Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-305-310 EDN: https://elibrary.ru/uienvw NIION: 2003-0059-5/23-824 MOSURED: 77/27-003-2023-05-023
Исследование характера проявления эмоционального реагирования курсантов образовательных организаций МВД России
Анна Владимировна Соловьева
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Представлены результаты исследования, описывающие характер проявления эмоционального реагирования у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Показано, что в настоящее время теоретическая и практическая проработка вопросов внутреннего регулирования приспособительного поведения личности имеет высокую социальную значимость, поскольку выступает одним из важнейших показателей профессионализма сотрудников полиции. В ходе исследования установлено наличие психологических переменных из числа личностных свойств, оказывающих влияние на проявления эмоционального реагирования.
Ключевые слова: эмоциональное реагирование, индивидуальный эмоциональный стиль, тип эмоционального реагирования, профессиональная дезадаптация, эмоциональные процессы, приспособительное поведение
Для цитирования: Соловьева А. В. Исследование характера проявления эмоционального реагирования курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 305-310. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-305-310. EDN: UIENVW.
Original article
Investigation of the nature of the manifestation of the emotional response of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Anna V. Solovieva
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. The results of the study describing the nature of the manifestation of emotional response among cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. It is shown that at present the theoretical and practical study of the issues of internal regulation of adaptive behavior of the individual has a high social significance, since it acts as one of the most important indicators of the professionalism of police officers. In the course of the study, the presence of psychological variables from among the personal properties that influence the manifestations of emotional response was established.
Keyword: emotional response, individual emotional style, type of emotional response, professional maladaptation, emotional processes, adaptive behavior
For citation: Solovieva A. V. Investigation of the nature of the manifestation of the emotional response of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):305-310. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-305-310. EDN: UIENVW.
Современная социальная ситуация в стране характеризуется масштабными и достаточно интенсивными по уровню активности преобразованиями. Существенно ускоряя ритм жизни, что требует от человека не только быстрого понимания того, что происходит с ним и вокруг него, но и столь же быстрого реагирования на окружающие явления и события. Разумеется, имманентно человеку присуща достаточно обширная палитра возможностей активного поддержания жизнедеятельности организма в
© Соловьева А. В., 2023
его оптимальных границах. Однако, основополагающая роль в системе внутреннего регулирования приспособительного поведения принадлежит именно эмоциональной системе человека.
Роль эмоций в жизни человека неоспорима. В XIX в. великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек более человек в том, как он чувствует, нежели в том, как он думает [1, с. 6]. Несмотря на это, в начале XX в., по мнению К. Г. Лан-ге, положение эмоциональной сферы личности в пси-
хологических исследованиях оставалось незавидным [5]. И только лишь с течением времени тенденция к признанию ее ключевой роли в регуляции функционального состояния организма и деятельности человека становится предметом активного обсуждения в психологической науке.
Одним из тех, кто признавал несомненный вклад эмоций в регулирование жизнедеятельности человека, был С. Л. Рубинштейн. В своем, ставшем уже классическим, труде «Основы общей психологии» он утверждал, что «эмоциональные процессы никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности» [8, с. 552]. И далее «каждая, сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которых она, по преимуществу, воспринимает мир» [8, с. 572]. Понятно, что речь в этом случае идет о том, что каждому человеку свойственна собственная наиболее отвечающая его потребностям, ценностям, интересам логика преобразования внешних и внутренних воздействий. Содержательно это раскрывается в том, что и как воспринимает человек в себе и вокруг себя, какие аспекты бытия (светлые, темные или серые) он преимущественно отражает, а также какими личностными смыслами (позитивными, нейтральными или негативными) их наделяет. В дальнейшем такое понимание проблемы реагирования личности на повседневные жизненные ситуации было детально раскрыто исследованиями индивидуального эмоционального стиля (Б. И. Додонов, Л. Я. Дор-фман [4]) и типов эмоционального реагирования (В. В. Бойко) [2].
В соответствии с современными представлениями под эмоциональным реагированием понимается сложный комплекс реакций на явления окружающей действительности, заключающийся в когнитивном оценивании ситуации и на этой основе ее дальнейшем аффективном отражении и регуляции своего поведения и деятельности в социальном окружении (Е. П. Ильин [5], В. М. Смирнов, А. И. Тро-хачев [9] и др.). При этом, с одной стороны, выработанная личностью под влиянием социальных условий, а также в зависимости от ее возраста, здоровья, имеющегося опыта, темперамента, характера, собственная формула взаимодействия с окружающей реальностью существенно определяет ее
профиль и задает ее мироощущение. Тогда как, с другой стороны, находясь в единой системе общественных координат, которая своими правилами, нормами, ценностными ориентациями задает контур наиболее успешного и адаптированного поведения, личность в процессе согласования с нею своих уникальных психологических характеристик вырабатывает собственные принципы интерпретации окружающей действительности.
Именно поэтому целью нашего исследования стало выявление в структуре профиля личности психологических переменных, которые каким-либо образом влияют на характер интерпретации ею повседневной действительности, а также последующей регуляции ею на этой основе собственного поведения и деятельности в социальном окружении.
Выборка исследования включает в себя 110 человек в возрастном диапазоне от 17 до 24 лет, обучающихся в ведомственной образовательной организации системы МВД России (курсанты 1-го курса (далее — курсанты) — 50 человек, и слушатели 5-го курса (далее — слушатели) 60 человек)1. При формировании выборки исследования во внимание принималось, с одной стороны то, что профессиональная деятельность сотрудников полиции, как правило, осуществляется в условиях эмоционально-насыщенной (чаще в отрицательном смысле) коммуникации, а условия службы, в виду ее высокой социальной значимости, требуют от них мгновенного освоения и овладения окружающей действительностью [10]. Все это отчетливо указывает на необходимость поиска таких психологических критериев, которые позволили бы им в данных условиях успешнее выполнять служебные обязанности, снижая вероятность дезорганизации поведения и профессиональной дезадаптации. С другой стороны, установление психологических характеристик, имеющих какое-либо влияние на характер эмоционального реагирования личности именно у курсантов и слушателей, которые согласно Федеральному Закону «О полиции», с момента их зачисления на обучение по очной форме в ведомственную образовательную организацию системы МВД России, считаются проходящими службу в полиции, в разы
1 Данные были собраны А. П. Моисеевой в рамках подготовки в 2022-2023 учебном году выпускной квалификационной работы, под научным руководством А. В. Соловьевой.
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
повышает практическую значимость полученных данных, поскольку их учет в процессе профессиональной подготовки курсантов и слушателей, создает, так называемый, опережающий эффект, позволив уже на ранних этапах профессионального становления приступить к формированию у них таких качеств, которые максимально отвечают потребностям профессии [7].
Реализация цели исследования осуществлялась с помощью методики диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко и поисково-ориентировочной методики (ПОМ) Л. Б. Филонова. Математическая обработка данных, полученных в исследовании, проводилась посредством статистического пакета stica»: описательная статистика, непараметрический и-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о наличии у курсантов и слушателей взаимосвязей между типом эмоционального реагирования и свойственной им моделью поведения в социальном окружении.
В целом, методика В. В. Бойко позволяет определить преобладающий у личности тип эмоционального реагирования (эйфорическая активность вовне, рефрактерная активность вовнутрь, дисфориче-ская активность вовне, пассивное реагирование) и направленность ее эмоций и чувств, т. е. то, на какие преимущественно стимулы (положительные, отрицательные или амбивалентные) ее эмоциональная система настроена [2]. В рамках настоящего исследования более глубокому изучению подлежал лишь один из аспектов, предложенных методикой, а именно тип эмоционального реагирования в целом. Так по результатам исследования было обнаружено отсутствие принципиальных различий в организации эмоционального реагирования у курсантов и слушателей. Как оказалось, преобладающим типом эмоционального реагирования у обеих групп обследуемых выступает эйфорическая активность вовне (курсанты: X = 24,08; слушатели: X = 27,19). Причем наиболее примечательным здесь является достоверно значимое увеличение ее выраженности у слушателей.
Стабильно низкой является и остается (достоверно значимые различия между обследуемыми группами отсутствуют) выраженность дисфорической активности вовне (курсанты: X = 1,55; слушатели:
X = 1,71). Тогда как занимающие в структуре эмоционального реагирования промежуточное положение рефрактерная активность вовнутрь (курсанты: X = 7,18; слушатели: X = 5,16) и пассивное реагирование (курсанты: X = 6,16; слушатели: X = 4,31) к пятому курсу достоверно значимо снижаются в своей выраженности. Получается, что в наиболее общем виде в формуле интерпретации повседневной реальности у курсантов и слушателей (причем у последних сильнее) преобладает созидательная конструктивная активность, свободное проявление положительных чувств и гибкость в применении нравственных критериев без демонстративного противопоставления себя окружающим.
Основные показатели методики ПОМ обозначены как тенденции и детерминанты. С их помощью в методике раскрывается система представлений личности о своем месте в современном социуме, т. е. то, чем она руководствуется в своей жизни, и характер конкретных действий, предпринимаемых личностью в процессе взаимодействия с обстоятельствами ее жизни. Под тенденциями в методике понимаются преобладающие модели поведения, возникающие в широком диапазоне обстоятельств. Детерминантами называют причины, определяющие возникновение такого поведения [3]. В рамках настоящего исследования мы ограничимся (что не противоречит принципу действия методики) учетом только двух наиболее резко выступающих у обследуемых показателей как среди тенденций, так и среди детерминант.
Из полученных данных следует, что наиболее выраженными проявлениями личности в модели поведения у курсантов выступают «самоуправляемость» (X = 6,89) и «энергичность» (X = 6,85), тогда как у слушателей — «кооперативность» (X = 7,30) и «самоуправляемость» (X = 6,49). Причины, определяющие возникновение подобного поведения, соотносятся с такими конструктами, как «готовность» (X = 12) и «отличие» (X = 9,85) у курсантов и «готовность» (X = 13,12) и «ценности» (X = 9,23) у слушателей. Достоверно значимые различия при этом получены лишь по детерминанте «готовность», которая заметно увеличивает свою выраженность у слушателей.
В целом, это означает, что и курсанты, и слушатели предпочитают заранее соотноситься с ситуацией и живут в состоянии постоянного ожидания
значимых событий. При этом для курсантов важно то, что такая модель поведения, по их мнению, подчеркивает их оригинальность и уникальность по отношению к окружающим. Тогда как слушатели считают необходимым опираться на данные качества потому, что видят в них ценность саму по себе. По остальным показателям достоверно значимых различий не обнаружено.
Корреляционный анализ, проведенный между типами эмоционального реагирования и показателями методики ПОМ, установил, что корреляционных связей у курсантов обнаружено совсем немного. Так, устойчивые взаимосвязи у курсантов имеются только по двум типам эмоционального реагирования:
♦ рефрактерная активность вовнутрь: с агрессивностью (тенденция) г = -0,323, р-^е1 = 0,02 и ожиданием (детерминанта) г = -0,34, р-^е1 = 0,01;
Корреляционные связи типов эмоционального реагирован
♦ пассивное реагирование: с осмотрительностью (тенденция) г = -0,3, р-^е1 = 0,04 и контрастностью (детерминанта) г = -0,35, р-^е1 = 0,01.
Это означает, что проявления размеренности, отстраненности и осторожности у курсантов становятся сильнее, когда в их поведении снижаются проявления агрессивности и уменьшается количество действий, выполняемых ими согласно ожиданиям окружающих, а также при снижении проявлений осмотрительности и уменьшении количества действий, направленных на усиление мотивации, сильнее выраженными становятся безучастность и «выключение» из ситуации взаимодействия. Таким образом, в наиболее общем виде можно говорить об обнаружении зависимости эмоционального реагирования обследуемых курсантов от ожиданий окружающих и мотивационного фактора.
Таблица 1.
г с показателями методики ПОМ (тенденции) у слушателей
Показатели Коэффициент корреляции Р-уровень
Эйфорическая активность вовне
Энергичность 0,42 0,004
Автономность -0,4 0,007
Безучастность -0,46 0,001
Расслабленность -0,32 0,03
Кооперативность 0,44 0,002
Удовлетворенность 0,32 0,03
Осмотрительность 0,31 0,03
Неудовлетворенность -0,34 0,02
Рефрактерная активность вовнутрь
Энергичность -0,33 0,02
Автономность 0,41 0,005
Безучастность 0,41 0,005
Кооперативность -0,4 0,006
Удовлетворенность -0,35 0,01
Дисфорическая активность вовне
Энергичность -0,44 0,002
Безучастность 0,51 0,003
Осмотрительность -0,43 0,003
Пассивное реагирование
Энергичность -0,38 0,01
Безучастность 0,48 0,001
Расслабленность 0,36 0,01
Неудовлетворенность 0,37 0,01
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Вместе с тем, следует особо отметить, что обнаруженные у курсантов корреляционные взаимосвязи с показателями методики ПОМ касаются лишь сла-бовыраженных у них типов эмоционального реагирования. Тогда как по преобладающему типу эмоциональной активности — эйфорической активности вовне — они отсутствуют. Кроме того, оказалось, что в системе корреляционных взаимосвязей не участвуют и наиболее резко выступающие у них показатели методики ПОМ (самоуправление, энергичность, готовность и отличие). Скорее всего, это связано с пока еще неустойчивостью выстраиваемого «образа» мира и себя в нем, свойственного данному возрастному этапу в целом.
Абсолютно иначе ситуация складывается у слушателей. Как оказалось, к пятому курсу количество корреляционных связей у обследуемых существенно увеличивается. Причем корреляционные связи обнаруживаются по всем типам эмоционального реагирования.
Из табл. 1 видно, что преобладающий тип эмоционального реагирования — эйфорическая активность вовне — имеет у слушателей наибольшее количество взаимосвязей с показателями методики ПОМ из числа тенденций. Заметим при этом, что три тенденции (энергичность, безучастность, расслабленность) так или иначе включены в систему корреляционных связей всех типов эмоционального реагирования.
Т. е. установлено, что при повышении энергичности и снижении безучастности и расслабленности, которое сочетается с повышением осмотрительности, кооперативности и удовлетворенности и снижением автомномности и неудовлетворенности проявления эйфорической активности вовне усиливаются. В противном случае, т. е. при снижении энергичности и увеличении безучастности и расслабленности усиливаются проявления пассивного реагирования и по отдельным показателям рефрактерной активности вовнутрь и дисфорической активности вовне.
Также обращает на себя внимание тот факт, что в системе корреляционных взаимосвязей нашла свое отражение и одна из резко выступающих тенденций — кооперативность, которая увеличиваясь, влечет за собой повышение проявлений активности эйфорической и снижает проявления активности рефрактерной. Это означает, что объединение и координация участников взаимодействия для до-
стижения совместных целей усиливают проявление у них созидательной активности, инициативности и оптимизма.
И наконец, корреляционные взаимосвязи эмоционального реагирования с детерминантами на данном этапе анализа данных, полученных у слушателей, обнаружены не были. Напрашивается вывод, что этот вопрос требует дополнительного изучения.
Подводя итоги, следует отметить, что в исследовании получен довольно обширный материал, свидетельствующий о наличии психологических переменных из числа личностных свойств, оказывающих влияние на проявления эмоционального реагирования личности. Тем не менее, гипотеза исследования подтверждена лишь частично, поскольку наиболее резко выступающие у обследуемых переменные, составляющие модель их поведения в социальном окружении, в системе корреляционных связей фактически не присутствуют. Не исключено, что частичное подтверждение гипотезы связано с введенными в исследование на этапе анализа данных ограничениями. Тем не менее, даже не претендуя на исчерпывающую полноту, полученные результаты все равно несут важное практическое значение, открывая дополнительные возможности для оказания курсантам и слушателям в процессе их обучения психологической поддержки, направленной на минимизацию негативных последствий, связанных с их «вхождением» в профессию [6]. В общих чертах, проведенное исследование заявляет о перспективности дальнейшего изучения заявленной проблематики, подчеркивая ее высокую теоретическую и практическую значимость.
Список источников
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк : ПГУ, 2011.
2. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб. : Питер, 2008.
3. Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Вып. 24: Серия «Психология». Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. С. 178-191.
4. Дорфман Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 88-95.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001.
6. Костина Л. Н., Мудрик М. Д. Особенности работы психолога с сотрудниками оперативных подразделений полиции по формированию навыков стрессоустойчивого поведения // Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения: сб. мат. Первой междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 30 ноября 2017 г.). М. : Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 311-314.
7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // URL://http://www.consultant.ru/
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Издательство Питер, 2019.
9. Смирнов В. М., Трохачев А. И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / под ред. В. С. Дерябина. Л. : Л.-универ-т, 1974.
10. Халилов Р. З. О., Костина Л. Н. Негативные эмоциональные состояния сотрудников органов внутренних дел // Совершенствование профессиональной подготовки психологов для подразделений органов внутренних дел: сб. мат. межведом. науч.-практ. конф. (Москва, 22-23 ноября 2019 г.). М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. С. 467-469.
References
1. Andreeva I. N. Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology. Novopolotsk : PSU, 2011.
2. Boyko V. V. Psychoenergetics. St. Petersburg : Peter, 2008.
3. Bulletin of I. A. Bunin Yelets State University. Issue 24: Psychology Series. Yelets : I. A. Bunin YSU, 2009. P. 178-191.
4. Dorfman L. Ya. Individual emotional style // Questions of Psychology. 1989. No. 5. P. 88-95.
5. Ilyin E. P. Emotions and feelings. St. Petersburg : Peter, 2001.
6. Kostina L. N., Mudrik M. D. Features of the work of a psychologist with employees of operational police units on the formation of stress-resistant behavior skills // Psychological work in the system of moral and psychological support of operational and service activities of personnel: status, problems and solutions: sat. mat. The first International Scientific and Practical conference (Moscow, November 30, 2017). M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. P. 311-314.
7. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «On Police» // URL://http://www.consultant.ru/
8. Rubinstein S. L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg : Peter Publishing House, 2019.
9. Smirnov V. M., Trokhachev A. I. About psychology, psychopathology and physiology of emotions // Feelings, drives, emotions / edited by V. S. Deryabin. L. : L.-univer-t, 1974.
10. Khalilov R. Z. O., Kostina L. N. Negative emotional states of employees of internal affairs bodies // Improvement of professional training of psychologists for divisions of internal affairs bodies: sat. mat. mezh-vedom. Scientific and Practical conference (Moscow, November 22-23, 2019). M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2020. P. 467-469.
Информация об авторе
А. В. Соловьева — доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.
Information about the author
А. V. Solovieva — Associate Professor of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of Service Activity Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 21.07.2023; одобрена после рецензирования 04.09.2023; принята к публикации 09.10.2023.
The article was submitted 21.07.2023; approved after reviewing 04.09.2023; accepted for publication 09.10.2023.