Научная статья на тему 'Исследование источников привлечения финансовых ресурсов для инновационного развития экономики региона'

Исследование источников привлечения финансовых ресурсов для инновационного развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / FINANCIAL RESOURCES / INFORMATION DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркина Ю. В.

В научной статье рассмотрены основные источники привлечения финансовых ресурсов и главные проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF SOURCES OF ATTRACTING FINANCIAL RESOURCES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION

The scientific article considers the main sources, attraction of financial resources and the main problems of financial support of innovation activity at the regional level.

Текст научной работы на тему «Исследование источников привлечения финансовых ресурсов для инновационного развития экономики региона»

УДК 332.1

Маркина Ю.В.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Аннотация. В научной статье рассмотрены основные источники привлечения финансовых ресурсов и главные проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности на региональном уровне.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, информационное развитие, экономика региона.

Markina Yu.V.

INVESTIGATION OF SOURCES OF ATTRACTING FINANCIAL RESOURCES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION

Annotation. The scientific article considers the main sources, attraction of financial resources and the main problems of financial support of innovation activity at the regional level. Keywords: financial resources, information development, regional economy.

Современные тенденции развития науки и техники свидетельствуют о том, что экономическое состояние отдельных регионов и страны в целом во многом зависит от степени внедрения инновационных технологий. В развитых странах на долю инновационных технологий, продукции, оборудования приходится более 70% прироста ВВП Переход на инновационный путь развития отечественной экономики должен стать приоритетом для региональных органов власти. Необходимо добиться увеличения валового регионального продукта и роста благосостояния населения на основе наращивания производства и реализации конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, содержащей большую долю добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей.

В настоящее время регионы обладают возможностью регулировать использование финансовых ресурсов, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования ин-

новационной деятельности [см.: 5]. Ориентиром для инвесторов должна служить региональная стратегия инновационного развития, обеспечивающая получение конкурентных преимуществ, особенно в тех регионах, где климатические факторы, ка-питало-, энерго- и материалоемкость продукции, удаленность производственных объектов играют значимую роль.

На региональном уровне сегодня решаются первостепенные задачи социально-экономического развития субъектов РФ [см., напр.: 4]. Поэтому огромную роль играет эффективное использование территориальных ресурсов, в том числе финансовых. В связи с приоритетным участием самих регионов в разрешении возникающих на их уровне проблем и удовлетворении своих потребностей встает вопрос об оценке финансовых ресурсов для реализации принимаемых решений. Речь идет об определении объема ресурсов, которые могут быть мобилизованы для финансирования инновационной деятельности в регионе

Финансовые ресурсы региона — совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает регион. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования [1].

Процесс инвестирования в инновационные проекты можно представить в виде таблицы (см. табл. 1). Он завершается образованием нового системного промышленного капитала. Но инвестиционный цикл на этом не заканчивается. Он естественно завершается возвратом инвестированной суммы, как правило, в денежной

форме. Этот цикл имеет разрыв во времени, обусловленный периодами производства, рыночной реализации, получением дохода и его распределением.

Поддержка инновационных преобразований в соответствии с закономерностями экономического развития является ОДНИМ ИЗ обязательных условий стабилизации российской экономики и укрепления ПОЗИЦИЙ РФ на мировых рынках

Сегодня в России проблемы формирования финансово-экономической базы инновационного развития экономики упорно игнорируются, идет быстрое свертывание государственного финансирования научных

Этап Содержание этапа Основные задачи, решаемые на этапе

инвестирования инвестирования

1 Определение объема, поиск — Разработка инвестиционного

и консолидация средств проекта.

инвестирования. — Определение источников

инвестирования.

— Сбор и анализ информации.

— Подготовка информации об

инвестиционном проекте.

2 Выбор способов — Выбор форм инвестиций по

инвестирования, форм каждому источнику.

инвестиций и их — Работа с каждым конкретным

согласование по объемам.

источником инвестиций.

— Согласование объемов, сроков

и условий.

— Правовое обеспечение

реализации инвестиционного

проекта.

— Решение вопроса рисков и

гарантий.

Таблица 1

Основные этапы процесса инвестирования в объекты инновационной сферы

3 Накопление и формирование инвестиционных ресурсов и превращение их в кап. вложения, исходя из особенностей объекта инвестирования — Поиск необходимых инвестиционных товаров и их приобретение. — Подготовка и переподготовка кадров. — Приобретение интеллектуальных ресурсов — Структурные преобразования объекта инвестирования — Подготовка технико-технологической системы к новому производству.

4 Трансформация инвестиционных ресурсов и инновационные факторы-ресурсы, исходя из особенностей фондов объекта инвестирования. — Включение предпринимательского ресурса.

5 Образование системы капитала как самовозрастающей стоимости — Полное завершение предпроизводственной стадии. — Количественная и качественная сбалансированность всех составных частей капитала — Начало производственной стадии.

6 Возвращение инвестиционных средств в денежном эквиваленте. — Подготовка нового цикла инвестирования.

исследований. Установленный ст. 16 ФЗ «О науке и государственной научно-техничес-кой политике» минимальный объем финансирования научных исследований гражданского назначения из федерального бюджета в размере 4% за все время действия закона не был выполнен ни разу.

Доля науки в валовом продукте России упала до 0,32%, что в 6 раз ниже порога ее финансирования, необходимого для обеспе-

чения национальной безопасности. Государственное финансирование перестало покрывать расходы институтов на заработную плату, материальное и информационное обеспечение исследований. Научные центры потеряли возможность приобретать на средства, поступающие из федерального бюджета, приборы, оборудование, материалы, выписывать научную литературу, особенно иностранную, оплачивать ко-

мандировки своих сотрудников на научные конгрессы, конференции, семинары, приглашать иностранных ученых [1]. Нет собственных средств у разработчиков инноваций, ограничены инвестиционные ресурсы потенциальных потребителей инноваций, нет заинтересованности в инновационном развитии у товаропроизводителей. Ограничены государственные инвестиции в технологическое развитие, а действующая экономическая система не стимулирует инновационное развитие экономики Поэтому проблема формирования механизмов финансовой поддержки инновационной деятельности, направленной на стимулирование инновационных процессов, является сегодня одной из наиболее актуальных для повышения эффективности российской экономики. В этих условиях решение задачи финансового обеспечения инновационной деятельности связано с применением эффективных методов государственного регулирования, стимулирующих качественное обновление основного капитала предприятий реального сектора российской ЭКОНОМИКИ. Потенциальными источниками такого обновления, как известно, являются заемные и привлеченные внебюджетные и бюджетные источники финансирования инновационной деятельности. Многообразие организационных форм осуществления инновационной деятельности предполагает множественность источников ее финансирования. Важнейшим мероприятием по активизации инновационной деятельности в регионе является усиление бюджетной поддержки инновационной сферы Прямая и косвенная государственная финансовая поддержка развития инноваций - необходимый элемент политики поддержки регионов [2]. Рациональное сочетание прямого и косвенного государственного финансирования различных инновационных структур предстает как мощный системообразующий фактор в инновационной сфере. Главным фактором, определяющим возможность структурных изменений в

экономике региона и модернизации ее технологической базы, являются необходимые для этого финансовые средства. Финансирование различных этапов инновационной деятельности из средств государственных бюджетов - наиболее распространенная форма воздействия государства на инновационную сферу. В таблице 6 приведены данные о доли финансовых ресурсов, которые различные страны расходуют на инновационное развитие, в ВВП.

Увеличение бюджетных расходов на поддержание научно-технической сферы региона является наиболее неотложным вопросом государственной инновационной политики субъектов Федерации УрФО. Представляется необходимым обеспечить увеличение объемов бюджетного финансирования научно-технической деятельности в регионах УрФО в ближайшие 2-3 года до 1,5-2% от расходной части консолидированных бюджетов. Также следует более активно использовать и средства региональных фондов (Фонда поддержки малого предпринимательства и др ) для финансирования научно-технической и инновационной деятельности В настоящее время требуется не только повысить эффективность использования бюджетных средств, но и усилить роль других источников финансирования инновационного процесса: кредитных ресурсов коммерческих банков, страховых Организаций и других институциональных инвесторов, внебюджетных фондов, а также зарубежных кредитов. Осуществить это можно лишь при изменении практики хозяйствования, т.е. создании нового организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности.

Основными источниками привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для инновационно-активных предприятий являются взаимодействие с коммерческими банками с целью получения кредитов для реализации перспективных инновационных проектов, размещение эмиссий корпоративных ценных бумаг на фондовом рынке, поиск стратегических иностранных инвесто-

ров; отраслевые субсидии, использование возможностей внебюджетных инновационных фондов. Сегодня явно недооценен банковский сектор как финансовый институт, наиболее масштабно и результативно аккумулирующий и перераспределяющий инвестиционные ресурсы. Тем не менее в течение пяти последних лет объем кредитов, предоставляемых банками предприятиям и организациям, имел устойчивую тенденцию к увеличению (их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась с 2,9 до 8,3%). Но при этом подавляющее большинство банков занимается преимущественно краткосрочным кредитованием и не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на инновационную активность предприятий При ставке рефинансирования, равной 10%, а также неизбежном учете премии за повышенный риск инновационного инвестирования при определении процентных ставок долгосрочные банковские кредиты оказываются недостижимыми для предприятий реального сектора экономики.

Незначительная роль фондового рынка (около 0,2%) в привлечении организациями средств на инновационные цели определяется состоянием этого рынка, который отличается нестабильностью развития и высокой спекулятивной составляющей, а также сохранением концентрации спроса на акции ограниченного круга эмитентов Привлекая заемный капитал, предприятие принимает на себя обязательство регулярно выплачивать определенный процент, а также погасить основную сумму долга по окончании срока займа (или в соответствии с согласованным графиком платежей). По мере улучшения инвестиционного климата привлечение инвестиций в форме эмиссии облигаций становится доступным не только «голубым фишкам» фондового рынка, но и компаниям «второго эшелона». Эмиссия акций может использоваться для финансирования таких долгосрочных проектов, которые не могут быть

профинансированы с помощью долговых инструментов.

Практика привлечения инвестиций путем эмиссии акций показывает, что поскольку дивиденды, выплачиваемые по акциям, в целом выше процентов по депозитам, то выпуск акций обходится компании дороже банковского кредита или выпуска облигаций. Вместе с тем, если компания в краткосрочной перспективе не планирует начислять высокие дивиденды (в случае роста курсовой стоимости акций компании этого и не потребуется, так как ее акции все равно будут привлекательными для инвесторов), эмиссия акций может оказаться более дешевым вариантом для компании, привлекающей инвестиции Учитывая значительные трудности с получением кредитов в нашей стране, выпуск акций может оказаться одним из немногих реальных источников инвестиций для российских компаний, ориентированных на выпуск инновационной продукции.

Инвестиционному обеспечению модернизации российской экономики будет также способствовать и появление стратегического иностранного инвестора на российском рынке, способного привнести на российский рынок не столько технико-техно-логические, сколько управленческие инновации, а также «длинные» и сравнительно дешевые финансовые ресурсы.

Анализ регионального распределения иностранных инвестиций показывает, что наибольшую стабильность в плане привлечения капиталовложений сохраняют регионы с диверсифицированной структурой экономики, наличием инструментов, обеспечивающих международные экономические связи, достаточно проработанной правовой базой. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются регионы с развитой инфраструктурой рынка и обладающие значительными запасами сырья, со сравнительно высокой платежеспособностью населения. Приоритетное внимание инвесторы уделяют степени развития банковской инфраструктуры, нали-

чию крупных страховых фирм и инвестиционных фондов, консалтинговых и маркетинговых компаний.

Финансирование инновационной деятельности, в особенности связанной с реализацией результатов фундаментальных исследований, может осуществляться за счет субсидий ведомств. Различие между этими субсидиями и эмиссионным кредитом имеет принципиальное значение Первые - это перераспределенные бюджетные средства и средства подчиненных ведомствам предприятий, формирование этих средств по большей части опосредовано трудовым вкладом. Природа эмиссионных средств другая, их формирование не опосредовано трудом, опосредование наступает несколько позже, по мере капитализации этих средств.

Использование ведомственных субсидий должно иметь целевой характер, их концентрация в рамках инновационного фонда нецелесообразна. Однако ведомством должна предоставляться возможность прибегать к помощи ссудного инновационного фонда наряду с другими организационно-экономическими образованиями, занимающимися инновационной деятельностью [3]. Объектом финансовой поддержки со стороны ведомств должны быть фундаментальные исследования, выполняемые в различных организациях науки, особенно в вузовском ее секторе.

Для финансирования инноваций могут привлекаться средства научно-технических фондов В них реализуется принципиально новая технология выбора проектов на инвестирование. Она основана на конкурсном отборе поступивших заявок на основе экспертизы, проводимой самим научным сообществом, т.е. наиболее квалифицированными учеными, работающими в той же области, что и заявитель.

Особая роль фондов как самостоятельных субъектов финансовой инфраструктуры доказана практическим опытом конца XX века Во всех наиболее развитых странах мира научно-технические, инновационные.

венчурные и другие фонды действуют почти на всех стадиях инновационной цепи, образуя целостную систему, которая является неотъемлемой частью национальной инновационной системы. С целью активизации инновационной деятельности и ускорения формирования современной национальной инновационной системы необходимо активно содействовать возникновению подобной системы фондов в России.

На сегодняшний день финансовая инфраструктура научной и инновационной деятельности представлена несколькими организациями, созданными при участии государства. К ним относятся: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ, 1992 г.), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ, 1994 г.). Российский фонд технологического развития (РФТР, 1992 г.), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия, 1994 г), Венчурный инновационный фонд (ВИФ, 2000 г.). РФФИ и РГНФ являются бюджетными учреждениями. Они поддерживают преимущественно фундаментальные исследования путем выделения грантов, присуждаемых коллективам ученых на основе открытого конкурса У каждого из фондов своя миссия и свое место в инновационном цикле. Государственная политика в этой области направлена на гармонизацию деятельности фондов, а следовательно, на создание дополнительных возможностей конкурсного финансирования научной и инновационной деятельности.

Законодательством ряда субъектов РФ (Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Удмуртской Республики, Иркутской, Курганской, Саратовской и ряда других областей) предусмотрено создание внебюджетных фондов науки и технологического развития.

В регионах УрФО нарабатывается опыт грантовой поддержки научных исследований Уже несколько лет при поддержке региональных органов власти проводится региональный конкурс РФФИ - «Урал».

Развитие в регионах специализированных финансовых институтов, предоставляющих капитал инновационным предприятиям, способно активизировать инновационную деятельность Государство, участвуя в создании и деятельности специализированных финансовых институтов, не подменяет собой частных инвесторов, а компенсирует «провалы рынка» на начальных стадиях развития бизнеса.

Значительным потенциальным источником финансирования инвестиций остаются ежегодно сберегаемые ресурсы в секторе домашних хозяйств. За последние годы общая склонность к сбережениям была достаточно высокой. Следует отметить и то, что в 2014 г. в пассивах банков депозиты населения выросли, а средства предприятий сократились. Результатом сохранения этой тенденции станет то, что именно депозиты населения станут основным источником для банков, в том числе и для кредитования реального сектора экономики.

Рассмотренные механизмы финансового обеспечения инновационной деятельности, применяемые в комплексе, должны способствовать эффективной модернизации различных отраслей российской экономики. Вместе с тем в зависимости от рыночных перспектив и потенциальной роли этих отраслей в достижении качественно нового уровня конкурентоспособности экономики регионов, обретения ими достойного места в международном разделении труда конкретные инструменты государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности целесообразно использовать дифференцированно.

Необходимо выделить следующие проблемы, препятствующие привлечению средств в инновационную сферу:

- государственная политика по отношению к малым инновационным предприятиям, ЯВЛЯЮЩИМСЯ главным субъектом рынка инноваций, по-прежнему направлена не на их поддержку и развитие, а на обеспечение фискальных интересов государства;

- кредитные учреждения предлагают займы под высокий процент, а инновационные предприятия не имеют ЛИКВИДНЫХ активов для обеспечения кредита;

- действующая в настоящее время налоговая система неэффективна, она толкает предприятия на сокрытие реальных доходов и тем самым препятствует вложению свободных финансовых средств в инновационный бизнес,

- отсутствие эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции при очевидной недостаточности финансовых возможностей промышленных предприятий для технологического переоснащения производства и выпуска конкурентоспособной продукции;

- бизнес-ангелы в России практически отсутствуют как класс профессиональных инвесторов Единичные инвестиции в развитие СМП со стороны частных лиц можно отнести к благотворительности, меценатству, но не профессиональному инвестированию;

- инвесторы опасаются вкладывать средства в рисковую инновационную сферу, поскольку в РФ не создано механизма государственного страхования рисков инвесторов (даже гарантия государственного участия в капитале конкретного инновационного предприятия не снижает для инвестора риск инвестирования в инновационные проекты ранних стадий);

- отсутствие благоприятного бизнес-кли-мата для привлечения инвесторов к долевому участию на ранних стадиях проекта;

- отсутствие рынка эффективных инвестиционных проектов,

- критерии оценки эффективности проектов у инвесторов и государства не совпадают.

Одной из главных проблем финансового обеспечения инновационной деятельности на региональном уровне является то, что инвесторы не имеют достаточного опыта для качественной экспертизы, отбора и управления инновационными проектами, особенно на ранней стадии.

Для повышения качества отбора инновационных проектов региональным правительством из ведущих специалистов формируется специальная комиссия (Комиссия) Комиссия начинает свою деятельность с выработки необходимых материалов для конкурсного отбора предложений на разработку инновационных проектов. Она формулирует проблемы (направления развития региона), по которым в данном плановом периоде будут рассматриваться и отбираться заявки на финансирование инновационных проектов. Комиссия составляет конкурсную документацию, в которой четко прописывает тематику отдельных проблем, технические требования на решение задач по отдельным проблемам и задает независимые от тематики (от решаемой проблемы) единые состав и форму заявки на разработку инновационного проекта, по которым должны поступать на конкурсы заявки. Все эти материалы рассматриваются, обсуждаются, корректируются и, наконец, утверждаются руководством региона Комиссия разрабатывает критерии, по которым будут сопоставляться поступившие на конкурсы заявки на разработку инновационных проектов Критерии оценки заявок на финансирование инновационных проектов должны удовлетворять ряду условий

1. Критерии должны позволять сопоставлять различные характеристики предлагаемых разработок: технические свойства и параметры, новизну принятых решений и результатов, возможный масштаб внедрения, техническую, социальную и экономическую эффективность, обоснованность заявленной стоимости реализации проекта.

2. Поскольку тематика поступающих заявок разнообразна и они подразделяются по проблемам, а рассматриваются отдельными группами экспертов, то желательно, чтобы оценки тематически разных заявок, проставленные разными экспертными группами, были бы сопоставимы, что позволит более объективно распределять среди них

выделяемые финансовые средства. Для единообразия оценок заявок, относящихся к разным проблемам, целесообразно использовать во всех группах экспертов одинаковые общие критерии их оценки, применимые к оценкам заявок различной проблематики.

3. Сформулированные, общие для всех групп экспертов, критерии должны быть одинаково понимаемыми экспертами разных экспертных групп и должны позволять оценивать наиболее важные для заказчика характеристики и результаты предлагаемых разработок различных направлений.

4 Критерии оценки заявок должны быть увязаны с их требуемым содержанием, иначе эксперты могут не получить необходимой информации для оценки заявок по отдельным критериям.

Заявки могут подаваться различными подразделениями предприятия, посторонними для предприятия фирмами, а также совместно отдельными службами предприятия с привлекаемыми ими специализированными организациями.

Информация о конкурсе должна содержать следующие сведения:

- перечень проблем, по которым открываются конкурсы,

- граничный срок подачи предложений об участии в конкурсах;

- координаты, по которым следует присылать уведомление о своем желании участвовать в конкурсе по определенной проблеме из их объявленного перечня,

- форма и состав основных сведений о предполагаемом участнике конкурса.

Всем, приславшим уведомление о желании участвовать в конкурсе, высылается конкурсная документация, в соответствии с которой должна быть составлена заявка.

Комиссия объявляет прием заявок на разработку инновационных проектов по различным выдвинутым ею проблемам на данный плановый период Состав и форма конкурсной заявки должны жестко задаваться конкурсной комиссией всем потенциаль-

ным участникам конкурса, чтобы каждая заявка удовлетворяла ряду обязательных для ее включения в конкурс условий

1. Заявка должна включать в себя как информацию, идентифицирующую ее подателя, и необходимые сведения о нем, без которых она не может быть допущена к конкурсу, так и необходимые материалы, раскрывающие суть предлагаемого инновационного проекта.

2. Основное содержание заявки должно соответствовать критериям ее оценки. Для этого целесообразно так сформировать требования к основному содержанию заявки, чтобы заявка содержала материал, полностью отвечающий всем заданным критериям, т.е. чтобы разделы основного содержания заявки содержали полный набор данных, необходимых для ее оценки по всем заданным критериям. Это значительно упростит работу экспертов, повысит объективность оценки заявок, обеспечит необходимую сопоставимость близких по тематике заявок по всем критериям.

3. В заявке не должно содержаться никаких лишних материалов, не влияющих на ее общую заданную информативность и на оценку по заданным критериям, поскольку все лишние сведения только усложняют работу экспертов и могут сказаться на сопоставимости ряда заявок в одной экспертной группе.

После получения конкурсной комиссией заявок по каждой проблеме от участни-

ков конкурса она осуществляет их предварительный анализ, задача которого состоит в определении группы наиболее перспективных проектов для выделения финансовых ресурсов.

В современных условиях особенно актуальна задача повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов, и рационального распределения ресурсов между инновационными проектами, а это, в свою очередь, требует определения отраслевых приоритетов инновационного развития экономики региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидным является тот факт, что принадлежность инновационно активных предприятий к той или иной отрасли, показывающей высокие результаты экономического и инновационного развития, является определяющим критерием при привлечении внешних финансовых ресурсов.

Одной из главных проблем финансового обеспечения инновационной деятельности на региональном уровне является отсутствие достаточного опыта по экспертизе, отбору и управлению инновационными проектами в контексте региональных приоритетов инновационной деятельности; перечни критических технологий сегодня определены не во всех субъектах РФ. Это объясняется отсутствием методических подходов к определению региональных приоритетов, которые устанавливаются недостаточно обоснованно и не всегда отражают действительные потребности территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Павловская С В. Меры государственной поддержки совместной инновационной деятельности стран-участниц ЕАЭС / С В. Павловская, Ю.А. Шаврук // Вестник Витебского государственного технологического университета. 2016. №31. С. 145-155. (Экономика).

2. Леушин С Ю. Инноватизация инфраструктурных проектов в локальных экономических системах: отечественный и зарубежный опыт // Проблемы современной экономики. 2016. №4. С. 34-38.

3 Кусраева O.A. Использование традиционных и инновационных маркетинговых практик российскими компаниями: результаты эмпирического исследования / O.A. Кусраева, В А Ребязина // Инновации. 2016 №11. С 65-75 (Инновационная экономика).

4. Кежун Jl.A. Интеллектуальный потенциал населения территории: теория и методология // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. №6. С. 94-104.

5 Львова М И. Проблемы реализации инвестиционной политики России // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2012. №4 (21). С. 34-37.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Маркина Юлия Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и финансы». Южно-Уральский государственный университет, г.Челябинск E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.