Литература
1. Аникин Б., Родкина Т. Управление цепями поставок. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Учебник. М.: Проспект, 2015. 224 с.
2. Левкин Г.Г. Основы логистики: Учебное пособие. М.: Инфра-Инженерия, 2014. 240 с.
3. Пузанова И. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2014. 320 с.
4. Щербаков В. Логистика и управление цепями поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2015. 592 с.
Study innovative mechanisms limit the shadow economy 1 2 Babich O. , Pavlyuk E. (Russian Federation)
Исследование инновационных механизмов ограничения теневой
экономики 12 Бабич О.А. , Павлюк Е.А. (Российская Федерация)
1Бабич Ольга Александровна /Babich Olga - магистрант;
2Павлюк Екатерина Андреевна /Pavlyuk Ekaterina - студент, экономический факультет, кафедра экономической безопасности, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: цель данной статьи заключается в анализе существующих механизмов, которые направлены на оценку и ограничение теневой экономики. В статье исследована проблема ограничения теневой экономики, представляющей особую группу экономической безопасности страны, проанализированы зарубежные методы учета и измерения теневой экономики. Выделены основные факторы, влияющие на расширение теневой деятельности в частном бизнесе.
Abstract: the purpose of this article is to analyze the existing mechanisms that are aimed to assess and limit the shadow economy. The article studies the problem of limiting the shadow economy, representing a special group economic security of the country, the foreign accounting methods and measurement of the shadow economy. The main factors influencing the extension of underground activity in the private sector.
Ключевые слова: теневая экономика, инновационные методы, оценка, ограничение. Keywords: shadow economy, innovative methods, assessment, limitation.
В настоящее время особенно остро стоит проблема оценки теневой экономической деятельности во всех странах, так как расширение масштабов теневой экономики создает серьезную угрозу экономической безопасности и социальной стабильности в обществе. Современные условия формирования рыночных отношений увеличивают долю теневой экономики. Данному процессу способствует инфляция, которая дает возможность получить огромную прибыль от включения земли и средств производства в процесс товарообмена, расширить частный сектор, расширить практику уклонения от уплаты налогов с помощью утаивания продукции и занижения доходов, слабое нормативное и правовое обеспечение регулирования рыночных отношений, росту дифференциации доходов, ухудшению криминогенной обстановки [1]. Также еще не разработана единая методика для количественной оценки теневых экономических структур. А существующей статистической информации не достаточно для изучения в должной мере показателей теневой экономики, а вследствие этого, возникает необходимость для разработки новых методов сбора и обработки статистических данных.
Проблема статистического отражения теневой экономики осложняется тем фактом, что теория национального счетоводства не является чем-то совершенно устоявшимся. Национальные счета развиваются и усложняются год от года. Прежние версии национальных счетов, рекомендованные такими важними всемирными структурами, как ООН и Евростат (а также другими международными организациями), не содержали однозначных рекомендаций для расчета доли теневой экономики. И только новая версия национальных счетов ООН практически без оговорок рекомендует включать теневую экономику в границы производства. Как правило, сейчас не используют традиционные методы в процессе определения параметров теневой экономики из-за специфики самого объекта исследования. Тем не менее, многие национальные статистические службы накапливают опыт таких расчетов. Специфические методы, которые применяются сейчас при расчетах теневой экономики, неоднократно обсуждались на различных международных встречах, конференциях, семинарах и в известной мере обобщаются международными организациями, специализирующимися в области статистики (Евростат, ОЭСР, Статкомитет СНГ и др.).
Вместе с тем, существующие условия и требования расчетов приводят к необходимости проводить все расчеты в соответствии с определениями Системы национальных счетов, а полученные результаты учитывать в процессе построения ВВП и увязывать с другими показателями СНС, которые не противоречат им. Также существует необходимость в изыскании различных элементов скрытой деятельности, являющейся таковой из-за разных факторов, например, из-за несовершенства форм статистического наблюдения, и элементов, которые возникают из-за преднамеренного сокрытия или искажения хозяйствующими субъектами, организациями информации о своей деятельности.
В первом случае границы скрытой части экономики сокращаются по мере совершенствования внедрения более совершенной статистической системы. Во втором случае существует необходимость в применении более специфических методов, рассчитанных на то, что прямую информацию в принципе невозможно получить. На современном этапе пока не разработан единый метод расчета параметров теневой экономики, который можно было бы рекомендовать в качестве универсального. Считается, что наилучшие результаты возможно достичь, когда расчет ведется одновременно и независимо несколькими методами, с использованием различных базовых источников информации [2]. ВВП в рамках Системы национальных счетов можно рассчитать тремя методами, а именно: производственным, методом доходов и методом использования, из этого следует, что поправки на теневую экономическую деятельность делаются также в каждом из этих трех случаев.
На современном этапе развития науки существуют некоторые способы определения неучтенных доходов домашних хозяйств, которые в основном основаны на балансовом подходе и сопоставлении с расходами на потребление и сбережение. Все же существуют ограничения, которые заключаются в том, что достаточно сложно в них определить доходы от неформальной деятельности, скрытые доходы типа заработной платы или смешанные доходы. Совершенно очевидно, что в оценку, которая получена балансовым путем, могут попасть также и доходы от преступной деятельности неэкономического плана (воровство, рэкет и т. п.), однако, пока еще в науке не разработаны методы для того, чтобы выделить их из общей суммы [3]. Расходы на конечное потребление сознательно занижаются в том случае, когда существует стремление производящих их домашних хозяйств скрыть доходы. Если расходы осуществлены анонимно, следовательно, они, как правило, не занижены. Следовательно, данные, которые получили в процессе обследования бюджетных домашних хозяйств, часто являются весьма корректными. Проблема, однако, заключается в том, что домашние хозяйства, имеющие высокие доходы и
30
осуществляющие значительные расходы на конечное потребление, как правило, не участвуют в опросах. Выборка, следовательно, не является случайной, а является сдвинутой, а этот факт не дает возможность в использовании полученных данных для распространения их на генеральную совокупность домашних хозяйств. Факт участия в незаконных сделках купли-продажи также не является декларируемым и не учитывается обычным способом. Как уже отмечалось, скрытые или незаконные доходы истрачиваются законным способом, если расходы делаются анонимно.
Приведем пример законного производства, в котором истрачиваются законные доходы незаконным путем, и это служит источником скрытых доходов. Это обычно приводит к тому, что величины поправок на теневое производство, теневые доходы и теневое использование доходов не совпадают ме^ду собой. Однако осуществление поправок приводит к факту большей согласованности ме^ду собой оценок ВВП, которые были получены известными способами.
Выбор конкретного метода определения параметров скрытой экономической деятельности в определенных отраслях зависит от специфики данной отрасли, от наличных источников информации, от возможности проведения дополнительных обследований и многих других факторов. По нашему мнению, не существует возможности рекомендовать единый универсальный подход для всех отраслей. Расчет необходимо производить, применяя метод, дающий наиболее адекватные результаты. В идеальном случае следовало бы производить расчеты несколькими методами одновременно и независимо друг от друга для того, чтобы иметь возможность сопоставить полученные результаты между собой. Хотя, с теоретической точки зрения считается решенным, что, как скрытое, так и незаконное производство должно быть учтено при расчете макроэкономических показателей; проблема практического построения этих показателей гораздо сложнее, потому что, как правило, исчерпывающие оценки не могут быть получены на основе прямой информации.
Это вытекает из самого определения незаконного и скрытого производства, поскольку оно является таковым, если производители скрывают свою деятельность от государственных органов. Однако, как нам представляется, определенное количество информации, прежде всего - косвенной, все же может быть получено. Важнейшим источником информации для составления оценок являются данные регулярной статистической отчетности. Следовательно, с учетом факта сложности проблемы в обеспечении исследования масштабов теневой экономики первичной статистической информацией, существует возможность констатировать наличие некоторых источников, позволяющих проводить исследование и достигнуть определенных результатов. В соответствии с методологией СНС при расчетах ВВП необходимо оценивать все виды экономической деятельности в пределах границы производства [4]. Таким образом, скрытая, незаконная и неформальная деятельности, если они подпадают под определение экономической деятельности, должны быть учтены при построении национальных счетов и расчете важнейших макроэкономических показателей.
Проанализируем эти проблемы на примере республики Казахстан. На основе указанных выше причин, а также из-за отсутствия надлежащей методологии по учету и оценке этого вида ненаблюдаемой экономики, в республике не производятся оценки незаконной деятельности. В экономике Казахстана в настоящее время происходят очень резкие и принципиальные изменения [5]. Например, большое количество крупных и средних предприятий испытывают значительные затруднения, и многие из них закрываются или распадаются на несколько мелких. Вместе с тем в течение короткого периода времени образовалось огромное количество малых предприятий, часто некорпорированных. Всего в настоящее время зарегистрировано более чем два миллиона предприятий. При этом далеко не все предприятия зарегистрированы, а из тех, которые зарегистрированы, не все фактически приступили к работе. Совокупность малых предприятий очень динамична, их количество и структура
31
меняются буквально каждый день. Национальное статистическое агентство Республики Казахстан определяет долю вклада скрытой и неформальной экономики в ВВП примерно 29 % [6]. Система экономических и других законов в Казахстане сейчас формируется, и пока факт их соблюдения не контролируется и не обеспечивается государством. Пользователи макроэкономических данных обоснованно утверждают, что современный значительный сегмент национальной экономики - теневая экономика, не может быть адекватно отображена с помощью традиционных методов сбора и обработки статистических данных. Следовательно, современные российские и зарубежные ученые считают, что оцененный Национальным статистическим агентством Республики Казахстан объем ВВП недосчитан на треть или даже наполовину [6].
Известно, на западе разрабатываются многочисленные методы учета и измерения теневой экономики. Лучшим методом в определении неизвестных параметров скрытой и неформальной экономической деятельности на данный момент является балансовый метод. Этот метод основывается на сопоставлении между собой взаимосвязанных показателей, по-разному характеризующих исследуемое явление (доходы, расходы, ресурсы и их использование). Несовпадение количественных характеристик соответствующих показателей может позволить выдвинуть предположения о причинах расхождения и величине необходимой поправки. Качество результатов, которые получены за счет балансового метода, становятся выше в том случае, когда сопоставляется между собой большее число используемых взаимоувязанных параметров. Балансовый метод реализуется при макроэкономических расчетах, при построении национальных счетов, межотраслевого баланса и т. п. С помощью балансового метода существует возможность осуществлять следующие расчеты: показателей скрытой заработной платы, определять стоимость услуг посреднических организаций, делать поправки к показателям скрытого производства алкогольной продукции.
В результате проведенного выше анализа позволим сделать следующие выводы: значительную часть деятельности частного бизнеса занимает «теневая» экономика, которая не отображается в отчетности предприятий [1, 2]; среднее значение доли теневого оборота Казахстана в ВВП страны составляет около 30 %; основой для расширения теневого оборота являются кризисные предприятия; уровень теневой деятельности предприятий тесно связан со структурой их расчетов, а именно: чем выше средневзвешенная доля альтернативных расчетов (прежде всего, расчетов наличными), тем более значительным может быть «серый» бизнес.
Основные факторы, способствующие процессу расширения теневой деятельности в частном бизнесе - это руководители предприятий, которые считают налоги слишком завышенными и препятствующими развитию их производства, желающие снизить налогооблагаемую базу для аккумулирования инвестиционных ресурсов; «неформальные» затраты для нормализации ведения бизнеса в связи с существованием коррумпированности государственных структур, высокого криминального фона; увеличение реальных доходов работников предприятий; значительное количество кризисных предприятий и, главное, длительность времени, в течение которого они пребывают в тяжелом состоянии и проходят процесс «адаптации» за счет расширения теневой деятельности [7]; распространенность расчетов наличными как следствие низкой платежной дисциплины, сложности практического исполнения арбитражных решений, недостаточной надежности региональных банковских систем; низкая динамичность процессов перетока ресурсов с кризисных предприятий на благополучные, прежде всего, в виде неиспользуемых помещений, обусловливаемая большими масштабами аренды помещений в сочетании с «неформальностью» формируемых при этом договоренностей.
Основные параметры теневой экономики, касающиеся «скрытой» части официальной экономики и легальных видов деятельности в неформальном (неофициальном) секторе, находят достаточно адекватное отражение в системе показателей СНС Казахстана.
А также методы, применяющиеся в определении этих параметров, нуждаются в дальнейшем уточнении. Нелегальные виды производственной деятельности пока не учитываются в расчетах ВВП и других показателей. В организационном плане методологические работы, которые связаны с проблемой определения параметров теневой экономики, проводятся Национальным статистическим агентством Республики Казахстан совместно со Статистическим комитетом СНГ.
Если рассматривать исследуемую проблему на международном уровне, то важнейшая составляющяя успеха международного сотрудничества по противодействию теневой экономической деятельности - это добровольное и активное участие всех государств, особенно тех, которые являются наиболее привлекательными для осуществления теневых финансовых операций, а именно оффшорных государств [8]. Однако на сегодняшний день не все государства поддерживают или являются действующими членами международных и региональных организаций по противодействию легализации теневых доходов (например, ФАТФ, ЕАГ). В этом случае существует необходимость в создании международного наблюдательного совета, который наделен полномочиями по регулированию деятельности национальных органов власти в противодействии теневой деятельности. Необходимость в создании единой международной организации по противодействию теневой экономике обусловлена существованием большого количества возможностей в одновременном контроле и мониторинге мировой экономической системы единого координационного центра, а также отслеживании теневых финансовых потоков, проведении оперативных мероприятий по противодействию нелегальной и незаконной экономической деятельности. Также происходит процесс повышения эффективности международной работы по раскрытию экономических трансграничных правонарушений.
Таким образом, по нашему, возникает необходимость разработки и совершенствования международных инструментов противодействия теневой экономике, как угрожающей экономической безопасности страны. Следовательно, мы предлагаем решение комплекса задач, которые направлены на повышение эффективности международного сотрудничества в части противодействия теневой экономической деятельности. При этом особое внимание необходимо обратить на оптимальное соотношение административных и экономических мер [9-12], поскольку в противном случае эффект от предлагаемых мероприятий может вызвать обратный ожидаемому эффект.
Полностью согласимся с предложенными основными направлениями в повышении эффективности международного сотрудничества в части противодействия теневой экономической деятельности, которые должны заключаться в следующих процесах: гармонизации налоговой нагрузки между странами, снижении налоговой конкуренции, введении иных норм налогового права, перенос налогового бремени на имущество, потребление и финансовые операции, введение норм регулирования трансфертных цен, разработке методов совместного расследования экономических правонарушений.
Литература
1. Головнин С. Д. О классификации явлений теневой экономики. // Вестник МГУ.
Сер. 6. Экономика. 2002. № 1. С. 12-21.
2. Ежегодный статистический сборник Казахстана, 2000-2014 гг.
3. Иванов Ю. Н., Карасева В. Л. Проблемы измерения ненаблюдаемой экономики (о «Руководстве по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанном ОЭСР, МВФ, МОТ, Стат-комитетом СНГ) // Вопросы статистики. -2003. - № 2.
4. Высокоиндустриальная экономика Казахстана: новые и традиционные факторы развития / О. Сабден, Н. К. Нурланова, Ф. М. Днишев, Ф. Г. Альжанова, Н. Ж. Бримбетова, О. Н. Егоров, О. А. Чигаркина, М. М. Хамитова, Г. А. Бодаубаева, И. Н. Дауранов; Комитет науки. Министерство образования и науки республики Казахстан. - Алматы, 2011. - 207 с.
5. Есполов Т. И. АПК Казахстана: глобализация и инновация. - Алматы, 2012. - 436 с.
6. Макроэкономические показатели стран ТС. // Статкомитет СНГ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cisstat.com.
7. Сланченко Л. И., Валъкович О. Н.; Основы экономики общественного сектора. Учебное пособие. - Краснодар, КубГУ, 2012. 109 с.
8. SchneiderF., KeplerJ. The Influence of the economic crisis on the underground economy in Germany and the other OECDcountries in 2010. A (further) increase. — Linz (Austria) : University of Linz, 2010. — 10 c.
9. Smale A. On Russia's To-Do List at Davos: Buff Image // The International Herald Tribune. — 2013. — January, 25.
10. Мациевский H. С. Теневая экономика. Анализ и оценки // Известия Томского политехнического университета. — 2010. — Т. 316. — № 6. — С. 22-29.
11. Наш экономический прогноз: Текущие тенденции, основные предпосылки и прогноз развития российской экономики. // Центр развития. Национальный исследовательский институт. Высшая школа экономики, г. Москва. 25 июля 2012. Научный доклад. г. Москва. — М.: НИИ ВШЭ, 2012.
12. Перспективы развития мировой экономики. Бюллетень Международного валютного фонда. Январь. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2013/update/01/pdf/0113r.pdf.
Changes in the taxation of individuals' real estate: how much will we
have to pay? Kurkov I. (Russian Federation) Изменения в налогообложении недвижимости физических лиц: сколько придется платить? Курков И. И. (Российская Федерация)
Курков Илья Игоревич /Kurkov Ilya - студент, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: статья посвящена актуальным изменениям в налогообложении имущества физических лиц, которые вступили в силу с 1 января 2015 г. Описывается новая методика исчисления налоговой базы, дается сравнительная характеристика кадастровой и инвентаризационной оценок, приводятся налоговые ставки, налоговые льготы и налоговые вычеты по обновленному налогу, приводятся налоговые ставки, установленные на территории города Москвы на 2014 год.
Abstract: the article is devoted to actual changes in the taxation of individual"s property, which entered into force on the 1st January 2015. It describes a new method of calculating the tax base, it is compared characteristics of cadastral and inventory estimates, it is given tax rates, tax exemptions and tax deductions of new tax, it is mentioned tax rates which are established on the territory of Moscow in 2014.