Научная статья на тему 'Исследование характеристик тепловыделения судового двигателя внутреннего сгорания при дизельном и газодизельном рабочем процессе по экспериментальной индикаторной диаграмме'

Исследование характеристик тепловыделения судового двигателя внутреннего сгорания при дизельном и газодизельном рабочем процессе по экспериментальной индикаторной диаграмме Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1151
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОДИЗЕЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС / СУДОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ / КОЭФФИЦИЕНТ АКТИВНОГО ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЯ / ИНДИЦИРОВАНИЕ / ХАРАКТЕРНЫЕ ТОЧКИ / ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ / ТЕМПЕРАТУРА / ДАВЛЕНИЕ / ГАЗОВОЕ ТОПЛИВО / GAS-DIESEL OPERATIONAL PROCESS / MARINE DIESEL ENGINE / ACTIVE HEAT RELEASE FACTOR / INDICATING / CHARACTERISTIC POINTS / INTERNAL ENERGY / TEMPERATURE / PRESSURE / GAS FUEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хоанг Куанг Лыонг, Дорохов Александр Федорович, Апкаров Идрис Адамович

По экспериментальной индикаторной диаграмме были определены характеристики тепловыделения судового двигателя, работающего по дизельному и газодизельному рабочему процессу, с целью сравнения степени интенсивности использования теплоты. Приведены схемы расчета коэффициента активного тепловыделения в характерных точках индикаторных диаграмм. Рассмотрены результаты расчета для судового двигателя 2Ч 9,5/11 (2ЧГ 9,5/11) и дан сравнительный анализ. На основании расчета можно оценить влияние вида топлива, способа смесеобразования, типа камеры сгорания и также коэффициента избытка воздуха на тепловыделение и показатели рабочего процесса в судовом газодизельном двигателе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хоанг Куанг Лыонг, Дорохов Александр Федорович, Апкаров Идрис Адамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PARAMETERS OF HEAT RELEASE IN THE SHIP INTERNAL COMBUSTION ENGINES DURING DIESEL AND GAS-DIESEL OPERATIONAL CYCLE USING THE EXPERIMENTAL INDICATOR CHART

Using the experimental indicator chart, the parameters of heat release of marine engine, during operational diesel and gas cycles have been determined in order to compare the intensiveness of heat release. The schemes of calculation of the active heat release factor by the characteristic points of the indicating diagrams are given. The article also states the results of calculation for marine engine 2Ч 9.5/11 (2ЧГ 9.5/11) and considers the comparative analysis. On the basis of the calculation, we can analyze influence of the type of fuel, the method of mixing, the type of the combustion chamber and the factor of air excess on the heat release and the factors of the working process in the marine gas-diesel engine.

Текст научной работы на тему «Исследование характеристик тепловыделения судового двигателя внутреннего сгорания при дизельном и газодизельном рабочем процессе по экспериментальной индикаторной диаграмме»

УДК [621.436.05-44:629.5]:665.725 ББК 39.455.554-014-043:35.514.723

Хоанг Куанг Лыонг, А. Ф. Дорохов, И. А. Апкаров

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЯ СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПРИ ДИЗЕЛЬНОМ И ГАЗОДИЗЕЛЬНОМ РАБОЧЕМ ПРОЦЕССЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЕ

Hoang Quang Luong, A. F. Dorokhov, I. A. Apkarov

STUDY OF THE PARAMETERS OF HEAT RELEASE IN THE SHIP INTERNAL COMBUSTION ENGINES DURING DIESEL AND GAS-DIESEL OPERATIONAL CYCLE USING THE EXPERIMENTAL INDICATOR CHART

По экспериментальной индикаторной диаграмме были определены характеристики тепловыделения судового двигателя, работающего по дизельному и газодизельному рабочему процессу, с целью сравнения степени интенсивности использования теплоты. Приведены схемы расчета коэффициента активного тепловыделения в характерных точках индикаторных диаграмм. Рассмотрены результаты расчета для судового двигателя 2Ч 9,5/11 (2ЧГ 9,5/11) и дан сравнительный анализ. На основании расчета можно оценить влияние вида топлива, способа смесеобразования, типа камеры сгорания и также коэффициента избытка воздуха на тепловыделение и показатели рабочего процесса в судовом газодизельном двигателе.

Ключевые слова: газодизельный рабочий процесс, судовой двигатель, коэффициент активного тепловыделения, индицирование, характерные точки, внутренняя энергия, температура, давление, газовое топливо.

Using the experimental indicator chart, the parameters of heat release of marine engine, during operational diesel and gas cycles have been determined in order to compare the intensiveness of heat release. The schemes of calculation of the active heat release factor by the characteristic points of the indicating diagrams are given. The article also states the results of calculation for marine engine 2Ч 9.5/11 (2ЧГ 9.5/11) and considers the comparative analysis. On the basis of the calculation, we can analyze influence of the type of fuel, the method of mixing, the type of the combustion chamber and the factor of air excess on the heat release and the factors of the working process in the marine gas-diesel engine.

Key words: gas-diesel operational process, marine diesel engine, active heat release factor, indicating, characteristic points, internal energy, temperature, pressure, gas fuel.

Введение

Важным направлением развития судовых двигателей является повышение энергетической эффективности, топливной экономичности и экологической безопасности в соответствии с их перспективными нормами. Значения мощностных, экономичностных и экологических показателей двигателя обусловливаются организацией рабочего процесса и родом применяемого топлива, что, в свою очередь, определяет интенсивность процессов сгорания и тепловыделения в цилиндре. В этой связи актуальной является задача перевода некоторых типов судовых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на газодизельный рабочий процесс, который достаточно хорошо изучен и апробирован для транспортных и стационарных двигателей [1-3 и др.], но недостаточно исследован для судовых ДВС.

Определение характеристик тепловыделения при анализе показателей судового двигателя при различных способах организации рабочего процесса

Известно, что, пользуясь характеристическими уравнениями, можно достаточно точно, по данным индикаторной диаграммы и стехиометрических расчетов, определить первый член уравнения тепловыделения - изменение внутренней энергии на любом участке индикаторной диаграммы. Под характеристикой активного тепловыделения понимается отношение количества

теплоты, идущей на повышение внутренней энергии и совершение работы Q, к количеству располагаемой теплоты топлива, поданного за один цикл в цилиндр двигателя Qц, т. е. £ = О.

Зная, по индикаторной диаграмме, зависимость изменения давления от объема цилиндра и используя уравнение первого закона термодинамики, можно определить количество теплоты, выделившейся при сгорании топлива, т. е.

dQ = dU + pdV.

Принимая, с некоторой погрешностью, состав рабочего тела внутри цилиндра однородным и используя характеристическое уравнение в виде pV = GRT, определим температуру смеси. Зная р, V, Т, расчетным путем можно определить изменение внутренней энергии dU и работы в тепловых единицах pdV. Для построения характеристики тепловыделения по графику определим изменение объема над поршнем в зависимости от угла поворота коленчатого вала (ПКВ) ф и затем построим совмещенные графики Уф = f (фкв) и рф = f (фкв) [4].

Далее определяем текущую температуру в цилиндре двигателя как

РФ^Ф

GR

где рф, Уф- соответственно давление и объем камеры сгорания, соответствующие расчетному углу ф; G - масса рабочего тела внутри цилиндра.

Определение текущего объема камеры сгорания V

Для решения уравнения рассчитываем объем над поршнем в зависимости от угла ПКВ по формуле

Для судового двигателя 2Ч 9,5/11

(1 - cos 0) + — (1 - cos в)

V 0 0007797

V = 0,000//9/ = 0,00004873,

с в -1 17 -1

пО2

V. = —S = 0,0007797. н 4

Результаты расчета приведены в табл. 1.

Таблица 1

фкв 0 20 40 60 80 100 120 140 160 180

V,, дм3 0,04873 0,07821 0,161 0,282 0,420 0,5558 0,6718 0,7583 0,8109 0,8284

Для исследования внутрицилиндровых процессов кафедрой «Судостроение и энергетические комплексы морской техники» Астраханского государственного технического университета отработана методика индицирования [5]. При экспериментальном исследовании показателей необходимо проводить два цикла: испытания серийного дизеля 2Ч 9,5/11 и его газодизельного аналога. Описание экспериментальных установок для сравнительного исследования дизельного и газодизельного рабочих процессов приведёно в [6].

Результаты расчета нагрузочной характеристики двигателя 2Ч 9,5/11 с камерой сгорания в поршне при работе по дизельному рабочему процессу и газодизельному циклу представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты расчета показателей двигателя 2Ч 9,5/11 с камерой сгорания в поршне при работе по нагрузочной характеристике

Показатель Вид цикла

Г азодизельный Дизельный

Эффективная мощность N кВт 8,786 10,479

Среднее эффективное давление ре, МПа 0,446 0,543

Эффективный крутящий момент Мкр, Н^м 55,38 67,46

Часовой расход дизельного топлива Gт, кг/ч 0,651 2,322

Часовой расход газового топлива Gг, кг/ч 0,4091 -

Удельный эффективный расход дизельного топлива £ет, кг/(кВгч) 0,074 0,222

Удельный эффективный расход газового топлива gег, кг/(кВгч) 0,0465 -

Данные обработки результатов, полученных при исследовании внутрициливдровых процессов, представлены на рисунке в виде развернутых совмещённых индикаторных диаграмм (рис. 2).

Совмещенные индикаторные диаграммы дизеля и газодизеля:

- диаграмма дизельного цикла,--------диаграмма газодизельного цикла

Масса рабочего тела внутри цилиндра

G = ^ ^ ^ + ^э + Чц,

где G - масса воздуха, всасываемого двигателем, кг; GO- масса остаточных газов, кг; От -масса топлива, кг.

Для судового газодизельного двигателя 2ГЧ 9,5/11, согласно результатам экспериментальных исследований:

- часовой расход дизельного топлива, кг/ч: GT = 0,651;

- часовой расход газового топлива, кг/ч: GГ = 0,4091;

- плотность атмосферного воздуха, кг/м3:

0,464• ра 0,464•760

Р АШ = ------- =------------ = 1,216,

273 + ta 273 +17

где ра = 760 мм рт. ст. - атмосферное давление; ta = 17 °С - температура окружающего воздуха;

- часовой расход воздуха, кг/ч:

GAIR = к у]Ьк • рА1К = 4,387^/165 -1,216 = 62,14;

масса воздуха, поданного в цилиндр за один цикл, кг:

Ов = 62,14 /30П = 62,14/30.1515.2 = 6,8361 -10-4;

- масса дизельного топлива, поданного в цилиндр за один цикл, кг:

ОД = ые /30т = 0,074.8,786/30.1515.2 = 7,15-10-6;

- масса газового топлива, поданного в цилиндр за один цикл, кг:

0’г = ые/30т = 0,0465.8,786/30.1515.2 = 4,49-10-6;

- масса свежего заряда, кг:

Ов = 6,8361 -10-4 + 4,49 -10-6 = 688,1 -10-6;

- масса остаточных газов, кг:

Ов = Гву к = 688,1 -10-6.0, 04 = 27,5 -10-6;

- масса рабочего тела внутри цилиндра, кг:

О = Ов + От = Ов + 00 + = 688,1 -10-6 + 27,5-10-6 = 715,6-10-6

Универсальная газовая постоянная смеси определяется по формуле

Ломеси = Лт1+ R/2m2 +...+ К1птП) / (тх + т2 +...+ тП),

где К1] - индивидуальная газовая постоянная]-й компоненты; т1, т2, ..., тп - масса каждой компоненты газовой смеси.

В начале процесса горения газовая постоянная может быть принята равной газовой постоянной смеси воздуха и газового топлива. По мере протекания процесса горения значение газовой постоянной будет приближаться к значению газовой постоянной продуктов сгорания. Для упрощения расчета было принято среднее значение газовой постоянной для свежего заряда и отработавших газов. Опыт показал, что разница между значениями газовой постоянной свежего заряда и отработавших газов колеблется в пределах 4-6 %. Следовательно, среднее значение, принятое для расчета, будет отклоняться от истинного значения не более чем на 2,5 %.

Газовое топливо для эксперимента - сжиженный пропан-бутан, величину газовой постоянной свежего заряда можно определить по формуле

Лсвеж = (Лгаз.тгаз+ Лвозд.твозд)/(тгаз + твозд) = (166.0,4091+287.62,14)/(62,14+0,4091) = 286,43 Дж/(кг ■ К).

Газовую постоянную продуктов сгорания смеси из 50 % дизельного топлива + 50 % газа по [4] примем Лпр.сг = 300 Дж/(кг ■ К). Тогда величина газовой постоянной в процессе сгорания

Л = (Лсвеж + Лпр.сг)/2 = 293 Дж/(кг ■ К).

Для дизеля:

- масса воздуха, поданного в цилиндр за один цикл, кг:

Ов = 62,14/ЗОт = 62,14/30.1483.2 = 6,9836-10-4;

- масса дизельного топлива, поданного в цилиндр за один цикл, кг:

ОД = Ые/30т = 2,322/30.1483.2 = 2,61-10-5;

- масса свежего заряда в цилиндр за один цикл, кг:

Ов = 6,9836-10-4 + 2,61 -10-5 = 72,446-10-5;

- масса остаточных газов, кг:

Ов = Увук = 724,46 -10-6.0, 04 = 28,98 -10-6;

- масса рабочего тела внутри цилиндра, кг:

G = GB + GT = GB + GO + qц = 72,446 • 10-6 + 28,98 • 10-6 = 753,41 • 10-6.

Для дизеля можно принять R = 285 Дж/(кг • К).

Зная указанные параметры, можно определить текущую температуру в цилиндре двигателя, К:

т = РфК

ф GR '

Результаты расчета Тф для газодизеля приведены в табл. 3.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф 350 360 370 373 (Рм„) 376 (Тмах) 380 390 400 410 420 430 440

Р, МПа 2,42 3,90 6,50 6,565 6,23 4,83 3,31 2,00 1,28 0,80 0,50 0,35

Т, К 640 895 1 720 1 895 1 986 1 778 1 770 1 516 1 313 1 062 824 692

Результаты расчета Тф для дизельного цикла приведены в табл. 4.

Таблица 4

ф 350 360 £ 0 7 3 £ 3 7 3 380 390 400 410 420 430 440

Р, МПа 3,08 4,277 7,39 7,09 5,12 3,39 2,22 1,48 1,02 0,73 0,50

Т, К 806 971 1 935 2 025 1 866 1 796 1 665 1 503 1 340 1 191 979

Анализ значений изменения температуры по углу ПКВ показывает, что процесс горения не заканчивается в точках, соответствующих максимальным давлению и температуре, а продолжается по линии расширения. Это особенно характерно при работе двигателя на смесях газа с дизельным топливом при пониженных нагрузках.

Значения молярных теплоемкостей можно определить по формуле

где г - объемная доля компонента; сту - теплоемкость компонентов.

с_„п = 25,820 + 4,736 -10-3 і;

^ = 37,123 + 4,301 •ІО-3 і:

= 23,044 +1,827 •ІО-3 і;

= 21,038 +1,827-10-3і,

тогда теплоемкость смеси

СМ = (25,820 + 4,736-10-3 і)гНг0 + (37,123 + 4,301 10-3 і)гС02 + + (23,044 +1,827 -10-3і)г0 + (21,038 +1,827 •10-3)г* .

Формула в общем виде примет вид

Ст,СМ = а + Ы.

Опыт показал, что значения а и Ь для различных смесей мало различаются, т. е. теплоемкость смеси отработавших газов практически не зависит от доли газа в топливной смеси. Отклонение значений теплоемкостей при различных а для различных топливных смесей не превышает 0,5-0,6 %, что находится в пределах точности расчета.

В характерных точках аппроксимируем линию сгорание - расширение индикаторной диаграммы по следующим участкам [7]:

mv

С

1. £ = 0- (т. е. отрыв линии сгорания от линии сжатия) до верхней мертвой точки (ВМТ);

2. От ВМТ до Рмах.

3. От Рмах до Тмах .

4. От Тмах д° Ь’.

Формула для расчета тепловыделения имеет вид

4 & =Аи + | рёУ

- их - инач.сг +

| Р^У,

где Аи — изменение внутренней энергии; | pdV — работа заряда.

Для точки Тмах (т. е. конца видимого сгорания) уравнение примет вид

5г_ О, - ит_ - ис + 3 Р (У, - Увмт) +

4

+

ПР мах + 0,86 Р

РТмах + 2 Рм

4

ВМТ (у у ) + І' Тмах ' * ^.^мах (у у )

(Урмах уВМГ)^ 3 (умах рмах).

Введем для упрощения формулы следующие обозначения:

У,

у

а = 8 _Рм

8z,

РТм

у к

V , ^ - 8с , —^

у с уТ

с Тмах

где 8г и вс — соответственно геометрическая и действительная степени сжатия; в2 и гт — действительные степени расширения от рмах до Тмах.

Подставляя указанные обозначения в уравнение и принимая во внимание известные термодинамические выражения, получим

РЛ = ис(Кс -1) и рт¥т = иТмх(Кт -1),

где

тСут І0С

Тс

тс.

После простых преобразований получим

£т„ О, - иТмах ^ + (КТ - 1)

1 + 2Х,

3

( 8 ^ 1 - 81.

V 8 * у

V 8* 8г у

- ис Ь + (К-1)

3 + X

4

( 8 ^ 1 - ^

V 8г у

- 0,215Х

( 8 8 ^

С ___ С

V 8г 8г у

На основании полученных теоретических и экспериментальных данных определим значения, входящие в приведенную выше формулу:

1 тСут | 0

иТ - Ртут—-77, или иТ - Ртут

(Кт -1)

4,187

Т

с

8Т 8Т

Т

Для газодизеля 2ГЧ 9,5/11:

V = 0,0495 дм3; Рс = 3,826 МПа;

Тс

4187 тс-ті 0

Кс =1+_:_ =1,332; ис = рУс^±т = 3,826.4,95-10- /0,332=0,570кДж

4,187

При Тмах = 1986 К, Умах = 0,06771 дм3;РГмах = 6,23 МПа.

4187 Лл 0

КТ =1+ , . =1,304; ит = рту-----------------!— = 6,23.0,06771/0,304 = 1,387кДж

ЛУт0С 4,187

Для дизеля 2Г 9,5/11:

Ус = 0,0495 дм3; Рс = 4,277 МПа; Кс = 1,331; ис = 0,639 кДж.

При Тмах = 2025 К, УТмах = 0,0613.дм3; РТмах = 7,09 МПа; КТ = 1,304; ит = 1,434.

Подставляя численные значения в основную формулу, получим значения коэффициента активного тепловыделения:

^ ец = иТш ^+(Кт -1)

1 + 2ХТ ( 8т ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1------

8

-и -Ъ+(КС -1)

1 -

\

( 8Т 8Т ^ V 82 8Г /

- 0,215Х

Остальные данные расчета приведены в табл. 5.

Таблица 5

Т

4

8

Г

Параметр Дизель Г азодизель

РВМТ, МПа 4,450 4,05

рс, МПа 4,277 3,826

РВМТ / рс = Хс 1,04 1,06

Л,ах,МПа 7,39 6,565

РТмах , МПа 7,09 6,23

Рмах / РТмах = ХТ 1,042 1,053

V, дм3 0,82843 0,82843

УмТ , дм 0,04873 0,04873

V / V = 8 у а ' у ВМТ 8Г 17 17

Ус, дм3 0,0495 0,0495

V, / Ус = 8 с 16,73 16,73

Vрмaх, дМ3 0,0562 0,0613

V / V = 8 а рмах 2 14,74 13,51

VТмaх, дм3 0,0613 0,06771

V / У = 8Т а Тмах Т 13,51 12,23

Поставляя численные значения в основную формулу, получим значения коэффициента активного тепловыделения для газодизеля: ^Т = 0,71и для дизеля: ^Т = 0,745.

Для точки Рмах

Для определения коэффициента активного тепловыделения в точке рмах (ермах) пользуемся формулой из [8] с условием, что в указанной точке ег = еТ ,ХТ = 1, ит = ир , КТ = Кр.

Тогда

5 О = и,„ |>+(К - •)

-и, І1 + (К, -1)

V є * Єг у

V Є г у

- 0,215^

^ 8 8 ^

С _ С

V8* 8,у

где

Кр = 1 + -^187- и^ = рмзхУрмях

1

І Т Рм:

ШСЛсТ

(Кр - 1)

Поставляя численные значения в основную формулу, получим значения коэффициента активного тепловыделения для газодизеля: ГТ = 0,62 и для дизеля: ГТ = 0,69.

Для точки Ь’ начала выпуска

Далее определяем коэффициент активного тепловыделения в конце расширения для точки Ь ’ по формуле

гъ =ГТ..,., +■

иь иТ„„ рТ^ рь Уъ

Оц

(п2 - 1)Оц

; и = ръуъ

1

П2 — 1

Значения Уь определяем при условии, что выпускные клапаны открывают при 40° угла ПКВ до нижней мертвой точки [9]; тогда получим значения коэффициента активного тепловыделения для газодизеля: ^ь = 0,91 и для дизеля: ^ь = 0,954.

Результаты приведены в табл. 6.

Таблица 6

Тип Т очка отрыва Точка Рмах Точка Тмах Т очка Ь ’

Дизель о II г х II о 6 40 Гтмах = 0,745 іл о° II

Г азодизель О II ся 40, о" II ё £ Г", 0 II ё £ Гъ = 0,91

Заключение

Важным направлением развития судовых двигателей являются повышение энергетической эффективности, топливной экономичности и экологической безопасности в соответствии с их перспективными нормами. Значения мощностных, экономичностных и экологических показателей двигателя определяется организацией рабочего процесса и родом применяемого топлива, что, в свою очередь, определяет интенсивность процессов сгорания и тепловыделения в цилиндре. В этой связи актуальной является задача перевода некоторых типов судовых ДВС на газодизельный рабочий процесс, который достаточно хорошо изучен и апробирован для транспортных и стационарных двигателей [1-3 и др.], но недостаточно исследован для судовых ДВС.

Коэффициент активного тепловыделения у дизеля в характерных точках выше, чем у газодизеля. Результаты расчета показывают примерно одинаковую продолжительность горения при работе двигателя по дизельному и газодизельному циклу. Из индикаторной диаграммы и значений температуры цикла видно, что у дизеля максимальное значение давления сгорания рмах и максимальное значение температуры сгорания Тмах достигается ранее, чем у газодизеля.

Решение задачи по обеспечению высокой энергетической эффективности при приемлемой топливной экономичности и пониженного уровня уровня токсичных составляющих в отработавших продуктах сгорания может быть найдено путём исследования и определения необходимых значений регулировочных параметров - цикловых величин топливоподачи, углов опережения впрыска жидкого топлива, степени гомогенизации газовоздушной смеси и др., а также возможности форсирования двигателя наддувом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коллеров Л. К. Газовые двигатели поршневого типа / Л. К. Коллеров. М.: Машиностроение, 1986. 248 с.

2. Генкин К. И. Газовые двигатели / К. И. Генкин. М.: Машиностроение, 1977. 196 с.

3. Епифанов В. С. Эксплуатация судовых энергетических установок на природном газе / В. С. Епифанов. М.: ТрансЛит, 2010. 212 с.

4. Мамедова М. Д. Работа дизеля на сжиженном газе / М. Д. Мамедова. М.: Машиностроение, 1980. 149 с.

5. Исаев А. П. Метод индицирования судовых малоразмерных дизелей / А. П. Исаев, К. К. Колосов // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2009. № 2. С. 155-161.

6. Апкаров И. А. Газодизельный цикл как основа моторной энергетики малого и среднего производственного предпринимательства в сельском хозяйстве и рыболовстве / И. А. Апкаров, А. Ф. Дорохов, А. А. Музаев // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2010. № 2. С. 47-51.

7. Стечкин Б. С. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстроходного поршневого двигателя / Б. С. Стечкин, К. И. Генкин, В. С. Золотаревский, Скородинский И. В. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 199 с.

8. Дизели. Справочник / под общ. ред. В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1977. 480 с.

9. Дизели Ч8,5/11, Ч9,5/11. Руководство по эксплуатации 2452018 РЭ на рус. и англ. яз. М.: Внеш-торгиздат. Изд. № 8026эс. 273 с.

REFERENCES

1. Kollerov L. K. Gazovye dvigateli porshnevogo tipa [Gas piston engines]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 1986. 248 p.

2. Genkin K. I. Gazovye dvigateli [Gas engines]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 196 p.

3. Epifanov B. C. Ekspluatatsiia sudovykh energeticheskikh ustanovok na prirodnom gaze [Operation of marine power installations using natural gas]. Moscow, TransLit., 2010. 212 p.

4. Mamedova M. D. Rabota dizelia na szhizhennom gaze [Operation of diesel using liquefied gas]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 1980. 149 p.

5. Isaev A. P., Kolosov K. K. Metod inditsirovaniia sudovykh malorazmernykh dizelei [The method of indicating of the marine small-size diesel engines]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta. Seriia: Morskaia tekhnika i tekhnologiia, 2009, no. 2, pp. 155-162.

6. Apkarov I. A., Dorokhov A. F., Muzaev A. A. Gazodizel'nyi tsikl kak osnova motornoi energetiki malogo

i srednego proizvodstvennogo predprinimatel'stva v sel'skom khoziaistve i rybolovstve [Gas-diesel cycle as a basis of motor power engineering of small and medium industrial businesses in agriculture and fishery]. Vestnik Astrakhan-skogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Morskaia tekhnika i tekhnologiia, 2010, no. 2, pp. 47-51.

7. Stechkin B. S., Genkin K. I., Zolotarevskii B. C., Skorodinskii I. V. Indikatornaia diagramma, dinamika teplovydeleniia i rabochii tsikl bystrokhodnogo porshnevogo dvigatelia [Indicating diagram, dynamics of heat release and the operational cycle of high-speed piston engine]. Moscow, Izd-vo AN SSSR, 1960. 199 p.

8. Dizeli. Spravochnik [Diesels. Reference]. Pod obshchei redaktsiei V. A. Vansheidta, N. N. Ivanchenko, L. K. Kollerova. Leningrad, Mashinostroenie Publ., Leningradskoe otdelenienie, 1977. 480 p.

9. Dizeli Ch 8,5/11, Ch 9,5/11. Rukovodstvo po ekspluatatsii 2452018 RE na rus. i angl. iaz. [Diesels 4 8,5/11, 4 9,5/11. Reference on exploitation 2452018 RE in Russian and English]. Moscow, Vneshtorgizdat. Izd № 8026es. 273 p.

Статья поступила в редакцию 28.01.2014, в окончательном варианте - 13.02.2014

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Хоанг Куанг Лыонг - Астраханский государственный технический университет; аспирант кафедры «Судостроение и энергетические комплексы морской техники»; hquangluong@gmail.com.

Hoang Quang Luong- Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Shipbuilding and Energy Complexes of Marine Equipment"; hquanglu-ong@gmail.com.

Дорохов Александр Федорович - Астраханский государственный технический университет; д-р техн. наук, профессор; профессор кафедры «Судостроение и энергетические комплексы морской техники»; dorokhovaf@rambler.ru.

Dorokhov Alexander Fedorovich - Astrakhan State Technical University; Doctor of Technical Sciences, Professor; Professor of the Department "Shipbuilding and Energy Complexes of Marine Equipment"; dorokhovaf@rambler.ru.

Алкаров Идрис Адамович - Грозненский государственный нефтяной технический университет; доцент кафедры «Автомобильный транспорт»; dorokhovaf@rambler.ru.

Apkarov Idris Adamovich - Grozny State Oil Technical University; Assistant Professor of the Department "Automobile Transport"; dorokhovaf@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.