Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
596
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зембатова Марина Александровна, Волик Мария Владимировна

В статье рассматриваются особенности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются результаты экспериментального исследования и анализ мнений обучающихся Владикавказского филиала Финуниверситета об использовании социальных сетей в повседневной жизни и в обучении. Авторы выражают свое мнение по вопросу применения этой технолшогии в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Целью данной работы является исследование популярности и интенсивности использования социальных сетей современной молодежью, а также анализ возможностей и направлений использования сетевых инструментов для совершенствования практико-ориентированного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SOCIAL MEDIA USE BY MODERN YOUTH: ENTERTAINMENT OR EDUCATIONAL PROCESS TOOL?

The article discusses the features of the use of social networks in the educational process. The results of an experimental study and analysis of the opinions of students of the Vladikavkaz branch of the Financial University on the use of social networks in everyday life and in education are discussed. The authors express their opinion on the application of this technology in the process of training highly qualified specialists. The purpose of this work is to study the popularity and intensity of the use of social networks by modern youth, as well as to analyze the possibilities and directions of using network tools to improve the practice-oriented educational process.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?»

На занятиях художественного труда старшие дошкольники разрабатывают эскизы игрового поля из разного материала. Мальчики рисуют по дереву или любят выжигать, а девочки поля игры выкраивают и оформляют из разных видов тканей. Также детьми разработаны игровые персонажи из пластилина, теста, которые украшаются красками по желанию каждого ребенка. По результатам продуктивных видов творчества детей нами обязательно организуются выставки творчества, вернисажи, оформляются лэпбуки, выпускаются маленькие самодельные книжки, журналы и т.д. Лэпбуки могут быть тематическими, групповыми или индивидуальными. Детьми заполнены следующие очень интересные лэпбуковские темы: «Три мира олонхо», «Наш Срединный мир: его аласы, реки, озера», «Наряды красавиц-куо», «Доспехи боотуров из олонхо», «О красоте человека Айыы» и др. Для раскрытия тем лэпбуков детьми выполнены множество исследований поискового характера, собраны стихи, песни, пословицы, поговорки, разработаны зарисовки, эскизы.

Выводы. В процессе исследования выяснилось, что игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» является одним из самых эффективных средств развития личности детей дошкольного возраста. Она является содержательным источником развития творческих и в целом интеллектуальных способностей детей.

Результаты исследования доказали, что посредством «ДИП Сонор - ЖИПТО» в качественном плане обогащаются наглядно-образное и основы словесно-логического, дедуктивного и индуктивного мышления детей.

Взаимообусловленность творчества и игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» стимулирует активизацию познавательной деятельности детей, воспитывает самостоятельность, формирует духовно-нравственные качества, ценностное отношение к другим, активно приобщает к культуре родного народа.

Трудно переоценить роль игры-преследования «ДИП Сонор - ЖИПТО» в организации предметно-пространственной среды, способствующей содержательному формированию полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Посредством «ДИП Сонор - ЖИПТО» формируются не только интеллектуальные умения и способности, но и развиваются морально - волевые качества детей как сущностная основа самодостаточной личности.

Интеграция задач игры «ДИП Сонор - ЖИПТО» и других видов продуктивной деятельности детей в качественном плане обогащает внутренний мир ребенка-дошкольника. Ребенок фактически изнутри «видит, слышит» эмоциональное и духовное состояние каждого персонажа игры, переживает за них. В этом отношении воспитание переходит в самовоспитание своего внутреннего ценностного мира. В игре ребенок становится активно познающим субъектом, а не объектом обучения взрослого.

Таким образом, игра «ДИП Сонор - ЖИПТО» является не только средством воспитания детей, но стала для детей целым миром открытий:

- по формированию гендерных особенностей поведения и отношения к прекрасному полу;

- по развитию познавательных способностей детей, их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, умозаключения;

- по развитию художественно-творческих способностей девочек и мальчиков по разным видам продуктивной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.

Приобщение детей к устному фольклору, обыгрывание ими ролей сказочных персонажей и героев из героического эпоса-олонхо способствовали дифференцировать знания о мужских и женских эталонах красоты, качествах мужественности и женственности, об образцах поведения их в жизни, взаимоотношениях между мальчиком и девочкой, юношей и девушкой.

Литература:

1. Алексеев Н.К., Голиков А.И. Игра "Сонор" в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. Учебно-методическая разработка. - Якутск: НКИ "Бичик", 2000. - 36 с.

2. М.И. Баишева Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха: монография. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 162 с.

3. Барахсанова Е.А., Голиков А.И., Саввинов Т.Т. Развитие умственных способностей младших школьников: учебно-методическое пособие / На якутском языке. - Якутск: НКИ «Бичик», 1993. - 72 с.

4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М: Линка-Пресс, 2009. - 190 с.

5. Клецина И.С. Гендерный подход в анализе гендерной социализации // Психолог в детском саду. - 2012. - №1. -С. 12-25.

6. Интеллектуальная динамическая игра преследования «Сонор» // http://detsad82.yaguo.ru/intellektualnaya-dinamicheskaya-igra-presledovaniya-sonor. Дата обращения 05.12.20. 2021

Педагогика

УДК 378.147, 004

соискатель кафедры начального и дошкольного образования Зембатова Марина Александровна

ФГОБУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ);

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Математика и информатика» Волик Мария Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются результаты экспериментального исследования и анализ мнений обучающихся Владикавказского филиала Финуниверситета об использовании социальных сетей в повседневной жизни и в обучении. Авторы выражают свое мнение по вопросу применения этой технолшогии в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Целью данной работы является исследование популярности и интенсивности использования социальных сетей современной молодежью, а также анализ возможностей и направлений использования сетевых инструментов для совершенствования практико-ориентированного образовательного процесса.

Ключевые слова: образование, информационные технологии, социальные сети, Интернет-зависимость. Annotation. The article discusses the features of the use of social networks in the educational process. The results of an experimental study and analysis of the opinions of students of the Vladikavkaz branch of the Financial University on the use of social networks in everyday life and in education are discussed. The authors express their opinion on the application of this technology in the process of training highly qualified specialists. The purpose of this work is to study the popularity and intensity of the use of

social networks by modern youth, as well as to analyze the possibilities and directions of using network tools to improve the practice-oriented educational process.

Keywords: education, information technology, social networks, Internet addiction

Введение. В настоящее время качество подготовки компетентных специалистов остается важнейшей задачей системы образования. Эта задача усложняется не только ростом конкуренции среди образовательных услуг, но и кардинальным изменением требований общества и потенциальных работодателей, обусловленных современной экономической ситуацией. Кроме того, повышение качества образования обусловлено в значительной мере высокими темпами развития современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и скоростью их внедрения во все сферы жизни человека.

Современный этап цивилизационного развития особо остро ставит вопрос об изучении и социоантропо-культурной оценке новейших информационно-коммуникативных технологий. Одними из них являются социальные сети, представляющие собой интерактивный веб-сервис, который сегодня распространен практически во всех слоях общества, позволяющий создавать и поддерживать социальные связи между людьми, дает возможность самореализации, повышения уровня коммуникации между пользователями, взаимодействия в группах ее участников. Иными словами, социальные сети в настоящее время являются полифункциональной средой и значимой частью жизненного пространства личности [1].

В связи с этим возникает вопрос, продуктивно ли использование этой технологии социальных сетей в образовательном процессе и насколько эффективно молодежь использует их в процессе самообразования и самоподготовки. Несомненную актуальность в этих условиях приобретает анализ факторов, которые оказывают различное влияние на развитие личности современной молодежи и, следовательно, на их способность к обучению, самообразованию, повышению квалификации [2].

Изложение основного материала статьи. Ключевым направлением управленческого процесса в образовании является повышение качества подготовки будущих специалистов, обусловленное высоким ростом конкуренции на рынке труда, ростом требований государства и общества к качеству образования, разнообразием образовательных услуг. Основным инструментом повышения эффективности образовательного процесса является не только расширение сферы практикоориентированного образования, но и увеличение со стороны государства и бизнеса финансовой поддержки, направленной на удовлетворение потребности в высококвалифицированных кадрах, необходимых для стабильного развития экономики страны [3; 4].

Современный компетентный, востребованный специалист не представляется без владения ключевыми информационными технологиями. Увеличение потоков информации повышает скорость ее распространения. Разрабатываются и широко внедряются новые методы использования информационных ресурсов и способы передачи знаний. К таким технологиям относятся и социальные сети.

На сегодняшний день социальные сети - это довольно значительная часть жизни человека. В социальных сетях происходит обмен информацией разного характера, назначение встреч, решение множества вопросов, знакомства и сотрудничество. Для некоторых людей виртуальная жизнь становится альтернативой реальной. Происходит подмен понятий, отстранение от реального мира. Все чаще виртуальная жизнь в социальных сетях воспринимается людьми разных поколений как сплошной позитив - удовольствия море, негатива минимум. Однако негативных последствий от таких приятных ощущений может оказаться значительно больше, чем кажется на первый взгляд [5; 6].

Сегодня выявление значимости социальных сетей в жизни человека, изучение степени их влияния на формирование психологической зависимости и разработка мер по ее профилактике является основной целью не только социологов (психологов), но и рядовых преподавателей [5].

Зависимость от социальных сетей появляется с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте дети умеют использовать компьютер и мобильные гаджеты для того, чтобы смотреть видеоролики, играть в мобильные игры, делать фотографии. Дети младшего школьного возраста активно регистрируются в социальных сетях, причем заводят не единственную страничку - официальную, но и анонимную (с вымышленным именем, возрастом и т.д.) [5].

Интернет-зависимость трактуется, как навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Разумеется, главная жертва Интернета - молодое поколение с их неокрепшей психикой. Чем раньше возникает Интернет-зависимость, тем к более разрушительным последствиям для личности и общества она приводит [5; 7].

Психологи считают, что молодое поколение сильнее подвержено развитию такой зависимости, чем более старшее поколение. Причины злоупотребления молодежью виртуальным Интернет-пространством различны. Некоторые подростки испытывают трудности в социализации, сложности в личном общении, чувство неуверенности в себе и своих действиях, что влечет за собой накопление внутреннего напряжения. В свою очередь, внутреннее напряжение влечет истощаемость центральной нервной системы. В результате, общество получает молодого человека, который пытается найти и реализовать себя в Интернете, компьютерных играх, социальных сетях. Вследствие чего появляется зависимость. Вероятнее всего, это связано со свойствами характера, которые снижают или исключают способность к адаптации и социализации в реальном обществе. Это, в свою очередь, ведет к непоправимому ущербу для психического и физического здоровья. Компетентные специалисты опасаются потери коммуникативных и поведенческих навыков молодежи вследствие повышенного интереса к социальным сетям и Интернет-пространству. Однако, резкий отказ от виртуального образа жизни вызывает синдром отмены, тревогу, импульсивность, эмоциональную перегрузку, психические расстройства, развитие депрессии, ухудшение общего состояния [5; 8].

Тем не менее, в современных экономических условиях уже невозможно представить повседневную жизнь и деятельность каждого человека без компьютеров и интернета, которые значительно упрощают решение разных задач. Стремительно развивающиеся направления использования информационных, удаленных, мобильных, сетевых технологий приводят к возрастанию их роли в современном образовательном процессе. Все более востребованными становятся дистанционное обучение, мобильное обучение, виртуальное обучение, в том числе с использованием социальных сетей [1; 9]. К сожалению, социальная сеть, в основном, воспринимается как on-line сервис развлекательного характера, который способствует созданию социальных связей, построению взаимоотношений, распространению разной информации. Не вызывает споров тот факт, что обучающиеся предпочитают общаться, просматривать фотографии, читать ленту новостей в социальных сетях, вместо подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам [6]. В связи с этим, у современных преподавателей все чаще возникает мысль использования социальных сетей в образовательном процессе, что позволит выработать у молодежи навыки не только поиска необходимой информации, но и проведения конструктивных диалогов и обсуждения профессиональных задач, результатов, выводов [8].

Для анализа активности использования социальных сетей и отношения к ним обучающихся Владикавказского филиала Финуниверситета было проведено анонимное анкетирвание среди 70 человек 18-22 лет факультета среднего профессионального образования и финансово-экономического факультета (квалификация бакалавр). На рисунке 1 представлены результаты анкетирования, показывающие, что наиболее популярными социальными сетями являются

Вконтакте и Instagram. Многие зарегистрированы и используют несколько сетей одновременно. Чаще всего молодые люди используют социальные сети для просмотра и прослушивания аудио-видео, общения с людьми на расстоянии, получения информации о друзьях и своих интересах, просмотра фотографий (рисунок 1). При этом у 52% круг общения в социальных сетях и в реальной жизни совпадает полностью, а у 35% - частично. Несмотря на то, что опрашиваемый контингент в свободное время активно занимается спортом, музыкой, компьютерными играми и другой деятельностью (рисунок 2), социальные сети для улучшения настроения часто используют 15% и иногда - 71%. Причинами для регистрации в соцсетях среди опрошенных названы общение с друзьями, легкий доступ к медиа-файлам и использование для учебы (рисунок 1).

Рисунок 1. Ответы на вопрос - Для чего используют социальные сети

Рисунок 2. Результаты опроса: а - количество зарегистрированных в разных соцсетях, б - привлекаемость соцсетей, в - занятость во внеучебное время, г - причины регистрации в соцсетях

При этом 56% опрошенных отметили, что соцсети на учебу никак не влияют, 23% отмечают положительное влияние, а 26% уверены в их отрицательном влиянии. Тем не менее, 32% обсуждают вопросы и задания с преподавателями и 70% - с другими обучающимися. В учебное время социальные сети использует 46% опрашиваемых, а 81% использует их как хранилище данных.

На рисунке 3 представлены результаты опроса о продолжительности и частоте пребывания обучающихся в социальных сетях в режиме on-line. Видно, что большинство из них (73%) заходят на свою страницу каждый час и пребывают более одного часа в день.

а)

б)

Менее 10

Каждый час 1

73% j

1 pas б день

Несколько pas Б ыесшд 4%

1 раз б недето

Рисунок 3. Результаты опроса: а - частота посещения соцсетей, б - ежедневная продолжительность on-line

пребывания в соцсетях

Таким образом, среди недостатков использования социальных сетей в образовательном процессе можно указать их развлекательное назначение (просмотр видео и фото), что приводит к тому, что обучающиеся часто отвлекаются от основных заданий и дискуссий. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в сети, и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете.

Тем не менее, 73% опрошенных считают, что социальные сети не мешают и не отвлекают от процесса обучения. И хотя 61% студентов считает, что смогли бы отказаться от использования соцсетей, 70% отмечают их необходимость.

Анализ данных, полученных в результате анонимного анкетирования, проведенного в рамках данного исследования, показал, что практически все (более 90%) современные молодые люди ассоциируются с социальными сетями «Вконтакте», «Instagram», «Facebooforn т.д. Популярные платформы настолько заполнили разум, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все мероприятия и встречи планируются через Интернет. Будучи активными пользователями, молодежь теряет чувство времени будучи on-line. И хотя часть из них все же используют интернет и соцсети в качестве обучающих платформ, все же основное применение - это развлечение.

Безусловно, социальные сети были задуманы для виртуального взаимодействия между людьми, налаживания коммуникации. Учитывая частоту и массовость их использования среди обучающихся, при грамотном подходе их можно использовать как средство непосредственного управления учебным процессом, что сделает последний более глубоким и интересным для обучающихся [10].

Одним из способов использования социальных сетей в образовательном процессе является обмен теоретическим и практическим материалом между обучающимися и преподавателем. Перед последним встает задача нахождения и публикации теоретического материала, представленного в понятной и легко воспринимаемой форме (презентации, лекции, ссылки на интернет-источники, видео- и аудиозаписи). От обучающегося требуется предоставление отчетности по выполнению задания, на основании которой происходит мониторинг и контроль усвоения материала. По результатам мониторинга формируются задания для закрепления/повторения изученной темы. Такой формат плодотворного общения положительно влияет на конечный результат. Общение может быть в виде чатов и видеоконференций, как индивидуальным, так и групповым с использованием специально созданных групп или диалогов. Все участники взаимодействия имеют равные права и поэтому выстраивается их открытое и непринужденное общение, где каждый участник имеет возможность высказывать свое мнение и возникающие решения по вопросам поставленной задачи [1; 2]. В таком формате обучающиеся смелее задают преподавателю вопросы по изученным темам, получают ответ, вступают в обсуждение даже находясь на расстоянии друг от друга.

Другой способ использования социальных сетей в образовательном процессе - это использование их как объемного хранилища информации и средства для ее обмена. Накопленный таким образом материал должен находиться в открытом доступе для всех участников, состоящих в сообществе. Социальные сети позволяют публиковать довольно большие объемы файлов различного типа. Ранжирование использования функциональных возможностей позволяет открыть доступ к самостоятельной публикации для обучающихся, состоящих в сообществе. В результате у обучающихся возникает интерес к поиску новой, интересной информации, нахождению нестандартных вариантов решения заданий и выставления их на общее обсуждение. Помимо поисковых и аналитических навыков формируется творческая деятельность. Студенты начинают задумываться о форме представления своего материала. Как и в каком виде представить свою мысль, чтобы она вызвала у остальных интерес и желание дискутировать. Кроме того, формируется здоровая конкуренция среди обучающихся. Преподаватель может ввести еженедельный или ежемесячный конкурс на определение самой интересной и обсуждаемой публикации. Оценка таких мероприятий может осуществляться членами сообщества посредством on-line голосования, подсчетом количества «лайков» и комментариев. По итогам должны происходить обсуждения результатов, вноситься предложения по усовершенствования продукта интеллектуальной деятельности.

Применение таких методов стимулирует самообразование и саморазвитие обучающихся: развивается внутренняя мотивации к обучению, формируются навыки познавательной деятельности, раскрывается нестандартное мышление, появляется желание повышения своей профессиональной квалификации. На выходе общество получает заинтересованных пользователей, видящих и понимающих все возможности правильного использования социальных сетей, а образовательная организация, помимо всего прочего, получает своеобразный банк знаний, заданий, теоретического и практического материала, готовых примеров и решений, которые несомненно останутся в памяти обучающихся.

Не нужно исключать дополнительную возможность профессионального роста преподавателей путем обмена опытом и виртуального взаимодействия с родителями [8]. Создание родительских чатов значительно упрощает воспитательную

работу преподавателя. Моментальный обмен оповещений, объявлений и сообщений, возможность быстрых реакций родителей на полученную информацию в значительной мере ускоряет получение результатов взаимодействия между преподавателем и родителем. В ситуациях ограничений проведения массовых мероприятий такие чаты позволяют проводить дистанционные родительские собрания, не теряя при этом эффективность данного мероприятия. Таким образом, социальные сети могут использоваться не только для совершенствования учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления мероприятий организационно-методического характера, а также взаимодействия с работодателями [3; 10].

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что социальные сети при всем их многообразии стали неотъемлемой частью повседневной жизни и деятельности людей разных возрастных категорий. Поэтому перед современной системой образования стоит важная задача: выстроить процесс обучения так, чтобы молодое поколение перестало воспринимать Интернет и социальные сети только как источник развлекательного характера. Необходимо создать основу использования обучающимися инструментов мощной платформы сетевого взаимодействия для становления себя как высококвалифицированных специалистов. В любом нововведении есть свои плюсы и минусы. Минусом является уже сложившееся понимание и представление обучающимися себя в интернет-пространстве. Но использование методически правильного подхода позволит исправить это заблуждение. Социальные сети дают возможность для обеспечения непрерывного образовательного процесса, формирования направления и развития познавательного, исследовательского, творческого потенциала каждого обучающегося не только в реальной жизни, но и в виртуальном пространстве в любое удобно время. Важным является возможность преподавателя вести воспитательную работу, своевременно информировать подростков о проблеме, связанной с Интернет-зависимостью; проведение опросов и представление их результатов на тематических семинарах и т.д. Целесообразно вырабатывать навыки поиска необходимой информации на учебно-познавательных сайтах Интернета. Безусловно, необходимо приложить усилия для разностороннего развития личности обучающихся таким образом, чтобы использование социальных сетей не навредило в их дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Литература:

1. Киняшева Ю.Б., Муращенков С.В. Использование социальных сетей в системе высшего образования современной России. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2021, № 3. -С. 30-33.

2. Зембатова Л.Т., Зембатова М.А. Проблемы подготовки специалистов экономической направленности в условиях информатизации учебного процесса. Мир науки, культуры, образования. - 2020, № 2 (81). - С. 113-116.

3. Ципинова А.С., Дзусова И.Г., Волик М.В. Интернет-технологии и их роль в бизнесе. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2020, № 2 (111). - С. 76-78.

4. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С. Антоненко А.А. Индивидуально психологические свойства подростков как факторы риска формирования Интернет-зависимого поведения. Медицинская психология в России. - 2015, № 1(30). - С. 7.

5. Ивкина М.И. Разновидности социальных сетей в образовании. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2019, № 6. - С. 61-64.

6. Волик М.В., Милостивая Ю.С. Использование социальных сетей в обучении. Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации. Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. - 2015. - С. 495-500.

7. Кукушкина А.Г. Персональная страница преподавателя в социальной сети как инструмент педагогического взаимодействия. Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29, № 12. - С. 156-166.

8. Копышева Т.Н., Митрофанова Т.В., Фадеева К.Н. Применение проектного метода при обучении бакалавров прикладной информатики в рамках реализации компетентностного подхода. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2018, № 4 (100). - С. 185-192.

9. Зембатова М.А. Формирование профессиональных компетенций у будущих экономистов. Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 301-304.

Pedagogy

UDC 378.2

candidate of philological sciences Zimina Maria Viktorovna

Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin (Minin University) (Nizhny Novgorod); master Ufaeva Elena Mikhailovna

Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin (Minin University) (Nizhny Novgorod)

JOB INTERVIEW PREPARATION FOR YOUNG PROFESSIONALS IN AN INTERCULTURAL WORKING

ENVIRONMENT: TIPS AND USEFUL LANGUAGE

Annotation. The article discusses the most important aspects and stages of interviews when applying for a job by young professionals, and also describes the difficulties that employees may encounter when applying for work abroad. Considering the processes of globalization in the modern world, consideration of this problem is especially relevant. The article provides language cliché phrases in English that are used by employers in international companies during the interview process and gives advice to job seekers for a successful interview and getting a job.

Keywords: a job interview,international professional sphere, business communication,job interview preparation, speaking subskills, listening subskills.

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее важные аспекты и этапы собеседования при устройстве на работу молодых профессионалов, а также приводятся трудности, с которыми могут встретиться служащие при устройстве на работу за рубежом. Учитывая процессы глобализации в современном мире, рассмотрение данной проблемы является особенно актуальным.В статье также приводятся языковые фразы-клише на английском языке, которые используются работодателями в международных компаниях в процессе собеседования и даются советы соискателям для успешного прохождения собеседования и устройства на работу.

Ключевые слова: собеседование, международная профессиональная сфера, деловая коммуникация, навыки говорения, навыки аудирования.

Introduction. Nowadays, the world of online workplaces becomes more and more popular among young professionals. People tend to opt for an online position in their professional field, which means that they are exposed to the intercultural world in professional terms [4]. Thus, young future employees need to learn and use English as a lingua franca to have the possibility to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.