© Б. Пурэвтогтох, Б. Орхонтуул,
Г. Сономдорж, С. Олзийбурэн,
С. Цэвэгмид, 2008
Б. Пурэвтогтох, Б. Орхонтуул, Г. Сономдорж,
С. Олзийбурэн, С. Цэвэгмид ИССЛЕДОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ
Приоетение новых самосвалов в АТП СП «Эрдэнэт» грузоподъемностью 130 т позволило увеличить качест-венный состав автопарка технологического транспорта. Получен-ные самосвалы хорошо зарекомендовали себя в работе, сушест-венно снизилась норма удельного расхода дизельного топлива с 83,73 г/тПкм в 2006 году до 70,7 г/тПкм в 2005 году, выработка на одну средне списочную автотонну увеличилась с 31668 тПкм в 2002 году до 45850 тПкм в 2005 году.
Продолжительности простоев за период 2002-2005 гг. технологического автотранспорта по АТП СП «Эрдэнэт» показаны на рис. 1, средняя продолжительность автосамосвалов по квар-талам -на рис. 2, продолжительность простоев автосамосвалов на линии по годом - на рис. 3, общая продолжительность прос-тоев автосамосвалов на линии за 2003-2005 гг. - на рис. 4, продолжительность простоев автосамосвалов на ремонте - на рис. 5, общая продолжительность простоев по ремонту основных агрегатов и узлом автосамосвалов - на рис. 6.
Хотя наблюдаются некоторые увеличения продолжительности простоев автосамосвалов по сравнению с другими горными предприятиями, основные технико-экономические показатели работы АТП существуют на достаточно высоком уровне (табл. 1).
В табл. 3 представлено ориентировочное распределение трудоемкости технического обслуживания по агрегатам и системам автосамосвалов.
Трудоемкость Т, как уже отмечалось, задается конструк-тивно, но может изменяться в зависимости от степени совер-шенства организации системы технического обслуживания и механизации профилактических работ.
40000
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
0
2002
[ продолжительность простоев
2003 2004
Год
□ 'Простой на ремонте
2005
ІЗ Простої! на линии года
Вёп. 1.1дШё№ёдаёштдй їдіпдіаа пдаапоа Ьабиаае+апегш аадіддаіпїідда їі АОЇ
16000
14000
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
7907
10363
149
98
ні
06 79
9eia
Ben. 2. Nddrnyy Ш^жедМйШдй aaifinaiinaacia її ёaaддaёa^
7000
6000
5000
4000
р 3000
2000
1000
Рез
Рор ОФ АТП Погода ГСМ
Причины простоев
0
Вёп. 3. ЇдіаиекедаешШдй їдіпдіаа аадШапПаШа ^а ёёё її аїааі
8025
2967
1 - АТП 2 - Рор 3 - ОФ 4 - Рез 5 - Погода 6 - ГСМ
12374
Вёп. 4.1аиау Хдгшёкёдаёййпдй Шпдгаа аадтаипааёга (а ёё(её (а 2003-2005 аа.
о
cd
F
30000
25000
20000
15000
10000
5000
2002
2003 2004
годы
2005
Вёй. 5. ЇдШiё№ёдdёшШдй ЇдШдіШ aabinannaaeia ^a дитди її ataai
0
312
11.31
1 - ДВС 4 - мотор-колесо 7 - гпа 10 - эл. об.
2 - гид 5 - трансмис. 8 - сварка 11 - рем. шин
3 - отс. шин 6 - рем. ред. 9 - отс. з/ч 12 - оэ з/ч
1 - АТП 2 - Рор 3 - ОФ 4 - Рез 5 - Погода 6 - ГСМ
Вёп. 6. Іаиау ШШШкёдйёОМдй їдіпоіаа аадіпаїіпааеіа ш дaїї^де Митих аадаааоов ё одёов да 2003-2005 аа.
Оааёеоа 1
Показатели А01 N1 "Уда^уб" Ё!дшдпёёё А1Ё А1 "Ш АП" 1АЮЁ "Ёо^аайп-даудауоголй"
Ехубоебешо оШе^апёхе 6iaпn6ё/ёmiёь5iafflёy 1абёа Айбаахоёа, 6-ё! ^a 1 6 Йайашп6ё Оааёшйё бапбш 6Йёёаа а/6^ аь або^ь 0,99/0,84 45850 72,5 _/0,87 45497 95,4 0,91/0,89 36952,8 119,5 _/0,864 42735,7 91,75
Оааёёба 2
Оаёдё+аПёёа ё даёНашдшыа пёпдаш шдёгдё+ипдё ё дддаШШпдё
Аёай 1апёожёаа1ёу 1адё!аё+1т6й обслуживания 1дт6!ё, + ОдоаШ-ётбй, +аё- 1дё1а+а1ёа
И доё!-шапбао Ваёиа1- аоашё I! доё|а|апбао Оаёбё+апёая Ваёца1аоа1ая
А1 А1 Ажаa^аaй (ажаташ) 0.7 0.7
А1 1 ба$ в Шаё]э 1.2 1.4 А бааТ6а Й боёТ-аТап6а6 уётё6а6а-бёё аё9аёу, ()
О1-1 О1-1 250 Й6ь^-4000-5000 ёi 287,5 и6ь^ 250 Й6ь^-3500 а 5000 а 7 22.5
О1-2 О1-2 500 и6ь^ 8000-10000 км 578 и6ь^- 750 и6ь^ 20000 ёi 19 51
О1-3 О1-3 1000 и6ь^ 1600020000 ёi 2300 Й6ь^- 1500 и6ь^-20000 ёi 24 70
1В-1 6000 и6Х -^ 128 405
1В-2 12000 Й6ь^- 224 690
N1 N1 2 ба^а а ага 34 34
Оааёёба 3
1дёа1дёдш1+иа датдаааёшёа дддШшёШдё даогё+апёгш гапёдкёашёу АаёА^-75131 и айдайадш ё пёпдшш, %
Аадааа6, пёп6а1а, 01-1 01-2 01-3
йадаоёу
1аиёё йш6б аа6шаёёу 13.5 6 4
Ма^ша ё ^ёп6ша баш6й 13 13 9.1
Ааёаа6аёй ё ййХ пёп6аш 20 24 30.9
Yёаё6бiiаобiб6aiaa^ёа, iбёаiбй уёаё6бё^апёёа ia0ё^й ё 36.5 36 30.6
D6ёаaiа 6iбaaёа^ёа 5 4 8.9
6X6^?^ nёn6аiй 4.5 4 4.6
Пбiёёaйaa£шёё iа0a^ё5І 7.5 6 6.3
КаМпёа ёiёаna n66iёбй - 7 5.1
Е6ХйХ 100 100 100
Определить конкретно влияние этих условий на трудо-емкость ТО представляет значительные трудности, поэтому на практике условно принимается единый показатель - число автосамосвалов в автотранспортном предприятии. Действи-тельно, только в крупном предприятии можно в достаточной мере обеспечить каждый пост технического обслуживания необходимыми средствами механизации профилактических ра-бот, создать стройную систему ТО и тд.
При определении трудоемкости ТО выведена зависимость ее от грузоподъемности автосамосвалов с электромехани-ческими трансмиссиями:
ТТО = Ча
0,136 + -
0,455
(Ча - 0,45)0
+ 0,6.
(1)
Представлены парные корреляционные связы для определения трудоемкости технического обслуживания агрегатов автосамосвалов от их грузоподъемности.
После накопления опыта эксплуатации автосамосвалов осо-бо большой грузоподъемности в 1984-1985 гг. для них скорректированы периодичность, равная периодичности ПР, и трудо-
емкость ТО, равная трудоемкости ПР, в зависимости от эксплуатационных факторов.
Выводы и рекомендации
•Повышение надежности автосамосвалов БелАЗ должно обеспечиваться двумя основными способами:
путем выявления наименее надежных деталей, узлов и агрегатов;
путем совершенствования технической эксплуатации автомобилей;
•Общая продолжительность простоев автосамосвалов на ремонте за 2002-2005 гг. составляет 43038 часов, из них самые большие доли относятся на электрооборудование (16,32 %), сварка (14,39 %), ДВС(13,01 %), ремонт шин (13,54 %).
•Основные технико-экогомические показатели работы автосамосвалов БелАЗ-75131 в условиях СП «Эрдэнэт» по сравнению с другими горно-добывающими предприятиями дос-таточно высоко.
•Разработанная новая структура системы периодичности и трудоемкости ТО и Р рекомендуется внедрять в АТП СП «Эрдэнэт».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кулешов А.А., Марголин И.И. Пневмоколесные машины с бортовыми приводами и мотор-колесами. - М.: Машинострое-ние,1995.
2.Пурэвтогтох Б. Ил уурхайн автотээврийн хэрэгслийн ашиг-лалт. УБ.: “Эдмон”, 2004.
3.Пурэвтогтох Б., Серебрянников О.Д. Экспериментальные исследования процесса движения автосамосвалов в карьерных условиях. Техника и технология разработки. - МПИ, УБ, 1991.
— Коротко об авторах -------------------------------------------
Пурэвтогтох Б. - профессор, доктор (Ph.D),
Орхонтуул Б. - доктор (Ph.D), МГУНТ
Сономдорж Г., Олзийбурэн С., С. Цэвэгмид - СП «Эрдэнэт».