Научная статья на тему 'Исследование характеристик деформационного упрочнения стальных образцов, обработанных эмо + ППД'

Исследование характеристик деформационного упрочнения стальных образцов, обработанных эмо + ППД Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
242
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Металлообработка
ВАК
Ключевые слова
БЕЛЫЙ СЛОЙ / WHITE LAYER / ДЕТАЛЬ / ДИАГРАММА РАСТЯЖЕНИЯ / DIAGRAM STRETCHING / КОМБИНИРОВАННОЕ УПРОЧНЕНИЕ / COMBINED HARDENING / КОЭФФИЦИЕНТ ДЕФОРМАЦИОННОГО УПРОЧНЕНИЯ / COEFFICIENT OF STRAIN HARDENING / ПОВЕРХНОСТНОЕ ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДЕФОРМИРОВАНИЕ / SURFACE PLASTIC DEFORMATION / ПОВЕРХНОСТНЫЙ СЛОЙ / SURFACE LAYER / ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ / YIELD STRENGTH / СКОРОСТЬ ДЕФОРМАЦИОННОГО УПРОЧНЕНИЯ / СТАТИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ / STATIC STRENGTH / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / ELECTROMECHANICAL TREATMENT / DETAILS / RATE OF STRAIN HARDENING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Дудкина Наталья Геннадьевна, Садовин Алексей Анатольевич

Рассматривается технология комбинированного поверхностного упрочнения стальных изделий, состоящая из электромеханической обработки и последующего поверхностного пластического деформирования (ППД). Приводятся результаты испытаний на растяжение упрочненных образцов в зависимости от структурного состояния поверхностного слоя. Полученные результаты могут использоваться для количественной оценки механических характеристик в инженерной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Дудкина Наталья Геннадьевна, Садовин Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of steel samples treatment EMT+SPD characteristics of strain hardening

The technology of the combined surface hardening of the steel workpieces consisted of electromechanical treatment (EMT) and the subsequent surface plastic deformation (SPD) is considered. Results of fatigue tests from working loads at finishing plastic deformation are received. The method of definition of deforming effort to the tool at static surface plastic deformation of steel with various thermal treatments is developed. The received results can be used for quantitative assessment of mechanical properties engineering practice.

Текст научной работы на тему «Исследование характеристик деформационного упрочнения стальных образцов, обработанных эмо + ППД»



на снимках представляют собой эндоэдральные фуллереновые комплексы, образующие фрактальные агрегаты размером до 7 мкм [8].

Выводы

АТАО ковких чугунов с повышенной твердостью позволяет формировать требуемую структуру, устраняет повышенную твердость, способствует ускорению процесса графитизации. Для ковких чугунов ускорение диффузионных процессов при проведении АТАО по сравнению со скоростью этих процессов в условиях СТО обусловлено протеканием микропластической деформации в процессе обработки.

Ввиду значимости диффузионных процессов для формирования структуры сплавов и их свойств целесообразно продолжить исследование влияния АТАО на кинетику протекания этих процессов для оптимизации режимов термической обработки в сочетании с АТАО как для всех видов чугунов, так и для других групп конструкционных материалов.

Литература

1. Сандомирский С. Г. Оптимизация магнитного контроля структуры отливок ковкого чугуна // Заводская лаборатория. 2009. № 8. С. 39—43.

2. Новиков И. И. Теория термической обработки металлов. М.: Металлургия, 1986. 480 с.

3. Ерофеев В. К., Воробьева Г. А. Концептуальная модель влияния аэротермоакустической обработки на свойства металлических материалов // Металлообработка. 2009. № 3. С. 32-37.

4. Пат. № 2100456 Российская Федерация. С21Б9/22, С21Б6/04. Способ упрочнения изделий из углеродистых, легированных, высоколегированных, быстрорежущих сталей и твердых сплавов / В. К. Ерофеев, В. В. Григорьев, Г. А. Воробьева; заявитель и патентообладатель Балтийский государственный технический университет «Воен-мех» им. Д. Ф. Устинова. № 96114291/02; заявл. 17.07.1996; опубл. 27.12.1997. Бюл. № 36.

5. Пат. № 2153010 Российская Федерация. С21Б1/613, С21Б5/00. Способ термической обработки литой заготовки из ковкого чугуна при наличии в его структуре «отбела» / В. К. Ерофеев, Г. А. Воробьева, В. А. Григорьев; заявитель и патентообладатель Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. № 99110291/02; заявл. 20.05.1999; опубл. 20.07.2000. Бюл. № 20.

6. Шьюмон П. Диффузия в твердых телах. М.: Металлургия, 1966. 196 с.

7. Жуков А. А. О формах существования углерода в чугунах // МиТОМ. 1992. № 11. С. 34-37.

8. Давыдов С. В. Новые технологии модифицирования чугунов // Металлургия машиностроения. 2010. № 1. С. 8-13.

УДК 621.9.047

Исследование характеристик деформационного упрочнения стальных образцов, обработанных ЭМо + ППД

н. Г. Дудкина, А. А. Садовин

Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о специфическом влиянии и особой роли поверхностных слоев металла в процессах хрупкого и усталостного разрушения. Отмечается существенное влияние состояния поверхности на закономерности деформации на пределе упругости и текучести, а также на формирование общего характера кривой напряжения деформации. Поверхностное упрочнение сочетанием методов электромеханической обработки (ЭМО) и поверхностного пластического деформирования (ППД) является эффективным методом технологической обработки, позволяющим обеспечивать более

значительную надежность и долговечность деталей машин. В связи с необходимостью повышения надежности конструкций большое значение приобретают исследования с целью более подробно раскрыть механические свойства применяемых материалов. Для решения этой задачи чаще всего используются стандартные механические характеристики, получаемые благодаря опытам на растяжение в области весьма малых (до 2 %) упругопла-стических деформаций. Исследования свидетельствуют о специфическом влиянии и особой роли поверхностно упрочненных слоев металла в процессе макро- и микродеформации. Так,

отмечается существенное влияние регулярной неоднородной структуры поверхностного слоя после комбинированного упрочнения (ЭМО + + ППД) на формирование общего характера кривой «напряжение — деформация» [1, 2].

Установлено, что основные параметры режима ЭМО оказывают наследственное влияние на закономерности деформации на пределе упругости и текучести [3]. Однако в литературе недостаточно сведений об изменении физико-механических свойств регулярной управля-емо-неоднородной структуры поверхностного слоя. Остается невыясненным, каким образом тонкий упрочненный поверхностный слой влияет на изменение сопротивления деформированию после комбинированного упрочнения (ЭМО + ППД). Исследование истинных диаграмм растяжения образцов, упрочненных традиционными, комбинированными и совмещенными методами обработки, показало затруднительность сравнительного анализа при помощи стандартных механических характеристик из-за криволинейного характера зависимости «напряжение — деформация». Все это требует уточненного анализа кривых деформирования и определения дополнительных характеристик деформационного упрочнения при механических испытаниях.

Целью настоящей работы являются исследование влияния регулярно-неоднородной структуры поверхностного слоя деталей после комбинированного поверхностного упрочнения (ЭМО + ППД) на изменение сопротивления малым пластическим деформациям и оценка параметров деформационного упрочнения в результате уточненного анализа кривых деформирования.

Испытанию подвергалась нормализованная сталь 45. Изменение свойств поверхностного слоя осуществлялось посредством ППД, путем обкатки образцов на токарном станке с помощью двухроликового приспособления с одновременным подводом электрического тока (ЭМО) и финишной обкаткой роликом без подвода тока (ППД). ЭМО проводилась по режимам:

• плотность тока у = 400 А/мм2;

• напряжение и = 4 -г 5 В;

• усилие на инструмент Р = 300 Н;

• скорость обработки V = 0,05 м/с;

• подача инструмента й = 0,80; 1,00; 1,25; 2,00; 3,00 мм/об.

Параметры финишной обработки ППД:

• рабочая нагрузка на инструмент Р = 600 Н;

• подача й = 0,25 мм/об;

• скорость вращения шпинделя — 100 мм/об;

• число проходов п = 1.

а)

а, МПа 700600500 400

300

200-

100

0,2

0,6

1,0

8, %

Рис. 1. Начальные участки диаграмм деформирования образцов из стали 45, упрочненных комбинированной обработкой ЭМО + ППД: а — варианты подачи инструмента; б — вид упрочненного образца после испытаний; в—д — структура упрочненного слоя вдоль оси образца на поверхности нормализованной стали 45: в — Я = 3,0 мм/об; г — Я = 1,25 мм/об; д — Я = 0,8 мм/об:

1 — й = 3,0 мм/об; а = -2,75; 2 — й = 2,0 мм/об; а = -1,5; 3 — й = 1,25 мм/об; а = -0,56; 4 — й = 1,0 мм/об; а = -0,25; 5 — й = 0,8 мм/об, а = 0 [3]

1

2

3

5

0

В результате такого воздействия на поверхности формировался специфический упрочненный слой (белый слой) толщиной 0,15-0,20 мм и твердостью И^ = 8,0 -г 8,5 ГПа. В результате изменения подачи упрочняющего инструмента в диапазоне й = 0,8 г 3,0 мм/об формировались регулярные спиралеобразные треки упрочненного (белого) слоя с различной топографией на поверхности образцов. Степень перекрытия треков белого слоя а оценивалась коэффициентом перекрытия: а = 5/а, где 5 — размер участка перекрытия треков (в случае отсутствия перекрытия треков на поверхности образца 5 принимает отрицательное значение); а — ширина треков упрочненного металла (ширина упрочненного трека составляла 0,6-0,8 мм). Получали соответствующие коэффициенты перекрытия регулярной структурой: а = -2,75; -1,50; -0,56; -0,25; 0,00.

Для оценки влияния комбинированного упрочнения на механические характеристики нормализованной стали 45 были проведены статические испытания на растяжение цилиндрических образцов длиной 100 мм, диаметром 10 мм (ГОСТ 1497-84). Образцы, находящиеся в исходном состоянии и обработанные ЭМО + ППД, подвергались осевому растяжению. Нагружение образцов осуществлялось с постоянной скоростью перемещения захвата, равной 0,5 мм/мин, на машине УМЭ-10 ТМ. Одновременно производилась прецизионная запись начальных участков диаграмм растяжения с помощью тензометра с точностью определения деформаций до 1 • 10-5. Получали возрастающую функцию напряжения от деформации, что соответствует большинству конструкционных материалов.

На рис. 1 даны начальные участки кривых деформирования для образцов, подвергнутых поверхностному упрочнению ЭМО + + ППД с различными перекрытиями треков белого слоя на поверхности. Как было показано [6], с увеличением подачи й (увеличением расстояния между треками белого слоя) растет условный предел текучести С0,2, достигая максимального значения С0,2 = 630 МПа при 8 = 3,0 мм/об (рис. 1, кривая 1).

В связи с отсутствием сведений о сравнительном анализе результатов исследования диаграмм растяжения образцов, упрочненных традиционными, комбинированными и совмещенными методами обработки, возникает вопрос о необходимости уточненного анализа кривых деформирования. В настоящее время установлено и подтверждено многочисленными опытами, что связь между напряжением и деформацией на участке деформационного упрочнения диаграммы растяжения выражается уравнением

а = Квп,

(1)

где а — истинное напряжение, МПа; К — коэффициент деформационного упрочнения (коэффициент прочности); в — истинная деформация; п — показатель деформационного упрочнения (характеризует упрочняемость материала при деформации и имеет однозначную корреляционную связь со скоростью деформационного упрочнения). Все указанные параметры являются структурно чувствительными характеристиками.

Диаграммы растяжения в истинных координатах перестраивали в двойных логарифмических шкалах 1п а — 1п в (рис. 2) и определяли параметры упрочнения: К и п, зависимости которых от коэффициента перекрытия а показаны на рис. 3.

Установлено, что с увеличением подачи й = 3,0 мм/об) предварительной ЭМО (с увеличением доли мягкой прослойки в поверхностном слое), после финишного ППД наблюдается повышение коэффициента деформационного упрочнения в 1,2 раза и снижение показателя деформационного упрочнения в 2,5 раза. Такое поведение материала объясняется наличием высоких остаточных напряжений, наведенных по элементам структуры в процессе комбинированного упрочнения. Чрезвычайно сложная картина напряженного состояния поверхности, возникающая в процессе растяжения,

1п а 6,5-

6,3-

6,1 -

5,9-

-0,25

0,25 1п в

Рис. 2. Кривые упрочнения образцов, упрочненных ЭМО + ППД:

1 — исходный материал; 2 — а = -0,25; 3 — а = -0; 4 — а = -0,56; 5 — а = -1,5; 6 — а = -2,75

0

Рис. 3. Зависимость коэффициента деформационного упрочнения (1) и показатель деформационного упрочнения (2) от коэффициента перекрытия а

определяет специфику пластической деформации деталей с различной топографией поверхностного упрочненного слоя после ЭМО + ППД.

Полученные результаты испытаний стальных образцов на статическое растяжение согласуются с результатами исследования микронеоднородной деформации стали 45 после комбинированного упрочнения ЭМО + ППД [3]. Таким образом, финишная операция поверхностного пластического деформирования позволяет повысить прочностные свойства деталей в 1,5 раза, наследуя высокую твердость упрочненного поверхностного слоя, сформированного предварительной ЭМО.

Литература

1. Багмутов В. П., Паршев С. Н., Дудкина Н. Г. и др. Электромеханическая обработка: технологические и физические основы, свойства, реализация. Новосибирск: Наука, 2003. 318 с.

2. Гурьев А. В., Дудкина Н. Г., Федоров А. В. Влияние электромеханического упрочнения на механические свойства углеродистой стали // Физико-химическая механика материалов. 1990. № 3. С. 26-30.

3. Матлин М. М., Дудкина Н. Г., Болдов А. Н. Особенности пластического деформирования стальных деталей, упрочненных комбинированной обработкой ЭМО+ППД // Упрочняющие технологии и покрытия. 2010. № 8. С. 44-48.

УДК 621.78/79:629

Исследование покрытия плазменного напыления

с ультразвуковой обработкой

для упрочнения судовых гребных валов

в. Б. Хмелевская, Е. С. Мосейко

Условия эксплуатации судового валопро-вода

Судовой валопровод представляет собой систему валов, соединенных в одну линию в целях передачи гребному винту крутящего момента, развиваемого двигателем. В состав ва-лопровода входят гребной, промежуточный и упорный валы. На эксплуатационные показатели судовых валов влияют триботехни-ческие характеристики и усталостная прочность [1]. При разработке конструкции судового валопровода проектант стремится

использовать элементы, которые уже проверены в условиях эксплуатации, поэтому уже в течение многих лет в России используются одни и те же технологии изготовления деталей судового валопровода.

Судовой валопровод является важнейшим механизмом в эксплуатации судна и представляет собой сложную систему, от которой зависит живучесть судна. Выход из строя ва-лопроводов наносит ущерб, превышающий стоимость поврежденного вала. Основными видами разрушений валопроводов являются трещины [2], которые возникают

[40

№ 1 (67)/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.