Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ М.А. БУЛГАКОВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ М.А. БУЛГАКОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стиль / текст / творчество / произведение / символ / образ / style / text / creativity / work / symbol / image

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серебрякова В. Д., Тарасова И. И.

Статья посвящена особенностям повествования М.А. Булгакова. Говоря о стиле Булгакова и его элементах, можно выделить «широту мышления», метафоричность, двойственность сознания и восприятия героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ARTISTIC FEATURES OFWORK OFWRITER MIKHAIL BULGAKOV

Article is devoted to the peculiarities of M.A. Bulgakov's narrative. Speaking about Bulgakov's style and its elements, one can distinguish the "breadth of thinking", metaphoricity, duality of consciousness and perception of the hero.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ М.А. БУЛГАКОВА»

УДК 81 Серебрякова В.Д., Тарасова И.И.

Серебрякова В.Д.

магистрант 1 курса института русской и иностранной филологии Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

Научный руководитель: Тарасова И.И.

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ М.А. БУЛГАКОВА

Аннотация: статья посвящена особенностям повествования М.А. Булгакова. Говоря о стиле Булгакова и его элементах, можно выделить «широту мышления», метафоричность, двойственность сознания и восприятия героя.

Ключевые слова: стиль, текст, творчество, произведение, символ, образ.

Михаил Афанасьевич Булгаков - выдающийся русский писатель XX века, чьи произведения завоевали признание как читателей, так и критиков. Его творчество отличается уникальной манерой повествования, насыщенным языком и глубоким философским содержанием. Действительно, в истории отечественной словесности трудно найти другого такого писателя, в творчестве которого повествовательная и драматическая доля были бы так уравновешены друг другом. Сам Булгаков, отзываясь на вопрос о более предпочтительном для него роде сочинений, говорил, что они для него как левая и правая рука

пианиста. Тема взаимодополнения драматического и повествовательного подсказана самой творческой биографией писателя, в которой встречаются пары произведений, написанных на основе единого замысла и схожих сюжетов, но одно в драматической форме, другое - в повествовательной. Речь идет о романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных», пьесе «Кабала святош» и биографической повести «Жизнь господина де Мольера», фельетоне и пьесе «Багровый остров». Биография Булгакова дает основания считать, что этот список мог бы быть и больше. В данном исследовании мы сосредоточим внимание на художественных особенностях его произведений.

Одной из ключевых особенностей творчества Булгакова является его мастерство в создании образов. Живописные, многогранные персонажи его произведений олицетворяют различные психологические типы, а также социокультурные феномены. Персонажи Булгакова становятся не просто героями романов, а символами времени, обладающими глубиной и неповторимым характером.

Говоря о стиле Булгакова и его элементах, можно выделить «широту мышления», метафоричность, двойственность сознания и восприятия героя. М.А. Булгаков называл внутреннюю речь главного героя одним из «сюжетообразующих» приемов в рассказах «Полотенце с красным петухом», «Метель» и т.д., именно она раскрывает все потаенные мысли молодого врача. Возникает как бы образ «многомерного мышления» - психологизации через одновременное восприятие окружающего мира. Поэтому в рассказах присутствует несколько сквозных мотивов, которые, проникая в текст и взаимодействуя друг с другом, образуют определенную структуру, выполняя композиционные и стилистические «обязанности» наряду с художественными.

Кроме того, важным аспектом творчества писателя является его умение сочетать различные жанры. Булгаков мастерски переплетает элементы фантастики, реализма, сказочности и философии, создавая неповторимую атмосферу в своих произведениях. Его романы переносит читателя в мир загадочный, где реальность и фантазия переплетаются воедино.

Нередко в «мемуарах» М.А. Булгакова повествователь выступает как бы в двух лицах. Так, рассказ «Стальное горло» написан от первого лица, один и тот же человек на протяжении всего произведения рассказывает о произошедшем. Но... основное отличие - в настроении.

Мастерство писателя и заключается в том, что именно через внутренний монолог героя передается вся напряженность ситуации и его умение принять нужное решение. Какова же роль этого «двухголосия»?

Звучание этих «голосов» позволяет читателю почувствовать глубину внутреннего конфликта булгаковского героя, оказавшегося в ситуации выбора. Вот как выражается разное восприятие рассказчиком одних и тех же предметов, людей и явлений на разных этапах развития событий (борьбы чувства и долга):

Таблица 1. Цитаты из произведения «Стальное горло».

1. «.заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом, и я ее сразу возненавидел. » 1. «И тут бабка выросла из-под земли. . Но я уже не рассердился на нее»

2. «Минут пять спустя я, надевая брюки, не сводил молящих глаз с божественных книг оперативной хирургии.» 2. «. Помню, синий свет горел у меня в кабинете, лежал Доберляйн, валялись книги»

3. «.ухватился за книгу, перелистал ее, нашел рисунок. На нем все было ясно и просто.» 3. «Ни на какой рисунок не походила моя рана.»

4. «Через минуту я перебежал двор, где, как бес, летала и шаркала метель .» 4. «.Почувствовал, что свалилось на меня трудное, страшное дело, и я вернулся, не заметив вьюги, в больницу»

Интересен здесь и другой образ-символ. Это сумерки: «Сумерки наступают рано, я один в квартире... », «Сумерек еще нет, но они где-то притаились и ползут по болотам, по кочкам, меж пней... », «Сумерки - самое ужасное время»,- СУМЕРКИ - образ-символ, обозначающий не только бедственное состояние мира, но и смуту в сознании героя.

Но эти же символы - вьюга и сумерки - в то же время как обращение к новой жизни, очищение от прошлого в рассказе «Я убил». Здесь Булгаков подробно рисует событие, обстоятельства произошедшего, причины его, но не с целью оправдать героя, а изобразить его страдание: внутреннее и внешнее, временное и постоянное, страдание и в настоящем, и в будущем («впрочем, я и так каждый год вспоминаю эту ночь») и изобразить, не говоря ни слова о страдании. Поэтому внешний портрет доктора Яшвина в настоящем и его образ жизни контрастирует с внутренним состоянием, переданным автором в рассказе доктора о своем прошлом.

Языковая игра является неотъемлемой чертой идиостиля М. Булгакова. Ее основными приемами являются «оживление» внутренней формы знака, обыгрывание многозначности слов, изменение канонической формы фразеологизмов, нарушение нормативной сочетаемости слов, игра на референциальной неопределенности языкового знака, а также высмеивание советского новояза во всех его проявлениях - от отдельных слов и клише до употребления в одном контексте онтологически несопоставимых стилей, пародирования отдельных текстов и жанров вплоть до признания общей семантической опустошенности этого языка.

Нельзя не отметить и внимание, уделенное языку в творчестве Булгакова. Его тексты пронизаны красочными описаниями, острыми диалогами и философскими мыслями. Автор умело играет словом, создавая живописные образы и атмосферу, которая целиком погружает читателя в мир его произведений.

Таким образом, творчество М.А. Булгакова - это глубокие философские мысли и умение передать атмосферу своего времени. Его произведения остаются актуальными и значимыми и для современного читателя, продолжая вызывать интерес и восхищение своей неповторимостью и глубиной.

Булгаков умело сочетает различные литературные жанры, создавая уникальные произведения, которые до сих пор вызывают интерес и восхищение у читателей. Его язык богат и красочен, способен тонко передавать эмоции и

мысли героев, а стилистические особенности делают его тексты запоминающимися и узнаваемыми. Таким образом, произведения М. Булгакова остаются важным ярким явлением в русской литературе и продолжают вдохновлять читателей на протяжении многих поколений. Вдумчивое чтение булгаковских произведений предполагает не только наслаждение авторской веселой «игрой с языком», но и умение найти в ней дополнительный ключ к мировидению писателя. Утонченная словесная игра ломает одномерную линейность текста, создает неповторимые конгломераты смыслов, обогащающих привычный семантический потенциал слова.

Текст становится многослойным, и в одном контексте порой причудливо сочетаются взаимоисключающие смыслы, происходит приращение, сгущение смысла. В микросемантике текста рождаются и поддерживаются сквозные мотивы булгаковских произведений, и словесная игра зачастую становится своеобразным средством развертывания и прогнозирования сюжета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В.Г. Боборыкин - Михаил Булгаков - Литература в школе № 1 -1991г;

2. Вокруг тебя мир (книга для ученика) - Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста - М.-2000г;

3. М. Ветрова Нравственная поэтика в рассказе «Я убил»;

4. Н.С. Степанова «Художественный стиль писателей ХХ века (на примере творчества В. Набокова, М. Осоргина, М. Булгакова и др.) - Курск, 2004 г.

Serebryakova V.D., Tarasova I.I.

Serebryakova V.D.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

Scientific advisor: Tarasova I.I.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

STUDY OF ARTISTIC FEATURES OF WORK OF WRITER MIKHAIL BULGAKOV

Abstract: article is devoted to the peculiarities of M.A. Bulgakov's narrative. Speaking about Bulgakov's style and its elements, one can distinguish the "breadth of thinking", metaphoricity, duality of consciousness and perception of the hero.

Keywords: style, text, creativity, work, symbol, image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.