Научная статья на тему 'Исследование и анализ торговых ограничений внешней торговли в городе Владивосток'

Исследование и анализ торговых ограничений внешней торговли в городе Владивосток Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
212
58
Поделиться

Текст научной работы на тему «Исследование и анализ торговых ограничений внешней торговли в городе Владивосток»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

издержек, вызванных переходом к новым технологиям, относительно невелик; инновации, реализуемые в отдельных производственных звеньях производства, не требуют крупных финансовых инвестиций;

перативность управления малыми пре приниматель кими структурами помогает ыс ро совершенствовать и внедрять технологии.

Все попытки создания эффективных инновационных предприятий «сверху» фактически провалились, текущая экономическая политика, направленная на создание госкорпораций, лишь подтверждает этот факт. Декларируемый экономический подъем не имеет основных признаков: роста органического строения к итала, интенсивного массового перехода к наукоемким технологиям и н ращив нию объ мов выпуска к нкурентоспособной продукции.

В целом российская инновационная система сегодня пытается развиваться. Сегодня российские инвесторы уже осознают, что инновационные продукты позволяют увеличить не только размер прибыли компании, но и получить дополнительные конкурентные преимущества. Но, к сожалению, неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточный объем финансовой помощи и отсутствие должных стимулов к внедрению инноваций сдерживает инновационное развитие национальной экономики.

Список используемой литературы:

1. Попадюк Т.Г., Удальцова Н.Л. «Движущие силы и необходимые условия активизации инновационных процессов» коллективная монография «Инновационное развитие России: проблемы и решения», Финансовый университет при Правительстве РФ, 2014

2. Попадюк, Т.Г. «Технологический подход к управлению инновационным развитием промышленности»//Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 1-2 (58-59). - С. 99-104.

3. Попадюк Т.Г. «Стратегия обновления промышленного капитала с Российской Федерацией с позиций требований «новой экономики»// Микроэкономика. - 2012. №2. С. 98-102

4. Удальцова Н.Л. Условия, необходимые для развития инновационного бизнеса в России/ Инновационная наука, 2015, №5, С. 299-301

© Удальцова Н.Л. 2015

УДК 339

Д.А. Фокин

Студент 4 курса кафедры Международного маркетинга и торговли Владивостокский Государственный Университет

Экономики и сервиса г. Владивосток, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В

ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОК.

Осуществление контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, является одной из наиболее важных и значимых составляющих в процессе таможенного декларирования, от которой зависит не только определение дальнейшего порядка таможенного декларирования, но и самое главное - жизнь и здоровье граждан Российской Федерации, защита национальных интересов Российской Федерации, сохранение природных ресурсов[5].

В основные функции таможенных органов в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, входят:

- обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами

161

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Российской Федерации[3].

Статистический анализ и выполнение контрольных показателей:

Экспортно-импортные операции осуществляли 5304 участников ВЭД.

За 2014 год, выпуск товаров осуществлялся на основании 142,904 деклараций на товары (ДТ), что на 8,3% выше уровня 2013 года, в том числе: вывозимых товаров - по 5,690 ДТ (на 11,3% ниже уровня 2013 года, ввозимых товаров - по 137 214 ДТ (увеличение на 9,3%)[2].

Удельный вес указанных ДТ составил: на вывоз товаров - 4% от общего количества, на ввоз - 96%.

По режимам, учитываемым таможенной статистикой внешней торговли, было оформлено 98% от общего количества или 140039 ДТ (на 10,6% больше), из них по экспорту - 4 637 (на 24% больше), по импорту - 135 402 (на 10,2% больше).

Внешнеэкономическая деятельность в 2014 году осуществлялась с 104 странами.

В географическом распределении внешнеторговых операций, преобладают страны АзиатскоТихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - 11 063,7 млн. долларов США или 93,5% от общего объема товарооборота. Они являются основными партнерами как экспортных, так и импортных операций.

Среди стран-контрагентов внешнеторговый оборот распределился следующим образом:

Китай - 45,2%;

Республика Корея - 23,6%

Япония - 17,8%;

США - 2,1%;

Германия - 1%;

Тайвань - 0,9%;

прочие страны - 9,5%.

Стоимостный объем внешнеторгового оборота увеличился на 21,3% и составил 11,830,9 млн. долларов США. При этом физический объем товарооборота увеличился на 2,1% и составил 5,645,2 тыс. тонн.[2]

Под соблюдения запретов и ограничений попадают практически все товары, подлежащие экспорту, или импорту.

Экспорт;

70%

Рисунок - 1соотношение товаров, попавших под запреты и ограничения

Примерное соотношения экспорта и импорта попадающих под запреты и ограничения 70% / 50%.

В данные группы импорта и экспорта попадают все виды товаров, которые предназначены для экспорта, так и для импорта. Эта стандартная процедура, проводится перед тем, как выпустить товар. Динамика экспорта и импорта товаров.

162

международный научный журнал «инновационная наука»

№7/2015

ISSN 2410-6070

Экспорт, млн. долл.

1кв.20112кв.20113кв.20114кв.20111кв.20122кв.20123кв.20124кв.20121кв.20132кв.20133кв.20134кв.2013

Периоды времени

Рисунок - 2 Динамика экспорта в 2011- 2013гг.

Анализ динамики экспорта, проведённый с использованием метода аналитического выравнивания, показывает, что в 2011-2013 годах экспорт в целом имеет тенденцию к снижению. В отчетном периоде стоимость экспорта увеличилась на 4,1% в сравнении с 2012 годом, физический объём экспорта также увеличился на 2,3%. В географическом распределении экспорта преобладают страны АТЭС (97,8% от стоимости всего экспорта). Как и прежде, основу экспорта - 86% его стоимостного объема - составляют сырьевые товары и полуфабрикаты, в том числе: продукция морского промысла (76,7%), нефтепродукты (5,9%), черные металлы и их лом (5,6%).[2]

Импорт, млн.

3д5Щ п

3 000,0 -2 500,0 -2 000,0 -1 500,0 -

1 000,0 -----------------------------------------------------------------------------------

500,0

0,0 И I I I I I I I I I I I I

1кв.2012кв.2013кв.2014кв.2011кв.2012кв.2012кв.2014кв.2012кв.2013кв.2013кв.2014кв.2013

Периоды времени

Рисунок - 3 Динамика импорта в 2011-2014гг.

Проведенный анализ показал, что импорт увеличился. Его объем в стоимостном выражении вырос на 25,6% и составил 9 807,3 млн. долларов США при физическом объёме 3 787,4 тыс. тонн (на 2% больше). Неизменно велика в стоимостном объеме импорта доля продовольственных товаров (8,1%), наблюдается увеличение ввоза большинства структурообразующих товаров при значительном снижении ввоза автомобилей, а также бульдозеров, экскаваторов и грейдеров (на 30 и 19,8% соответственно).

В течение 2013 года через таможенную границу пропущено: 663,3 тыс. физических лиц (на 9,5% выше уровня базисного периода), морских судов - 5 536 (на 20% меньше), самолетов - 5 039 (на 28,4% больше).[2]

Выполнение контрольных показателей:

ОТОиЭК (Отдел торговых ограничений и экспортного) контроля является ответственным подразделением по выполнению КПЭД (контрольные показатели по увеличению доли электронных деклараций) №18 «Количество выявленных контрафактных товаров», № 19 «Обеспечение соблюдения запретов и ограничений».[4]

КПЭД № 18:

Так в 2014 году по КПЭД № 18 количество выявленных контрафактных товаров составляет 318 110 единиц контрафактной продукции. В данное количество вошли товары:

163

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

- игрушки;

- обувь;

- бижутерия;

- пробки для алкогольной продукции[1].

КПЭД № 19:

Всего за 2014 год было выявлено более 197 недействительных документов, представленных при таможенном декларировании в 1951 случаях, что в 4 раза больше по сравнении с 2013 годом. (выявлено 49 недействительных документов, представленных при таможенном декларировании, в 72 случаях).[6]

Защита объектов интеллектуальной собственности:

Функция таможенных органов «Обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности» в настоящее время является очень актуальной.

В соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза, в связи с отсутствием документов, подтверждающих передачу прав на интеллектуальную собственность, в таможне имело место 318 случаев приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.[7] Приостановление выпуска осуществлялось в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных, маркированных товарными знаками:

- HONDA;

- Mercedes-Benz;

- Polaris;

- BMW;

- Nissan;

- Caterpillar;

- Chevrolet;

- DISNEY;

- Кот Том;

- MAZDA;

- TOYOTA и т.д.

Неоднократно таможенными постами приостановление выпуска осуществлялось по информации ОТОиЭК, в результате ежедневного мониторинга электронных копий ДТ (далее - декларации на товар), а также по результатам ЦПР (далее - целевой профиль риска).[2]

По результатам проведенных мероприятий по приостановлению выпуска товаров в соответствии со ст. 331 ТК ТС (товарные знаки внесены в ТРОИС), а также по приостановлению выпуска товаров, товарные знаки которых не внесены в ТРОИС возбуждено 45 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.14.10.ч. 1 КоАП России «Незаконное использования товарного знака», что почти в 3 раза больше, по сравнению с 2013 годом[1].

Выявление товаров с признаками контрафактности осуществляется в основном по результатам таможенного досмотра при таможенном декларировании товаров, по результатам применения СУР.

Осуществление контроля за перемещением товаров, подлежащих лицензированию.

Заданный период времени зарегистрировано 1241 лицензий, выданных Минпромторгом России, ФСВТС, ФСТЭК.[6]

Также в соответствии с решением комиссии таможенного союза от 22.06.2011 № 687 срок предоставления справок об исполнении лицензий составляет 5 рабочих дней. Всего за указанный период было оформлено 1003 справки об исполнении лицензий.

Осуществление выборочного контроля, за соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством после выпуска товара.

ОТОиЭК проводится мониторинги электронных копий ДТ, оформленных таможней. Всего отделом в указанный период проведено 130 мониторингов по различным направлениям деятельности отдела.[6]

164

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

По фактам несоблюдения запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, а также соблюдения законодательства в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, таможней возбуждено 123 дела об административном правонарушении. Дела об административном правонарушении возбуждались по следующим статьям:

- по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России - 78 ( по сравнению с 2013 годом всего 26 дел об АП);

- по ст. 14. 10 КоАП России - 45 ( в 2013 году было всего 16 дел об АП).

5) Работа в рамках реализации СУР

ОТОиЭК постоянно проводится мониторинг применения профилей рисков в области соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством о внешнеторговой деятельности, а также защиты объектов интеллектуальной собственности, актуализация, анализ в целях разработки новых проектов профилей рисков, принимается участие в рабочей группе по СУР.[6]

На постоянной основе разрабатывается ЦПР по направлению деятельности защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в отношении соблюдения запретов и ограничений, установленных действующим законодательством. Так, разработано 20 ЦПР , что намного больше чем в 2013 году ( всего 16) и 5 ЗПР (в 2013г. всего 1).

В соответствии с профилями риска:

- № 11/10000/090413/03022;

- № 11/10000/26092014/21694;

- № 11/10000/16092014/20797.

Должностные лица ОТОиЭК принимают участие в таможенных досмотрах, по результатам которых принимаются решения по 606 и 612 мере.

Так, должностными лицами ОТОиЭК таможни принято участие в 265 таможенных досмотрах.[6] Анализ данных внешней торговли в зоне деятельности Владивостокской таможни выявил, что:

В отчетном периоде стоимостный объем внешнеторгового оборота увеличился на 21,3% и составил 11 830,9 млн. долларов США, физический объём увеличился на 2,1% (5 645,2 тыс. тонн). Увеличение анализируемого показателя произошло за счёт роста его обеих составляющих.

Экспорт составил: в стоимостном выражении - 2 023,7 млн. долларов США (на 4,1% выше уровня базисного периода), в натуральном выражении - 1 857,8 тыс. тонн (на 2,3% больше). Стоимостной объем импорта вырос на 25,6% и составил 9 807,3 млн. долларов, в физическом выражении импорт составил 3 787,4 тыс. тонн (102% к уровню 2013 года). Соответственно, сальдо торгового баланса сложилось отрицательное - превышение импорта над экспортом составило 7 783,7 млн. долларов. Пассивный торговый баланс свидетельствует о нерациональности структуры внешней торговли в целом.

Мероприятия по таможенным ограничениям выполняются согласно установленному плану ДВТУ (Дальневосточное Таможенное Управление).

Список использованной литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении. // СПС «Консультант плюс»;

2. Статистические данные о работе Отдела торговых ограничений и экспортного контроля Владивостокской таможни;

3. Таможенный кодекс Российской Федерации. // СПС «Консультант плюс»;

4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. От 27.12.2014) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»). // СПС «консультант плюс»

5. Положение об отделе торговых ограничений и экспортного ограничения Владивостокской таможни;

6. Информация об итогах и планах работы ОТОиЭК в 2012 - 2014 гг;

7 Таможенный Кодекс Таможенного союза. // СПС «Консультант плюс».

© Д.А. Фокин, 2015

165