Научная статья на тему 'Исследование и разработка технологических режимов флотации коксующихся углей марки ж из месторождений вечной мерзлоты'

Исследование и разработка технологических режимов флотации коксующихся углей марки ж из месторождений вечной мерзлоты Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
273
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование и разработка технологических режимов флотации коксующихся углей марки ж из месторождений вечной мерзлоты»

КЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА

2000" :

МОСКВА, МГГУ, 31 января - 4 февраля 2000 года

н

^ А. В. Костромитин,

А.Н. Муклакова, 2000

УДК 622.765:622.33:551.34

А. В. Костромитин, А.Н. Муклакова

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ФЛОТАЦИИ

■ЛТ/Ч ПЛМ/ ПП ІІІІІ ПРІ II I л ■ я

I Я

Т

ехнологическая схема обогащения углей ОФ «Нерюнгринская» включает в себя флотацию угольного шламов кл. 0-0,5 мм с получением 3-х продуктов обогащения: концентрата, промпродукта и породы. Питанием флотации является слив багер-элеватора крупностью 0-0,5 мм и фильтрат концентрат-ных дисковых вакуум фильтров.

С момента пуска обогатительной фабрики произошли изменения сырьевой базы, отдельных узлов технологической схемы флотации, в углях марки К повысилось содержание кл. 0-0,5мм от 24 % до 29 %. Высокое шламообразо-вание привело к существенному увеличению фронта флотации - в настоящее время объем первичных флотируемых шламов составляет 4200 м3, вместе с фильтратом вакуум-фильтров на флотацию поступает 6000 м3. Высокое содержание твердого в фильтратах дисковых вакуум-фильтрах, являющихся циркуляционной нагрузкой флотационного отделения, нарушает равновесное состояние водно-шламовой схемы. Это в свою

■ Р1ЛТ1 I

очередь отражзется на перераспределение полезных и неполезных компонентов между продуктами обогащения как по выходу так и по зольности, снижается селективность разделения. Так, например, в отходах промышленной флотации теряется до 10 % кон-центратных фракций. Увеличение содержания тонких классов в питании флотации приводит к снижению производительности флотофильтровального отделения, отрицательно сказывается на показателях флотации и водношламовой схемы фабрики: плотность флотоконцентрата составляет 180-220 г/л, содержание твердого в оборотной воде достигает 40 г/л.

Повышенное содержание высокозольных тонких классов в исходном питании флотации требуют повышенного расхода реагентов. Используемые на фабрике реагенты дизельное топливо и кубовые остатки бутиловых спиртов недостаточно селективно действуют на флоти-руемость тонких частиц. Зольность отходов флотации не превышает 55 %.

В отдельные периоды на обогащение поступает уголь марки Ж,

который отличается по технологическим свойствам от углей проектной марки К. При флотации углей марки Ж этими реагентами не удается получить кондиционную зольность флотоконцентрата. После обогащения углей марки Ж на фабрике требуется очистка оборотной воды, так как обогащение углей марки К с содержанием в оборотной воде значительного количества тонкодисперсных частиц марки Ж отрицательно влияет на показатели продуктов обогащения.

В рамках настоящей работы оценивается влияние на показатели флотации изменения сырьевой базы по крупности и флотируемости.

Целью исследований является разработка технологической схемы и реагентного режима, интен-сифицирущих флотацию угольных шламов марки Ж. Исследовалось влияние на флотируемость отсева кл. 0-0,5 мм угля марки Ж (Вос-точно-Чульмаканского месторождения участка «Угольный») содержание тонких классов крупностью менее 0,1 мм в оборотной воде.

В табл. 1 приведены изменения гранулометрической характеристики питания флотации в зависимости от содержания твердого в оборотной воде. Ситовая характеристика твердого оборотной воды характеризуется небольшим выходом кл. 0,2-0,5 мм -2,3 %, выход тонких классов крупностью менее 0,1 мм составляет 65 %.Увеличение твердого в оборотной воде от 0 до 24 г/л приводит к повышению зольности исходного питания от 13,7 % до 18 %. При этом происходит увеличение зольности в каждом классе крупности от 0 до 0,5 мм. Выход тонких классов менее 0,1 мм в питании флотации увеличивается на 7 %.Анализ влияния содержания твердого в оборотной воде на характеристику крупности

Таблица 1

СИТОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ФЛОТАЦИИ С РАЗЛИЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ТВЕРДОГО В ОБОРОТНОЙ ВОДЕ

Вы- ход^ Извле- чение^ Золь- ность,% Вы- ход^ Извле- чение,% Золь- ность,% Вы- ход^ Извле- чение^ Золь- ность,%

0,2-0,5 39,3 40,3 11,6 37,3 38,9 12,3 35,5 37,6 13,0

0,1-0,2 30,8 30,7 14,1 29,1 29,4 15,0 27,6 28,3 15,8

0-0,1 29,9 29,1 16,0 33,6 31,7 20,9 36,9 34,1 24,3

Итого 100,0 100,0 13,7 100,0 100,0 16,0 100,0 100,0 18,0

угля марки Ж показывает, что результаты флотации - выходы продуктов, зольность концентрата и отходов флотации будут неодинаковы. Содержание твердого в оборотной воде водно-шламо-вой схемы фабрики колеблется от 10 до 40 г/л.

В связи с этим в работе исследовано влияние на флотируе-мость угля марки Ж качество и количество оборотной воды с содержанием твердого 12, 24 г/л. Опыты проводились на лабораторной флотомашине с использованием реагентов, применяемых ОФ «Нерюнгрин-ская». Расход собирателя - дизельное топливо - 1000 г/т, вспенивателя - кубовых остатков бутиловых спиртов - 100 г/т. Во всех флотационных опытах время съема 1-го концентрата 2 мин, 2ой концентрат снимался до окончания процесса флотации. Содержание твердого в исходном флотации 100 г/л. Дозировка реагентов была аналогична фабричному режиму: 70 % реагентов подавалось в голову флотации, 30 % после снятия первого концентрата. Кроме того проведены сравнительные флотационные опыты на чистой воде при тех же условиях, кинетические опыты с дробным съемом пенного продукта с использованием дизельного топлива и 2-х типов пенообразователей: кубовых

остатков бутиловых спиртов и нового реагента Карбофлот. Соотношение Карбофлота и дизельного топлива - 1:4. В табл.

2 приведены результаты кинетические опытов флотации, ко-

торые показывают, что при использовании нового реагента общее время флотации на 30 сек меньше по сравнению с фабричным вспенивателем. При равной зольности концентрата 10,8 % получено на 5,5 % больше выхода концентрата с использованием нового реагента, время флотации 1 мин. В кинетических опытах определить оптимальное время флотации при заданной зольности флотоконцентрата - 9 % не удается так как зольность первого концентрата составляет 9,5 %. Это говорит о том, что уголь марки Ж

Рис. Кривые флотируемости угля марки Ж

активно флотируется, нарушая селективность разделения, когда в первую минуту всплывают в пенный продукт не только малозольные угольные частицы, но и тонкодисперсные карбоминериты.

На рис. приведены кривые флотируемости угля марки Ж, сфлотированные на чистой и оборотной воде с содержанием твердого 12 г/л. Сравнивались реагенты, применяемые на фабрике и Кар-бофлот с дизельным топливом в соотношении 1:4.

Лучшие показатели по флото-концентрату получены при флотации на чистой воде с реагентами дизельное топливо и кубовые остатки бутиловых спиртов: выход концентрата составил 85,9 % с зольностью 9,2 %. Флотация на оборотной воде существенно снижает выход концентрата, при этом во всех опытах получены низкозольные отходы флотации - от 31,2 до 46,2 %.

Исследования влияния содержания твердого в оборотной воде на флотируемость углей марки Ж

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ КИНЕТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ ФЛОТАЦИИ УГОЛЬНЫХ ШЛАМОВ МАРКИ Ж

Наименование продуктов Время флотации- сек Выход, % Зольность % Суммарный выход, % Суммарная зольность, %

Дизельное топливо - 1000 г/т; КОБС -100 г/т

Концентрат 1 30 28,9 9,5 28,9 9,5

Концентрат 2 30 20 12,8 48,9 10,8

Концентрат 3 30 21,8 13,6 70,7 11,7

Концентрат 4 30 10,4 15,1 81,1 12,1

Концентрат 5 60 4,6 17,1 85,7 12,4

Концентрат 6 60 1,8 18,2 87,5 12,5

Отходы сходное питание 240 12,5 100 64,5 100 19,0

Дизельное топливо + Карбофлот-1000 г/т (4:1)

Концентрат 1 30 30,9 9,8 30,9 9,8

Концентрат 2 30 23,5 12,1 54,4 10,8

Концентрат 3 30 14,7 13,5 69,1 11,4

Концентрат 4 30 14,2 18,2 83,3 12,5

Концентрат 5 60 5,9 21,5 89,2 13,1

Отходы сходное питание 180 10,8 100 67,9 100 19,0

показали, что существует допустимое оптимальное соотношение различных классов крупности во флотируемой пульпе, когда из угля возможно получение концентрата кондиционной зольности и отходов флотации зольностью более 60 %. По предварительным исследованиям содержание твердого в оборотной воде не должно превышать 20-25г/л, при этом общее приращение выхода класса менее 0,1мм в исходном питании не должно превышать 5-7 %.

Очевидно, что при флотации углей марки Ж рекомендуется ограничение выхода концентрата в первых камерах - флотация с небольшим расходом реагентов, где

должны извлекаться легкофлоти-руемые угольные частицы, селективность разделения в первых четырех камерах должна быть достаточно высокой. Общее время флотации составляет 3 мин, фронт флотации фабрики достаточен для переработки угольных шламов с меньшей скоростью выхода флотоконцентрата и достижения требуемых показателей флотации.

Проведенные исследования показывают на возможность повышения эффективности флотации углей марки Ж. На практике, в каждом конкретном случае за счет подбора реагентов и стабильного содержания оборотной воды в

системе возможно интенсифицировать процесс флотации углей марки Ж. Для промышленной флотации углей марки Ж необходимо составить режимные карты, отражающие оптимальные расходы и распределение реагентов по фронту флотации. Содержание твердого в оборотной воде не должно превышать 25 г/л, приращение выхода класса крупностью менее 0,1 мм в исходное питание флотации не более 5-7 %. Предложенные направления повышения эффективности флотации положительным образом повлияют на результативность работы ОФ «Нерюнгринская».

Костромитин А.В. - ОФ «Нерюнгринская» ГУП «Якутуголь».

Муклакова А.Н.— Комплексный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт обогащения твердых горючих ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.