Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
УДК 339.138
ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПЛИЦИТНОЙ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
В МАРКЕТИНГЕ
А. Б. Мангатханова Научный руководитель - Н. А.Золотарева
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
Российская Федерация, 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В
E-mail: [email protected]
Рассмотрен такой маркетинговый инструмент, как имплицитная система принятия решений, являющаяся частью аналитической модели, ее особенности и роль в маркетинге. Выделены ее основные группы целей. Проведено исследование, на основе которого, раскрывается эффективность этого инструмента.
Ключевые слова: имплицитный, эксплицитный, бренд, потребитель, имплицитные группы мотиваций, восприятие, маркетинг.
RESEARCH OF THE IMPLICIT SYSTEM OF MAKING DECISION IS IN MARKETING
A. B. Mangatkhanova Scientific Supervisor - N. A. Zolotareva
East Siberian State University of Technology and Management 40v, Klyuchevskaya Str., Ulan-Ude, Respublika Burjatija, 670013, Russian Federation
E-mail: [email protected]
In this article, we consider such a marketing tool as the implicit decision-making system that is part of the analytical model, its features and role in marketing. Its main target groups are identified. A study has been conducted on the basis of which the effectiveness of this tool is revealed.
Key words: implicit, explicit, brand, consumer, implicit groups of motivations, perception, marketing.
В настоящее время большинство крупных компаний для создания своего бренда, используют аналитическую модель, в которую входит эксплицитная (явная) и имплицитная (скрытая) системы принятия решения. Любое решение принимается при взаимодействии этих двух систем, они определяют наше восприятие продуктов и брендов, и решение о покупке. С их помощью можно повысить эффективность всех инструментов маркетинговой деятельности в целом. [2]
Эксплицитная система - это пилот, при котором все факторы явны, они дифференцируют товары и услуги, и о них можно узнать, нежели о факторах имплицитной системы. Имплицитная система принятия решений - это автопилот, который воздействует на наши решения через неуловимый, но очень мощный эффект, с помощью пяти чувств. Имплицитные факторы в современном мире сильно влияют на решения о покупке, тем самым открывают большие возможности для управления брендом, и маркетингом в целом.[1]
Существуют шесть целей (мотиваций) имплицитной системы принятия решений, на основе которых, создается правильное позиционирование продукта, которое в свою очередь имеет смысл, в виде ценности для потребителей.
1. Безопасность - забота, уверенность, близость, тепло и т.д.
2. Удовольствие - расслабление, беззаботность, открытость, удовольствие и т.п.
3. Возбуждение - жизненная сила, веселье, любопытство, креативность.
Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»
4. Приключения - свобода, смелость, открытие, риск.
5. Автономность - гордость, власть, успех, превосходство, признание.
6. Дисциплина - точность, порядок, логика, здравый смысл. [1]
Стремление человека к цели может быть инициировано и достигнуто автоматически. Многие исследования показывают, что порой стремление к цели происходит неосознанно. В данном случае, используя имплицитные цели, маркетинг должен напомнить о них покупателю, через свою продукцию. Тем самым, при правильном их определении, цели помогают анализировать, позиционировать бренды (продукты) и эффективно управлять ими. Кроме того они дифференцируют бренд компании, от которого впоследствии определяется его ценность для потребителей.
Наше восприятие и вместе с ним удовлетворенность продуктом, создаются преимущественно имплицитными процессами работы автопилота. Восприятие же - это дверь, через которую замыслы маркетологов попадают в сознание потребителей. К примеру, на практике, имплицитные сигналы влияют на восприятие бренда, с помощью подобранного контекста, презентации цены, знакомых визуальных элементов.
В настоящее время, отделы маркетинга почти не рассматривают имплицитную систему принятия решений в своей работе. Многие из них ориентированы на получение высокой прибыли, постоянному сбыту товаров, повышению популярности и конкурентоспособности своей компании.
А ведь именно эта система, при подробном ее изучении и использовании, составлении определенной стратегии управления, может не только помочь достигнуть всех перечисленных выше целей, но и сделать бренд вашей компании более сильным, устойчивым и имеющим большое количество постоянных потребителей.
Чтобы обосновать и доказать практическую значимость данного утверждения, был проведен опрос в социальных сетях, респондентами которого в основном являлись студенты.
Исследования были проведены на основе двух упаковок апельсинового сока Тгоршапа, на первой упаковке изображен апельсин с трубочкой, на второй бокал апельсинового сока. За проведенный ребрендинг, компания за два месяца потеряла не только прибыль, но и клиентов. Так почему же? Бокал сока - класса премиум, говорит нам о состоятельных и преуспевающих потребителях, о соке пригодном для особых случаев. Её имплицитная цель - это автономность. В то время как апельсин с трубочкой - это свежевыжатый, натуральный, создан для всех и для повседневного использования. Также эта упаковка содержит в себе такие имплицитные цели как безопасность - т.е забота о семье, защита от болезней витаминами, и удовольствие. Как мы видим цели, ориентированные на покупателей изменились. Что и привело к снижению бренда.
В результате опроса, 68 процентов респондентов выбрали первую упаковку, вторую -предпочли 31 процент. Более того из них, 5 процентов посчитали вторую упаковку как представителя другого сока, не заметив название.
По итогам данного опроса, мы видим, как скрытые факторы имплицитной системы принятия решений могут повлиять на восприятие человека. И что в действительности, создание бренда любого продукта требует нахождения той цели и ценности, которую видят в ней потребители.
Таким образом, современные компании должны быть ориентированы на использование аналитической модели, в частности включающую себя, имплицитную систему принятия решений, которая влияет на эмоциональное восприятие потребителей при покупке, на его мнение о бренде. Внедрение этой системы в маркетинг, даст новый подход к управлению брендами и продвижению продуктов, тем самым повысит их ценность, что приведет к увеличению продаж.
Библиографические ссылки
1. Барден. Ф. Взлом маркетинга: Наука о том, почему мы покупаем: бизнес-книга. М: Манн, Иванов и Фербер, перевод Инна Антипкина, 2014. 202 с.
2. Методология моделирования в маркетинговых исследованиях// http://cyberleninka.ru/ агйс1е/п/ metodologiya-modelirovaniya-v-marketingovyh-issledovaniyah
© Мангатханова А. Б., 2017