УДК 621
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РИХТОВКИ КУЗОВА
Владислав Анатольевич Макеев1
магистрант mikheyev@mgau.ru Владимир Юрьевич Ланцев1 доктор технических наук, доцент Lan-vladimir@yandex.ru Юлия Алексеевна Абросимова2
студент alexabr84@bk.ru
1Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия 2Липецкий государственный технический университет
г. Липецк, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты исследования технических средств и насадок для ударного устройства. В результате испытаний установлено, что применение ударного пневматического устройства позволит сократить время работы на 32,8 % от времени работы обычным молотком. В результате проведения лабораторных исследований было установлено, что применение предложенных насадок с расчетными характеристиками нагрузок позволяют получить качественную поверхность металла.
Ключевые слова: технология, рихтовка, автомобиль, устройство, насадки.
Для того, чтобы произвести эффективно рихтовку, необходимо строго соблюдать профессиональные технологии и в работе применять соответствующие инструменты. Для работ и устранения сложных, или вообще, любого типа повреждений, всегда требуются хорошее оборудование и эта часть является проблематичной. Решение возникшей проблемы вызывает необходимость изыскания путей повышения эффективности кузовных работ [2,
3].
Применение прогрессивных систем, использование удобных и нового оборудования являются важными источниками облегчения определенных действий, и повышения эффективности кузовных работ [1, 4-7].
Для обоснования способов применения оборудования и новых технологий в кузовном ремонте, необходимо провести исследования, изучить используемое оборудование, и технологию ремонта.
При разработке ударного устройства возникает необходимость определения основных параметров устройства, как с точки зрения геометрии насадок, так и с точки зрения режимов работы.
Для рихтовки кузова автомобилей предлагается испоользовать ударный пневмомолоток (рис. 1.) AOK AHM-1050 или TECH S990 с различными насадками. Быстродействующий молоток (пневмо) оснащен усовершенствованной ударной частью, обеспечивающей частоту в 5700 ударов в минуту. Такая производительность достигается применением системы, позволяющей достичь давления в 6 бар.
а) б)
Рисунок 1 - Ударный пневмомолоток: а- AOK AHM-1050; б- TECH S990
Предлогаемое устройство относится к области ремонта автомобиля, в частности к правке деформированных кузовов легковых автомобилей и может быть использовано в автотранспортных предприятиях. Ударное устройство для проведения лабораторных исследований применялось марки TECH S990 и съемные насадки, имеющие наконечники с различными геометрическими формами.
Для реализации технологии рихтовки кузовных деталей автомобиля необходимо разработать насадки для эффективной работы инструмента.
Насадки с геометрическими формами применяются для придания поверхности соответствующего профиля. В зависимости от назначения разработаны различные виды насадок.
Насадка рисунок 2а с круглой и гладкой стороной. Используется при обработке овальных поверхностей детали кузова.
Насадка рисунок 2б с заостренным концом. На последней стадии рихтовки применяется техника подкладывания штампа под выступ. Когда работа над панелью заканчивается, мелкие выступы и впадины убираются при помощи этой насадки.
Насадка рисунок 2в, имеет форму притупленного конуса. Используется при завершении правки. Без вытягивания металла им можно отрихтовать панель кузова.
а) б) в)
t t
а - насадка с выпуклым бойком; б - насадка с заостренным бойком; в - насадка с
плоским бойком Рисунок 2 - Насадки с геометрическими формами для ударного устройства
Диаметр ударника d - 2 см;
1
Находим площадь ударника:
= 0,785^2 = 0,785 • 22 = 3,14см2
4
Номинальный ход ударника б - 1 см; Вес ударника £уд - 0,8 кг; р1 - 100 Па;
Находим среднее индикаторное давление внутри цилиндра молотка:
р* = (0,7 • 100 - 1,15) = 68,85 Па; Усилие Б которое воздействует на ударник:
р = ^ = 0,785й2р; = 0,7852268,85=216,1 Н й = (0,7Р1 - 1,15) Длительность рабочего движения ударника:
t = 0,05097"^^= 0,0509^ 1-0,8 =0,00274 сек.
й2^ 4-68,85 '
Количество ударов за минуту:
п
= 530^ 530 • 2 /— = 9833уд/мин.
5буд \1 1-0,8
Мощность ударника:
N = ^ = 0,0926й3 №= 0,0926 * 23 I688531 = 473 Вт «500 Вт.
60*75 "V СУД \ 0,8
Для проведения лабораторных исследований были использованы два металлических листа из стали с одинаковыми искусственными повреждениями. Объем повреждения 140000 мм3. Один лист мы правили обычным молотком, а другую с ударным устройством. Проводился хронометраж. С помощью секундомера мы зафиксировали время правки обоих листов в трех кратной повторности. С применением обычного молотка лист правили за 2 часов и 23 минуты. Лист с таким же объемом повреждения обработали с помощью предложенного ударного устройства за 1 часов и 36 минут.
В результате проведения лабораторных исследований было установлено, что применение предложенных насадок с расчетными характеристиками нагрузок позволяют получить качественную поверхность металла.
Список литературы:
1. Минайлюк Н.А., Дуганова Е.В. Исследование эффективности классических и современных методов кузовного ремонта легковых автомобилей // В сборнике: Автоматизация и энергосбережение в машиностроении, энергетике и на транспорте. Материалы XV Международной научно-технической конференции. Вологда, 2021. С. 274-280.
2. Свиридов С.А. Современные методы рихтовки автомобильных кузовов // В сборнике: современные материалы, техника и технология. Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 373-378.
3. Область применения новой технологии внешней рихтовки кузовных панелей автомобилей/ Гнатов А.В. //Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2014. № 67. С. 46-51.
4. Попеков А.В. Приспособление для кузовного ремонта автомобилей // В сборнике: студенческая наука об актуальных проблемах и перспективах инновационного развития регионального АПК. Материалы XVIII научно-практической конференции обучающихся. 2019. С. 42-44.
5. Тюрин А.Н., Аймагамбетов С.Т. Рихтовка кузова с использованием ударного устройства/ // В сборнике: Прогрессивные технологии в транспортных системах. Двенадцатая международная научно-практическая конференция, посвящается 60-летию Оренбургского государственного университета. Ответственный редактор: В.И. Рассоха, И.Х. Хасанов (отв. секретарь). 2015. С. 340-344.
6. Бекетова Т.С., Мишин М.М. Новые технологии при постройке кузовов автомобилей // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
7. Мишина А.М., Мишин М.М. Коррозия металлов и методы борьбы с ней // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
UDC 621
INVESTIGATION OF A TOOL FOR STRAIGHTENING THE BODY
Vladislav A. Makeev
undergraduate mikheyev@mgau.ru Vladimir Yu. Lantsev
Doctor of Technical Sciences, Associate Professor
Lan-vladimir@yandex.ru Yulia A. Abrosimova
student alexabr84@bk.ru 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2Lipetsk State Technical University
Lipetsk, Russia
Annotation. The article presents the results of a study of technical means and nozzles for a percussion device. As a result of tests, it was found that the use of a pneumatic impact device will reduce the operating time by 32.8% of the operating time with a conventional hammer. As a result of laboratory studies, it was found that the use of the proposed nozzles with calculated load characteristics makes it possible to obtain a high-quality metal surface.
Key words: technology, straightening, car, device, nozzles.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.