Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
SMART-обучение / начальная школа / методы обучения / информационно-образовательная среда / SMART-learning / primary school / teaching methods / information and educational environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибашова А.Б., Кадирбаева Р.И., Нурмуханбетова Г.К., Сулейменова Л.А., Белесова Д.Т.

В статье изложена одна из основных целей Smart образования повышение эффективности обучения путем перевода образовательного процесса в электронную среду, исследование информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию основного тезиса образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибашова А.Б., Кадирбаева Р.И., Нурмуханбетова Г.К., Сулейменова Л.А., Белесова Д.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRIMARY SCHOOLS IN THE CONTEXT OF SMART EDUCATION

The article describes one of the main goals of Smart education-improving the effectiveness of training by transferring the educational process to an electronic environment, the study of the information and educational environment that ensures the implementation of the main thesis of the educational policy.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Яковлева Л. В., Герасимова О. О. Доказова медицина: метод. Я 44 рек. з тдготовки до аудиторного контролю якосп здобувачiв вищо! освгги заочно! форми навчання. - Х.: НФаУ, 2019. 17 с.

3. Ткаченко Н. О., Червоненко Н. М., Ви-вчення шформацшного забезпечення аптечних за-кладiв. 2013. № 5. С. 16-22.

4. Аптека online. Новини фармацевтики та фармацп. Розвиток фармацевтично! практики. Фокус на допомозi пацiентовi. № 42 (713) 2009. - Режим доступу: https://www.apteka.ua/article/17110

5. Шняжко О. Б., Залюька О. М. Методичш шдходи до проведения оцiнки технологш охорони здоров'я в украш на основi европейсько! моделi соцiальна фармащя в охоронi здоров'я. 2015. Т. 1, № 2. С. 44-54.

6. Чумак В.Т., Чекман 1.С., Шумейко О.В., Горчакова Н.О. Доказава медицина: клшжо-форма-цевтичний аспект. Ращональна фармакотерапiя № 4

(5) ' 2007. Режим доступу: http://rpht.com.ua/ua-is-sue-article-63.

7. Аптека online «Формулярна система в Ук-paiHi: презентують фахiвцi ДЕЦ». № 30 (901) 5. Режим доступу: https://www.apteka.ua/article/224069

8. Думенко Т. М. Оцшка технологiй охорони здоров'я (НТА) на основi даних доказово! меди-цини [Електронний ресурс] / Т. М. Думенко, О. О. Садовнича - Режим доступу: http ://www. dec. gov.ua/site/les/klinika/npk5/3 0 .pdf.

9. Kubarieva I. V., Pilyuha L.V. Aspects of the information and legal support of the pharmaceutical sector of healthcare. Сощальна фармащя: стан, про-блеми та перспективи: матер. V Мiжнар. наук.-практ. iнтернет-конференцiï (25-26 квiт. 2019 р., м. Харшв) / ред. кол.: А. А. Котвщька та ш. - Х.: НФаУ, 2019. С. 69.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ

Ибашова А.Б.

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет,

и.о.доцент кафедры «Информатика», к.п.н.

Кадирбаева Р.И.

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет,

доцент кафедры «Математика», д.п.н.

Нурмуханбетова Г.К.

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет,

доцент кафедры «Информатика», к.п.н.

Сулейменова Л.А.

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет,

и.о.доцент кафедры «Информатика», к.т.н.

Белесова Д. Т.

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет,

докторант кафедры «Информатика»

RESEARCH OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRIMARY SCHOOLS IN THE CONTEXT OF SMART EDUCATION

Ibashova A.

South Kazakhstan State Pedagogical University, Acting Associate Professor of the Department of "Informatics", Ph. D.

Kadyrbayeva R.

South Kazakhstan State Pedagogical University, Associate Professor of the Department of Mathematics, Doctor of Pedagogical Sciences

Nurmukhanbetova G. South Kazakhstan State Pedagogical University, Associate Professor of the Department of "Informatics", Ph. D.

Suleimenova L.

South Kazakhstan State Pedagogical University, Candidate of Technical Sciences Be^ssova D.

South Kazakhstan State Pedagogical University, Doctoral student of the Department of "Informatics"

Аннотация

В статье изложена одна из основных целей Smart образования - повышение эффективности обучения путем перевода образовательного процесса в электронную среду, исследование информационно -образовательной среды, обеспечивающей реализацию основного тезиса образовательной политики.

Abstract

The article describes one of the main goals of Smart education-improving the effectiveness of training by transferring the educational process to an electronic environment, the study of the information and educational environment that ensures the implementation of the main thesis of the educational policy.

Ключевые слова: SMART-обучение, начальная школа, методы обучения, информационно-образовательная среда.

Keywords: SMART-learning, primary school, teaching methods, information and educational environment.

В Послании Елбасы Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» особое внимание уделяется повышению качества образования. Особое значение имеет призыв Главы государства к модернизации системы образования и выводу его на международный уровень развития. Поставленные в нем задачи отражают новый этап активной деятельности всего общества и государства по созданию необходимых условий, которые должны обеспечить вывод республики к середине текущего века по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира.

Важнейшим фактором достижения заданных целей выступает образование. В условиях современного динамичного развития и глобальной конкуренции от образования требуется, чтобы оно было качественным и непрерывным на протяжении всей жизни.

Перед казахстанской системой образования поставлена задача овладения современными методами и программами обучения, повышения уровня преподавания, обучения востребованным знаниям и навыкам, которые будут способствовать подрастающему поколению овладению определенными знаниями, умениями и навыками (планирование, моделирование, поиск, общение, инструментирова-ние деятельности, технические навыки свободного владения компьютерами).

Государственный общеобязательный стандарт образования устанавливает новый уровень развития нашего образования. В нем по-новому сформулированы цели образования, по-новому раскрыто содержание образования, дано новое целеполага-ние для учащихся и учителей. В современных условиях образование невозможно реализовать без новых подходов, необходимы новые технологии обучения. Новые технологии предъявляют совершенно новые требования к знаниям. Одна из них -способность учителя начальной школы организовать профессиональную деятельность в информационно-образовательной среде.

В государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 20202025 годы: "Неотъемлемой частью современной системы образования является развитая цифровая инфраструктура. В организациях образования необходимо развивать 1Т-инфраструктуру, цифровые образовательные ресурсы, сети и платформы массовых открытых онлайн-курсов, автоматизировать государственные услуги" [1].

В государственной программе "Цифровой Казахстан" на 2018-2022 годы подчеркивается важность цифровизации школ, создания удобных и эффективных инструментов для учащихся, их родителей, учителей, администраторов системы образования и цифровизации учебного процесса, оптимального баланса человеческого общения и своеобразного синтеза реального и цифрового мира в виртуальной среде.

Исходя из приведенных нормативных документов, известно, что результаты освоения программы начального общего образования, в том числе навыки использования информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использование учащимися различных способов поиска информации (в справочных источниках, в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), современный учитель должен обладать знаниями в вопросах организации информационно-образовательной среды в учебном процессе.

Поэтому одним из стратегически важных направлений модернизации казахстанского образования должен стать переход от e-learning к Smart (англ. - умный, сообразительный, энергичный) e-learning и Smart Education (умное образование). Необходимо изменить образовательную среду, должно качественно измениться само содержание образования, его методы, инструменты и среды, необходим переход к SMART-образованию [2, 3].

Главная цель SMART-образования это создание среды, обеспечивающей реализацию главного тезиса всей образовательной политики, максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у учеников тех знаний и навыков, на которые предъявляет спрос современное информационное общество ХХ1 века.

Возможность применения информационных SMART технологий предполагает реализацию образовательной парадигмы путем адаптации к образовательному процессу, который в основном предусматривается в SMART-обучении.

Реализация парадигмы SMART-образования направлена на формирование процесса обучения и воспитания для получения знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых для гибкого и адаптивного взаимодействия с меняющейся социальной, экономической и технологической средой. SMART-обучение должно обеспечивать возмож-

ность использования преимуществ глобального информационного общества для удовлетворения образовательных потребностей и интересов.

Основные принципы SMART-образования:

1.Использование актуальных данных для решения учебных задач в образовательной программе: быстро растет скорость и объем информационного потока в образовании и любой профессиональной деятельности, в связи с чем необходимо пополнять имеющиеся учебные материалы поступающими в режиме реального времени данными.

2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся. Этот принцип преобладает при подготовке учащихся к творческому поиску, самостоятельной информационной и исследовательской деятельности в решении поставленных задач.

3. Реализация учебного процесса в распределенной среде. Образовательная среда не должна ограничиваться территорией учебного заведения. Процесс обучения должен быть непрерывным.

4. Гибкие образовательные траектории, индивидуализация обучения. Многообразие образовательной деятельности требует предоставления учащимся широких возможностей по изучению образовательных программ и курсов, использованию средств в учебном процессе в соответствии с их возможностями здоровья, материальными и социальными условиями.

SMART обучение рассматривается как концепция, предусматривающая комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах. Концепция Smart в части образования привела к появлению таких технологий, как "умная доска", "умные экраны", доступ в Интернет из любой точки. Каждая из этих технологий позволяет по-новому выстроить процесс разработки, доставки и актуализации контента. Обучение возможно не только в классе, но и дома, где угодно: в музеях и т.д. в общественных местах. Основным элементом, связывающим образовательный процесс, является активный образовательный контент, на основе которого создаются единые репозитории, позволяющие снять временные и пространственные границы

[4].

Принципиальное преимущество SMART-обучения заключается в наличии индивидуальной траектории обучения и его интерактивности, возможности ее реализации только с помощью инновационных информационно-коммуникационных технологий. Целью Smart образования является повышение эффективности обучения путем перевода образовательного процесса в электронную среду. Только с этой точки зрения учитель может полностью передать свои знания ученикам. Границы образования расширяются, количество обучающихся не только увеличивается, но и нет ограничений по времени и месту. Позволяет организовать образование в любом месте в любое время.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных

технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

В современных условиях выпускник школы должен обладать знаниями в тех областях науки и техники, которые оформились в виде научных дисциплин за последние годы. Поэтому одним из главных направлений процесса развития современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающее переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания [5].

В числе качеств, которые школе предстоит формировать у современного поколения, следует назвать: умение планировать структуру своих действий (планирование); умение построить информационную модель изучаемого объекта или процесса (моделирование); умение организовать поиск информации (поиск); дисциплина общения и умение структурировать свои сообщения (общение); навыки своевременного обращения к новой технике и новым технологиям в каждой жизненной ситуации (инструментирование деятельности); технические навыки свободного владения наиболее распространенными инструментами информационного общества - компьютерами.

Государственный общеобязательный стандарт образования задаёт новую планку развития образования [7]. В нём по-новому сформулированы цели образования, по-новому раскрывается содержание образования, даётся новое целеполагание для учащихся и для учителей. В современных условиях реализация стандарта невозможна без новых средств обучения, нужны новые технологии обучения, и всё это определяет новые требования к подготовке учителя.

Новые технологии предъявляют совершенно новые требования к образованию. Они формируют новые условия, при которых образование развивается [8, 2].

Постоянно возрастающая роль сети Интернет в мировом образовательном пространстве оказывает существенное влияние на активное внедрение в практику учебного процесса Smart-технологий: компьютерные программы и информационные технологии, основанные на Smart-технологиях, Smart-технологии и интеллектуальные образовательные приложения, Smart-технологии, основанные на мультимедиа, мобильные Smart-технологии.

Расширяются требования, которые предъявляются к содержанию образования. Если мы раньше останавливались на предметном содержании образования, то сейчас содержание должно охватывать

все основные компоненты социализации: систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету о природе, обществе, человеке и систему универсальных учебных действий [9, 11].

Как же достичь всех этих поставленных задач? Что должно стать основным инструментом в руках учителя? Что должно увлечь ученика и позволит ему реализовывать те новые требования, которые ему стандарт предъявляет к учащемуся.

С введением новых государственных общеобязательных стандартов важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда, в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:

• стремительный рост информационно-ресурсной базы,

• свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,

• дистанционность,

• мобильность,

• возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,

• интерактивность,

• возможность моделирования и анимирова-ния различных процессов и явлений.

Информационно-образовательная среда в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и одновременно, как средство формирования новой системы образования [10].

С точки зрения образовательного процесса, современная информационно-образовательная среда - это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов - банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий [12].

Таким образом, одним из результатов внедрения нового государственного общеобязательного стандарта является создание оптимальных информационно-методических условий - информационно-образовательной среды в школе для реализации основных образовательных программ в условиях Smart-образования.

При этом информационно-образовательная среда школы, понимается как педагогическая система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Образование в условиях избытка информации, направленности обучения на формирование способности самостоятельного «добывания» знаний требует существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды, а информационная структура - обеспечивать их эффективное применение.

В последнее время педагогический состав школ использует возможности электронных средств обучения, интегрируя их в образовательный процесс. Этот, первоначально стихийный процесс информатизации, на современном этапе стал одним из инновационных факторов развития педагогических технологий, соответствующих принципам личностно-ориентированного обучения, ком-петентностному подходу, и связывается с подготовкой поколений к непрерывному образованию на протяжении всей профессиональной карьеры, однако чаще он используется в условиях устоявшегося традиционного подхода, поэтому результативность остается низкой.

Таким образом,

- требования информационного общества, нормативно-правовые документы определили актуальность, обоснованность информатизации педагогических технологий в образовательном процессе и не вызывают сомнения;

- информатизация реализуется в образовательном процессе в различных формах: от стихийного фрагментарного использования до новаторских решений дистанционного образования;

- информатизация в образовательном процессе недостаточно педагогически обоснована и требует рефлексии в условиях постоянно и быстро изменяющихся характеристик субъектов образовательного процесса и самой образовательной среды.

Решение поставленных перед системой образования задач недостижимо в рамках традиционной системы образования. Поэтому необходим новый подход к выбору педагогических технологий, сочетанию различных методов преподавания, образовательных моделей и стилей.

Все вышесказанное послужило основанием статьи, целью которой является исследование информационно-образовательной среды (ИОС) в начальной школе в условиях Smart-образования.

Информационно-образовательная среда состоит из множества взаимодействующих компонентов. Это и система автоматизации учебного процесса, и система дистанционного обучения, и информационно-справочная система. В качестве содержательной основы образовательной среды выступают электронные образовательные ресурсы и услуги, предоставляемые различными образовательными учреждениями.

Изучение различных теоретических и практических подходов к феномену «информационно-образовательной среды» показало, что существуют различные концепции образовательной среды [13, 15, 16], а также Концепции информационно-образовательной среды и ее использования в педагогическом процессе [14, 17, 18, 19].

Термин «Информационно-образовательная среда» (ИОС) обозначает новое значение интеграции образовательной и информационной среды, поэтому реализация этой идеи требует решения ряда важных задач. Новые формы работы предполагают изменение и минимизацию типа личностных отношений преподавателя и ученика. К данной проблеме примыкает необходимость построения механизмов группового обучения информационными средствами. Актуальны задачи создания качественных электронных образовательных ресурсов, а также технологии и методики их использования.

Для более глубокого понимания сущности информационно-образовательной среды в дополнение к ней следует рассмотреть также термины «информационная среда» и «образовательная среда».

Информационная среда - это мир информации вокруг человека, мир его информационной деятельности. Разница между современным информационным обществом и школьной информационно-образовательной средой, которая должна соответствовать этому обществу, заключается в том, что они основаны на использовании информационно-коммуникационных технологий. Для достижения образовательных результатов ученика XXI века необходима новая образовательная среда [20].

Образовательная среда - более узкое понятие. Под образовательной средой часто понимают функционирование конкретного образовательного учреждения [21, 23, 24]. Анализ различных взглядов на образовательную среду показал, что исследователи составляют совокупность материальных факторов, пространственно-вещественных факторов, межличностных отношений конкретного образовательного учреждения. Все перечисленные факторы тесно связаны друг с другом, они, с одной стороны, дополняют и обогащают друг друга, воздействуют друг на друга - субъекта образовательной среды, с другой стороны, субъекты организуют и создают образовательную среду, оказывают на нее определенное влияние.

В настоящее время информационно-образовательная среда в школах Казахстана включает методические ресурсы и учебно-методические материалы, расписание уроков, видеоуроки, помощь педагогу, школе и ученику, психологическую поддержку и др. Компоненты ИОС входят в программный комплекс, предоставляющий полный набор сервисных услуг и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в отдельном учебном заведении.

Особое место в реализации таких многогранных и сложных задач занимает информационно-образовательная среда и для учащихся начальной школы - это система электронного обучения

Bilimland, Kundelik.kz инструмент онлайн-монито-ринга, Daryn, iMektep. Создаются условия для обучения учащихся через образовательную платформу нового формата Online, систему управления обучением GoogleClassroom, системы Microsoft Teams. Перечисленные средства обучения и платформы интегрированы в информационно-образовательную среду каждой начальной школы.

Каждая система имеет свои требования и особенности. Например, iMektep - мультимедийный курс программы начальной казахской школы. Здесь представлены познавательные анимационные уроки, которые полностью охватывают программу начальной школы, и сотни игровых заданий, которые помогут ее закрепить. iMektep служит вспомогательным учебным пособием, полезным как ученику, так и учителю и родителю.

Такие программные комплексы позволяют каждому ученику:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* доступ к электронной библиотеке, где сосредоточено учебно-методическое обеспечение;

* связь с учителем по электронной почте;

* телеконференции по каждой изучаемой дисциплине;

* взаимодействовать с учениками своей виртуальной учебной группы;

* консультации преподавателя в режиме online и ряд других возможностей.

С точки зрения образовательного процесса, современная информационно-образовательная среда - это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов - банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий.

Таким образом, одним из результатов введения нового государственного общеобязательного стандарта в Казахстане рассматривается создание в школе информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ.

В заключении хотелось бы отметить, что в условиях бурного развития ИКТ общество постепенно приближается к новому, информационному этапу своего развития, в котором особое значение приобретает умение работать со средствами ИКТ и использовать их в повседневной деятельности. Внедрение новейших ИКТ во все сферы общественной жизни и развитие информационного общества является одним из приоритетных направлений государственной политики, а уровень современного образования должен соответствовать существующему социальному заказу.

От уровня информационной грамотности подрастающего поколения зависит в будущем научный, технический и производственный потенциал нашей страны.

В связи с этим, сейчас особо актуально проведение научных исследований в области формирования информационной грамотности, который невозможен без выстраивания ее информационно-образовательной среды, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Это и является одной из важных комплексных задач, в решении которых мы должны принять участие, что является предпосылкой для определения направления нашего исследования.

В настоящее время мы занимаемся разработкой информационно-образовательной среды для учеников начальных классов по курсам «Scratch» и «Робототехника» в условиях Smart-образования, в частности, разработкой методического комплекса (текстовые контенты, развивающие анимационные видеоролики, учебно-методические пособия).

Созданная ИОС будет применена при изучении в начальных классах предмета «ИКТ», электронные ресурсы - при проведении факультативных занятий, методические разработки - при обучении языка программирования в школе, для развития детей, а также при проведении занятий по методике преподавания информатики в ВУЗе, при повышении квалификации учителей. А также создаст мотивацию к обучению на разных этапах развития личности обучающегося. Поможет ученикам стать творческим компонентом образовательного процесса, позволит им самостоятельно осуществить активный поиск и работу с информацией, создаст мотивацию к обучению на разных этапах развития личности. В условиях информационного века, в котором мы живём, это качество, которое должна формировать у ученика школа, становится жизненно-важным и жизненно-необходимым.

Список литературы

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 -2025 годы, утвержденная постановлением Правительства РК от 27 декабря 2019 года № 988.

2. Sandy Britain, Oleg Liber A Framework for Pedagogical Evaluation of Virtual Learning Environments. University of Wales — Bangor, October 1999.

3. Хусаинова А.Х. Облачные технологии как ведущий инструмент SMART- обучения //Труды международной конференции по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL-2016.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С.342-347.

4. Smart-ОИО., Электронный ресурс-URL: https://iitu.kz/kk/articles/innovation-kk/zentr-obrazovatel_nyh-innovazij-i-smart-obucenia-kk

5. Almira Ibashova, Elmira Orazbayeva, Altynay Kalzhanova, Lyazzat Buletova, Asel Yesnazar. Formation of information Culture of primary school students. Astra Salvensis. Turkey, Vol. 97, January (2017).-229-241 р (Scopus).

6. Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 142с.

7. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Основные

положения. Госо РК 5.03.011-2006.

8. Virtual Learning Environment Activity in Further Education in the UK // http://wwwjisc.ac.uk/in-dex.cfm?name=projectmleactivity#mlestudyreport

9. Роберт И.В. Основные тенденции развития информационно-коммуникационной предметоной среды. //Электронное периодическое издание информационная среда образования и науки. -2012, С.1-26.

10. Mary Webb. Pedagogy with information and communications technologies in transition. // Education and Information Technologies, June 2014, Volume 19, Issue 2, pp 275-294.https://link.springer.com/article/10.1007/s1063 9-012-9216-x

11. Dirk Ifenthaler. Designing Effective Digital Learning Environments: Toward Learning Analytics Design// Technology, Knowledge and Learning.-P.1-4. https://link. springer. com/article/10.1007/s 10758017-9333-0.

12. Ibashova A., Orazbayeva E., Baimisheva A., Alimbetova S The role of information technologies in the program of preparing children for schools.//Kазакстанныц гылымы мен вмiрi, Наука и жизнь Казахстана Science and life of Kazakhstan. №5 2019.- С. 100-107

13. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М.: ИЦКПС, 2000.

14. Атанасян С. Л., Григорьев С. Г., Гришкун В. В. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза //Информационная образовательная среда. Теория и практика: Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. М.: ИСМО РАО, 2007. Вып. 2. С. 5—14.

15. Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессо-нально-личностного саморазвития студентов: авто-реф. дис... канд.пед.наук. Р/на Дону, 2004. 24с.

16. С.Д. Дерябо, образовательная среда. Электронный ресурс: -URL: https://poisk-ru.ru/s32202t11.html

17. Бидайбеков Е.Ы., Лапчик М.П., Н^рбекова Ж.К., Сагымбаева А.Е. Жарасова Г.С., Оспанова Н.Н., Исабаева Д.Н. Информатиканы окыту эдюте-месг Окульщ. - Алматы, 2014, 230- бет.

18. Жожиков А.В. Проблемы и пути формирования региональной информационной культурно-образовательной среды в глобальной сети Интернет // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 4 (19). - С. 46-50.

19. А.Г.Шабаданов. Дистанционное обучение в системе непрерывного образования. Электронный ресурс-URL: http://docplayer.ru/28013642-A-g-shabanov-distancionnoe-obuchenie-v-sisteme-nepreryvnogo -obrazovaniya. html

20. Конопатова Н.К., Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования. Электронный ресурс :-URL:

http://www.admedu.spb.ru/sites/default/files/sov-remennaya_obrazovatelnaya_sreda.pdf

21. Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1999. -107с.

22. Фортыгина С.Н., Информационно-образовательная среда как средство формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]

23. Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / И. К. Шалаев, А. А. Веряев // Педагог. - 1998. - № 4.

24. Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog _4/articl_1.html .- [дата обращения 28.04.2008].

25. Е.А. Мясоедова, Г.А. Будникова. Информационная образовательная среда учреждения: понятие, структура, проектирование.

26. Brummelhuis et al. Four in balance Monitor 2011: ICT at Dutch schools. Kennisnet, Zoetermeer, The Netherlands, 2011. [electronic resource]. - URL: http://downloads.kennisnet.nl/algemeen/Vier-in-balans-monitor-2011-Engelseversie-internet.pdf (date: 28.11.12)

27. Naace [website]. - URL: http://www.naace.co.uk/ITEM. (date: 28.11.12)

28. Нафикова Г.Н., Информационно-образовательная среда - важнейшее условие реализации стандартов второго поколения. г. Октябрьский., 2012 г.

29. Иванова А.В., Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении информатике с использованием электронных образовательных ресурсов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Иванова Ангелина Валерьевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]

30. Зайцева Ж.Н. Открытое образование-стратегия XXI века для России/Ж.Н. Зайцева, Ю.Б. Рубин, Л.Г. Титарев, В.П. Тихомиров, А.В. Ворошилов, В.Л. Усков, В.М. Филиппов/Под общей редакции Филиппова В.М. и Тихомирова В.П. //М.:Изд-во МЭСИ, 2000.-356с.

31. Зайцева, Ж.Н. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества /Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин // Информационные технологии, №3, 2000. С 44-48.

32. Тихомиров О.К., Психология мышления. М.: Изд. Центр "Академия", 2002. -288 с.

33. Ильченко О.А. Организационно -педагогические условия сетевого обучения. - М., 2002.

34. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. — Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. -181 с.

35. Е.И. Горбунова, С.Л. Лобачев, А.А. Малых, А.В. Манцивода/Подход к стандартизации в информационно-образовательной среде открытого образования/ Иркутск, Москва

36. Дронов В.П. Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования». Часть 1. -http ://standart.edu. ru/catalog. aspx?CatalogId=3729

37. Дронов В.П. Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования». Часть 2. -http ://standart.edu. ru/catalog. aspx?CatalogId=3729

38. Карасик А.А., Разработка модели и программного обеспечения информационно-образовательной среды для организации дистанционного обучения с использованием сети интернет. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, Екатеринбург, 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/razrabotka-modeli-i-programmnogo-obespechemya-informatsionno-obrazovatelnoi-sredy-dlya-orga

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.