Научная статья на тему 'Исследование индивидуально-психологических детерминант самопрезентации личности'

Исследование индивидуально-психологических детерминант самопрезентации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
992
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрейченко Анна Андреевна, Присяжная Анастасия Денисовна, Фонтанецкая Евгения Геннадьевна

В статье дан обзор материалов, посвященных проблеме самопрезентации личности и ее особенностей в психологии. Определены особенности самопрезентации (включая стратегии и тактики самопрезентации) в соотнесении с индивидуально-психологическими характеристиками личности (рефлексивность и черты личности). Произведен сравнительный анализ самопрезентации в ситуации формального и неформального общения. Выявлена связь стратегий самопрезентации личности и индивидуально-психологических характеристик. Выборка состоит из 40 респондентов в возрасте от 20 до 30 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андрейченко Анна Андреевна, Присяжная Анастасия Денисовна, Фонтанецкая Евгения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование индивидуально-психологических детерминант самопрезентации личности»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ Андрейченко А.А.1, Присяжная А.Д.2, Фонтанецкая Е.Г.3

1Андрейченко Анна Андреевна - бакалавр, факультет психологии, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина;

2Присяжная Анастасия Денисовна - бакалавр, факультет культуры, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург;

3Фонтанецкая Евгения Геннадьевна - бакалавр, факультет управления и психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье дан обзор материалов, посвященных проблеме самопрезентации личности и ее особенностей в психологии. Определены особенности самопрезентации (включая стратегии и тактики самопрезентации) в соотнесении с индивидуально-психологическими характеристиками личности (рефлексивность и черты личности). Произведен сравнительный анализ самопрезентации в ситуации формального и неформального общения. Выявлена связь стратегий самопрезентации личности и индивидуально-психологических характеристик. Выборка состоит из 40 респондентов в возрасте от 20 до 30 лет.

Ключевые слова: самопрезентация, стратегии и тактики самопрезентации, индивидуально-психологические характеристики личности.

В современном обществе как никогда востребованным является умение преподнести себя другим людям в лучшем свете. Для описания этого феномена в психологии используется термин «самопрезентация». Теоретический анализ показывает, что существует множество направлений изучения самопрезентации. Одни исследователи уделяют большее внимание содержанию понятия «самопрезентация», другие же фокусируются на связи самопрезентации с внутренними характеристиками человека или с внешними факторами и условиями, в которых протекает процесс представления себя.

Одним из первых исследователей самопрезентации был Ирвин Гофман, его фундаментальный труд «Представление себя другим в повседневной жизни» стал классическим [2]. В нем он выдвинул концепцию «социальной драматургии». Суть её заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнёра, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия. По мнению Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в том, чтобы контролировать поведение других. Его идеи развивали такие авторы, как М. Снайдер, А. Бас, С. Бриггс [1].

В нашем исследовании мы опиралась на концепцию И. Джонса и Т. Питтмана [10]. Они считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. По этому признаку они выделяют пять стратегий самопрезентации, каждая из которых направлена на получение определенного вида власти. Первая стратегия «старание понравиться», цель которой казаться привлекательным в глазах других. Стратегия «самопродвижение», цель - казаться компетентным, быть экспертом. Другая стратегия «запугивание», её цель - казаться потенциально опасным. Стратегия «пояснение примером», целью является выглядеть достойным подражания. Последняя стратегия «мольба», цель - казаться слабым.

Д. Майерс говорил о том, что большинство людей имеет позитивное отношение к себе, которое приводит к ожиданию такого же позитивного отношения к себе со стороны окружающих. А для того, чтобы оправдать эти ожидания люди используют самопрезентацию [5]. В теории диссонанса самопрезентация рассматривается как один из приемов устранения диссонанса. Личность, чтобы обеспечить согласованность, использует определенные тактики самопрезентации и ориентируется на людей, отношение которых помогает поддерживать привычный «образ Я». Развивают подобную идею Дж. Тедеши, Б. Шленкер, Т. Бонома [6], отмечая, что человек как личность во время самопрезентации сохраняет свою целостность.

В последнее время увеличилось количество отечественных исследований, посвященных феномену самопрезентации. Данную проблему разрабатывают А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, И.П. Шкуратова и др. [8]. О.А. Пикулева [9] полагает, что существуют различия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий самопрезентации личности, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самомониторинг) факторами. В.Н. Мясищев [7] указывал на связь феномена самопрезентации с психическим отношением личности. Исследователи также связывают самопрезентацию с самооценкой, самоуважением и осознанностью.

Несмотря на то, что проблема самопрезентации затронута многими видными психологами, остается множество вопросов для дальнейших исследований. Нас заинтересовал не только феномен самопрезентации как таковой, но и то каким образом эта самопрезентация соотносится с основными чертами личности человека. Поэтому цель нашего исследования - выявить взаимосвязь стратегий самопрезентации с индивидуально-психологическими характеристиками личности. Объектом является самопрезентация личности. Предметом - связь самопрезентации с индивидуально-психологическими характеристиками личности. Гипотеза исследования: самопрезентация личности в ситуации межличностного общения соотносится с её индивидуально-психологическими характеристиками.

Для выявления стратегий самопрезентации мы опирались на разработки С. Ли и Б. Куигли. Эти исследователи создали методику измерения самопрезентационного поведения индивида - шкалу тактик самопрезентации. Письменный опрос позволил выявить особенности выбора стратегий самопрезентации в формальном (деловые коммуникации) и не формальном (семейные, дружеские коммуникации) общении. Для наиболее полного анализа индивидуально-психологических особенностей мы использовали несколько методик. Опросник рефлексивности А.В. Карпова [3], предназначался для измерения степени развития такого личностного свойства, как рефлексивность. Дифференциальный тест рефлексии, разработанный специалистами факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством профессора Д.А. Леонтьева, включает 3 шкалы. Этот опросник позволил изучить системную рефлексию - способность посмотреть на себя со стороны, когда сознание человека направлено и на себя и на внешний мир, а так же интроспекцию и квазирефлексию [4]. Под интроспекцией понимается «самокопание», сосредоточенность на собственном состоянии, собственных переживаниях, сознание направлено на себя, но не на внешний мир. А квазирефлексия, наоборот, не имеет отношения к актуальной жизненной ситуации, включает беспочвенные фантазии, при этом сознание не направлено на себя и не направлено на внешний мир. 16- факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла позволил определить особенности характера, склонностей и интересов личности. В выборке приняли участие 40 человек, в возрасте от 20 до 30 лет. Выборка равномерно распределена по полу. В ходе исследования были получены данные, на основании которых проведен анализ средних показателей и корреляционный анализ. Далее рассмотрим их результаты.

Исследование стратегий и тактик самопрезентации показало, что для респондентов наиболее привлекательной является стратегия «аттрактивное поведение» (4,59), это означает, что они желают нравиться другим, для этого могут использовать лесть, проявлять конформность мнения, оказывать услуги, делать подарки. Склонны признавать ответственность за любой вред, нанесенный другим. За негативные поступки выражают раскаяние и чувство вины. Средние показатели по стратегиям «самовозвышение» (3,91), «уклонение» (3,77), «самопринижение» (3,40). Менее привлекательной оказалась стратегия «силовое влияние» (2,34), респонденты не склонны демонстрировать негативную оценку в адрес других людей или групп, и действия, которые характеризуют самого респондента как сильного и опасного. Необходимо так же отметить, что испытуемые чаще используют защитный тип тактик самопрезентации (4,2), чем ассертивный (3,4). Это означает, что респонденты чаще склонны рассматривать общение как событие содержащее угрозу существующей желаемой идентичности. В этом случае их самопрезентация направленна на восстановление и сохранение идентичности или на снижение негативных последствий угрожающей ситуации. Соответственно, в меньшей степени выражена самопрезентация, относящаяся к проактивному поведению, нацеленному на создание определенной идентичности.

При анализе рефлексивности выявлено, что для группы характерен её средний уровень (5,5). При этом, согласно результатам по методике Леонтьева, лидирующим типом оказалась системная рефлексивность (3,35), это говорит о развитой способности самодистанцироваться и посмотреть на себя со стороны, одновременно охватывая полюс субъекта и полюс объекта. Затем следует квазирефлексивность (2,80) и интроспекция (2,69), респонденты не прочь лишний раз окунуться в мир своих фантазий или сосредоточиться на собственном состоянии и переживаниях.

В результате сравнительного анализа самопрезентации в ситуации формального и неформального общения выявлены следующие закономерности. Респонденты склонны прибегать к стратегиям, позволяющим достигнуть власти обаяния, власти эксперта и власти наставника. Менее же востребованными являются стратегии достижения власти страха и сострадания. Однако, несмотря на схожесть рангов, стоить отметить, что в не формальном общении манипулятивные стратегии запугивания (3,2) и мольбы (3,3) выражены сильнее, чем в формальном (2,4 и 1,8 соответственно).

Для соотнесения рефлексивности со стратегиями самопрезентации использовался метод корреляционного анализа. В результате выявлено, что респонденты с преобладанием какого-либо из трех типов рефлексивности выбирают определенные стратегии представления себя. Испытуемые, рефлексирующие системно, не склонны прибегать к какой-либо стратегии поведения. Этому свидетельствуют отрицательные связи между системной рефлексивностью и стратегиями поведения, особенно стратегией аттрактивного поведения (-0,43). Иная картина возникает с квазирефлексией и интроспекцией, которые показывают положительные связи со стратегиями самопрезентации. Респонденты, занимающиеся интроспекцией склонны прибегать к стратегии уклонения (0,56). Группа, использующая квазирефлексию - к стратегиям самовозвышение и силовое влияние. Так же интересно отметить, что все стратегии поведения отрицательно коррелируют со шкалой эмоциональной устойчивости. А стратегия силового влияния имеет значимую положительную связь со шкалой беспечности (0,67). Таким образом, была выявлена специфичность соотношения различных типов рефлексивности с использованием стратегий самопрезентации.

В заключение важно отметить, что в ходе исследования были выявлены различные личностные и стилевые особенности презентующего себя человека. Благодаря этому, мы обнаружили значимую связь индивидуально-психологических характеристик и стиля самопрезентации личности.

Список литературы

1. Ворожейкина Л.И. Влияние тактик самопрезентации на успешность адаптации. // Вестник ВолГУ Серия 9, 2007, №6.

2. Гофман Ирвинг. Представление себя другим в повседневной жизни. // Пер с англ. А.Д. Ковалёва: Ин-т социологии РАН. М.: 2000.

3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики. // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.

4. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.

5. МайерсД. Социальная психология. // Пер. с англ. СПб.: 2002. С. 752.

6. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. // Е.В. Михайлова. СПб.: Речь, 2007. С. 224.

7. МясищевВ.Н. Психология отношений. // Под редакцией А.А. Бодалева, М.: 1995.

8. Пикулева О.А. Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия. // Вестник СПб. ун-та. Сер. 6. 2005. Вып. 1. С. 85-91.

9. Пикулева О.А. Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентации личности студенческой молодежью. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2014. № 1. с. 33-46.

10. Шкуратова И.П. Самовыражение личности в общении. // Психология личности. Учебн. пособие под ред. П.Н. Ермакова и В.А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, С. 241-265.

САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

БАКАЛАВРИАТА

12 3

Андрейченко А.А. , Присяжная А.Д. , Фонтанецкая Е.Г.

1Андрейченко Анна Андреевна - бакалавр, факультет психологии, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина; 2Присяжная Анастасия Денисовна - бакалавр, факультет культуры, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург; 3Фонтанецкая Евгения Геннадьевна - бакалавр, факультет управления и психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье приводится анализ выявленных показателей самоотношения студентов-психологов и студентов-филологов, которые обучаются на первом курсе бакалавриата. Сравниваются уровни различных аспектов самоотношения обеих групп студентов. Выборка состоит из 22 студентов-психологов и 33 студентов-филологов в возрасте от 18 до 22 лет.

Ключевые слова: самоотношение, юношеский возраст, учебная деятельность, успеваемость.

Современная жизнь, характеризующаяся динамичностью, интенсивным развитием новых сложных технологий, обнаруживает потребность в специалистах высокого класса, адекватно воспринимающих себя и окружающую действительность, способных принимать ответственные ив то же время творческие решения. Для этого человек должен быть прежде всего уверен в себе, своих силах и способностях, т.е. обладать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.