Научная статья на тему 'Исследование и разработка методов и моделей построения комплексов программ'

Исследование и разработка методов и моделей построения комплексов программ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
224
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СИСТЕМЫ / ПРОГРАММИРОВАНИЯ / MODEL / SYSTEM / PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Драгныш Николай Васильевич

Рассмотрены базовые модели и принципы построения комплексов программ, основанные на разработках в процессе проектирования, анализа и синтеза сложных систем, использование которых позволяет создать среду конструирования комплексов программ, удовлетворяющую рассмотренным требованиям. Предложен конструктор моделей системы, отличающийся универсальностью, общностью подхода к реализации различных видов моделей системы. Конструкторы моделей позволяют специалистам конкретных предметных областей разрабатывать модели программных систем в понятиях самих предметных областей, а не с помощью конструкций языков программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Драгныш Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF THE METHODS AND MODELS OF PROGRAMS COMPLEXES CONSTRUCTION

Base models and principles of programs complexes construction, based on developments in the process of designing, the analysis and synthesis of the difficult systems which usage allows to create the environment of programs complexes designing, meeting the considered requirements are considered. The designer of systems models, different by universality, an approach generality to implementation of various sorts of systems models is offered. Models designers allow experts of concrete subject domains to develop program systems models in subject domains concepts, instead of by means of programming languages constructions.

Текст научной работы на тему «Исследование и разработка методов и моделей построения комплексов программ»

ятия. ДИС. - № З, 2002. - С. 6-і6.

З. .

// IT Директор - №1. - 200З.

Дагаев Александр Владимирович

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]

347928, Таганрог, ГСП 17А, Некрасовский, 44. Тел: 88634-371-689

Лебедев Владимир Борисович E-mail: [email protected] Тел: 88634-311-310

Бородянский Юрий Михайлович E-mail: [email protected] Тел: 88634-311-310

Ивахненко Александр Александрович E-mail: [email protected] Тел: 88634-311-310

Проскуриков Александр Викторови E-mail: [email protected] Тел: 88634-311-310

Dagaev Alexandr Vladimirovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University E-mail: [email protected]

44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928. Phone: 88634-371-689

Lebedev Vladimir Borisovich

E-mail: [email protected] Phone: 88634-311-310

Borodiansky Ury Mikhailovich

E-mail: [email protected] Phone: 88634-311-310

Ikhvanenko Alexandr Alexandrovich

E-mail: [email protected] Phone: 88634-311-310

УДК 681.3.06

Н.В. Драгныш

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ПРОГРАММ

Рассмотрены базовые модели и принципы построения комплексов программ, основанные на разработках в процессе проектирования, анализа и син-

i78

теза сложных систем, использование которых позволяет создать среду конструирования комплексов программ, удовлетворяющую рассмотренным требованиям. Предложен конструктор моделей системы, отличающийся универсально, . Конструкторы моделей позволяют специалистам конкретных предметных областей разрабатывать модели программных систем в понятиях самих пред, .

Модель; системы; программирования.

N.V. Dragnysh

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF THE METHODS AND MODELS OF PROGRAMS COMPLEXES CONSTRUCTION

Base models and principles of programs complexes construction, based on developments in the process of designing, the analysis and synthesis of the difficult systems which usage allows to create the environment of programs complexes designing, meeting the considered requirements are considered. The designer of system’s models, different by universality, an approach generality to implementation of various sorts of system’s models is offered. Models designers allow experts of concrete subject domains to develop program systems models in subject domains concepts, instead of by means of programming languages constructions.

Model; system; programming

Постановка задачи. Все более ускоряющаяся компьютеризация всех областей человеческой деятельности приводит к огромному росту потребности в программных продуктах, которые будут удовлетворять потребностям все новых пользователей. При этом, будущие или настоящие пользователи компьютеров не в состоянии написать программный продукт из-за непреодолимой для них сложности языков программирования, а профессиональные программисты, которых ,

, .

Выходом из сложившейся ситуации может служить создание среды разработки сложных комплексов программ. Эта среда должна быть реализована , -бокие познания в области программирования и чтобы качественный программный продукт мог быть написан представителем конкретной предметной области, конкретного производства, который, в свою очередь, владеет темой намного лучше даже самого подготовленного программиста.

Анализ современной сферы программирования и развития компьютерных технологий позволяет зафиксировать очередной текущий кризис программиро-

.

отставания повышения эффективности разработки программных систем от запросов пользователей и развития аппаратных решений.

Математические основы и базовые принципы построения среды разработки комплексов программ. Сложные системы в программировании ничем не отличаются от других сложных систем. Следовательно, подходить к разработке программных систем надо с помощью наработок, полученных при проектировании, анализе и синтезе сложных или больших систем [1].

Исходя из анализа развития методов и моделей построения комплексов ,

можно выработать требования, предъявляемые к среде разработки комплексов программ, выполнение которых необходимо для выхода из текущего кризиса программирования:

- Ориентированность на пользователя-непрограммиста.

- Разработка средств управления сложностью.

- Поддержка не только синтеза системы, но и анализа, хотя бы на описательном уровне. Также должна существовать возможность перехода от задачи реализации системы к задаче поиска (исследования) ее вида.

- .

-

, .

- -

, .

- . -

, , труднее их совершать.

- .

- .

Любую систему можно представлять в виде совокупности элементов, соединенных между собой различными связями. При этом элементы сами могут являться системами и в свою очередь состоять из подсистем, соединенных связями. Каждый элемент удобно рассматривать как "черный ящик", т.е. он имеет входы и выходы для связи с другими элементами, а также внутренность, скрытую от разработчика на данном уровне иерархии.

В качестве основных “кирпичиков” для построения сложных программных систем целесообразно использовать понятия: система, связи и модели. Формально под программной системой будем понимать объект [2,3]: 5 = [X, У, О,М], где X - множество входов; У - множество выходов; О - множество сигналов управления; М - множество моделей. Множества Х,У разных систем образуют связи между системами. Все связи между двумя подсистемами

и sJ образуют множество связей (с : ^ 5 ). Поток управления О включает в

себя управление системой (например, изменение входов, выходов, выбор текущей модели, изменения числа моделей) и управление выделенной моделью (на, -).

Каждая система содержит множество моделей. Причем одна из моделей .

в выходы. М = [ш1,..., т*ти } • Под моделью системы будем понимать упрощенное отображение существенных сторон реальной системы, выраженное в некоторой форме и описывающее правило (оператор) преобразования входных X сигналов в выходные У. (У=М(Х), где М - модель системы).

М -

вий (математических, логических, алгоритмических и т.д.), позволяющих установить соответствие между входными и выходными сигналами.

Совокупность доступных операций и действий, а также правила и ограничения их применения для разработки конкретной модели системы определяет язык описания моделей.

Язык описания моделей определим как упрощенное отображение существенных сторон реальной проблемной области, позволяющее в понятиях этой области описать модель системы.

,

решения в терминах только самой задачи. Проектировщик должен выбрать язык описания моделей из некоторого банка языков и описать с помощью него модель для решения конкретной прикладной задачи. При этом в общем случае пользователь занимается исследованием, а не программированием.

, -, -, . разработчика системы (модели системы) и модели проблемной области определяет разработчик языка описания моделей.

Интерпретатор языка описания моделей преобразует пользовательское описание модели либо в язык, понимаемый компьютером, либо в запись модели на другом языке описания моделей.

Некоторые понятия и отношения, определяющие модель системы трудно или нецелесообразно определять внутри только одной предметной области. Поэтому в каждом языке описания моделей должен существовать инструмент, позволяющий использование других языков для доопределения некоторых частей

. , -брать способ такого взаимодействия и представить его как требование для языка . , -ния ее частей логично использовать подсистемы.

,

, .

только входами и выходами. То есть модель относится к подсистеме как к чер-, . входы и выходы участвуют в описании модели, в задании понятий и отношений. Подсистема на новом уровне абстрагирования становится самостоятельной системой полностью независимой от модели, впервые описавшей ее. Для реализации моделей этой новой системы соответственно не налагается никаких ограничений на языки описания модели. Ограничения накладываются только на имя , . -венно только в модели базовой системы.

( )

зрения, коллекционировать полноту представления. Этому способствует множе-

,

, .

осуществляться во время работы системы, через поток управления.

Модель должна позволять рассматривать проблему с различной степенью ( ). адаптация модели прямо во время работы системы.

Для реализации конкретной модели системы с помощью понятий некоторой предметной области пользователю надо выбрать конкретный язык описания модели. Чтобы был возможен выбор из некоторого банка языков, к каждому ЯОМ надо прикрепить некоторое описание. Для того чтобы компьютер понимал модель, описанную на ЯОМ, необходим интерпретатор ЯОМ. И, наконец, необходим некоторый интерфейс, с помощью которого пользователь сможет работать с языком описания модели и его интерпретатором. Введем конструктор мо-

дели, который можно описать следующим образом [3]: КМ=[ЯОМ, ИЯОМ, ИКМ, ОКМ], где ЯОМ - язык описания моделей, ИЯОМ - интерпретатор языка описания моделей, ИКМ - интерфейс конструктора модели, ОКМ - описание .

ИЯОМ преобразует описание модели системы в вид, понимаемый компьютером или другим конструктором модели. ИКМ в простейшем случае - редактор языка описания моделей, в более сложном - интеллектуальный интерфейс, упрощающий работу пользователя с ЯОМ в рамках конкретной предметной области. Вид и содержание интерфейса полностью зависит от производителя кон. , всего конструктора модели, понятия и конструкции, используемые в ЯОМ, место в классификации конструкторов моделей и т.д.

Представим иерархию конструкторов модели и их групп в виде выходящего дерева [4, 5] (орграф с источником, не имеющий полу контуров): О = (X,и). Под ориентированными дугами будем понимать отношение включения, т.е. запись вида < х, у > означает, что группа х включает элемент у. Множество вершин разделим на три непересекающихся подмножества:

где х(ич - начальная группа (источник исходящего дерева), X - множество групп, xs^ - множество конструкторов модели.

Пользователь, для того чтобы реализовать конкретную систему, должен выбрать некоторый язык описания моделей, т.е. конструктор модели. Выбор можно осуществить через иерархию, на каждом уровне отметая или выбирая группу, пока, в конечном счете, не придем к конкретному конструктору модели, т.е. к конкретному языку описания моделей. Данный подход учитывает родственность, взаимосвязь конструкторов моделей, но может быть достаточно громоздким, так как приходится осуществлять перебор ветвей иерархии. Как альтернатива запрос конструктора моделей с искомыми характеристиками [6]. Пользователь вводит запрос, в котором содержатся ключевые слова о типе конструктора модели, языке описания моделей, искомой предметной области. Среда разработки выводит ему ссылки на подходящие конструкторы модели, используя информацию запроса и ОКМ всех конструкторов моделей и их групп.

Методологии построения комплексов программ. Общая последова-, :

1. .

2. - .

3. -, .

4. .

5. ( ) .

6. (

).

Опре деленные выше действия можно выполнять параллельно, осуществлять возвраты на любой шаг в любой момент времени: изменять входы-выходы, переопределять связи с другими системами, расширять набор моделей системы, редактировать любую модель. Причем для редактирования программной систе-

мы не нужно приостанавливать ее выполнение. Разработка системы является процессом исследования и поиска оптимального или удовлетворяющего реше-, , процесс кодирования жесткого алгоритма (причем последовательность операций , , ).

Переход на абстракции уровня подсистем позволяет использовать такие положения как автоматическая инкапсуляция, агрегация, виртуализация, классификация [7]. Следование этим принципам в рамках рассматриваемой методологии разработки может существенно облегчить работу пользователя.

Инкапсуляция подразумевает объединение и защиту кода и данных в некоторой сущности. Инкапсуляция необходима, если к создаваемому проекту предъявляются требования надёжности и модернизируемости. Главным следствием инкапсуляции можно назвать необычайно высокую гибкость и настраивае-мость системы. Автоматическая инкапсуляция позволит безбоязненную смену модели подсистемы не только на этапе проектирования, но и при работе программной системы.

Вполне естественным является использование агрегации нескольких систем в новую систему-контейнер. Каждая подсистема обладает некоторым декларированным интерфейсом, с помощью которого с ней могут взаимодействовать другие подсистемы. Контейнеры образуют собственную иерархию - иерархию вложений. Контейнеры могут иметь неограниченную, по крайней мере, теоретически, глубину вложенности, вплоть до элементарных составляющих. Важное качество контейнера заключается в том, что его можно конструировать, а не кодировать.

Простота и удобство механизма виртуальности подсистем в контейнере, предоставляемых агрегацией, позволяют существенно облегчить разработку сложных систем за счёт перехода от упрощенных опытных моделей к промышленным образцам. С другой стороны, на основе данного вида виртуализации можно моделировать и реальную эволюцию сложных систем.

Г отовые системы хранятся в хранилище, для удобства работы с ними используется классификация систем. Функционально родственные системы объединяются в классы, которые, в свою очередь, объединяются в классы следующего уровня иерархии. Классы не могут прямо использоваться как системы. Они только несут информацию об общих функциональных свойствах систем, входящих в этот класс.

На основе рассматриваемой технологии становится проще разрабатывать комплексы программ с высоким уровнем параллелизма. Систему можно представить как некоторую обособленную сущность, взаимодействие с которой осуществляется с помощью объявленного интерфейса. Автоматическая инкапсуляция защищает внутренние подсистемы от случайного или умышленного изменения. Как следствие, несколько систем могут работать параллельно, избегая негативного влияния друг на друга.

Для разработки модели системы пользователь должен выбрать конкретный конструктор модели. То есть разработкой программной системы, необходимой для выполнения задач конкретного пользователя, занимается он сам, используя для этого знакомые ему понятия и конструкции (выбирая соответст-

).

- , -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ром за интерфейсом конструктора модели и языком описания модели.

Общая последовательность действий, выполняемая при разработке моде:

1. .

2. Выбор конструктора модели наиболее подходящего для текущей системы и конкретного пользователя.

3. .

4. ,

модели системы средствами конструктора.

Важным аспектом методологии разработки программных систем является реализация множества моделей системы с помощью различных конструкторов моделей. Эффективность моделей одной системы разработчик может исследовать и “переосмысливать” на любом этапе разработки текущей системы и в любой момент переключить текущую модель системы.

Проектирование среды разработки сложных программных систем. Общая структура среды разработки изображена на рис. 1.

Рис. 1. Архитектура среды разработки сложных программных систем

Интерфейс разработчика предоставляет графические средства пользователю для работы со средой разработки [8].

- . - -дели. Выборщик КМ - выборщик конструктора моделей. БЗ - база знаний. Ин-

- ( ). предназначен для выполнения вспомогательных функций, обеспечивает поддержку разработки программных систем и их моделей, разграничивает данные и процессы в многопользовательской среде, предоставляет доступ к необходимым ресурсам. БД - база данных. КП мн-ва КМ - компонент поддержки множества . - -

.

Показатели эффективности разработки, рассчитанные для реализаций конкретных систем с помощью разработанной среды построения комплексов программ значительно лучше аналогичных реализаций на объектно.

БИБЛИОГРДФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. . . - : Выща школа, 1988. - 360с.

2. Астант С.В., Драгныш Н.В. Базовые принципы построения среды проектирования сложных систем / Труды XI Всероссийской науч.-мет. конф. «Телематика». Т.1. - СПб. 2004. - С. 202-203.

3. Аст ант СВ., Драгныш Н.В. Математические основ ы построения среды проектирования сложных программных систем Труды Международных научнотехнических конференций “Интеллектуальные системы”(Л18’05) и “Интеллектуальные САПР”(САБ-2005). Научное издание в 4-х томах. - М.: ФИЗМАТЛИТ,

.4. 2005.

4. Харари Ф. Теория графов /пер. с англ. - 2-е изд. - М.: УРСС, 2003. - 300 с.

5. Татт У. Теория графов /пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 424 с.

6. Драгныш Н.В. Язык запросов среды разработки сложных программных систем Сборник трудов по итогам XI Международной открытой научной конфе-

“ -мировании”. - Воронеж, 2006. - С.227-228.

7. Драгныш Н.В. Концептуальные положения на уровне систем для новой сре-

/ -. - : , 1(26), 2006.

8. . ., . . -

/ . . « ».

- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 8(63).

Драгныш Николай Васильевич

Таганрогский государственный педагогический институт E-mail: [email protected]

347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, д. 48. Тел: 88634 60-18-99

Dragnysh Nikolay Vasilievich

Taganrog State Pedagogical Institute E-mail: [email protected]

48, Initsiativnaia, Taganrog, 347936. Phone: 88634 60-18-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.