When constructing these characteristics, it was taken into account that the pump capacity Q is proportional to the rotation speed ю, and the pressure Н is proportional to the square of the rotation speed. The intersection points of the pressure characteristic with the network characteristics determine the operation mode of the pump in conjunction with the line.
References / Список литературы
1. Usmonov Sh.Yu. Frequency-Controlled Asynchronous Electric Drive with Extreme Control for Fan Load // International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology. India, 2017. Volume 4. Issue 10, Pages: 4633-4642. [Electronic Resource]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/9dcd/bbd04bdf8bdb97938528d640fb8258d7a36e.pdf/ (date of access: 28.11.2019).
2. Usmonov S. Optimization of the Launching Process in the Electric Drive with the Help of Genetic Algorithm. Machine Learning Research. Vol. 2. № 2, 2017. P.p. 61-65. Doi: 10.11648/j. mlr.20170202.13. [Electronic Resource]. URL: http://www. sciencepublishinggroup.com/j ournal/paperinfo?journalid=604&paperId= 10021101/ (date of access: 28.11.2019).
3. Usmonov Sh.Yu. Optimization of Frequency-Controlled Asynchronous Electric Drive for Ventilatory Loading. Science Research. Vol. 5. № 4, 2017. Pp. 50-56. doi: 10.11648/j.sr.20170504.11.
4. Sultonov R.A., Kodirov KhM, Mirzaliyev B.B. Vybor mekhanicheskikh dvigateley elektricheskogo toka, ispol'zuyemykh v sisteme elektroprivoda // Problemy nauki, 2019. № 11-2 (144). [Electronic Resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-mehanicheskih-dvigateley-elektricheskogo-toka-ispolzuemyh-v-sisteme-elektroprivoda/viewer/ (date of access: 28.11.2019).
ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АСИНХРОННЫХ МАШИН ПРИ УМЕНЬШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ Мухаммаджонов М.Ш. Email: [email protected]
Мухаммаджонов Мухаммадюсуф Шухрат угли — преподаватель, кафедра электротехники, электромеханики, электротехнологий, факультет энергетики, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в настоящее время трудно представить индустриально развитую мировую экономику без производства. Производства включают в себя небольшие фирмы и крупные предприятия. В настоящее время наиболее широко используемым видом энергии на промышленных предприятиях является электроэнергия. Одним из основных потребителей электроэнергии на промышленных предприятиях являются электрические двигатели. Потери в электродвигателях сравниваются с общими потерями при передаче и распределении электроэнергии. Поэтому меры по энергосбережению на двигателях всего предприятия могут быть рентабельными.
Ключевые слова: производство, предприятие, индустриальный, энергия, развитый, промышленный, цех, двигатель, рентабельный, электрическая система.
STUDY OF THE USE OF ASYNCHRONOUS MACHINES WITH REDUCED ENERGY LOSSES Mukhammadjohnov M.Sh.
Mukhammadjohnov Mukhammadyusuf Shukhrat o 'g 'li — Teacher, ELECTRIC ENGINEERING, ELECTRIC MECHANICS AND ELECTRIC TECHNOLOGIES DEPARTMENT,
POWER ENGINEERING FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: а1 present it is difficult to imagine an industrially developed world economy without production. Production includes small firms and large enterprises. Currently, the most widely used
type of energy in industrial enterprises is electricity. One of the main consumers of electricity in industrial enterprises is electric motors. Losses in electric motors are compared to total losses in transmission and distribution of electricity. Therefore, energy saving measures on the engines of the entire enterprise can be cost-effective.
Keywords: production, enterprise, industrial, energy, developed, industrial, shop floor, engine, cost-effective, electric system.
УДК 629.039.58
Одним из основных потребителей электроэнергии на промышленных предприятиях являются электрические двигатели. Потери энергии внутри цеха при обслуживании составляют около 8-10%, из которых 12-15% в сети цеха и 84% приходится на асинхронные двигатели. На асинхронные двигатели приходится 43,6% потерь в двигателе статора, 12,7% в валу ротора и 43,7% в магнитной системе двигателя. Таким образом, потери в электродвигателях сравниваются с общими потерями при передаче и распределении электроэнергии [1].
В первую очередь, необходимо рассмотреть замену элементов электрической системы. К ним относятся замена двигателей малой мощности, замена двигателей с низкой производительностью на более эффективное оборудование, изменение сетевого напряжения и реактивных источников питания.
Анализы потерь активной мощности при замене двигателя с высоким коэффициентом полезного действия и эксплуатационной эффективностью можно определить по следующему выражению:
APa = P (1)
Щ
Здесь P - нагрузка электродвигателя, а п - коэффициент полезного действия.
Сравнения потерь активной мощности двигателей, даёт возможность определения эффективного варианта. Большинство двигателей не работают при полной нагрузке. В этом случае рекомендуется изменить мощность двигателя на меньшую мощность, если нагрузка составляет 50-60%. В чередующихся нагрузках мощность двигателя часто выбирается исходя из расчетной максимальной нагрузки. Если максимальная нагрузка в два раза выше, рекомендуются специальные методы. В то же время потребление реактивной мощности, помимо активной мощности, значительно снижается.
Экономия электроэнергии определяется следующим образом:
AWe = (AP + kAQ )-At (2)
Здесь AP и AQ - это разница потерь между активной и реактивной потребляемой мощностью двигателей, кВт; кВАр; t - годовое время работы оборудования по схеме «звезда», час.
Снижение энергопотребления при переключении тактового двигателя с «треугольной» на «звездную» схему можно определить следующим выражением:
APa = —- — = — - ЩЩ; kvt; (3)
Л a Лт Л а Щ
Уменьшить потребление реактивной мощности:
P P
AQ = — tg^a--tgVj; kvar; (4)
Ла ЛТ
Полная потеря мощности:
APE=k-AQ+AP kvt. (5)
Где k - потеря активной энергии равной каждому кВт реактивной мощности, кВтч, на кВтар. Экономия электроэнергии:
AWe=APE-At кВтч/год (6)
Увеличение производства на предприятиях, увеличение выпуска продукции обеспечат снижение относительного потребления электроэнергии и экономию энергии [2]. Эта энергия определяется следующим выражением:
AW=§rp2)WoPmTm (7)
Здесь Wo-относительное энергопотребление; Тм - машинное время, часы; энергопотребление машины; рь и р2- коэффициенты уменьшения относительного потребления энергии, и определяется следующим выражением:
Q_kn ■ km + a(l -умп) ;
P = i /1 \i i > (8)
1 + «0 -VMn Ж ■ km Здесь, kn коэффициент нагрузки, kt коэффициент полезного действия машины, коэффициент конструкции машины а-, которая равна 0,7-0,9; nmn -номинальный коэффициент полезного действия; Коэффициент kt определяется из следующего выражения:
k,=TJ(Tm+To), (9)
Tm и T0 - время, в котором машина будет работать без нагрузки.
Экономия электроэнергии за счет ограничения работы электрооборудования без нагрузки может быть рассчитана из следующего выражения:
AWe = Рс ■ At, (10)
Здесь, потребительская мощность оборудования, при работе без нагрузки, кВтч. At -время работы без нагрузок в течении года.
При эксплуатации электрических сетей необходимо обращать внимание не только на значения нагрузки и режимы работы трансформаторов, но и на фазовую несимметричность. Если эта несимметричность превышает 15%, потребителям рекомендуется переходить с одной фазы на другую.
Таким образом, одной из важных задач является повышение производительности на любом производственном объекте и добиться эффективного энергосбережения [4].
Список литературы / References
1. Усмонов Ш.Ю. Частотно-регулируемый асинхронный электропривод с экстремальным управлением для вентиляторной нагрузки.// Advances in Science and Technology Сборник статей X международной научно-практической конференции, Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность. РФ». 2017.С.36-38. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80aa3afkgvdfe5he.xn--p1ai/AST- 10_originalmaket_N.pdf#page=36/ (дата обращения: 02.12.2019).
2. Усмонов Ш.Ю., Кучкарова Д.Т. Частотно-регулируемый электропривод для вентиляторной нагрузки. // "SCI-ARTICLE.RU" 2018. № 59. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1529665485/ (дата обращения: 02.12.2019).
3. Умурзакова Г.Р., Мухторов Д.Н., Мухаммаджонов М.Ш. Преимущества альтернативных источников энергии // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-alternativnyh-istochnikov-energii/ (дата обращения: 02.12.2019).
4. Султонов P.A., Кодиров Х.М., Мирзалиев Б.Б. Выбор механических двигателей электрического тока, используемых в системе электропривода // Проблемы Науки, 2019. № 11-2 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-mehanicheskih-dvigateley-elektricheskogo-toka-ispolzuemyh-v-sisteme-elektroprivoda/viewer/ (дата обращения: 02.12.2019).