УДК 62
Цветков А.А.
технический специалист, Автодом Санкт-Петербург официальный дилер BMW (г. Санкт-Петербург, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МОТОЦИКЛЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА ДТП
Аннотация: сегодня проблема безопасности на дорогах становится все более актуальной. Дорожные травмы на дорогах являются одной из наиболее серьезных проблем современного общества. И особую опасность представляют для участников движения мотоциклисты. Каждый год тысячи людей по всему миру погибают или получают тяжелые травмы в авариях с участием мотоциклов.
Для повышения безопасности мотоциклистов важно интегрировать в мотоциклы систему активной безопасности. Такие системы уже есть на автомобилях, они включаю в себя антиблокировочную систему торможения (ABS), систему контроля устойчивости (ESC), систему предупреждения столкновения (FCW) и многие другие технологии. Интеграция систем активной безопасности в мотоциклы сильно снизит количество аварий и травм, - как это произошло с автомобилями. Например, ABS помогает предотвратить занос. Эта функция эффективна при потере управления в сложных дорожных условиях. А ESC обеспечивает устойчивость при езде на высокой скорости. Такая опция как FCW предотвращает столкновение с другими участниками движения.
В статье мы рассмотрели для чего внедрять в мототехнику системы активной безопасности, а также, - как это снизит риск ДТП.
Ключевые слова: интеграция системы активной безопасности, снижение риска ДТП, активная безопасность мототехники, мотоцикл.
Введение.
Интеграция систем безопасности в мототехнику способствует обеспечению мотоциклистов более безопасными мотоциклами. Необходимо
повышать осведомленность хозяев мотоциклов о том, что можно приобретать мотоциклы с включенными опциями, которые помогут им сохранить свою жизнь в случае аварии на дороге. Ведь важно понимать, что причиной аварии может быть не сам мотоциклист, а другой человек, либо это может быть фатальная ошибка. Использование современных технологий помогает уменьшить количество жертв при авариях, что спасает каждый год множество жизней1.
Целью статьи является исследование интеграции системы активной безопасности мотоцикла для снижения риска ДТП в России. Для достижения этой задачи в статье будет проведен анализ вариантов внедрения в мотоциклы таких систем (а они уже есть). И мы проанализируем анализ активных систем активной безопасности, которые существуют сегодня на рынке.
Основная часть. Интеграция систем активной безопасности в мотоциклы имеет важное значение для снижения риска ДТП11. Повышение уровня осведомленности о безопасности, использование современных технологий - это необходимо для создания безопасной обстановки на дорогах111.
Существует несколько рекомендаций, которые могут помочь снизить количество жертв при дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием мотоциклов. Мы перечислили их на рисунке 1.
Ношение защитного снаряжения прЕ1 езде на мотоцикле всегда следует
носить шлем, защитный мотоэкшшровку (куртку, штаны,
перчатки,ботинки) и другие элементы защиты (защитные очки, налокотники, наколенники). Одежда должна быть яркой и видимой для других участников движения.
Внимание к дорожной обстановке нужно быть внимательным к дорожным знакам, разметке, условиям покрытия дороги и другим факторам, которые влияют на безопасность. Избегать опасных ситуаций и участков дороги.
Обучение и сертификация курсы обучения вождению мотоцикла улучшают навыки управления и безопасности на дороге. Учат осторожности на перекрестках, где могут происходить столкновения с другими транспортными средствами.
Техническое состояние мотоцикла нужно своевременно проверять и обслуживать мотоцикл. Проводить диагностику элементов, которые влияют на безопасность движения.
Рисунок 1. Рекомендации, которые помогут снизить количество жертв с участием мотоциклов на дорогах. Разработка автора.
Соблюдение этих рекомендаций поможет уменьшить риск ДТП.
В современных мотоциклах интегрируются различные системы активной безопасности1^ Это защищает на дороге водителя и пассажиров. К примеру, ABS (антиблокировочная система тормозов) предотвращает блокировку колес во время торможения, обеспечивая устойчивость и управляемость, что особо важно для двухколесного средства. ESC (система контроля устойчивости) помогает предотвратить опасные заносы. Актуальны также TCS (она регулирует уровень проскальзывания заднего колеса), а также TPMS (система мониторинга давления в шинах, которая следит за давлением в шинах). Считаем, что последняя опция должна устанавливаться на 100% мотоциклов.
Рассмотренные системы не только повышают безопасность водителей мотоциклов, но и снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Некоторые из систем активной безопасности, которые могут быть интегрированы в мотоциклы для снижения риска ДТП, перечислены на рисунке 2.
Анти блокировочная система торможения (ABS) предотвращает блокировку колес при резком торможении, обеспечивая управляемость и стабильность,
Система контроля устойчивости (ESC) - помогает предотвратить заносы и потерю управления в сложных условиях дорожного покрытия.
Система предупреждения столкновения (FCW) определяет реальное или потенциальное столкновение с другим транспортным средством и предупреждает об
Электронная система управления ходовой (EMS) -улучшает управляемость и устойчивость мотоцикла на различных поверхностях и в различных условиях.
Система мониторинга давления в шинах (ТРМБ) -контролирует давлениев шин ах, предупреждая водителя о потенциальных проблемах с шинами.
Система помощи при старте в гору (Н&А) - предотвращает откат назад при старте на подъеме, облегчая управление мотоциклом.
Рисунок 2. Систем активной безопасности.
Рассмотренные системы активной безопасности могут повысить уровень безопасности мотоциклистов.
Таким образом, система активной безопасности в мотоциклах играет важную роль в снижении риска ДТП и защите участников движения от непредвиденных ситуаций на дороге. Она помогает улучшить управляемость и устойчивость мотоцикла, что снижает вероятность аварийных ситуаций и повышает уровень безопасности на дорогах.
Рассмотрим, какие системы уже внедряются иностранными производителями мототехники. Система активной безопасности от Bosch включает адаптивный круиз-контроль (ACC) и контроль слепых зон с индикацией (Blind Spot Detection (BSD)).
Активный радар от Bosch размещен в головной фаре, что помогает в езде в темное время суток. Радар связан с дросселем и тормозной системой, что позволило реализовать функции плавного (или резкого) торможения. Еще один радар также установлен в «хвосте». Он отвечает за контроль дороги сзади мотоцикла. Например, если сзади появится объект, приближающийся слишком быстро (по «мнению» системы), мотоцикл автоматически ускорится, если, конечно, не будет препятствий для этого. То есть, активная система безопасность почти полностью взяла ответственность за мониторинг слепых зон мотоцикла.
Еще производители мототехники внедряют подушки безопасности. Внедрение интегрированных систем безопасности с подушками в мотоциклах от Honda стало переломным моментом в обеспечении безопасности водителей. Это внедрение Honda может стимулировать других производителей к разработке и внедрению подобных технологий. Помимо сокращения травм гонщиков, эти инновации снизят расходы на страхование.
Рисунок 3. Подушка безопасности.
Будущее безопасности мотоциклов зависит от того, насколько индустрия адаптируется к новым стандартам безопасности. Такие производители, как Honda и Bosch уже начинают интегрировать в свои мотоциклы системы активной безопасности, - такие как радар, подушка безопасности, - а также, -автоматический датчик давления шин. Мы считаем, что это все приведет к изменению нормативной практики касательно двухколесных транспортных средств. И это показывает, что производители двухколесных транспортных средств готовы к тому, чтобы производить свою продукцию с внедренной комплексной безопасностью, которая выходит за рамки традиционного защитного снаряжения.
Заключение.
Итак, система активной безопасности мотоциклов играет ключевую роль в снижении риска дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Она включает в себя различные системы, - это и антиблокировочная система тормозов (ABS), и система контроля стабильности (ESP), и система помощи при торможении (EBS), - рассмотренные нами в статье.
ABS предотвращает блокировку колес при резком торможении, что позволяет водителю сохранить контроль над мотоциклом. ESP предотвращает потерю устойчивости на дороге на скользком покрытии. А EBS поддерживает траекторию движения при торможении, предотвращает заклинивание колес. Эти системы значительно повышают уровень безопасности на дорогах. Они уменьшают вероятность заноса, переворота или падения мотоциклиста.
Однако сегодня производители пошли дальше. Они стали внедрять в свою технику, в их флагманские модели, такие активные системы безопасности мотоциклов, как подушки безопасности, как радары, как системы контроля слепых зон. Также внедряется система контроля давления в шинах, что очень важно для устойчивости мотоциклов на дороге, ведь у данного средства передвижения всего лишь два колеса. И их накаченность играет очень большую роль в предотвращении ДТП.
Мы считаем, что рассмотренные системы необходимо внедрять в отечественные мотоциклы. И внедрение систем активной безопасности мотоциклы в целом в мире будет играть роль для снижения страховок для данного вида транспортных средств, а также изменит законодательство в части снижения требований к данному виду техники, поскольку они в целом в своей массе станут более безопасными для их владельцев.
Внедрение современных технологий безопасности в мотоциклы становится все более важным в сфере дорожного движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боровик, Д. А. Становление, развитие и особенности системы безопасности автотранспортных средств / Д. А. Боровик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 72-87. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90582/ (дата обращения: 11.04.2024);
2. Мельников А. С., Сазонов И. С., Ким В. А. Системы активной безопасности двухколесных транспортных средств // Вестник Белорусско-Российского университета. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-aktivnoy-bezopasnosti-dvuhkolesnyh-transportnyh-sredstv (дата обращения: 11.04.2024);
3. Минакова Ю.В., Новиков И.А. Способы повышения пассивной безопасности двухколесных механических транспортных средств // Современные материалы, техника и технологии. 2019. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-povysheniya-passivnoy-bezopasnosti-dvuhkolesnyh-mehanicheskih-transportnyh-sredstv (дата обращения: 11.04.2024);
4. Мотоциклетные колесные диски: типы и ремонт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — URL: https://moluch.ru/archive/199/75533/ (дата обращения: 11.04.2024).
Tsvetkov A.A.
Avtodom St. Petersburg Official BMW dealer (St. Petersburg, Russia)
RESEARCH ON INTEGRATION OF ACTIVE SAFETY SYSTEM INTO MOTORCYCLES TO REDUCE RISK OF ACCIDENT
Abstract: today, the problem of road safety is becoming more and more urgent. Road injuries on the roads are one of the most serious problems of modern society. And motorcyclists pose a particular danger to road users. Every year, thousands of people around the world are killed or seriously injured in motorcycle accidents.
To improve the safety of motorcyclists, it is important to integrate an active safety system into motorcycles. Such systems are already available on cars, they include an anti-lock braking system (ABS), stability control system (ESC), collision warning system (FCW) and many other technologies. The integration of active safety systems into motorcycles will greatly reduce the number of accidents and injuries, as happened with cars. For example, ABS helps prevent skidding. This function is effective in case of loss of control in difficult road conditions. And the ESC provides stability when driving at high speed. An option such as FCW prevents collisions with other road users.
Keywords: integration of active safety system, reduction of accident risk, active safety of motor vehicles, motorcycle.
' Мотоциклетные колесные диски: типы и ремонт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — URL: https://moluch.ru/archive/199/75533/ (дата обращения: 11.04.2024).
" Боровик, Д. А. Становление, развитие и особенности системы безопасности автотранспортных средств / Д. А. Боровик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 72-87. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90582/ (дата обращения: 11.04.2024).
Минакова Ю.В., Новиков И.А. Способы повышения пассивной безопасности двухколесных механических транспортных средств // Современные материалы, техника и технологии. 2019. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-povysheniya-passivnoy-bezopasnosti-dvuhkolesnyh-mehanicheskih-transportnyh-sredstv (дата обращения: 11.04.2024). iv Мельников А. С., Сазонов И. С., Ким В. А. Системы активной безопасности двухколесных транспортных средств // Вестник Белорусско-Российского университета. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-aktivnoy-bezopasnosti-dvuhkolesnyh-transportnyh-sredstv (дата обращения: 11.04.2024).