Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ INSTAGRAM НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ INSTAGRAM НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INSTAGRAM / КИТАЙ / КИТАЙСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кучерова Т.Ф.

Китай - в каком-то плане, закрытая от других государств страна. В Китае вы не сможете просмотреть зарубежные новостные телеканалы, не откроете YouTube, Instagram, Twitter и так далее. Даже не получится скачать китайское приложение Tik Tok, ведь Поднебесная - это страна, которая не приемлет инакомыслие. Так, у них есть свои, ориентированный только на китайскую аудиторию Tik Tok, Youtube, Twitter. Однако, в последние годы, в Китае, набирает популярность Instagram. В данной статье, при помощи анализа с помощью качественных исследований и опроса китайской аудитории программы Instagram, нами были проанализированы причины популярности приложения в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE USE OF INSTAGRAM IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

China is, in some sense, a country closed from other states. In China, you will not be able to watch foreign news TV channels, you won’t be able to open YouTube, Instagram, Twitter, and so on. You won’t even be able to download the Chinese Tik Tok (foreign version), because China is a country that does not accept dissent. As a result they have their own versions of Tik Tok, Youtube, Twitter, focused only on Chinese audience. However, in recent years, Instagram has been gaining popularity in China. In this article, using a qualitative research analysis and survey of the Chinese audience of the Instagram program, we analyzed the reasons for the popularity of the application in China.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ INSTAGRAM НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 331.225.3

Кучерова Т. Ф. студент магистратуры отделения журналистики Университет провинции Гуйчжоу

Китай, г.Гуйян

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ INSTAGRAM НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация: Китай - в каком-то плане, закрытая от других государств страна. В Китае вы не сможете просмотреть зарубежные новостные телеканалы, не откроете YouTube, Instagram, Twitter и так далее. Даже не получится скачать китайское приложение Tik Tok, ведь Поднебесная - это страна, которая не приемлет инакомыслие. Так, у них есть свои, ориентированный только на китайскую аудиторию Tik Tok, Youtube, Twitter.

Однако, в последние годы, в Китае, набирает популярность Instagram.

В данной статье, при помощи анализа с помощью качественных исследований и опроса китайской аудитории программы Instagram, нами были проанализированы причины популярности приложения в Китае.

Ключевые слова: Instagram, Китай, китайские социальные сети.

Kucherova T.F. department of journalism master degree program Guizhou University

China, Guiyang

RESEARCH ON THE USE OF INSTAGRAM IN THE PEOPLE'S

REPUBLIC OF CHINA

Abstract: China is, in some sense, a country closed from other states. In China, you will not be able to watch foreign news TV channels, you won't be able to open YouTube, Instagram, Twitter, and so on. You won't even be able to download the Chinese Tik Tok (foreign version), because China is a country that does not accept dissent. As a result they have their own versions of Tik Tok, Youtube, Twitter, focused only on Chinese audience. However, in recent years, Instagram has been gaining popularity in China. In this article, using a qualitative research analysis and survey of the Chinese audience of the Instagram program, we analyzed the reasons for the popularity of the application in China.

Keywords: Instagram, China, Chinese social networks.

11 марта Генпрокуратура РФ потребовала от Роскомнадзора ограничить доступ к Instagram. Это значит, что с 14 марта 2022 года Instagram будет частично или полностью заблокирован на территории России. Причина на это «временное разрешение на формы политического самовыражения, которые в обычной ситуации нарушали бы наш запрет на призывы к насилию» - пресс-секретарь Meta8. В ходе данных событий, вспомнился Китай и политика "железной стены", не позволяющей социальным сетям Запада иметь доступ к китайской аудитории. Однако это не мешает приложению Instagram набирать популярность среди китайской аудитории.

Для начала, напомним, что из себя представляет Instagram. Это приложение, которое позволяет своим пользователям обмениваться фотографиями и видео, однако с элементом социальных сетей. То есть, пользователи не только могут делать фотографии, снимать видео, публиковать их, но и отправлять сообщения, делать видео звонки, проводить прямые эфиры.

В апреле 2012 года, приложение Instagram было приобретено Facebook. Цена покупки составила 300 миллионов долларов США и 23 миллиона акций компании на общую сумму 1 миллиард долларов США. По данным экспертов, в 2017 году Instagram заработал около $2,8 млрд дохода от глобальной рекламы. По состоянию на 2018 год количество зарегистрированных пользователей составило 1,1 млрд. человек. На данный момент Instagram, как и Facebook принадлежит компании Meta.

Instagram - это социальная фотосеть. Его суть заключается в размещении изображений и видео. Основные функции приложения и вебсайта связаны с просмотром, обработкой и размещением пользовательских материалов.

Цель приложения - поделиться своей жизнью с друзьями и пользователями.

1. Почему Instagram запрещен в Китае? Проект "Золотой щит" или китайская интернет-цензура

Многие пользователи Instagram, замечают, что в данной социальной сети очень мало фотографий, посвященных Китаю. Дело в том, что приложение запрещено на национальном уровне, а не просто заблокировано провайдером.

Первое, из-за чего разные страны пытаются запрещать те или иные ресурсы, это осуществление контроля за своим населением. Если люди будут пользоваться социальной сетью, которая создана в другом

8 Instagram блокируется в России - все что надо знать сегодня! [электронный ресурс]: https://texterra-

ru.turbopages.org/turbo/texterra.ru/s/Ыog/instagram-v-rossii-mogut-zablokirovat-podgotovtes-k-etomu-uzhe-

seychas.html

государстве, политики не получат к ней доступ, как и к аккаунтам её пользователей.

Так власти Китая в 2003 году начали реализацию проекта "Золотой щит". Причиной этого стало то, что в стране действуют строгие ограничения на доступ в Интернет в связи с террористическими актами. Позже было доказано, что общение злоумышленников происходило в американской социальной сети Facebook. Китайские представители пытались предложить более тесное сотрудничество иностранной компании, что предполагало предоставление данных о коммуникациях китайской стороне. Однако общение зашло в тупик, и многие платформы теперь внесены в черный список для использования в Китае.

Такая ситуация произошла и с Instagram, в 2014 году приложение было полностью заблокировано в КНР.

Все иностранца, которые хотя бы раз приезжали в Китай сразу замечали проблемы с интернетом, которых нет в их стране. На данный момент в Поднебесной отсутствует свободный доступ к сети. У человека не получится найти любую интересующую его информацию с необходимого сайта, как это можно сделать в России или других странах СНГ. Но не только китайцы лишены возможности делиться своими фотографиями и видео на Instagram. Сервис запрещен по всей стране, поэтому даже приезжие иностранцы не могут размещать записи в социальной сети.

1.1 VPN и законно ли использовать интернет-услуги для обхода цензуры в Китае?

Программы VPN популярны среди пользователей во всем мире. Вопрос о законности использования таких инструментов очень расплывчат и зависит от законов конкретной страны. Поэтому имеет смысл изучить некоторые случаи и примеры в Китае.

Весной 2017 года Западный мир был шокирован приговором китайскому бизнесмену за продажу VPN. Житель Китая приговорен к 5,5 годам тюремного заключения за незаконную настройку VPN-сети и продажу доступа к нему. Прокуратуре удалось доказать, что Ву Сянян в 2013 году настроил виртуальную частную сеть, которая позволила ему обойти существующую в Китае интернет-цензуру (на Западе за ней закрепилось название «Great Firewall» — «Великий файервол») и беспрепятственно посещать любые иностранные ресурсы.

Решив подзаработать на своем таланте, Ву Сянян начал продавать доступ к аккаунтам в VPN сначала своим знакомым, а потом и посторонним людям. Но основой клиентуры стали проживающие в Китае иностранцы, которым доступ к западным сайтам часто необходим по работе. За четыре года предприимчивый китаец сумел заработать 500 тыс. юаней — более $75 тыс. На эту сумму государство его и оштрафовало, вдобавок к тюремному сроку.

Как считает Уильям Ни, исследователь Amnesty International в Гонконге. — Тот факт, что этот человек получил такой длительный срок из-за продажи VPN, является очень тревожным признаком. Это доказывает, что китайское правительство намерено наказать тех, кто пытается перепрыгнуть через «Великий файервол»9.

Его пример показывает, что использование услуг VPN в Китае является незаконным. Но, несмотря на это, с каждым годом в приложении растет число пользователей из Китая. Почему же, несмотря на запрет, все больше жителей Китая пользуются Instagram?

2. Почему Instagram популярен в Поднебесной?

Хотя приложение и заблокировано на территории КНР, однако, практически каждый пользователь китайской сети Интернет знает о ее существование. Почему же так происходит?

В ходе исследования китайской сети Интернет, нами было замечено, что китайская аудитория, говоря о приложении, сокращают его название до "ins". Так в последнее время в сети популярен запрос: "стиль " ins". Данное словосочетание часто использую граждане Китая, говоря о неких аспектов жизни молодежи, например: сейчас в Китае популярна обработка фотографий в "стиле "ins" - использование цветовой гаммы известных фотографов, публикующих свои работы в Instagram; среди стилистов также популярен "стиль "ins" - предпочтение открытой, в неком смысле, откровенной одежды, яркого европейского макияжа, дизайна ногтей и тд. То есть, можно сделать вывод, что популярно не само приложение, а образ жизни и стиль, которое оно пропагандирует.

На просторах самого приложения, также ежегодно увеличивается число китайских пользователей, появляются аккаунты китайских университетов, аккаунты официальных средств массовой информации Китая: таких как CCTV, агентство новостей "Синьхуа" и People's Daily.

3. Китайские СМИ в Instagram

На сегодня, социальную сеть Instagram осваивают не только блогеры, интернет-магазины или модные салоны. Редакторы ежедневных газет, модных журналов и телеканалов по всему миру используют Instagram в своей работе.

Основные цели журналистов, использующих Instagram:

• Сбор материалов и новостей. Редакторы могут использовать специальный хэштег для какого-либо события, тем самым побуждая зрителей искать хэштег, чтобы они могли использовать его в качестве пользовательского контента в своих новостях и просматривать другие новости и истории с помощью поиска контента по хэштегу. Например, во время эпидемии коронавируса в Китае компания использовала хэштег "StayStrongChina" для поиска фотографий и видео о ситуации в Китае.

9 В Китае начали сажать в тюрьму за VPN [электронный pecypc]:https://www.cnews.ru/news/top/2017-12-22_kitaets_poluchil_55_let_tyurmy_za_zapusk_vpn

• Показать процесс работы изнутри. Работа журналистов всегда заключалась в том, чтобы заинтересовать широкую публику. Возможность показать процесс создания материала от начала до конца поможет сделать истории более личными и человечными, то есть более близкими к людям.

• Возможность кратко поделиться новостями. Не все смотрят телевизор. Общество массово перешло на интернет. Однако телеканалы нашли выход из положения и сделали акцент на просмотр коротких видеоновостей в Instagram.

• Мониторинг событий в режиме реального времени. Журналисты не всегда могут быстро снять сюжет и запустить его в эфир, а чтобы напечатать информацию в газете, требуется больше времени. Здесь журналисты помогают социальным сетям. Именно поэтому китайское информационное агентство Синьхуа создало платформу "FlyOverChina" в Instagram, куда пользователи могут отправлять аэрофотоснимки, сделанные с места событий в режиме реального времени.

• Анонс медиаконтента. Редакторы часто используют свои аккаунты в Instagram для анонсирования предстоящих телешоу или других программ. Это делается для того, чтобы удержать внимание зрителей. Например, CCTV обычно следит за определенными вещательными программами на своем аккаунте в Instagram. Например, 23 января 2020 года они показали, что будет происходить на ежедневном новогоднем гала-концерте.

• Достижение конкуренции. Многие издания используют конкурсы в своих аккаунтах в Instagram, чтобы повысить внимание существующих читателей и привлечь новых.

• Поддержание имиджа. Социальная сеть Instagram - это также возможность построить и поддерживать медиапрофиль. И некоторые СМИ используют для этого социальные сети. Например, канал CCTV использует Instagram в первую очередь для создания имиджа вокруг бренда канала и страны в целом.

• Привлечение зрителей на мероприятия. Социальные сети, особенно Instagram, также используются как инструмент для привлечения людей на мероприятия10.

Так в Китае, несмотря на запрет приложения, многие китайские медиа-гиганты имеют собственные аккаунты в Instagram:

• Информационное агентство Синьхуа (1,1 миллиона

подписчиков)

• People's Daily (1,335 подписчиков)

• China Daily (359 000 подписчиков)

• CCTV (714 000 подписчиков)

10 Сайт bestapp/ЗАЧЕМ ЖУРНАЛИСТАМ INSTAGRAM — URL http://bestapp.menu/zachem-zhumalistam-instagram/ [2020.02.18].

Проведя опрос китайских пользователей сети, о причине использования ими приложения, мы обнаружили, что для большинства Instagram является неким "хобби". Многие китайские пользователи используют приложение для просмотра жизни западных знаменитостей, фотографов, архитекторов, музыкантов и так далее. Количество пользователей, использовавших приложения в качестве "хобби", составило 45%. Вторым по популярности ответом был "завести друзей". 29% пользователей, используют приложение для поиска друзей и единомышленников. 20% респондентов используют приложение для поиска зарубежной аудитории, клиентов и вдохновения. Некоторые сказали, что приложение помогает им следить за мировыми тенденциями, что является одним из требований компаний, в которых они работают. Стоит заметить, что респонденты в этой категории - все творческие личности: фотографы, художники-танцоры, стилисты и т.д. 6% китайской аудитории приложения Instagram начали использовать его для связи с зарубежными ВУЗами.

Как видно из графика, только 8 респондентов следят за отечественными медиакомпаниями в Instagram. 92% не следят за китайскими СМИ в приложении: 67% опрошенных даже не знали о существовании аккаунтов китайских СМИ в Instagram. 20% не подписываются на китайские СМИ, так как их публикации идут на английском языке. 5% пользователей ответили, что специально не следят за китайскими СМИ в Instagram, считая их информацию ложной и недостоверной.

Заключение

Вывод данного исследования заключается в том, что пока рано говорить о будущем Instagram в Китае. Приложение по-прежнему запрещено в стране, и хотя многие китайские медиакомпании используют Instagram для добычи и распространения информации, все вышеупомянутые СМИ вещают только на английском языке. Это говорит о том, что большинство медиакомпаний ориентируются на иностранную аудиторию и граждан Китая, которые по тем или иным причинам находятся за границей. Также растет число пользователей из Китая, но, по их словам, из-за запрета пользоваться приложением довольно неудобно, фотографии и видео загружаются очень медленно, а найти хороший и дешевый VPN довольно сложно. Поэтому для них приложение не способ самовыразиться, а источник получения необходимой информации. Так многие китайские пользователи программы используют Instagram для слежения за жизнью звезд, для ознакомления о новых тенденциях в мире искусства, музыки и тд. для них площадка является источником вдохновения, а не привычной нам социальной сетью.

Использованные источники:

1. В Китае начали сажать в тюрьму за VPN [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2017-12-22_kitaets_poluchil_55_let_tyurmy_za_zapusk_vpn (дата обращения: 18.01.22)

2. ЗАЧЕМ ЖУРНАЛИСТАМ INSTAGRAM [Электронный ресурс]. — URL http://bestapp.menu/zachem-zhurnalistam-instagram/ (дата обращения: 20.01.22)

3. Instagram блокируется в России - все что надо знать сегодня! [Электронный ресурс]. — https://texterra-ru.turbopages.org/turbo/texterra.ru/s/blog/instagram-v-rossii-mogut-zablokirovat-podgotovtes-k-etomu-uzhe-seychas.html (дата обращения: 20.01.22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.