ПЕДАГОГИКА
УДК 372.881.111.1
The study of English grammar on the example of mastery of the basics by native speakers and Russian high school students
Korolkova Alexandra Valentinovna, English teacher, Municipal educational institution
"Lyceum №107", Saratov
Abstract: Foreign research into grammar suggests that a significant proportion of native English speakers are unable to understand some basic sentences. The findings - which undermine the assumption that all speakers have a core ability to use grammatical cues - could have significant implications for education, communication and linguistic theory. The study shows the role of differential approach to the mastery of grammatical skills of high school students.
Keywords: grammar, English language.
Исследование грамматики английского языка на примере
овладения ее основами носителями языка и российскими учащимися средней школы
Королькова Александра Валентиновна, учитель английского языка, МОУ «Лицей № 107», г. Саратов
Аннотация: Зарубежное исследование проблем грамматики предполагает, что значительная часть носителей английского языка не могут понять некоторые основные предложения. Вывод - не все говорящие на английском языке обладают способностью использовать грамматические верные реплики. Это заключение может иметь значительные последствия для образования, общения и лингвистической теории. В исследовании представлена роль дифференциального подхода к овладению грамматическим навыком учащихся средней школы.
Ключевые слова: грамматика, английский язык.
Грамматика - один из аспектов обучения языкам, на протяжении многих лет являющийся предметом интенсивных обсуждений и дискуссий. Грамматика понималась по-разному, она играла и играет неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и в системе образования отдельных стран мира [2, с. 26].
Понятие «грамматика» (греч. grammatike) первоначально обозначало «искусство чтения и письма». В средние века «свободное искусство» grammatika (лат.) считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению латинским языком (иногда и другими языками), сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов, осуществлять гимнастику ума [5, с. 25]. Обучение
любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель.
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.
Грамматический навык - это синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфо-лого - синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи [3, с. 57].
Исследование грамматики ученых университета Нортумбрии (Ньюкасл, Великобритания) показывает, что значительная часть носителей английского языка не могут понять некоторые основные предложения. Проект предполагал, что каждый взрослый носитель английского языка сможет понять смысл фразы: "The soldier was hit by the sailor. (Солдата ударил матрос.)". Исследование, проведенное доктором Евой Дамбровска, показал, что основные элементы базовой грамматики английского языка не были освоены некоторыми носителями языка. [7].
Доктор Дабровска и аспирант Джеймс Стрит тестировали ряд взрослых, некоторые из которых были аспиранты, а другие покинули школу в возрасте до 16 лет. Всем участникам было предложено определить смысл ряда простых активных и пассивных предложений, а также предложений, которые содержат универсальный классификатор "каждый".
Высокая доля тех, кто покинул школу до 16 лет, начали делать ошибки. Некоторые тестируемые были не в состоянии выполнить лучше, чем случайно угадать правильные ответы.
Доктор Дабровска комментирует: «Эти данные являются переворотом, потому что в течение многих десятилетий теория учебного консенсуса была твердой. Независимо от уровня образования или диалекта, мы все должны быть одинаково грамотны, чтобы понять смысл предложения».
Центральный принцип теории Ноама Хомского в универсальной грамматике гласит, что все дети изучают язык одинаково хорошо и что, следовательно, должна быть основная общая структура для всех языков, которая каким-то образом должна быть «вшита» в мозг. Иными словами речь о «врожденной грамотности».
Доктор Дабровска дала объяснения ее результатов. Она подчеркнула, что выводы не имеют ничего общего с интеллектом. Участникам
с низким уровнем образования были даны инструкции для проведения испытаний, и они были в состоянии изучить конструкции очень быстро. Она предполагает, что это может быть потому, что когда они были детьми, они не обращали внимания на то, как строят фразы их родители или учителя.
Она добавляет: «Эти данные могут иметь ряд последствий. Если значительная часть населения не понимает пассивные предложения, уведомления и другие формы письменной информации, возможно, придется переписать стратегию грамотности».
Доктор Дабровска представила свои выводы в программной лекции на конференции «Когнитивная лингвистика» в Великобритании 7 июля 2015 г.
Исследования ведущих современных российских методистов Е.Н. Солововой, Р.П. Сысоева, Ж.Л. Витлина показывают, что учащиеся с высокими учебными возможностями способны намного быстрее переходить от упражнений репродуктивного плана к продуктивным упражнениям, проявляя при этом самостоятельность в учебной деятельности. Задача учителя при работе с этой группой учащихся создать возможности для расширения и углубления их знаний по предмету.
Учащимся с низкими учебными возможностями требуется больше времени для прочного усвоения материала, больше упражнений на систематизацию и обобщение, часто под непосредственным наблюдением учителя. [4, с. 32].
Для определения степени сформированности грамматических навыков английского языка учащихся (7 класс) лицея № 107 г. Саратова, а также эффективности применяемого подхода и упражнений, в ходе эксперимента автором данного исследования Корольковой А.В. был проведен контрольный срез. Данный срез был разработан для экспериментальной группы дифференцированно в двух вариантах для учащихся с низкими и средними учебными возможностями (первая группа) и с высокими и высшими учебными возможностями (вторая группа). Контрольный срез включал четыре задания[6].:
1. Подстановка: составление предложений из готовых частей. Пример:
Choose the correct answer:
1._you usually go to bed? - At 11 p.m.
a) When do
b) What does
c) What time
2)_you go to the cinema? - Twice a month.
a) How many do
b) How often do
c) How much do
2. Трансформация: составление вопросов к данным утверждениям. Пример:
Rewrite the following sentences using Passive Voice:
1. The storm damaged many houses. (Many houses were damaged by the storm)
2. The police are looking for him. (He is being looked for by the police)
3. He has written the report. (The report has been written by him)
3. Репродукция: составление диалога, содержащего изучаемые грамматические структуры, на заданную тему. Пример:
- Hi Daniel! Are you busy?
- Well, I'm writing a letter now.
- Can you help me?
- Why me? Look! Bob is reading the magazine. Ask him.
- Bob, what are you doing now? Are you busy?
- Yeah, I'm studying the business pages.
4. Продукция: составление интервью, опроса. Пример:
Ask your friend about his / her summer holiday.
When.......?
How......?
What......?
Why.......?
Who......?
Отличие заданий второй группы от первой заключалось в большем объеме предложенных упражнений, сложности используемой лексики.
В ходе эксперимента было выявлено, что учащиеся с высокими учебными возможностями быстрее выполняли задания самостоятельно. Учащимся с низкими учебными возможностями потребовалось больше времени для выполнения упражнений и больше упражнений для закрепления материала на систематизацию и обобщение, причем под непосредственным наблюдением учителя. Все качества грамматического навыка употребления грамматических форм Future Simple, Present Progressive, конструкции to be going to do в экспериментальной группе обладают достаточной степенью сформированности. Таким образом,
эффективное обучение грамматическому навыку английского языка должно быть дифференцированным.
Библиография:
1. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 5
2. Ковалева Г.А. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики [Текст] / Г.А. Ковалева. - М.: АРКТИ, 2004. -86 с.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. [Текст] / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2012. - 120 с.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
5. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // Иностранные языки в школе. -2013. - № 6. - С. 25-31.
6. Native English School. Электронный ресурс. [Режим доступа] http://native-english.com.ua/blog/5-uprazhnenij-po-anglijskomu-jazyku-na-grammatiku. Дата обращения 11.08.2015.
7. Science Daily. Электронный ресурс. [Режим доступа] http://www.sciencedaily.com/releases/2010/07/100706082156.htm. Дата обращения 11.08.2015 г.
Статья поступила в редакцию 11.08.2015 г.