Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / АВТОМАТИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ / БОЛЬШИЕ ОБЪЕМЫ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев С.С., Абрамова О.Ф., Адамов А.С.

В статье приводится анализ бизнес-процессов организации, занимающейся аутсорсингом отдела снабжения на предмет автоматизации. Выделены бизнес-процессы для автоматизации и предложено программное решение для повышения эффективности деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY AND ANALYSIS OF PROBLEMS IN THE SPHERE OF AUTOMATION OF SUPPLY DEPARTMENT BUSINESS PROCESSES

The article provides analysis of the business processes of the organization, outsourcing of the supply Department on the subject of automation. Selected business processes for automation and proposed a software solution to improve the efficiency of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ»

уроке английского языка позволяет сделать вывод об эффективности применения видео в учебных целях. Видеоматериалы повышают интерес к изучению иностранного языка, помогают активизировать все виды речевой деятельности, приобщают к культуре страны изучаемого языка. Использование видеоматериалов способствует также интенсификации учебного процесса и создаёт благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции студентов.

Использованные источники:

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

2. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября. Английский язык. 2003. № 9. С. 7 - 9.

3. Малетина О.А. Методические рекомендации по формированию аудитивных навыков в неязыковом вузе // Lingua mobilis. - Челябинск: Рекпол, 2010. - Вып. №4. - С. 114-119.

4. Малетина О.А. Специфика обучения иностранному языку магистрантов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2014. - №15. - С. 38-42.

5. Мосолова Е.М. Проблема аудирования на уроках иностранного языка как вида речевой деятельности // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. - 2015. - №9.

6. Быч Е.И., Торбик Е.М. Сборник учебных заданий к видеофрагментам по дисциплине «Иностранный язык». М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, Департамент языковой подготовки, 2017. - C.80. [Электронный ресурс], https://portal.fa.ru/Files/Data/03c9aedf-3ff8-458a-a6d0-7e835362dc0d/inostr jaz uch posob.pdf. Дата обращения : 21.05.2017.

УДК 004

Васильев С. С. студент 4 курса факультет «Инженерно-экономический»

Абрамова О. Ф. доцент

кафедра «Информатика и технология программирования» Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ

Адамов А. С. ведущий программист ООО «Ново-СТ» Россия, г. Волжский ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ Аннотация: в статье приводится анализ бизнес-процессов организации, занимающейся аутсорсингом отдела снабжения на предмет автоматизации. Выделены бизнес-процессы для автоматизации и

предложено программное решение для повышения эффективности деятельности предприятия.

Ключевые слова: бизнес-процесс, автоматизация, анализ требований, исследование предприятия, большие объемы данных

Vasilev S. S.

Student

4 course, engineering-economic faculty Volzhskiy Polytechnical Institute, branch of the Volgograd State

Technical University Russia, Volzhsky Abramova O. F.

Associate Professor, Department of computer science and technology

programming

Volzhskiy Polytechnical Institute, branch of the Volgograd State

Technical University Russia, Volzhsky Adamov A. S. lead programmer of LLC "Novo-ST"

Russia, Volzhskiy

THE STUDY AND ANALYSIS OF PROBLEMS IN THE SPHERE OF AUTOMATION OF SUPPLY DEPARTMENT BUSINESS PROCESSES

Abstract: the article provides analysis of the business processes of the organization, outsourcing of the supply Department on the subject of automation. Selected business processes for automation and proposed a software solution to improve the efficiency of the enterprise.

Keywords: business process, automation, requirements analysis, study of a company, large amount of information.

Современный рынок торговли, активно развивающийся сегодня в области электронной коммерции, диктует необходимость проведения автоматизации бизнес-процессов организаций в данной области для обеспечения конкурентного преимущества. Ряд работ [1,2] является примером подобной автоматизации для повышения эффективности работы субъектов рынка.

Рассматриваемая в исследовании организация ООО «Ново-СТ» оказывает услуги по снабжению и активно взаимодействует с различными участниками профильного рынка. Возникает задача выявления целевых бизнес-процессов и подходов для дальнейшей автоматизации организации с подобным профилем деятельности.

Решение находится в рамках проведения аналитического исследования организации и поиска программных систем. Описание процессов в аналитическом отчете представлено с помощью case-технологий, роль и значение которых рассмотрено в работах [3,4].

Аналитический отчет по организации представлен в сокращенном

варианте далее.

Характеристика объекта информатизации

Компания ООО «Ново-СТ» осуществляет услуги по обеспечению организаций строительными материалами, электротехнической продукцией, промышленными товарами, оборудованием и комплектующими; оказывает услуги аутсорсинга (от англ. outsourcing (outer-source-using) - использование внешнего источника и/или ресурса) в сфере закупок непосредственно у производителей. То есть, компания выполняет по договору роль менеджеров снабжения предприятия и является промежуточным звеном в цепочке заказчик - менеджер по снабжению - поставщик. Снабженцы обеспечивают поставку нужной номенклатуры товара по заявкам заказчика с заранее оговоренной ценой, количеством, качеством товара и в установленные сроки.

Под патронажем Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) «Ново-СТ» реализует проект, направлены на снижение затрат и оптимизацию строительства в России, в рамках которого компания выстраивает прямые связи между производителями и конечными потребителями на условиях снижения себестоимости закупки. Основная задача проекта удалить из цепочки продаж посреднические звенья, снизить закупочные цены за счет большего объема закупок, а так же оптимизировать логистические затраты.

Приоритетом организации является целенаправленное создание и поддержание систем долгосрочных и плановых отношений между компаниями в целях обеспечения стабильности работы и повышения эффективности ведения бизнеса. Каталог компании расширяется за счет добавления наиболее популярных на рынке строительных материалов и новых производителей.

Контекстная диаграмма IDEF0, представленная на рисунке 1, отображает общие потоки информации и ресурсов, используемых организацией в своей деятельности.

Условия

Регламент рынка Устав Законодательство

Заказы

Входящие денежные потоки Входящая информация

Внештатные сотрудники

Выоплнение заказа Исходящие денежные потоки Исходящая информация

Сотрудники фирмы

Контрагенты

Node: A-0

Title: Деятельность фирмы

No. 1

Рисунок 1 - Контекстная диаграмма IDEF0 бизнес-процессов

организации

Диаграмма обобщенных бизнес-процессов организации (рисунок 2) условно делит процессы в организации на управленческую, основную и вспомогательную ветки. Управленческие процессы находятся в области видения директора и содержат такие подпроцессы, как планирование стратегии действия, согласование и принятие решений, а так же решаемые директором вопросы финансирования. К вспомогательным бизнес-процессам относят решение вопросов поставки и поддержки инфраструктуры предприятия, т.е. выполнение отчетной бухгалтерской деятельности в организации.

Рисунок 2 - Диаграмма IDEF0 обобщенных бизнес-процессов

организации

Детализация бизнес-процессов

Для обозначения целевого бизнес-процесса автоматизации представим основной бизнес-процесс (рисунок 3) в продолжение рассмотрения обобщенных бизнес-процессов организации (см. рисунок 2). Основной бизнес-процесс поддерживается менеджерами посредством собственной аналитической деятельности и работы с контрагентами. В данном бизнес-процессе происходит основная продуктивная деятельность фирмы, т.е. обработка заказов, поиск оптимальных вариантов доставки посредством поиска подходящих поставщиков, согласование решений с контрагентами, подготовка сделки.

Представленные бизнес-процессы в общей форме позволяют понять взаимодействие лиц и ход основных потоков информации и документов с точки зрения менеджера в ходе основной деятельности фирмы -предоставления услуг аутсорсинга.

Рисунок 3 - Диаграмма IDEF0 основных бизнес-процессов

организации

Согласно мнению менеджеров организации одним из наиболее трудоемких оказывается процесс обработки заявки, связанный с проработкой и анализом большого потока данных по поставщикам и материалам.

Основной детализацией процесса обработки заявки являются процессы обработки и принятия решений (рисунок 4). Диаграмма отображает совокупность факторов, необходимых для принятия решения менеджером организации по выбору поставщика для формирования коммерческого предложения заказчику. Так, при поступлении заказа в виде менеджер проводит ее анализ для обозначения конкретных требований: необходимой номенклатуры товаров, условий доставки, территориального расположения

заказчика и т.д. Для предложения клиенту наиболее оптимального плана поставок с финансовой точки зрения при удовлетворении условий поставки менеджеру приходится сопоставлять множество факторов при выборе поставщиков (уровень доверия поставщику, его ценовые предложения, территориальное расположение относительно заказчика), т.к. именно от их оптимального подбора в итоге зависит стоимость и качество услуги аутсорсинга.

После выбора поставщика на этом же уровне происходит составление коммерческого предложения заказчику, а затем и составления договора с заказчиком в случае согласия последнего. Процесс составления коммерческого предложения и договора разнесены во времени, но едины, с точки зрения последовательности выполнения операций.

Нормативные Распорядительные Критерии оценки Ценовая политика

Менеджеры

Title: Процесс обработки и анализа решений

Node: А-21

No. 4

Рисунок 4 - Диаграмма IDEF0 процесса обработки и анализа решений

Следует отметить, что информация по поставщикам при поиске не централизована и зачастую повторно ищется менеджерами в ручном режиме посредством электронной почты и телефонных звонков.

Таким образом, в качестве объекта информатизации можно выделить процесс обработки и анализа решений менеджерами фирмы, т.к. именно на подбор поставщиков в рамках этого процесса тратится значительная часть времени менеджеров при обработке заявки клиента.

Детализация потоков данных

Модели информационных потоков представлены с точки зрения менеджера и показывают основные документы и информацию, используемые в процессе снабженческой деятельности без учета финансовых потоков, т.к. этот вопрос решается на управленческом уровне.

Контекстная диаграмма (рисунок 5) предполагает, что заказчик обращается в организацию с заявкой на поставки и информацией о себе. На выходе, при условии успешной договоренности сторон, заключается сделка, и заказчик получает услуги и всю необходимую выходную документацию.

Рисунок 5 - Контекстная диаграмма DFD Диаграмма DFD аутсорсинга снабжения (рисунок 6) детализирует основной бизнес-процесс в организации и содержит операции по анализу заказа, поиску подходящих поставщиков и составлению коммерческого предложения заказчику, согласование и заключение договоров, а так же контроль и сопровождение выполнения заказа.

Рисунок 6 - Диаграмма DFD детализации процесса снабжения Диаграмма DFD детализации поиска поставщиков (рисунок 7) отображает операции менеджера, имеющие большое значение для составления оптимального коммерческого предложения. А именно, необходимо подобрать поставщиков (или их список) в соответствии с номенклатурой заказа и условиями доставки, в совокупности с наименьшей ценовой политикой и приемлемым уровнем доверия к поставщику. Данный процесс является одним из наиболее трудоёмких.

Рисунок 7 - Диаграмма DFD детализации поиска поставщиков

Сравнительный анализ программных аналогов

Ввиду наличия у организации интернет-сайтов для продажи некоторой номенклатуры товаров, некоторой уже имеющейся базы поставщиков и постоянно протекающей торгово-закупочной деятельности организации целесообразно развернуть собственную электронную торговую площадку, которая в перспективе позволит максимально автоматизировать процесс подбора продукции для заказчиков. Наличие B2B решения в виде электронной торговой площадки позволит:

снизить затраты на торгово-закупочную деятельность; сократить сроки снабжения;

- обеспечить актуальность данных;

- обеспечить оперативный обмен информацией;

- обеспечить возможность систематизации собранных данных и их анализа.

Однако создание электронной торговой площадки является нетривиальной задачей. Так как при современных условиях конкуренции и развития рынка реализовывать программные решения «с нуля» является долгим, дорогим и рискованным предприятием, то целесообразно воспользоваться типовым решением на базе готовой платформы электронной коммерции (e-commerce).

Предполагается подобрать такую программную платформу электронной коммерции, чтобы в дальнейшем ее можно было модифицировать до уровня электронной торговой площадки класса B2B.

Важность архитектуры веб-приложения подчеркивается в работе [5].

На данном этапе в качестве промежуточного шага предлагается развернуть решение в виде интернет-магазина с возможностью агрегации на одном ресурсе информации о поставщиках и последующего превращения

интернет-магазина в полноценную B2B электронную торговую площадку. В качестве предварительных требований к платформе определим: гибкость архитектуры, высокую функциональность, масштабируемость и модульность платформы для последующей доработки, относительно невысокая стоимость владения, простота внедрения, высокий уровень внешней сервисной поддержки, ориентация на выход в будущем на международный рынок.

Широкие возможности по управлению продажами являются первоочередным требованием к приложению электронной коммерции. Ввиду того, что бизнес-процессы в организациях претерпевают постоянные изменения, сам бизнес обладает тенденцией роста, а применяемые программные решения практически всегда требуют доработки, то возникают требования к гибкости и расширяемости, т.е. расширяемость функций платформы является еще одним важным критерием выбора. Так же не менее важна функциональность по управлению товарами, как основным объектом взаимодействия. Значимы возможности платформы по взаимодействию с другими системами, технологиями и интеграцией со сторонними данными.

Обозначим данный критерий как коммуникабельность. Так же важную роль играют управление персоналом (управление категориями покупателей и продавцов, разграничение прав доступа, назначение ролей и т.д.) и возможности предоставления отчетности и данных для анализа.

В качестве анализа программных продуктов выберем ряд зарекомендовавших себя на рынке решений, предварительно удовлетворяющих уровню проекта:

1) CMS Agora (http://centrobit.ru/);

2) CMS Pimcore (https://www.pimcore.org/);

3) OroCommerce eCommerce Platform (https://www.orocommerce.com/);

4) PIM Akeneo (https://www.akeneo.com/);

5) CMS Magento 2 (https://magento.com/).

Сравнительный анализ программных платформ [6] показал, что интегральные показатели качества трех продуктов (а именно: CMS Agora, CMS Pimcore, Magento) из пяти превышают базовое значение и представляются наиболее целесообразными в построении на них электронной торговой площадки класса B2B (рисунок 8).

—Управление продажами

Управление товарами

— А— Расширение функционала

)( Коммуникабельность

Ж Управление персоналом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Отчетность PIM

Рисунок 8 - Лепестковая диаграмма значений функциональных

характеристик

В качестве базовой платформы примем CMS Magento, ввиду таких качеств, как открытость, хорошая масштабируемость и модифицируемость, изначальная ориентация платформы на задачи электронной коммерции. Заключение

Проведенный аналитический отчет позволил выделить целевой бизнес-процесс для автоматизации в организации и предложить приемлемый подход в виде модуля для программной платформы. Необходимость именно модульного решения в рамках электронной коммерции так же отмечается в работе [7].

Предложенное решение в дальнейшем можно будет подвергнуть анализу на эффективность в целом по различным аспектам, например по подходу в работе [8].

Полученные результаты послужили предпосылкой для реализации программного проекта по автоматизации бизнес-процессов организации с дальнейшим успешным внедрением. Поэтому приведенные выкладки могут быть использованы для анализа и автоматизации подобных организаций в области торговли.

Использованные источники:

1. Лясин Д. Н., Новопольцева О. М., Петров М., Нестерко В. В. Разработка автоматизированной системы управления продажами Интернет-сервисов для ООО «Трольмони» с целью повышения прибыли предприятия // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2011. № 4. C. 69-70.

2. Аббазова Р. А., Абрамова О. Ф. Исследование проблем в области автоматизации управления узкоспециализированных малых предприятий // Современная техника и технологии. 2015. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://technology.snauka.ru/2015/01/5601 (дата обращения: 03.01.2017).

3. Абрамова О. Ф. CASE-технологии: изучать или исключить // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 9. C. 109-110.

4. Абрамова О. Ф. К вопросу о визуальном моделировании с

использованием BOUML // NovaInfo.Ru : электрон. журнал. 2016. № 45, ч. 2. [Электронный ресурс] URL: http://novainfo.ru/article/5873 (дата обращения: 20.02.2017).

5. Лясин Д. Н., Симонова О. Н. Реализация архитектурного шаблона MVC с использованием шаблона проектирования «Наблюдатель» на языке PHP // Молодой учёный. 2014. № 6 (65, май-1), ч. 1. C. 108-111.

6. Адамов А. С., Васильев С. С. Сравнительный анализ функциональности программных платформ для организации электронной торговой площадки // NovaInfo.Ru : электрон. журнал. 2017. № 56, ч. 3. [Электронный ресурс] URL: http://novainfo.ru/article/9362 (дата обращения: 03.01.2017).

7. Адамов А. А., Колеснев А. С., Рыбанов А. А. Анализ существующих площадок электронной торговли // NovaInfo.Ru : электрон. журнал. 2017. № 58, ч. 2. [Электронный ресурс] URL: http://novainfo.ru/article/10371 (дата обращения: 20.02.2017).

8. Абрамова О. Ф., Мельниченко Д. В. Исследование логических проблем юзабилити сайтов и анализ существующих решений // Современная техника и технологии. 2015. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://technology.snauka.ru/2015/01/5360 (дата обращения: 03.01.2017).

УДК 004.386

Величко А. В. студент магистратуры Донской Государственный Технический Университет

Россия, г. Ростов-на-Дон ВЫБОР ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

В данной статье рассматриваются программы компьютерной алгебры, изучаемые в ВУЗах. Проводится сравнительный анализ возможностей этих программ. Выявляется удобная, понятная в работе и экономичная программа для научных исследований студентов.

Ключевые слова: исследования, визуализация, информационные модели, объект, программа, алгоритм, код.

Velichko A. V. Master's student Don State Technical University Russia, Rostov-on-don THE CHOICE OF SOFTWARE FOR VISUALIZATION OF RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH

Abstract:

This article discusses the programs of computer algebra, studied in the Universities. A comparative analysis of the capabilities of these programs. Revealed a convenient, clear and cost-effective program for research students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.