УДК 378.046
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Шкунова А.А., Прохорова М.П.
Статья содержит описание экспериментального исследования индивидуальных образовательных траекторгш развития студентов в рамках факультативного курса «Стратегии лич-ностно-профессионального развития ».
Представлены материалы исследования с использованием специального сервиса в электронного информационно-образовательной среде университета, выделены основные направления выбора стратегии личностно профессионального развития.
Определена профессиональная направленность проектного среды вуза на последовательное осознание собственных достижений, формулирование г^елей и форм самореализаг{ии.
Ключевые слова: исследование: стратегия: развитие: индивидуальный проект: деятельность: образование.
THE STUDY OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL
TRAJECTORIES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Shkunova A.A., Prokhorova M.P.
The article describes an experimental study of individual educational trajectories of students in the optional course "Strategy of personal professional development".
The materials of research with the use of a special service in the electronic information and educational environment of the Universi-
ty are presented, the main directions of the choice of the strategy of personal and professional development are highlighted.
The professional orientation of the project environment of higher education institution on consecutive realization of own achievements., formidation of the purposes and forms of self-realization is defined.
Keywords: study: strateg}'; development: individual project: activity: education.
Введение
В рамках проекта модернизации педагогического образования в НГПУ им. К Минина была апробирована новая модель реализации ОПОП, основу которой составили: деятельностный подход в организации учебного процесса, многовариантность «входа» в профессию преподавателя, академическая мобильность обучающихся и преподавателей, создание индивидуальных образовательных траекторий. Создание индивидуальных образовательных траекторий предполагает личностно-профессиональное развитие не только преподавателей вуза, но и стимулирование профессиональной деятельности студентов, их саморазвития и самоопределения в системе карьерного роста, начиная от статуса «студент» и заканчивая статусом «молодой специалист» [1].
Цель исследования - представить основные тенденции выбора карьерных предпочтений по результатам мониторинга составления электронного портфолио студентов, обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент, профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг.
Задачи исследования: представить содержательный аспект портфолио в рамках изучения курса «Стратегии личностно-про-фессионального развития», обосновать результаты предпочтений студентов в выборе карьерной направленности, сделать выводы относительно проектной среды вуза, как необходимой и достаточной для составления индивидуальных траекторий развития студентов.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Метод системного анализа (включая морфологическое и функционально-параметрическое описание).
2. Статистические методы (нормативный, сравнительный, метод случайной оценки, метод отслеживания изменений, конструктивно-критический метод и т.д.).
3. Методы опроса: интервью, анкетирование.
Результаты исследования
В НГТТУ им. К. Минина разработан специальный сервис «Портфолио обучающегося» в электронной информационно-образовательной среде Мининского университета [https://ya.mininuniver.ru/portfolio]. Работа в данном сервисе происходит с помощью кураторов ОПОП в рамках факультативного курса «Стратегии личностно-професси-онального развития». Цель факультативного курса - помочь определить индивидуальную траекторию развития в рамках проектной среды вуза. Студенты начинают формировать портфолио при поступлении в университет и продолжают пополнять его в течении всего периода обучения. Все портфолио обучающихся студентов открыты для работодателей, которые могут выступать с предложениями о работе. В состав электронного портфолио входит: личная информация об обучающемся, достижения школьных лет, победы в олимпиадах конкурсах, результатах ЕГЭ, учебные достижения в научно- исследовательской деятельности (научные публикации, заявки на гранты, доклады), отдельным разделом представлены достижения в педагогической деятельности, успехи в общественной деятельности.
Целью первоначального мониторинга статистических данных по портфолио является мотивация студентов на личные достижения.
Обсуждение
В данном исследовании было охвачено 30 студентов первого курса направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, профили управление человеческими ресурсами, маркетинг.
Спортивные достижения Опыт, практика в педагогической деятельности
Научно- исследовательская деятельность
Общественные конкурсы в рамках города, области Победы в предметных олимпиадах, конкурсах
0% 5% 10% 15% 20% 25% Рис. 2. Результаты заполнения портфолио (входные данные).
Составлено авторами
По данным мониторинговой оценки за первый семестр обучения кураторами учебных групп были получены следующие данные. Самый высокий показатель свыше 20% связан с достижениями в предметных областях, таких как русский язык, математика, история, обществознание, при чем студентами были отмечены высокие призовые места и в других предметных областях, таких как изобразительное искусство, география. Успехи в общественной деятельности (не выше чем 10% респондентов) отмечены опытом работы в органах студенческих объединений, в волонтерской деятельности, а также в социальных проектах. Также в группе отмечены студенты, которые занимались научно-исследовательской деятельностью, но в основном это конкурс научно-исследовательских работ студентов. Посредством дополнительного опроса выявлено, что студенты не имеют опыта в написании научных публикаций, тезисов, а также не имеют представления о деятельности, связанной с написанием гранта. Высокий процент респондентов имеет и спортивные достижения.
По данным мониторинга входных данных авторами были определены следующие направления выбора стратегии личностно-про-фессионального развития:
Во-первых, это участие студентов в различных видах проектов в рамках изучения направления «Менеджмент».
Категория 1. Проекты «Аналитика данных». Такие проекты сосредоточены на объединении большого объема информации, анализе данных и визуализации результатов внутренней и внешней среды
организации, с разработкой последующих рекомендаций. Примерами таких проектов является тенденции развития организационной культуры, диагностика социально-психологического климата в организации, маркетинговые исследования [2].
Категория 2. Проекты «Организационные изменения». Эти проекты направлены на изменение внутренней среды организации. Примерами таких проектов может быть разработка и внедрение методики расчета рабочего времени, оценки и отбора персонала или обсуживающей организации, комплекс маркетинга [2].
Во-вторых, это организация конкурсов студенческих объединений, которые, в свою очередь, позволят увеличить число студентов, обученных в школе вожатых и проходящих практику в детских центрах, лагерях и санаториях и участвуют в других мероприятиях.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что в процессе составления и представления портфолио студенты осознают важность выбора индивидуальной траектории развития. Проектная среда вуза предполагает последовательную ориентацию студентов на осознание собственных достижений, формулирование целей и форм самореализации.
Список литературы
1. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб.ст. Всероссийской научно-практической конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород, 2015. 478 с.
2. Шкунова A.A., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http:// vestiiik.miiiiiimiiver.ni/joiir/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).
References
1. Modemizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovaternoj povestki [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda]: sb.st. Vserossijskoj nauchno-prak-
ticheskoj konf. po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe spccial'nostcj «Obra-zovanie i pedagogika». N.Novgorod, 2015. 478 p.
2. Shkunova A.A., Pleshanov K.A. Organizacija proektaoj dejaternosti studentov v vuze: гс/ul'taty nauclmogo issledovaiiija i perspektivy raz-vitija [ The organization of the project activities of University students: the results of the scientific research and development prospects] Vestnik Mininskogo universiteta. 2017. №4. (accessed 14.02.2018).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Прохорова Мария Петровна, доцент, к.пед.н., доцент
ФГБОУВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, 1, г. Н. Новгород, 603950, Россия masha.proh(a),mail. ru
Шкунова Анжелика Аркадьевна, доцент, к.пед.н., доцент
ФГБОУВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина ул. Ульянова, 1, г. Н. Новгород, 603950, Россия losalgiris(ci)mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ul'janova Str., N. Novgorod, 603950, Russia masha.proh(a),mail. ru ORCID: 0000-0003-0357-4213
Shkunova Angelika Arkadievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ul'janova Str., N. Novgorod, 603950, Russia losalgiris(a),mail. ru ORCID: 0000-0001-6247-3442