УДК 338.24
Герасимов Борис Никифорович,
д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИИ
Россия, Самара, Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка», [email protected]
Аннотация. В системах управления организациями производится построение процесса проектирования услуг. Структурные элементы процесса управления проектированием услуг формируются в рамках подпроцессов управления. Каждый подпроцесс включают совокупность функциональных задач управления, объединенных в рамках управленческого цикла. Структурирование составных частей процесса проектирования повышают качество и эффективность деятельности организации.
Ключевые слова: организация, процесс, управление, проектирование, услуга, технология, инновационное предложение, эффективность.
Boris N. Gerasimov,
Doctor of ekonomic sciences, professor of мanagement
RESEARCH AND DEVELOPMENT THE PROCESS OF MANAGING THE DESIGN OF THE ORGANIZATION'S SERVICES
Russia, Samara, Samara state University of management «International market Institute»
Abstract. In systems of management of the organizations construction of process of design of services is made. Structural elements of the service design management process are formed within the framework of management sub-processes. Each subprocess includes a set of functional management tasks integrated within the management cycle. Structuring the components of the design process improves the quality and efficiency of the organization.
Keywords: organization, process, management, design, service, technology, innovative proposals, efficiency.
В современных условиях деятельности проектных организаций является необходимость постоянного исследования и развития процессов проектирования и разработки продукции или услуг, что определенно может служить одним из факторов конкурентных преимуществ этих организаций, укрепления их экономической безопасности и рыночных позиций [1, 15].
Цель данной работы заключается в изучении процесса управления проектированием услуг» и разработка рекомендаций по совершенствования управления этим процессом в организации.
Стратегия процесса проектирования услуг - есть выбор или развитие этих объектов производства, их разработка и документирование. Цель стратегии процесса проектирования услуги - обеспечение её конкурентных преимуществ.
При проектировании услуги необходимо учитывать факторы: создание услуги и ее разработка; высокая степень гибкости услуги; элементы услуги не поддается точному определению; многие её элементы определяются компетенцией персонала; в процессе обслуживания отсутствует юридическая защита [6].
Рассмотрим деятельность выбранного подпроцесса на примере организации «Спектр» [11], в ходе анализа которой была выявлена ведущая роль процесса управления проектированием услуг.
В данной организации имеется ряд проблем, в том числе: недостаточно высокое качество сервиса оказываемых услуг; оказание не полного спектра услуг; отсутствие дополнительного оборудования; недостаточное количество сотрудников; недостаточная автоматизация; долгий срок изготовления продукции.
В этом случае необходима разработка и внедрение технологии выполнения данного процесса для решения возникших проблем.
Под технологией понимается упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента использования исходных данных до получения требуемого результата [2, 3].
Важнейшей задачей технологий управления в любых организациях является разработка деятельности процессов, подпроцессов и их составных частей, формирование, поддержание и улучшение на основе новых методологических инструментов для достижения заданных результатов [4]. Сама же технология процессом предполагает последовательную реализацию следующих этапов: подготовка (определение начальных параметров); проведение (реализация основных проектных решений); заключительные операции (оформление документации); мониторинг (подведение итогов, анализ качества и эффективности выполнения) [14].
Каждый этап состоит из нескольких операций, которые позволяют организации «Спектр» эффективно осуществлять управление проектированием продукции. Фрагмент технологии развитием проектирования услуг представлена на рис. 1.
Рассматривая операции технологии, следует отметить, что роль каждой из них весьма важна в подпроцессе управления проектированием услуг [5].
1. Подготовка
2. Проведение
Рис. 1. Технология управления развитием проектирования услуг
Инновационный потенциал отражает возможности атрибутов организации, процессов и объектов организации к обновлению, а также он характеризует тот максимальный объем услуг, который возможен при полном применении имеющихся мощностей и ресурсов [7]. Инновационный потенциал процесса управления проектированием услуг представлен в табл. 1.
Таблица 1.
Инновационный потенциал процесса управление _проектированием услуг_
Наименование элемента процесса Состояние
низкое нормальное высокое
1. Услуги 1.1 Не высокое качество проектируемых услуг 1.1 Проектирование услуг контролируется на хорошем уровне, есть недочеты 1.1 Услуги спроектированы идеально
2. Качество 2.1 Контроль за качеством проектируемых услуг отсутствует. 2.2 Не налажена система качества 2.1 Регулярная проверка качества. 2.2 Отслеживание сроков проектирования 2.1 Контроль качества проектирования на всех этапах
3. Специалисты 3.1 Привлечение непрофессионалов в области проектирования. 3.2 или не привлечение специалистов вообще 3. 1 Непостоянный контроль специалистами процесса проектирования услуг 3. 1 Контроль на всех этапах проектирования в течение всего процесса
4. Оборудование 4.1 Использование оборудования неизвестного качества 4.2 Отсутствие контроля оборудования 4.1 Непостоянный контроль оборудования 4.2 Использование почти изношенного оборудования 4.1 Использование исключительно только качественного оборудования 4.2 Постоянный контроль за работой оборудования
5. Технологии 5.1 Использование устаревших технологий проектирования услуг 5.2 Отсутствие контроля технологий 5.1 Использование технологий без их регулярного обновления и совершенствования 5.1 Использование новейших технологий 5.2 Контроль технологий 5.3 Постоянное обновление технологий
6. Цели 6.1 Цели не обеспечивают конкурентоспособность проектируемых услуг 6.2 Нечеткие 6.1 Обеспечение конкурентоспособности 6..2 Сформулированы 6.1 Строгая, сильная конкуренция. 6.2Четко сформулированы
Эффективная реализация возможностей инновационного потенциала положительно влияет на развитие форм и содержания услуг организации в т.ч. ассортимента, качества, времени выполнения и т.д. [12].
Средством для осуществления технологии процесса управления проектированием услуг в организации «Спектр» является разработка и внедрение ряда инновационных предложений по развитию данного процесса, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2. Предложения по развитию подпроцесса управления проектированием услуг в организации
Наименование мероприятия Средства реализации Ожидаемые результаты
1. Улучшение проектирования услуг 1. 1 Закупка новейшего оборудования 1.2 Набор квалифицированных специалистов 1.3 Обучение персонала новым технологиям 1.4 Внедрение новейших технологий 1.1 Услуги спроектированы идеально
2. Усиление контроля качества проектирования услуг на всех этапах 2.1 Наладка системы качества 2.2 Строгое отслеживание сроков проектирования 2.3 Набор дополнительного персонала или установка дополнительного оборудования для усиления контроля 2.1 Контроль качества проектирования услуг на всех этапах
3. Контроль специалистами производства на всех этапах проектирования услуг 3.1 Привлечение квалифицированных специалистов 3.2 Постоянный контроль специалистами производства 3.1 Более качественная продукция, благодаря постоянному контролю специалистов
4. Контроль качества оборудования 4.1 Покупка нового, качественного оборудования. 4.2 Постоянный контроль и диагностика оборудования 4.1 Использование только качественного оборудования
5. Повышение технологической мощности организации 5.1 Закупка новейших технологий 5.2 Набор специалистов для контроля использования технологий 5.1 Использование в проектировании услуг только новейших технологий 5.2 Контроль за использованием технологий
6. Изменение себестоимости проектирования услуг 6.1 Закупка уникальных технологий 6.2 Использование уникальных технологий, снижающих себестоимость продукции без потери качества 6.1 Уменьшение себестоимости проектирования услуг
При реализации предложений по совершенствованию подпроцесса управления проектированием услуг нужно учитывать несколько факторов [8]. Повышение квалификации специалистов, развитие карьеры
управленцев персонала подразумевает определенные денежные затраты. Аналогично и многие другие предложения, особенно развитие и расширение производственных мощностей. Кроме того, каждое из предложений по модернизации процесса управления проектированием продукции имеет свои условия для начала внедрения изменений.
Экономическое обоснование предложений - это определение основных количественных и качественных экономических показателей деятельности организации, показывающих целесообразность разработки и внедрения разработанных технологии и мероприятий [9].
Эффективность - качественная категория, связанная с интенсивностью развития организации [10]. Она характеризует способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и усилий, а также продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели.
В ходе исследования информации об организации в качестве наиболее эффективных предприятий по реализации инновационного потенциала были выделены:
повышение квалификации специалистов; совершенствование технологического оборудования; повышение уровня расходных материалов.
Для того чтобы определить целесообразность применения данных предложений необходимо составить прогноз эффективности их влияния на экономические показатели [16, 18].
Для осуществления данных мероприятий требуется приобретение перечня товаров: новые стоматологические установки в количестве 3 за 650 000 рублей; стоматологический дентальный микроскоп за 1 450 000 руб., а также закупка расходных стоматологических материалов нового поколения в количестве за 800 000 руб. Кроме того, на реализацию предложений: для набора квалифицированного персонала потребуется 20 000 руб., на обучение и повышение квалификации персонала - 100 000 руб. Итого 4 320 000 руб.
В качестве основных показателей деятельности за 2014-17 гг. были выбраны доход, себестоимость, валовая прибыль, чистая прибыль, рентабельность. Данные показатели были взяты из отчёта «О прибылях и убытках организации «Спектр» [13].
Для прогнозирования деятельности этой организации были представлены сведения о его деятельности [16, 18]. В состав группы экспертов вошли: зам. директора по экономке, главный бухгалтер, системотехник, экономист, маркетолог. Экспертами было предложено выполнить три прогноза.
Первый прогноз характеризует показатели деятельности организации на данный период времени (2019 г.). Второй прогноз отражает показатели деятельности организации на 2020 г., при этом предложения по улучшению не были учтены. Третий прогноз деятельности организации также определяет показатели на 2020 г. с учётом реализации предложений.
На основе оценок экспертизы были выявлены предполагаемые изменения экономических показателей организации, которые представляются в абсолютном и процентном соотношении показателей данного периода к последним фактическим данным деятельности организации (2018 г.) [17].
Сведения о прогнозах деятельности и деятельности организации «Спектр» за 2017-20 гг. сводятся воедино и представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сведения о деятельности и прогнозах деятельности организации «Спектр» за 2017-20 гг.
Наименование показателей Значение показателей
данные 2017 г. данные 2018 г. прогноз 2018 г. прогноз на 2020 г. без мероприятий прогноз 2018 г. с мероприятиями
сред ние изм, % средние изм, % средние изм, %
Доход, тыс. руб. 90007 91992 8802 4 -4,3 92199 0,2 95498 3,8
Себестоимость, тыс. руб. 89491 91004 8767 1 -3,7 91801 0,9 95082 4,5
Валовая прибыль, тыс. руб. 389,4 397 353 11,2 398 0,1 416 4,6
Чистая прибыль, тыс. руб. 311 318 282 11,2 318 0,1 332 4,6
Рентабельность, % 0,35 0,35 0,32 -7,1 0,34 -0,7 0,45 0,7
После проведенного анализа изменения показателей, выполненных экспертами, можно сделать вывод, что затраты на предлагаемые мероприятия, в конечном итоге, принесут существенное улучшение практически всех экономических показателей дополнительный доход, а также положительным образом повлияют на имидж организации «Спектр» в рыночной среде большого города.
Список литературы: 1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.
2. Балашов А.И. Производственный менеджмент (организация производства) на предприятии. СПб.: Питер, 2009. 160 с.
3. Воронина Э.М. Производственный менеджмент М.: МЭСИ, 2003. 159 с.
4. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления изменениями в организациях // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. № 1. С. 10-19.
5. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Инструменты обеспечения технологий решения задач управления организациях // Управленческие науки. 2018. №1. С. 82-89.
6. Герасимов Б.Н. Моделирование содержания и взаимоотношений процессов организации // Russian Journal of Management. М.: ИНФРА-М. 2017. Т. 5. Вып. 4. C. 549-557.
7. Герасимов Б.Н. Структура и содержание процессов деятельности организаций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №4. С. 17-26.
8. Герасимов Б., Герасимов К. Построение систем управления: теория, методология, технологии. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 288 с.
9. Герасимов Б.Н. Исследование и проектирование процессов управления конфликтами в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №3. С. 99-108.
10. Герасимов Б.Н. Структура и содержание процессов деятельности организаций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №4. С. 17-26.
11.Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Личностное постижение мира. Саратов: «Амирит», 2018. 448 с.
12. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений. М.: КНОРУС, 2007. 272 с.
13.Гуияр Ф.Ж., Нелли Д.Н. Преобразование организаций / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 370 с.
14.Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦР, 2003. 864 с.
15.Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный
менеджмент: пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 1169 с.
16.Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Игровое моделирование поведенческой деятельности управленцев // Поведенческий менеджмент в организациях: сб. ст. ме-ждунар. науч.-метод. конф. Пенза: ПДЗ, СГАУ, 2009. С. 73-77.
17. Щедpовицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 759 с.
18. Zhu L., Cheung S.O. Harvesting Competitiveness through Building Organizational Innovation Capacity. Journal of Management in Engineering. 2017. Vol. 33 №5, P. 401435.
УДК 338.22.01
Баринов Владимир Александрович,
профессор, д-р экон. наук, профессор
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И РЫНКИ ПРОДУКЦИИ HIGH-TECH
Россия, г. Москва, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Аннотация. В статье исследуется подход к организации процессов диверсификации высокотехнологичных производств основанный на изучении спроса на рынке. Приведена модель диверсификации производств ОПК базирующаяся на анализе выпускаемых продуктов по секторам рынка. Показаны особенности рынка B2G