Научная статья на тему 'Исследование и анализ содержания аминокислот в крови у детей с различными формами эпилепсии'

Исследование и анализ содержания аминокислот в крови у детей с различными формами эпилепсии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
620
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В., Максимова Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование и анализ содержания аминокислот в крови у детей с различными формами эпилепсии»

Раздел 8. Неврология

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРМОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ИНФАНТИЛЬНЫХ СПАЗМОВ

Белоусова Е.Д., Охапкина Т.Г., Шулякова И.В., Ильина Е.С.

НИКИ педиатрии имени Ю.Е. Вельтищева ФГБУ ВО «РНИМУ им. Н.Н. Пирогова» Минздрава России, г. Москва

ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России, г. Москва

В настоящее время, гормональная терапия считается оптимальным выбором в лечении инфантильных спазмов (ИС). Многие аспекты гормональной терапии (выбор препарата и дозировки) до конца не ясны. На территории Российской Федерации в связи с отсутствием натурального АКТГ для лечения ИС, применяют его синтетический тетракозактид (синак-тен-депо) или кортикостероиды.

Цель исследования: провести ретроспективный анализ эффективности различных гормональных препаратов, используемых в РФ для лечения ИС.

Материалы и методы. Проанализированы 87 историй болезней детей с инфантильными спазмами, наблюдавшихся в НИКИ педиатрии и Российской детской клинической больнице с 2011 по 2017 гг. В анализ включались дети с ИС, задержкой и/или регрессом психомоторного развития и модифицированной/классической гипсаритмией на ЭЭГ.

Результаты. 18/87 (20,6%) детей получали декса-метазон по схеме: 2—4 мг/сут в/м — 5 дней. Ремиссия - 4 ребёнка (22,2%), сокращение числа приступов (> 50%) — 1 ребёнок (5,5%), отсутствие эффекта — 13 детей (72,2%). 32/87 (36,8%) ребёнка получали пульс терапию метилпреднизолоном: 20—30 мг/кг/сут в/в струйно — 5 дней, затем перорально метилпредни-золон (в течение недели — 2 мг на кг веса, затем снижение дозы). Ремиссия — 19 детей (59%), сокращение числа приступов (> 50% ) — 6 детей (19%), отсутствие эффекта — 7 детей (22%). 31/87 (35,6%) ребёнок получал синактен-депо: 0,1 мг с наращиваем дозы по 0,1 мг каждый 4-й день, затем снижение. Ремиссия — 13 детей (42%), сокращение числа приступов (> 50%) -5 детей (16%), отсутствие эффекта — 12 детей (42%). 3/87 (3,5%) детей получали синактен-депо, затем пульс терапию метилпреднизолоном. У двоих сокращение числа приступов (> 50%), у 1 ребёнка эффекта не отмечалось. 3/87 (3,5%) детей получали пульс терапию метилпреднизолоном, затем синактен-депо: — 2 детей без эффекта, у 1 сокращение числа приступов (> 50%).

Выводы. На основании проанализированных ретроспективных данных по эффективности гормональной терапии в первые две недели терапии: эффективность пульс-терапии метилпреднизолоном не уступает эффективности синактена-депо, терапия дексаметазоном коротким курсом в течение 5 дней показала недостаточную эффективность.

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ АМИНОКИСЛОТ В КРОВИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ЭПИЛЕПСИИ

Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В., Максимова Н.Е. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, г. Санкт-Петербург

На кафедре неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики СПбГПМУ обследовано 32 ребенка с эпилепсией (12 мальчиков и 20 девочек). У всех детей определялось содержание в крови 12 аминокислот (аланина, аргинина, аспарагиновой кислоты, цитруллина, глутаминовой кислоты, глицина, мети-онина, орнитина, фенилаланина, тирозина, валина, изолейцина) и 30 карнитинов (С0, С14, С16, С16-ОН, С2, С3, С4, С5, C5DC, С8, С6, С10, С12, С18, С50Н, С5:1, C4DC, С18:1, С14:1, C3DC, С40Н, С8:1, С10:1, С14:2, С140Н, С16:1, С16:10Н, С18:10Н, С18:20Н, С180Н). Возраст детей составлял от 3 месяцев до 14 лет.

Оценка данных содержания аминокислот и кар-нитинов в крови детей с эпилепсией проводилась путем их сопоставления с содержанием аминокислот и карнитинов у 19 детей группы сравнения, в которую отбирались дети без неврологических и соматических заболеваний.

Комплексное обследование детей с эпилепсией, включающее проведение видео-ЭЭГ мониторинга, показало, что формы эпилепсии у детей могут быть выделены в 2 основные группы: 1 — симптоматическая и криптогенная генерализованная эпилепсия, 2 — симптоматическая и криптогенная фокальная эпилепсия.

Доверительные интервалы для содержании, а также достоверность различия содержания в крови детей с эпилепсией и группы сравнения аминокислот и карнитинов определялись при Р=0,90.

Данные уровня аминокислот и карнитинов в крови у детей с эпилепсией и группы сравнения показали, что их содержание у детей с диагнозом «1» в 26 (61,90%) случаев является более высоким, чем у детей группы сравнения. При этом у детей с эпилепсией установлено более высокое содержание в крови 5 аминокислот (41,67%) и 21 (70%) карнитина. Содержание в крови у детей с диагнозом «1» остальных 7 (58,33%) аминокислот и 9 (30%) карнитинов оказалось ниже, чем в крови у детей группы сравнения.

У детей с диагнозом «2» содержание аминокислот и карнитинов в 28 (66,67%) случаях является более высоким, чем у детей группы сравнения. При этом у детей с эпилепсией установлено более высокое содержание в крови 4 аминокислот (33,33%) и 24 (80%) карнитинов. Содержание в крови у детей с диагнозом «1» остальных 8 (66,67%) аминокислот и 6 (30%) кар-нитинов оказалось ниже, чем в крови у детей группы сравнения.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2017; 62:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 2017; 62:(4)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

Исследование достоверности различия содержания аминокислот и карнитинов в крови детей с диагнозом «1» и группы сравнения с помощью критерия Стьюдента выявило значимые различия в 15 (35,71%) случаях — в 7 (58,33%) случаях: достоверно различалось содержание аминокислот и в 8 (26,67%) случаях карнитинов. При этом достоверно более высокое содержание аминокислот отмечалось в 3 (42,86%) случаях, а карнитинов — в 8 (100%) случаях.

Исследование достоверности различия содержания аминокислот и карнитинов в крови детей с крови детей с диагнозом «2» и группы сравнения выявило значимые различия в 24 (57,14%) случаях — в 8 (66,67%) случаях: достоверно более высоким оказалось содержание в крови детей с эпилепсией аминокислот и в 16 (53,33%) случаях карнитинов. Более высокое содержание аминокислот отмечалось в 2 (25%) случаях, а карнитинов — в 15 (93,75%) случаях.

Результаты исследования свидетельствуют о значительном влиянии формы заболевания на дисбаланс аминокислот и карнитинов и они должны учитываться при уточнении диагностики заболевания и его терапии.

ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОВЫМИ ТРАВМАМИ КРАНИ-ОВЕРТЕБРАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА

Калиновская О.Ю., Назинкина Ю.В. НП «Медицинский оздоровительный центр «НЕОНАТУС САНУС», Лаборатория нейровизуализации Института Мозга Человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, г. Санкт-Петербург

В рамках исследования проведено обследование и лечение 40 детей в возрасте от 1 до 3 месяцев с диагнозами «Перинатальное поражение ЦНС», «Кривошея». Все дети родились в срок, масса при рождении 3250±250 г, Апгар не менее 7 баллов.

При первичном обследовании установлено, что у 28 детей из 40 (70%) голова чаще была наклонена в левую сторону и ротирована в противоположную, у 4 детей (10%) наклон головы отмечался в правую сторону и ротация в левую, 8 детей (20%) не имели никакого наклона в связи с существенным ограничением подвижности шейного отдела; асимметрия тонуса грудино-ключично-сосцевидной мышцы была выявлена у 30 детей (75%); ротация таза в сторону, противоположную повороту головы, была выявлена в 17 случаях (42%) случаев; у 11 пациентов (28%) ротация таза была однонаправленна ротации головы, а у 12 (30%) ротация таза отсутствовала. На УЗИ головного мозга выявлялись постгипоксические изменения глубокого белого вещества. Рентгенологическое обследование выявило родовые повреждения шейного отдела позвоночника: функциональный фасеточный блок в суставе С0—С1, С1—С2; переломы затылочной кости, атланта или аксиса, ротационный подвывих С1.

Пациенты были разделены на две равные группы в случайном порядке. Первая группа получала осте-опатическое лечение (5 еженедельных процедур), вторая — аллопатическое лечение (медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж).

Через три месяца после лечения все пациенты были обследованы повторно. По результатам неврологического осмотра — нормализация мышечного тонуса мышц шейного отдела выявлена у 17 детей из первой группы (85%), также в этой группе не было выявлено признаков кривошеи или ротации таза; нейросонография выявила регресс постгипоксиче-ских изменений, при рентгенологическом обследовании смещения позвонков отсутствовали у 95% пациентов. Во второй группе асимметрия мышечного тонуса и кривошея сохранялись, по результатам рентгенологического обследования смещение позвонков исчезло у 15% пациентов.

Выводы: ранняя остеопатическая диагностика и рентгенологическое исследование новорожденных с подозрением на натальную травму шейного отдела позволяют подобрать правильную тактику лечения; сравнение остеопатического и аллопатического лечения показало высокую эффективность остеопатиче-ской коррекции дисфункций шейного отдела и родовых травм.

ФАРМАКОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ У ПАЦИЕНТОВ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА.

Капустин А.В., Хавхун Л.А., Дубровская Т.В., Кириллова В.П., Назарова Н.Ф. НИКИ педиатрии им. академика Ю.Е.Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва.

Введение. Спастическая форма детского церебрального паралича (СФДЦП) является самым распространенным и наиболее тяжелым проявлением этой патологии. По сравнению с гемипаретической формой при ней в патологический процесс существенно вовлечены, наряду со структурами головного мозга, многие системы и органы. СФДЦП характеризуется, в первую очередь, элементами двигательного дефицита в верхних и нижних конечностях, спастичностью мышц, преимущественно сгибателей с преобладающим поражением нижних конечностей. В отделениях института проводится специализированная помощь и восстановительное лечение больным со СФДЦП. Дети получали комплексное лечение, в том числе и фармакорефлексотерапию (ФРТ).

Цель исследования — оценить возможности применения ФРТ в комплексе лечебных мероприятий у пациентов со спастической формой детского церебрального паралича.

Материал и методы. Под наблюдением находился 131 ребенок со СФДЦП (64 мальчика, 67 девочек)

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2017; 62:(4) ROSSIYSKIY VESTNIKPERINATOLOGE IPEDIATRII, 2017; 62:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.