначно) [3]. В целом же некоторые исследователи указывают на сходство почитания нетленных тел святых с распространенным в народной культуре представлением о заложных покойниках (т. е. умерших неестественной смертью и не нашедших успокоения) и связанных с ними демонологических персонажах [4].
Стоит оговориться, что такое отношение было характерно в большинстве своем народной среде (и народному христианству, в частности), а выделение миро из останков, как правило, происходило на территории церквей, монастырей в пещерах или иных обителях, практически сразу попадало в поле зрения представителей Церкви и толковалось сообразно различным господствующим в тот момент религиозным вероучениям (факт мог как афишироваться, так и не афишироваться). Миром от останков нетленных святых, наоборот, почти повсеместно лечились или использовали его в различных ритуалах.
Не всегда факты нетленности покойника, его благоухания и присутствия в гробе жидкости связывали с явлениями чудесными. В Новое время, в связи с успехами химии и медицины, получают некоторое распространение практики бальзамирования знатных покойников. При наличии свободного доступа к месту захоронения, подобные тела становились объектом паломничества любопытных. Журнал «Вестник Европы» приводит на своих страницах в 1802 году случай, произошедший в Глазго (Шотландия). Во время пребывания там некого господина Гарнета (по-видимому, имеется в виду английский филолог Ричард Гарнетт (Richard Garnett; 1789-1850), однако в журнале его фамилия имеет написание Гарнет) один пастор показал ему в фамильном склепе графов Кильситов две «мумии» (так назвали в журнале нетленные тела супруги графа Кильсита и его сына). Граф погиб в 1717 году вместе с женой и маленьким сыном в Голландии во время одного из бунтов (они были задавлены упавшим на них зданием). Забальзамированные тело матери и ребенка прислали в Шотландию. Тела лежали в сосновом гробе, обитом свинцом. Пространство между свинцом и гробом было залито «ароматическим весьма благовонным составом», похожим на «оловянный пепел». Любопытные, которые приходили в склеп, провертели пальцами в слое тонкого свинца, покрывавшего гроб, отверстия. В них показалась «ароматическая материя», за которой различимы были сосновые доски. В 1796 году некие люди сорвали свинец, вскрыли второй, сосновый гроб и нашли в нем тело графини и ее сына, «совершенно как живое». После этого все желающие стали приходить и осматривать тела и поражались их необычайной сохранности. Предполагали, что гроб был заполнен некой «крепкой жидкостью» или «водкой», которая со временем уже стала прозрачной, но придала телам красноватый вид. При вскрытии гроба еще несколько месяцев по всей церкви, на территории которой и был расположен склеп, ощущалось благоухание. На момент написания заметки тела все
еще сохраняли свой первоначальный вид, хотя были немного повреждены пылью и воском от свечей. Жидкость брали на анализ медики, но результатов в материале не приводится [5].
На наш взгляд, тела, по всей вероятности, не были просто заспиртованы. Здесь слово «водка» могло использоваться как уменьшительное от слова «вода», таковое значение было основным вплоть до середины XIX века. В химии и алхимии «водками» обычно называли кислоты, по аналогии с латинскими названиями, в которых использовалось слово aqua (вода). Например, aqua fortis - крепкая водка (азотная кислота); aqua regia - царская водка (смесь концентрированных азотной и соляной кислот). Крепкий спиртной напиток называли «хлебным вином», «горячим вином» и т. п. Современное значение слово «водка» приобрело между XIV и XIX веками первоначально как диалектное, и лишь в конце XIX - начале XX века стало обозначать единственно «крепкий спиртной напиток».
Известны и другие примеры истечения жидкости из мощей или нетленных тел, но со второй половины XX века они практически сошли на нет. Между тем сам феномен мироточения (в основном икон), бывший единичным в конце XIX века, начинает распространяться с новой силой во время массовых «волн чудес» середины 1920-х годов. В частности, на Украине в это время в невиданных количествах ширятся рассказы о «слезоточивых» иконах, а уже к концу XX века феномен мироточащих икон практически полностью вытесняет на задний план сведения о мироточивых останках (хотя, например, в Киево-Печерской лавре главы продолжают мироточить и в XXI веке).
При этом важно понимать, что в христианстве нетленность мощей сама по себе не является признаком святости. Например, на Афоне, наоборот, считается, что тело праведника не должно быть нетленным [6, с. 279]. Греческие Церкви, в целом, довольно аккуратно относятся к нетленности мощей: если тело усопшего не тлеет, однако надувается и чернеет, умерший считается непрощенным кем-то или же находится под отлучением священника. В Русской Православной церкви нетленные мощи были признаком святости человека при условии, что у гроба новообретенного праведника совершались чудеса, а само тело не чернело, благоухало и/или выделяло миро [7, с.17-18]. При этом Церковь всегда настораживала именно полная нетленность тела. Например, священномученик Серафим (Чичагов) писал следующее: «если в земле будет совершенно нетленное тело, ни одной частью не обратившееся в прах, то это не может быть признано за Божие чудо, а лишь за случайное явление, происшедшее под влиянием почвенных и атмосферических причин или человеческого искусства» [8, с.32].
В то же время вокруг таких нетленных тел зачастую возникают стихийные неканонические народные культы. Кроме того, до сегодняшнего дня практически ничего не было известно о составе источаемых нетленными святыми жидкостей, как и то, что многие поддерживаемые паломниками «чудесные истории» (например, продолжающееся состояние нетленности, мироточение тела) не соответствуют действительности. Один из наиболее характерных примеров нашего времени, сочетающих почти все вышеперечисленные черты - почитаемые в Ливане мощи святого Шарбеля. Рассмотрение социального контекста возникновения рассказов о мироточении этого ливанского подвижника, а также критический анализ некоторых «чудесных событий», которые по сей день приписываются святому Шарбелю, и являются основной целью статьи. В частности, в ней представлены результаты биохимического анализа образца маслянистого вещества, которые авторам передала пожелавшая остаться анонимной паломница из Львова, и содержащего, по мнению паломников, фрагменты предполагаемых выделений тела монаха.
2. История нетленности и мироточения монаха Шарбеля.
Иосиф Махлуф родился в северном Ливане в 1828 году в бедной христианской семье из селения Бекаа-Кафра. Лишь на 23 году жизни у Иосифа появилась возможность поступить в монастырь св. Марона ливанских христиан-маронитов. В 1853 году Иосиф принес вечные обеты (стал монахом), приняв монашеское имя Шарбель. Монахом Шарбель вел аскетический образ жизни. В 1859 году его рукоположили в священники. С 1875 года он проживал в отшельничестве и предельном аскетизме в скиту святых Петра и Павла, ходил в веригах и власянице, держал строжайший пост, молился по ночам. В конце 1898 года, после непродолжительной болезни, Шарбель Махлуф скончался и был погребен в день Рождества в монастыре св. Маруна в г. Аннайе [9, P. 113].
После смерти на могиле отшельника люди неоднократно замечали необычное свечение, причем в числе очевидцев этого оказался и местный мусульманский префект. В итоге, власти Османской империи разрешили вскрыть гроб. Тело оказалось нетленным, несмотря на воду и грязь, которые наполовину затопили могилу, а спустя четыре месяца ее вновь открыли в присутствии комиссии из экспертов, подтвердивших, что тело по-прежнему находилось в отличной сохранности. Мышцы тела Шарбеля сохраняли гибкость, волосы не выпали, однако «лицо и руки покрывала грибковая плесень, похожая на вату» [10]. Как свидетельствовал отец Жожеф Иунэ, после того как плесень вытерли, все увидели перед собой лицо и руки спящего человека, причем «красная кровь, смешанная с водой, текла из его бока». Все другие похороненные здесь же монахи не демонстрировали такой же сохранности. Стоит оговориться, что изначально необычные факты, происходившие с телом, старались не афишировать, чтобы не вызвать массовое паломничество [11]. 5 октября 1926 года тело было снова перемещено. Его осматривал отец Жозеф аль Кфоури в присутствии церковной комиссии: «Через три дня после моего прибытия я приказал вынести тело из склепа, поместить его в келью в северной части монастыря. Оттуда ночью я вынес тело при помощи брата Ижидос эт-Таннури и оставил его на террасе, на воздухе, чтобы высохла кровь, которая текла из его спины и боков. Кровь текла так сильно, что мне пришлось завернуть тело в две простыни и менять их каждый день, настолько эта загадочная жидкость их пропитывала. Я видел, что жидкость источается каждой порой! Я следил за этим состоянием тела на протяжении четырех месяцев и не видел никаких перемен в его потении». Тогда же была произведена операция и у трупа извлекли желудок и внутренности, «внешний вид которых был таким же, как у живого человека» [11].
Через 28 лет после смерти - 24 июля 1927 года - все еще нетленное тело святого Шарбеля было эксгумировано и осмотрено двумя врачами Французского медицинского института в Бейруте. Так, Доктор Элиас эль Онасси отмечал: «я заметил, что поры выделяют вещество, похожее на пот; странная и необъяснимая вещь по законам природы для этого тела, которое было мертво столько лет. Я много раз проводил один и тот же опыт в разное время: феномен всегда был одним и тем же» [12, Р. 23]. Другого врача Джорджа Чукрала, обследовавшего тело святого Шарбеля 24 раза в течение 17 лет, также удивляла сохранность самого тела, и особенно волновала загадка красноватой жидкости, вытекающей из него, которая в некоторых источниках также названа кровью или сукровицей [9]. (Фото 1).
Фото 1. Матрас и подушка, испачканные жидкостью, вытекавшей из нетленного тела святого Шарбеля при эксгумации
(www. saintcharbel.net. au).
После осмотра тело было помещено в новый деревянный саркофаг и заключено во второй цинковый саркофаг [11]. Орден маронитов обратился в Ватикан с прошением о канонизации монаха Шарбеля Махлуфа. В 1925 году Папа Римский Пий XI разрешил начать процесс беатификации, т. е. причисления к лику блаженных. Собранные маронитами сведения о святости жизни Шарбеля и чудесах, совершенных по его молитвам, отправили в 1928 году в Рим.
В дальнейшем происходило еще несколько эксгумаций тела. В 1950 верующие заметили, что стена могилы Шарбеля стала влажной. Настоятель, отец Пьер Иунэ, констатировал, что эта жидкость была не водой, а неопределенного состава вязким веществом. 25 февраля 1950 года могила в присутствии монахов была вскрыта и обнаружилось, что кровянистая жидкость заливала гроб и саму молельню. Было учреждено каноническое обследование и назначены три врача-эксперта: доктор Шикри Беллана, начальник Службы здоровья и социального обеспечения правительства Ливана, Жозеф Хитти, депутат Мон-Ливана и Теофил Маруна, профессор французского факультета медицины из Бейрута. 22 апреля 1950 года они снова вскрыли могилу Шарбеля. Было засвидетельствовано, что кровавый пот, замеченный в 1899 и 1927 годах, не исчез и, выделяемый всем телом, он пропитывает одежду. Одежда была полностью мокрой и в различных местах испачкана кровью. Часть ризы была снова покрыта плесенью, а основа гроба, покрытого цинком, расколота со стороны ног. Эта жидкость, покрывавшая все тело, свернулась и как бы затвердела местами. Именно она, как предполагается, сочилась через толщу стены. Само тело при этом сохраняло гибкость. В монастырь Аннайи начались паломничества, отмечались выздоровления больных [11]. Только в период с 22 апреля по конец августа 1950 года было зарегистрировано 350 случаев излечения [9].
Интересна также история, связанная со знаменитым изображением Шарбеля, которое используется повсеместно, в том числе находится ныне в монастыре св. Шарбеля в Ливане. Прижизненных изображений или фотографий монаха не сохранилось. Однако 8 мая 1950 года группа маронитских миссионеров, посещавших монастырь Святого Марона в Аннайе, была запечатлена фотографом около могилы Шарбеля [13]. После того как снимок проявили, на нем обнаружили фигуру монаха, которого, как утверждается, не было среди фотографируемых мужчин. Настоятель монастыря показал эту фотографию людям, знавшим Шарбеля при жизни, в частности, его родственникам. Они признали в нем фигуру знаменитого святого. Именно на основе фото «призрака» было воспроизведено знаменитое изображение Шарбеля Махлуфа (Фото 2-3).
Фото 2-3. Эллиаса Ногра Эдди с маронитскими паломниками и «призраком», похожим на монаха Шарбеля Махлуфа (слева). Справа - воспроизведенное на основе этой фотографии изображение святого Шарбеля.
7 августа 1952 года могила была открыта снова в присутствии различных должностных лиц, в числе которых были представители медицинской комиссии. На этот раз склеп был сух, за исключением дна гроба, покрытого «студенистой жидкостью». Одежда и нательное белье также были намочены, церковные облачения, главным образом стихарь, испачканы веществом, напоминавшим кровь. Тело было без запаха, новые следы разложения не зарегистрированы. По свидетельству доктора Пиже из Парижа, который осматривал тело, это «потение сукровицей», «не может быть уподоблено удалению опухолей (по-видимому, неверный перевод, раз речь идет о водянке, здесь подразумеваются не опухоли, а отеки - прим. авт.): тело больного водянкой опорожняется очень быстро после смерти» [11].
В 1956 году Ватикан подтвердил, что жизнь Шарбеля Махлуфа была «истинным подвигом и отличалась христианскими добродетелями». Затем подверглись официальному рассмотрению и
чудеса. В декабре 1965 года Шарбель причислен к лику блаженных (беатифицирован)
■ ВЛ 1Mb. ~~ U,1 .—^ГГТЖ"-
Фото 4. Беатификация святого Шарбеля в 1965 году. Фото Ральфа Крейна (Ralph Crane), архив журнала «Life».
Основанием для причисления послужило признание Ватиканом «не имеющими научно-медицинского объяснения» факты выздоровлений Александра Обеида, прозревшего после тринадцати лет слепоты, и монахини Марии Абель Камари, четырнадцать лет страдавшей от тяжелой болезни желудка. Интересно отметить, что именно в этот же год было обнаружено, что тело святого Шарбеля окончательно разложилось, остались только кости, что подтверждал отец Джозеф Махфуз, присланный Ватиканом и присутствовавший при очередной эксгумации. При этом выделение таинственной жидкости прекратилось [14]. Было даже подсчитано, что за эти 67 лет «нетленности» его тело «произвело» около 20000 литров жидкости. Чукрал писал следующее: «если бы организм ежедневно выделял только три грамма жидкости, то через шестьдесят шесть лет общий вес жидкости составил бы 72 килограмма, что значительно больше, чем вес самого тела. С научной точки зрения это явление не поддается объяснению, так как в организме человека содержится пять литров крови и других жидкостей» [12].
Фото 5-6. 23-метровая статуя святого Шарбеля, установленная в 2017 году в ливанском городе Фарайя (слева). Одежда и простыни Шарбеля, где видны следы того, что его тело продолжало мироточить на протяжении многих лет (справа). Оба фото: www.pervoeradio.fm.
Для завершения процесса канонизации требовалось предоставить доказательство третьего чуда. Признание чудесным исцеления от рака Мариам Ассаф Ауад позволило подписать Павлу VI Декрет о канонизации. На канонизацию в Ватикан прибыли тысячи ливанцев, включая представителей ливанских властей. 9 октября 1977 года Папа Римский официально причислил
155
ливанского монаха Шарбеля Махлуфа к лику святых. Ныне его гробница - место паломничества недужных [15, 16] (Фото 5-6).
3. Исследование «выделений святого Шарбеля».
В феврале 2021 года известный минский публицист Вадим Деружинский, который в своих книгах неоднократно затрагивал вопросы нетленности, сообщил нам, что одна из его читательниц обратилась к нему с просьбой исследовать «выделения святого Шарбеля». Пузырек с таким содержимым, привезенный из Ливана, она приобрела во Львове в Архикафедральном соборе св. Юра. При этом продавщица сказала, что сейчас мироточение тела временно прекратилось. К сожалению, мы не обнаружили в литературе, что кто-либо до нас уже проводил подобный анализ этой субстанции. Все источники, которые мы смогли найти, деликатно обходили этот момент стороной. Нам удалось связаться с женщиной, и она выслала нам 1,7 мл вещества с приятным запахом для анализа.
Необходимо отметить, что в декабре 2007 года из Аннайского монастыря в Архикафедральный собор св. Юра была передана «на вечное хранение» частица мощей св. Шарбеля: указательный палец [17], что привело к развертыванию в соборе более широкой деятельности в отношении почитания святого (специальные службы, дни памяти, акафисты). В том числе, вероятно, это касалось и продаж каких-либо освященных масел и прочих реликвий, связанных с ливанским монахом. Можно предположить, что новый виток народного культа почитания св. Шарбеля во Львове в мышлении простых прихожан мог стирать границу между просто освященным церковном маслом и реальными «выделениями» мощей, как это, например, до сих пор происходит в Киево-Печерской Лавре. В связи с присланным из Львова образцом, у нас появилась возможность проверить, что могли выдавать за необычное вещество, либо даже установить полный химический состав этих выделений. В свете нашего исследования социального контекста «чудес» Шарбеля, в качестве начальной гипотезы мы рассматривали присланное вещество все-таки как церковное масло, возможно, освященное фрагментами мощей святого.
ж
Фото 7. Емкости с «выделениями святого Шарбеля» (баночка слева - жидкость для анализа, баночка справа - внешний вид продаваемого под видом «выделений» пузырька с жидкостью).
Одна из фармацевтических компаний на условиях анонимности согласилась помочь нам с проведением исследований. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение, что во флаконе содержалось так называемое розовое масло (жидкость пахла розой, хоть и не очень сильно и имела розовый цвет). Подобное масло производится в Ливане водной перегонкой (дистилляцией) из растения под названием Шиповник дамасский (Rosa damascena Mill.) [18]. Вероятнее всего, в экстракте могли содержаться также какие-то следы биологических выделений, добавленных от тела Шарбеля, поэтому для начала нужно было установить количественный состав смеси (Фото 7). Розовое масло состоит из двух частей: жидкого пахучего элеоптена и твердого без запаха стеароптена, растворенного в элеоптене. На первом этапе исследования была проведена качественная реакция на стеароптен. Исследуемая жидкость (предположительно розовое масло) была смешана с хлороформом с последующим добавлением этилового спирта, что приводило к осаждению белых кристаллов (предположительно стеароптена). Кристаллы были
подвергнуты термической обработке при градиенте температуры. Была определена точка плавления кристаллов, соответствующая температуре плавления стеароптена в 33 °С. Обработка кристаллов гидроксидом калия не вызывала их омыления.
Rosa damascena Mill.
■ Монотерпены оксигенированные Я Насыщенные углеводороды
■ Ненасыщенные у глее о до роды ■ Сескеитерлены
■ Ароматические соединения ■ Прочие соединения
Диаграмма 1. Состав розового масла, экстрагируемого из растения Коза датазеепа (адаптировано из [17, с.4]).
Также была проведена качественная реакция на элеоптен. Остаток исследуемой жидкости, полученной в результате осаждения кристаллов стеароптена, был смешан с цинком и спиртовым раствором соляной кислоты, что приводило к появлению белых кристаллов, по свойствам не отличимым от стеароптена. Температура плавления и отсутствие реакции на омыление подтверждали наличие стеароптена. Исходя из этого, был сделан вывод о наличии в жидкости элеоптена. При обыкновенной температуре часть стеароптена выделяется из раствора, и розовое масло приобретает вид твердого жира. Согласно предварительным выводам, смесь представляет собой розовое масло и состоит главным образом из элеоптена, стеароптена и этилового спирта, содержание которого не превышает 10% от общей массы жидкости. Однако анализы не выявили наличия в исследуемой субстанции белка. Если что-то и было добавлено из «пота» Шарбеля к исследуемой смеси, то это мизерное неопределяемое количество - капля жидкости на бочку спирта с добавлением масла розы. К сожалению, детекция таких малых количеств белковых компонентов (если они вообще имелись в растворе) на этапе проведения исследования оказалась нам не доступной (Диаграмма 1).
Нужно учитывать и вариант, что под видом «выделений Шарбеля» ныне распространяется обычное розовое масло, и на исследование могла быть представлена жидкость, не содержащая даже следов вязкой субстанции, образовывавшейся ранее на теле святого (так как, по сути, ее истечение закончилось в середине 1960-х годов). Тем не менее, полагаем, что аутентичные выделения также могут храниться в музеях и частных коллекциях, а значит, наше исследование может быть развито и продолжено.
Как было показано нами ранее, в процессе, названном мироточением икон, важную роль может играть определенная микрофлора предмета религиозного культа [1, с. 19]. Скорее всего, в случае со святым Шарбелем неидентифицированная субстанция была связана с отходами жизнедеятельности редкой колонии микроорганизмов, обитавших на поверхности тела и аккумулировавших влагу из воздуха. Их же присутствием, а также особым режимом питания Шарбеля, скорее всего, можно объяснить и нетленность его останков. В качестве вероятных кандидатов на роль таких микроорганизмов можно назвать колонии цианобактерий, продуцирующих терпены и терпеноиды, обладающие мумифицирующими свойствами. Встречается упоминание о том, что при эксгумациях были обнаружены обширные колонии плесени, что также может свидетельствовать в пользу особой микрофлоры. Однако поставить точку в этом вопросе можно только путем исследования образца аутентичных выделений.
4. Народные агиографические нарративы.
Шарбеля Махлуфа можно назвать полноправным народным святым, по определению А.Б. Мороза [4], то есть тем человеком, который хоть и был канонизирован церковью, но в жизни которого не усматривалось ничего, что могло бы стать основой для последующего его прославления, как святого. Большинство событий его жизни были переосмыслены и обросли фольклорными нарративами уже после его смерти, а начало почитания останков основано на
необычных обстоятельствах обретения его тела (нетленность, свечение и выделение жидкости). Эти фольклорные нарративы в сакральной биографии Шарбеля имеют явно вторичный характер, созданы во многом под влиянием СМИ и низкопробной литературы, однако дополняются некоторыми классическими фольклорными мотивами и излагаются с использованием клише, типичных для фольклорных нарративов о сверхъестественном. Интересно, что А.Б. Мороз усматривает наиболее тесную связь именно народных святых с так называемыми заложными покойниками [4]. И. Левин выделяет несколько общих моментов у этих категорий, куда входит, в частности, уже упоминаемая нами выше нетленность, а также «способность их останков влиять на здоровье и обстоятельства жизни людей, как к их пользе, так и к вреду» [20].
Обстоятельства обретения тела и последующие чудеса исцеления стали основой целого пласта народнорелигиозных верований, которые после многочисленных пересказов получили новые детали и интерпретации. Наиболее важный элемент сакральной биографии рассматриваемого здесь святого, как и во многих других случаях, - чудеса, принявшие здесь формы легендарных рассказов.
+++
Полагаем, что возникшее в конце XIX века мироточение или «отпотевание» останков Махлуфа Шарбеля, в целом, находилось в религиозном мейнстриме конца XIX - начала XX века и было одним из часто применявшихся «доказательств святости». Это хорошо соотносится с тем, что фигура самого Шарбеля была и остается главной святыней мультирелигиозного Ливана для представителей разных конфессий: марониты, мусульмане, православные. При этом сам культ поклонения ливанскому монаху, в ряде моментов, не соответствует христианской традиции почитания святых и даже содержит оккультные элементы, что вполне соответствует формату народного культа. Изучение литературы о Махлуфе Шарбеле показало, что здесь присутствует большое количество недостоверной и крайне сомнительной информации, а большинство фотографий с якобы изображениями святого, которые можно встретить в некоторых источниках, оказались современными подделками. Показательна и история с «призраком» на фотографии, которая легла в основу всех дальнейших реконструкций образа Шарбеля. Все эти обстоятельства привели к формированию особой сакральной биографии святого, отличной от реальной, детали которой также весьма слабо известны.
Лабораторный анализ поступившего вещества, выдаваемого за «выделения» из тела Шарбеля, показал, что перед нами обычное розовое масло, которое производится в Ливане водной перегонкой из Шиповника дамасского (Rosa damascena Mill.). Это подтверждает наше изначальное предположение о природе вещества и общие выводы по проведенному исследованию о том, что народная форма почитания святого Шарбеля сформировала свою собственную мифологию. Сам факт прекращения мироточения и утраты состояния нетленности в литературных источниках (особенно на пространстве СНГ) либо замалчивается, либо упоминается вскользь, из-за чего у многих складывается впечатление, что святой все еще нетленен и мироточит до наших дней. Это поддерживает продажу «выделений» многочисленным паломникам, хотя, по сути, эта жидкость уже не имеет никакого отношения к ливанскому святому. Не исключено даже, что масло могут изготавливать на месте, где имеется какая-либо часть мощей Шарбеля, как вероятно это происходит в Архикафедральном соборе св. Юра во Львове. Нетленность останков и изначальные события, похожие на классическое мироточение, с нашей точки зрения, могли быть связаны с выделениями особой группы микроорганизмов, однако точка в этом вопросе еще не поставлена.
Шарбель Маклуф может быть отнесен к так называемым народным святым, культ которых начинается «снизу» и, в большей степени, вызван необычными обстоятельствами обретения мощей, а также рассказами о последующих исцелениях возле этих останков. Сами устные рассказы служат источником для формирования фольклорных агиографических нарративов, а из СМИ, интернета и различной низкокачественной сопутствующей литературы черпаются события и детали, которые в последующем подвергаются переосмыслению и переработке в устной традиции и в соответствии с ее законами.
Литература и источники
1. Томин Н.В., Бутов И.С., Алексинский В.С., Московский А.В., Флоренский П.В., Дебелый М.А. Мироточащие иконы: что говорит наука? // Природа. - 2019. - №10. - С. 9-18. DOI:10.7868/S0032874X19100028.
2. Nowahrudak, Min. hub. // Bielarus. Tydniowaja katalickaja hazeta. - 1914. - № 4.
3. Гайдучик В.Н. Тема мнимой смерти и погребения заживо в свете фольклорных данных и публикаций XIX - первой половины XX века // Белорусская Магония: странное и загадочное в дореволюционной белорусской печати: материалы конференции (г. Минск, 18 ноября 2017 г.). - Минск: Регистр, 2018. - С. 75-112.
4. МорозА.Б. Народная агиография: устные и книжные основы фольклорного культа святых. - М.: Неолит, 2017. - 448 с.
5. Две Шотландские мумии (Из нового путешествия Господина Гарнета) // Вестник Европы. - 1802. - № 6. - С. 140-146.
6. Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. Салоники: Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. - М.: Издательский дом «Святая Гора», 2005.
7. Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. - М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004.
8. Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах // Московские епархиальные ведомости. - 1996. - №1.
9. Hovannisian, R., Sabagh, G. Religion and culture in medieval Islam. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
10. Ливанова А. Человек, избранный Богом. - СПб: Изд-во «Весь», 2011. - 96 с.
11. Дахэр, Поль. Шарбель. Человек, опьяненный Богом / пер. с арабского. - Минск: Римско-католический приход Святого Симона и Святой Елены, 2019. - 172 с.
12. Daher, P. A miraculous star in the east, Charbel Makhlouf: The Lebanese Maronite monk of Annaya. - Beirut: Ad-Dounia, 1952.
13. Слово Святого Шарбеля: проповеди / Ханна Искандер; пер. Эллиас Сассин. - Киев, 2016. - 96 с.
14. Cruz, J. C. The Incorruptibles: A Study of the Incorruption of the Bodies of Various Catholic Saints and Beati. - Gastonia (North Carolina): TAN Books and Publishers, Inc., 1996. - 310 p.
15. Емельянов В. Ливан - страна семнадцати религий // Россия и мусульманский мир. - 2004. - №8. - С. 104-108.
16. История одной канонизации: Шарбель Махлуф // Vatican News. - URL: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2020-07/istoriya-odnoj-kanonizacii-sharbel-mahluf.html (дата обращения: 24.07.20).
17. Савченко В. Ливанский святой достал пальцем до Львова // Коммерсантъ Украина. - 2007. - №230.
18. Dobreva, A., Velcheva, А., Bardarov, V., Bardarov, K. Chemical composition of different genotypes oil-bearing roses / // Bulg. J. Agr. Sc. - 2013. - Vol.19. - № 6. - P. 1213-1218.
19. Алексинский В.С., Соколова Т.Н., Бутов И.С., Гайдучик В.Н., Солженицын Р.В. Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов / // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. - 2017. - Том. 6. - №1. - С. 121-129.
20. Левин Ив. Двоеверие и народная религия в истории России. - М.: Индрик, 2004. - 214 с.
References and Sources
1. Tomin N.V., Butov I.S., Aleksinskij V.S., Moskovskij A.V., Florenskij P.V., Debelyj M.A. Mirotochashchie ikony: chto govorit nauka? // Priroda. -2019. - №10. - S. 9-18. D0I:10.7868/S0032874X19100028.
2. Nowahrudak, Min. hub. // Bielarus. Tydniowaja katalickaja hazeta. - 1914. - № 4.
3. Gajduchik V.N. Tema mnimoj smerti i pogrebeniya zazhivo v svete fol'klornyh dannyh i publikacij XIX - pervoj poloviny XX veka // Belorusskaya Magoniya: strannoe i zagadochnoe v dorevolyucionnoj belorusskoj pechati: materialy konferencii (g. Minsk, 18 noyabrya 2017 g.). - Minsk: Registr,
2018. - S. 75-112.
4. Moroz A.B. Narodnaya agiografiya: ustnye i knizhnye osnovy fol'klornogo kul'ta svyatyh. - M.: Neolit, 2017. - 448 s.
5. Dve Shotlandskie mumii (Iz novogo puteshestviya Gospodina Garneta) // Vestnik Evropy. - 1802. - № 6. - S. 140-146.
6. Paisij Svyatogorec. Slova. Tom IV. Semejnaya zhizn'. Saloniki: Monastyr' svyatogo apostola i evangelista Ioanna Bogoslova. - M.: Izdatel'skij dom «Svyataya Gora», 2005.
7. Serafim (Paramanov), ierom. O pochitanii svyatyh moshchej. - M.: Razvitie duhovnosti, kul'tury i nauki, 2004.
8. Serafim (Chichagov), mitr. Leningradskij. O svyatyh moshchah // Moskovskie eparhial'nye vedomosti. - 1996. - №1.
9. Hovannisian, R., Sabagh, G. Religion and culture in medieval Islam. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
10. Livanova A. Chelovek, izbrannyj Bogom. - SPb: Izd-vo «Ves'», 2011. - 96 s.
11. Daher, Pol'. Sharbel'. Chelovek, op'yanennyj Bogom / per. s arabskogo. - Minsk: Rimsko-katolicheskij prihod Svyatogo Simona i Svyatoj Eleny,
2019. - 172 s.
12. Daher, P. A miraculous star in the east, Charbel Makhlouf: The Lebanese Maronite monk of Annaya. - Beirut: Ad-Dounia, 1952.
13. Slovo Svyatogo Sharbelya: propovedi / Hanna Iskander; per. Ellias Sassin. - Kiev, 2016. - 96 s.
14. Cruz, J. C. The Incorruptibles: A Study of the Incorruption of the Bodies of Various Catholic Saints and Beati. - Gastonia (North Carolina): TAN Books and Publishers, Inc., 1996. - 310 p.
15. Emel'yanov V. Livan - strana semnadcati religij // Rossiya i musul'manskij mir. - 2004. - №8. - S. 104-108.
16. Istoriya odnoj kanonizacii: SHarbel' Mahluf // Vatican News. - URL: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2020-07/istoriya-odnoj-kanonizacii-sharbel-mahluf.html (data obrashcheniya: 24.07.20).
17. Savchenko V. Livanskij svyatoj dostal pal'cem do L'vova // Kommersant" Ukraina. - 2007. - №230.
18. Dobreva, A., Velcheva, A., Bardarov, V., Bardarov, K. Chemical composition of different genotypes oil-bearing roses / // Bulg. J. Agr. Sc. - 2013. - Vol.19. - № 6. - P. 1213-1218.
19. Aleksinskij V.S., Sokolova T.N., Butov I.S., Gajduchik V.N., Solzhenicyn R.V. Fenomen mirotocheniya: novaya gipoteza i himiko-mikrobiologicheskij analiz mirotochashchih ob"ektov / // Laboratornaya diagnostika. Vostochnaya Evropa. - 2017. - Tom. 6. - №1. - S. 121-129.
20. Levin Iv. Dvoeverie i narodnaya religiya v istorii Rossii. - M.: Indrik, 2004. - 214 s.
БУТОВ ИЛЬЯ СТАНИСЛАВОВИЧ - кандидат с.-х. наук, краевед, независимый исследователь, Минск.
ТОМИН НИКИТА ВИКТОРОВИЧ - кандидат технических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский
технический университет.
СОЛОЖЕНЙЦЫН РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ - краевед, независимый исследователь, Барнаул.
КУЛЬША АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - учитель химии высшей категории, Лицей Белорусского государственного университета, Минск ([email protected]).
BUTOV, ILYA S. - Ph.D. in Agricultural Sciences, Ethnographer, Independent Researcher, Minsk ([email protected]).
TOMIN, NIKITA V. - Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor, Irkutsk National Research Technical University
SOLOZHENITSYN, ROMAN V. - Ethnographer, Independent Researcher, Barnaul ([email protected]).
KULSHA, ANDREY V. - Teacher of Chemistry of the Highest Category, Lyceum of the Belarusian State University, Minsk ([email protected]).