Научная статья на тему 'Исследование информационной системы медицинского учреждения'

Исследование информационной системы медицинского учреждения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / АРХИТЕКТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Султанова Бахыт Каеркеновна, Оспанова Дамеля Нургалиевна

В статье рассматривается проблема автоматизации процессов в лечебно-профилактическом учреждении. Суть проблемы заключается в исследовании программного продукта, который бы одновременно удовлетворял требованиям заказчика проекта, регламентам, используемым в медицинских учреждениях, и рекомендациям и нормативной базе, разработанной для информатизации медицинских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование информационной системы медицинского учреждения»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ Султанова Б.К.1, Оспанова Д.Н.2

'Султанова Бахыт Каеркеновна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Оспанова Дамеля Нургалиевна — магистрант, кафедра информационно-вычислительных систем, факультет инновационных технологий, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается проблема автоматизации процессов в лечебно-профилактическом учреждении. Суть проблемы заключается в исследовании программного продукта, который бы одновременно удовлетворял требованиям заказчика проекта, регламентам, используемым в медицинских учреждениях, и рекомендациям и нормативной базе, разработанной для информатизации медицинских учреждений.

Ключевые слова: информационная система учреждения, информационный ресурс, аналитические системы, архитектура, информационная поддержка.

В настоящее время информационные технологии проникли практически во все сферы нашей жизни и практической деятельности. В работу с созданными программными системами, автоматизирующими и поддерживающими различные производственные процессы, вовлечены миллионы людей по всему миру. При этом во всех этих сферах необходима поддержка пользователей: от систем бухгалтерского учета небольших фирм до систем управления проектами крупных 1Т-корпораций. Для ее реализации в некоторых случаях можно обойтись изданием документации, в то время как в других - возникает острая необходимость поддержки пользователя на всех этапах использования системы.

Одной из таких сфер является отечественная медицинская информатика, обслуживающая применение информационных технологий в медицине, включая как автоматизацию отдельных сегментов (например, автоматизация записи пациентов на амбулаторные приемы, автоматизация регистратуры), так и комплексную автоматизацию всех бизнес-процессов амбулаторно-поликлинических учреждений посредством медицинских информационных систем (МИС) [1, с. 10].

В настоящее время идет процесс активного внедрения информационных технологий в отечественной медицине. Следовательно, резко растет количество пользователей, которые не имеют должной подготовки и опыта работы с программными продуктами, поэтому актуальной задачей становится их информационная поддержка.

Такая поддержка должна быть адресной и многоуровневой: в то время как проблемы, возникающие у одних пользователей, могут быть даже не связаны непосредственно с МИС в силу их низкого уровня знаний персонального компьютера (врачи, медсестры), проблемы другой группы пользователей связаны с тем, что они должны моделировать бизнес-процессы при помощи МИС (заведующие отделениями, администрация).

Однако организовать полномасштабную поддержку пользователей МИС удается не всегда. Можно выделить две основные причины этого: (1) дефицит специалистов по медицинской информатике и (2) недостаточное финансирование поддержки со стороны разработчиков продуктов. В связи с этим была поставлена задача разработки подхода к информационной поддержке пользователей с использованием методов искусственного интеллекта [3, с. 23].

Целью данной работы является разработка методов и средств оказания информационной поддержки пользователей медицинских информационных систем на базе МИС «Медиалог». В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:

• - разработка базы знаний выбранной предметной области;

• - разработка приложения для взаимодействия пользователя с базой знаний.

Отметим, что в качестве сверхзадачи рассматривается получение прототипа справочной системы, независимой от какой-либо предметной области, поэтому необходим метод представления знаний в универсальном виде. Следовательно, основной концептуальной частью системы должна быть база знаний, представленная в виде онтологии предметной области [5, с. 5].

Онтология - это формальная спецификация разделяемой концептуальной модели. При этом под «концептуальной» моделью подразумевается абстрактная модель предметной области, описывающая ее систему понятий; под «разделяемой» подразумевается согласованное понимание концептуальной модели определенным сообществом; «спецификация» подразумевает описание системы понятий в

явном виде; «формальная» подразумевает, что концептуальная модель представлена в виде, удобном для машинной обработки. То есть онтология - это полная формализация отдельной предметной области в виде некоторой концептуальной модели.

Онтология (база знаний) должна состоять из двух логических блоков: блока, не зависящего от конкретной программной реализации, (бизнес-процессы в сфере медицинского обслуживания) и блока, описывающего выбранную медицинскую информационную систему. Поскольку практической целью является поддержка конечного пользователя, кроме системы понятий онтология должна содержать описание и разрешение проблем пользователей (условимся в дальнейшем все вопросы, задачи и проблемы, возникающие у пользователя в процессе работы с МИС, называть просто «проблемами») [2, с. 11].

В приложении, обеспечивающем взаимодействие пользователя с базой знаний, должен быть реализован способ самостоятельного нахождения пользователем решений своих проблем в базе знаний. Приложение должно обладать функцией обработки знаний и реализовывать методы интеллектуальной информационной поддержки пользователей.

Таким образом, для достижения цели настоящей работы необходимо решение следующих подзадач:

- разработка онтологии предметной области;

- разработка онтологии информационной поддержки пользователей - встраивание описанных проблем и их решений в онтологию предметной области;

- разработка методов и средств оказания информационной поддержки;

- разработка прототипа интеллектуальной справочной системы.

Предложенный подход к разработке информационной поддержки пользователей МИС показал себя, как продуктивный и способный к развитию. Планируется доработка прототипа до работоспособной системы и ее дальнейшее тестирование на реальных пользователях - сотрудниках одного из медицинских учреждений [4, с. 3].

Список литературы

1. Гусев А.В. Обзор рынка комплексных медицинских информационных систем // Врач и информационные технологии, 2009. № 6. С. 4—17.

2. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и практика. М.: Физматлит, 2005. 320 с.

3. Загорулько Ю.А., Загорулько Г.Б. Использование онтологий в экспертных системах и системах поддержки принятия решений // Труды Второго симпозиума «Онтологическое моделирование» (Казань, октябрь 2010 г.). Москва: ИПИ РАН, 2011. С. 321-351.

4. Аксенова О.Н., Новицкий Р.Э. Медицинская информационная система как объект венчурного инвестирования в IT-технологии для здравоохранения // Менеджер здравоохранения, 2008. № 6.

5. Кобринский А.А. Медицинская информатика: учебник для студ. ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 132-139.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Тимошков В.Ф.

Тимошков Владимир Федорович - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Гомельский филиал

Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассмотрена возможность комбинированного использования аварийно-спасательной техники и оборудования для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера. Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, дельта реки, аварийно-спасательная техника и оборудование, береговая линия.

В настоящее время возникает тенденция к определению циклического, сезонного возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Мы научились осуществлять подготовку к пожароопасному периоду (сезону) и выявлять очаги возгораний, на ранней стадии. Да и статистика последних лет говорит об успехах, субъектов хозяйствования, в этом направлении деятельности. Но на достигнутом, как говориться останавливаться нельзя и специалисты отмечают ряд нерешенных вопросов. Например, как в случае возгорания травяного сухостоя (прошлогодняя трава, камыш и т.д.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.