Научная статья на тему 'Исследование инфраструктуры национальной технологической инициативы'

Исследование инфраструктуры национальной технологической инициативы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
39
Поделиться
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И НАУКА / СТАНДАРТЫ / КАДРЫ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INFRASTRUCTURE / NATIONAL TECHNOLOGY INITIATIVE / INTELLECTUAL PROPERTY / INVESTMENT AND FINANCING / FUNDAMENTAL RESEARCH AND SCIENCE / STANDARDS / PERSONNEL AND EDUCATION SYSTEM / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овешникова Людмила Владимировна, Сибирская Елена Викторовна, Михейкина Лилия Анатольевна

Целью проведенного исследования является создание информационной базы для осуществления мониторинга и прогнозирования готовности экономики к национальной технологической инициативе (НТИ). Выделение составляющих инфраструктуры НТИ позволяет сформировать систему индикаторов и унифицировать информацию о проведении наблюдений за показателями инфраструктуры НТИ, анализировать и систематизировать получаемую информацию с целью ее дальнейшего использования при проведении системных исследований развития экономики страны.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овешникова Людмила Владимировна, Сибирская Елена Викторовна, Михейкина Лилия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INVESTIGATION OF THE INFRASTRUCTURE OF THE NATIONAL TECHNOLOGICAL INITIATIVE

The purpose of the study is to create an information base for monitoring and forecasting the readiness of the economy for a national technological initiative. Allocation of the components of the infrastructure of the national technology initiative allows to form a system of indicators and unify the information on monitoring the indicators of the infrastructure of the national technology initiative, to systematize and analyze the incoming information with a view to its ^ further use in conducting systematic studies of the country's economic development.

Текст научной работы на тему «Исследование инфраструктуры национальной технологической инициативы»

Овешникова Л.В., Сибирская Е.В., Михейкина Л.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Аннотация. Целью проведенного исследования является создание информационной базы для осуществления мониторинга и прогнозирования готовности экономики к национальной технологической инициативе (НТИ). Выделение составляющих инфраструктуры НТИ позволяет сформировать систему индикаторов и унифицировать информацию о проведении наблюдений за показателями инфраструктуры НТИ, анализировать и систематизировать получаемую информацию с целью ее дальнейшего использования при проведении системных исследований развития экономики страны.

Ключевые слова. Инфраструктура, национальная технологическая инициатива, интеллектуальная собственность, инвестиции и финансирование, фундаментальные исследования и наука, стандарты, кадры и система образования, законодательство.

Oveshnikova L.V., Sibirskaya E.V., Mikheykina L.A.

INVESTIGATION OF THE INFRASTRUCTURE OF THE NATIONAL TECHNOLOGICAL INITIATIVE

Abstract. The purpose of the study is to create an information base ^ for monitoring and ^ forecasting the readiness of the economy for a national technological initiative. Allocation of the components of the infrastructure of the national technology initiative allows to form a system of indicators and unify the information on monitoring the indicators of the infrastructure of the national technology initiative, to systematize and analyze the incoming information with a view to its ^ further use in conducting systematic studies of the country's economic development.

Keywords. Infrastructure, national technology initiative, intellectual property, investment and financing, fundamental research and science, standards, personnel and education system, legislation.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) представляет собой долгосрочную комплексную программу, нацеленную на развитие эффективной творческой и бизнес-среды, дающей возможность преобразовать технологические прорывы на новые рынки в направление непрерывного воспроизвод-

ГРНТИ 06.52.35

© Овешникова Л.В., Сибирская Е.В., Михейкина Л. А., 2017

Людмила Владимировна Овешникова - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Москва).

Елена Викторовна Сибирская - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (г. Москва).

Лилия Анатольевна Михейкина - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (г. Москва).

Контактные данные для связи с авторами (Овешникова Л.В.): 115054, г. Москва, Стремянный пер., 36 (Russia, Moscow, Stremyanny Lane, 36). Тел.: +7 926 328 89 74. Е-mail: lud_proz@mail.ru.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Статья поступила в редакцию 17.08.2017 г.

ства доходов, научно-технологического и человеческого капитала. В целях проведения мониторинга готовности российской экономики к национальной технологической инициативе необходимо комплексное исследование рынков, технологий, институтов и инфраструктуры.

В представленном исследовании рассмотрим подробнее мониторинг инфраструктурной составляющей НТИ. На современном этапе развития экономики в условиях непрерывного вовлечения в разработку НТИ проектных, творческих команд, технологических компаний, передовых технологических решений и принципиально новых продуктов и сервисов для обеспечения взрывного развития и распространения новых технологий, их проникновения во все сферы человеческой деятельности, требуется формирование и результативное функционирование инфраструктурной составляющей. Она обеспечит общие условия для эффективного осуществления новых разработок, функционирования крупных университетов, исследовательских центров, институтов развития, профессиональных и экспертных сообществ.

Инфраструктура НТИ является комплексом элементов, обслуживающих область научно-технического развития, она включает, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы», такие важные направления, как интеллектуальная собственность, финансирование и инвестиции, стандарты, научная инфраструктура, система образования, кадры и законодательство.

Стабильное развитие российских организаций-лидеров на технологических рынках будущего неосуществимо без формирования благоприятной среды. Поэтому требуется сосредоточить усилия на таких важных составляющих, как защита интеллектуальной собственности, инвестиционные инструменты и другие механизмы финансирования инноваций, научная инфраструктура, законодательство, система стандартов, кадры и система образования. Оценку готовности инфраструктуры к НТИ с учетом целевых ориентиров, задач, предполагаемых эффектов и целевых показателей, а также системы мероприятий в составе долгосрочных проектов Национальной технологической инициативы, учитывая сформированные в стране научно-технические и технологические заделы, следует проводить в соответствии с исследованием основных составляющих инфраструктуры НТИ:

1. Инфраструктура интеллектуальной собственности НТИ обеспечивает формирование, развитие и дальнейшее продвижение прогрессивных технологий, инновационных товаров и услуг, обеспечивающих важнейшие позиции российских предприятий на организовываемых глобальных рынках. Инфраструктура интеллектуальной собственности представляет собой созданный на определенном пространстве комплекс объектов интеллектуальной собственности, стимулирующих решение вопросов научно-технического развития, информационной обеспеченности, инвестиционной привлекательности и совершенствования кадровых ресурсов, а также и другие вопросы по модернизации экономики и инновационному развитию России, демонстрирующие готовность экономики к НТИ.

Вся совокупность объектов интеллектуальной собственности включает ряд групп, которые представляют собой институты и права интеллектуальной собственности. Они включают: авторское право, патентное право, права, смежные с авторскими, нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, средства индивидуализации юридических лиц, организаций, продукции и услуг. При оценке интеллектуальной собственности основополагающую роль, кроме имеющейся системы сведений о методах оценки и объектах оценки, играет способность и навыки моделирования системы факторов и объектов, оказывающих влияние на стоимость.

Оценка интеллектуальной собственности базируется на следующих трех подходах - доходный, затратный и рыночный [4]. Использование конкретного подхода к оценке зависит, в первую очередь, от вида нематериального актива или объекта интеллектуальной собственности, а также от того, каковы его условия и перспективы применения в рыночных структурах. Вариабельность подходов к оценке объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов демонстрирует возможность учета при выборе направлений оценки вида оцениваемых объектов, возможностей ее применения, информационной базы и условий оценивания.

Исследование инфраструктуры НТИ по интеллектуальной собственности предполагает формирование паспорта оцениваемого показателя, который должен включать ряд исследуемых показателей, таких как использование объектов интеллектуальной собственности за год (изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и др.), коэффициент изобретательской активности, число заявок российскими заявителями на регистрацию программ для ЭВМ и др. В целом, в результате исследова-

ния предлагаемых к систематическому мониторингу показателей, отметим, что в 2016 г. общее число полученных заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение, поступивших в Роспатент, уменьшилось по сравнению с 2015 г. и составило 41 587 (91,37% к 2015 г. - 45 517 полученных заявок), в том числе: от российских заявителей - 26 795 (91,55% к 2015 г. - 29 269 полученных заявок); от иностранных заявителей - 14 792 (91,04% к 2015 г. - 16 248) [9];

2. Инфраструктура НТИ, отвечающая за инвестиции и финансирование, позволяет реализовать все запланированные инвестиционные проекты и различные инновационные идеи. Она позволяет реализовать возникающие финансовые возможности и поддерживает рост экономики, а также улучшает качество производимой продукции и другие показатели [3]. Инфраструктура инвестиций и финансирования НТИ представляет собой комплекс финансового обеспечения различных мероприятий госструктур и субъектов инновационной среды в рамках развития национальной технологической инициативы, оказывая содействие «прорывным» технологиям и новым рынкам для развития национальной инновационной системы. В целом содержание государственного финансирования НТИ, с учетом этапов и особенностей реализации, можно представить в виде таблицы [7].

Таблица

Основные действия и их характеристика в рамках финансирования НТИ

Действия Характеристика Особенности и уточнения

1. Реализация проектов «дорожных карт» НТИ Из бюджета 2016 г. Было направлено 8 млрд руб. В федеральном бюджете на реализацию проектов дорожных карт НТИ предусмотрено 12,5 млрд руб.(планы на 2018 г. - 8,2 млрд, на 2019 г. - 8 млрд руб.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Формирование Фонда содействия инновациям (ФСИ) В сентябре 2016 г. Объявлен конкурс «Развитие - НТИ» на предоставление грантов на НИОКР по тематикам НТИ в размере до 20 млн руб. на условиях софинансирования Новые правила распределения средств ФСИ на НТИ были утверждены Правительством РФ в самом конце декабря

3. Создание проектного офиса РВК Распорядителем средств для субсидирования проектов НТИ, прошедших все стадии оценки, является проектный офис РВК. По состоянию на середину декабря 2016 г. Утверждено было 11 проектов, финансовые данные доступны по 6 из них. Всего выделено 1,8 млрд руб. госсубсидий на 3года (на 2016 г. - менее 0,5 млрд руб.), притом, что доля госсредств в бюджете проектов составляет в среднем более 66,4% и не ниже 61% Процесс утверждения проектов оказался достаточно сложным -первичный отбор осуществляют рабочие группы, затем проектный офис РВК проводит оценку, потом они утверждаются и лишь после этого проект получает субсидию на условиях софинансирования

Исследование инфраструктуры инвестиций и финансирования НТИ предполагает формирование паспорта оцениваемого показателя, который должен включать ряд оцениваемых показателей, таких как объем инвестиций в строительство, объем инвестиций в научные исследования и разработки, доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте, индекс физического объема инвестиций в основной капитали др. Выделенные показатели инфраструктуры инвестиций и финансирования должны отражать сферу финансирования материально-технической базы и видов инновационной деятельности, обеспечивая создание необходимых условий для эффективного развития инноваций, финансирования проектных, творческих команд; технологических компаний, готовых впитывать новые разработки; исследовательских организаций и деловых объединений страны, научных институтов развития, профессиональных и экспертных сообществ;

3. Фундаментальные исследования и научная инфраструктура НТИ являются основой продвижения новых технологических разработок. Поддержка и приоритизация научных исследований необходимы для формирования конкурентных преимуществ российских компаний [1]. Под научной инфраструктурой НТИ понимается система взаимодополняющих и взаимосвязанных производственно-технических и организационно-управляющих объектов, фондов, объединений, организаций, представленных на разных уровнях хозяйствования, требуемых для эффективного осуществления НТИ.

Научная инфраструктура НТИ совершенствуется и развивается. Для исследования ее развития применяются различные подходы. Системный метод при этом можно считать наиболее универсальным, поскольку он исследует формирование инфраструктуры науки и фундаментальных исследований и заключается в структурировании всего разнообразия учебных центров и научных организаций на несколько блоков, которые систематизированы авторами в соответствии с информацией о принадлежности субъектов научной инфраструктуры НТИ к структурированным по функциональному назначению блокам (см. рис.).

Рис. Блоки составляющих и субъекты инфраструктуры науки НТИ

Производственно-технологический блок необходим для проведения экспериментов и опытов в процессе текущих исследований и проектов. Информационный блок предназначен для информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности. Консультационно-экспертный блок имеет в своем составе организации, занятые оказанием услуг по вопросам защиты интеллектуальной собственности, патентования, стандартизации, а также консалтинговые центры. Блок коммерческого обеспечения предназначен для обеспечения привлекательности проектов для инвесторов, обеспечивает коммерческую привлекательность инноваций.

Исследование научной инфраструктуры НТИ предполагает формирования паспорта оцениваемого показателя, который должен включать следующие показатели: число организаций государственного сектора, осуществлявших научные исследования и разработки, инновационная активность предприятий, удельный вес организаций, реализовывавших технологические инновации в отчетном году, в об-

щем числе обследованных организаций, удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем количестве отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, удельный вес организаций, осуществлявших инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, объем инновационных продуктов, работ, услуг в целом по РФ и др.

В целом, можно сделать вывод, что экономика считается инновационной, если в ней представлены развитые инфраструктуры, позволяющие осуществлять формирование национальных информационных ресурсов в количестве, необходимом для обеспечения динамики роста научно-технического прогресса и стабильного инновационного развития, и общество имеет всю необходимую многоаспектную информацию для обеспечения стабильного социально-экономического развития [5, с. 111];

4. Инфраструктура НТИ, отражающая состояние кадров и системы образования представляет собой организованную совокупность профессионально подготовленных кадров, сфера деятельности которых ориентирована на освоение новых сфер применения знаний и результатов научно-технической работы, и включает научных и инженерно-технических сотрудников, осуществляющие принятие и осуществление новых научно-технологических решений, а также систему образования, способную обеспечить подготовку для такой деятельности управленческого персонала и высококвалифицированных рабочих.

В структуру образования, в целях обеспечения готовности экономики к НТИ, должны войти: опорные образовательные учреждения по методической работе с педагогическими кадрами; центры распространения инноваций по освоению новых педагогических систем и технологий в образовательной системе; экспериментальные и стажерские площадки. Исследование инфраструктуры кадров и системы образования НТИ предполагает формирование паспорта оцениваемого показателя, который должен включать ряд частных показателей, среди которых прирост числа высокопроизводительных рабочих мест, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, численность исследователей по областям науки, число высокопроизводительных рабочих мест, индекс изменения трудоемкости по промышленному производству, число специалистов высшего уровня квалификации в области технических наук и др.

Создание инфраструктуры кадров и системы образования НТИ позволяет создать устойчивую систему распространения научных идей, продуктов и результатов инновационной деятельности, шире использовать сетевое взаимодействие, ориентированное на обновление содержания системы образования и взаимную учебно-методическую поддержку. Одной из важнейших задач для современной России является сохранение и укрепление конкурентоспособного кадрового капитала страны. Согласованная работа инновационных образовательных учреждений приводит к опережающему развитию образовательного потенциала и, следовательно, достижению системных изменений в экономике инновационного развития [7];

5. Инфраструктура НТИ, отвечающая за стандарты - это система нормативных документов, включающих определение необходимой ресурсной базы для формирования и развития новых рынков и инновационных продуктов в Российской Федерации [7]. Рассмотрим основные стандарты в области инноваций, науки, изобретательства, способствующие развитию национальной технологической инициативы [8]. К ним относятся такие национальные стандарты, как ГОСТ.Р 57316-2016 «Инновационный менеджмент. Стандартизация ключевых показателей инновационных возможностей малых и средних предприятий», ГОСТ.Р 57315-2016 «Инновационный менеджмент. Руководящие принципы для осуществления открытого инновационного подхода», ГОСТ.Р 57313-2016 «Инновационный менеджмент. Руководство по управлению инновациями» и др.

Исследование инфраструктуры стандартов НТИ предполагает формирование паспорта оцениваемого показателя, который должен заполняться следующими показателями: количество стандартов по инновациям и инновационному менеджменту, количество стандартов по интеллектуальной собственности и ее защите, применение международно признанных статистических методологий и стандартов, уровень внедрения стандартов СНС-2008 в российскую статистическую практику, число профессиональных стандартов по перечню приоритетных профессий нанотехнологического профиля и др. В условиях развития НТИ, предполагающей рост объема данных, изменения базовых организационных моделей, увеличение скорости и точности принятия решений, формирование новых принципов управления, основанных на модели принятии решений в режиме реального времени и моделирования событий, необходима оптимальная степень упорядочения в определенных областях научно-технического развития, опираясь на систему стандартизации.

6. Инфраструктура НТИ, определяющая вопросы законодательства и регулирования. В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России В. Путин обозначил Национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики. В связи с намеченной стратегией уже на протяжении более, чем трех лет нормативно-регламентирующая система, определяющая вопросы развития НТИ, непрерывно расширяется. Порядок реализации НТИ на текущий момент определяется постановлением Правительства России от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы». План реализации НТИ в 2017 году утвержден 14.02.2017 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Инфраструктура НТИ, определяющая вопросы законодательства и регулирования, включает в себя законодательные, регламентирующие и нормативные документы на уровне страны и регионов по поддержке, координации и другим вопросам, связанным с развитием инновационной экономики. Под законодательством в данном случае следует понимать совокупность определенных нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регламентирующие отношения, которые возникают между государством, научно-исследовательскими организациями, предпринимателями и другими структурами по вопросам организации инновационной деятельности [2].

Исследование инфраструктуры законодательства НТИ предполагает формирование паспорта оцениваемого показателя, который включает такие элементы, как число утвержденных нормативно-правовых актов по инновационному развитию России и модернизации экономики, количество утвержденных документов, регламентирующих направления реализации НТИ, число подготовленных проектов нормативных правовых актов, нацеленных на совершенствование механизмов государственных инвестиций, доля учтенных в федеральной адресной инвестиционной программе государственных капитальных вложений, не закрепленных нормативными правовыми актами и заключениями по проектной документации и др.

По результатам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, были приняты основные положения о разработке и реализации Национальной технологической инициативы. В частности, вопросы, касающиеся бюджетных ассигнований на осуществление основных проектов дорожных карт Национальной технологической инициативы, рассмотрены в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 г. № 255-р. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 140 регламентированы правила предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере» на предоставление грантов юридическим лицам на проведение научно-исследовательских работ для осуществления планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы. Утвержден также ряд основополагающих документов, регламентирующих развитие инновационной инфраструктуры, в числе которых Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.06.2009 г. № 218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры», Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике», Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и др.

Таким образом, в данном исследовании определена сущностно-содержательная природа составляющих инфраструктуры НТИ, выявлены и обоснованы показатели, которые позволят сформировать систему индикаторов и унифицировать информацию о проведении наблюдений за показателями инфраструктуры НТИ, в целях системного анализа поступающей информации и ее дальнейшего использования. Эта информация необходима для оценки готовности национальной экономики, в частности её инфраструктурной составляющей, к национальной технологической инициативе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный фонд фондов Институт развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvc.ru/nti/infrastructure (дата обращения 11.05.2017).

2. Законодательство России о предпринимательстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be5.biz/ pravo/pmas/06.htm (дата обращения 11.05.2017).

3. Инвестиционная инфраструктура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-investicyj.ru/investicyon-пауа_шй^йисШга.рЬр (дата обращения 11.05.2017).

4. Леонтьев Б.Б. Подходы к оценке интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext (дата обращения 11.05.2017).

5. Маноим В.Н. Современное состояние и проблемы развития экономики России // Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Материалы IX международной научной конференции. М.: Новые печатные технологии, 2013.

6. Национальная технологическая инициатива (НТИ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D 1%82%D1%8C%D1%8F%3A%D0%9D%D0%B0%D 1%86%D0%B8 %D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%85% D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1 %8F_%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0_%28%D 0°/(^0/(С0%А20/(С0%98%29 (дата обращения 11.05.2017).

7. Национальная технологическая инициатива: стратегические этюды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nti.wikivote.rU/attachments/1/76c681ba-fbc4-4c9d-9f49-bbb48a8b738e/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0 %

B0% D 1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1%8F_%D0%9D%D0%A2%D0%98_%D0%B2%D0% B5%D1%

80%D1%81%D0%B8%D1%8F_2_.pdf (дата обращения 11.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gost.ru/wps/portal/pages/directions?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/gost/ GOSTRU/directions/Standardization/standards/catalog (дата обращения 11.05.2017).

9. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fips.ru/sitedocs/a_iz_akt_2016.pdf (дата обращения 11.05.2017).