Научная статья на тему 'Исследование готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных должностях сферы физической культуры и спорта'

Исследование готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных должностях сферы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физкультурные кадры / физкультурное образования / физическая культура / спорт / средства массовой коммуникации / physical education personnel / physical education / physical culture / sports / mass communication media

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Иванович Супрунов, Андрей Владимирович Корнаушенко, Тагир Шамшидович Казбеков

Описываются теоретические и практические аспекты изучения готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных областях физической культуры и спорта. В исследовании изучалось мнение и оценка экспертов по физической культуре и спорту по некоторым аспектам профессионального образования, а также готовность выпускников Института физической культуры и спорта работать на различных должностях в своей области. Согласно результатам исследования, выпускники физкультурных вузов чувствуют себя наиболее подготовленными к работе на должностях тренера по виду спорта, учителя физической культуры в школе и преподавателя физического воспитания в вузе. Исходя из данных проведенного исследования, можно утверждать, что в физкультурных вузах необходима большая профессионализация образования за счет совершенствования цикла специальных дисциплин, раскрывающих содержание профессиональной деятельности на должностях педагога-организатора, инструктора-методиста производственной физической культуры, научного сотрудника, оргработника, методиста по лечебной физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Иванович Супрунов, Андрей Владимирович Корнаушенко, Тагир Шамшидович Казбеков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of readiness of graduates of universities of physical culture to work in various positions in the field of physical culture and sports

This scientific article describes the theoretical and practical aspects of studying the readiness of graduates of universities of physical culture to work in various fields of physical culture and sports. The study examined the opinion and assessment of specialists in the field of physical culture and sports on some aspects of vocational education, as well as the readiness of graduates of the Institute of Physical Culture and Sports to work in various positions in their field. According to the results of the study, graduates of universities of physical culture feel the most prepared to work as a sports coach, a physical education teacher at school and a physical education teacher at the university. Based on the data of the conducted research, it can be argued that higher education institutions of physical culture need a greater professionalization of education by improving the cycle of special disciplines that reveal the content of professional activity in the positions of teacher-organizer, instructor-methodologist of industrial physical culture, researcher, organizer, methodologist of therapeutic physical culture.

Текст научной работы на тему «Исследование готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных должностях сферы физической культуры и спорта»

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-l-133-137 NIION: 2018-0077-1/23-297 MOSURED: 77/27-024-2023-01-496

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Исследование готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных должностях сферы физической культуры

и спорта

Сергей Иванович Супрунов1, Андрей Владимирович Корнаушенко2, Тагир Шамшидович Казбеков3

1 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, natalie-barnaul77@bk.ru

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, tagir.kazbekov.72@mail.ru

Аннотация. Описываются теоретические и практические аспекты изучения готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных областях физической культуры и спорта. В исследовании изучалось мнение и оценка экспертов по физической культуре и спорту по некоторым аспектам профессионального образования, а также готовность выпускников Института физической культуры и спорта работать на различных должностях в своей области. Согласно результатам исследования, выпускники физкультурных вузов чувствуют себя наиболее подготовленными к работе на должностях тренера по виду спорта, учителя физической культуры в школе и преподавателя физического воспитания в вузе. Исходя из данных проведенного исследования, можно утверждать, что в физкультурных вузах необходима большая профессионализация образования за счет совершенствования цикла специальных дисциплин, раскрывающих содержание профессиональной деятельности на должностях педагога-организатора, инструктора-методиста производственной физической культуры, научного сотрудника, оргработника, методиста по лечебной физической культуре.

Ключевые слова: физкультурные кадры, физкультурное образования, физическая культура, спорт, средства массовой коммуникации

Для цитирования: Супрунов С. И., Корнаушенко А. В., Казбеков Т. Ш. Исследование готовности выпускников физкультурных вузов к работе в различных должностях сферы физической культуры и спорта // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 133-137. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-133-137.

Original article

Research of readiness of graduates of universities of physical culture to work in various positions in the field of physical culture and sports

Sergey I. Suprunov1, Andrey V. Kornaushenko2, Tagir Sh. Kazbekov3

1 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

2 Barnaulsky Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, natalie-barnaul77@bk.ru

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

tagir.kazbekov.72@mail.ru

Abstract. This scientific article describes the theoretical and practical aspects of studying the readiness of graduates of universities of physical culture to work in various fields of physical culture and sports. The study examined the opinion and assessment of specialists in the field of physical culture and sports on some aspects of vocational education, as well as the readiness of graduates of the Institute of Physical Culture and Sports to work in various positions in their field. According to the results of the study, graduates of universities of physical culture feel the most prepared to work as a sports coach, a physical education teacher at school and a physical education teacher at the university. Based on the data of the conducted research, it can be argued that higher education institutions of physical culture need a greater professionalization of education by improving the cycle of special disciplines that reveal the content of professional activity in the positions of teacher-organizer, instructor-methodologist of industrial physical culture, researcher, organizer, methodologist of therapeutic physical culture

© Супрунов С. И., Корнаушенко А. В., Казбеков Т. Ш., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Keywords: physical education personnel, physical education, physical culture, sports, mass communication media For citation: Suprunov S. I., Kornaushenko A. V., Kazbekov T. Sh. Research of readiness of graduates of universities of physical culture to work in various positions in the field of physical culture and sports // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):133-137. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-133-137.

Физическая культура превратилась в нашей стране в важную органическую часть общей культуры российского общества, стала эффективным средством улучшения здоровья, повышения работоспособности, социальной активности российских людей. Анализ состояния и путей совершенствования этого направления идеологической работы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время появились определенные трудности, связанные с уровнем накопленных теоретических знаний и практическим использованием их в повседневной деятельности людей. Разрешение этой проблемы является актуальной задачей и требует теоретического анализа форм и методов использования средств массовой коммуникации для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы среди населения.

Совершенствование системы распространения и потребления культуры в российского обществе - задача комплексная. В настоящее время, частью такой системы в условиях развитого российского общества являются средства массовой коммуникации. Перед ними возникают качественно новые задачи, связанные с приведением форм и методов массового просвещения, обучения и образования в соответствие с актуальными требованиями жизни и целями социального развития. Размах и масштабы применения новой техники распространения информации в науке, в системах обучения и воспитания, в общекультурном развитии должны быть значительно расширены [1].

Концептуальная схема массовой коммуникации предполагает наличие компонентов, связанных с потребностью в информации, затем информационного удовлетворения и, наконец, «обратной связи», позволяющей получить данные о степени эффективности информирования и уровне знаний людей и возможности внесения необходимых коррективов с целью повышения степени реализации поставленных целей [2].

Средства массовой коммуникации все с большей активностью формируют общественное мнение по различным вопросам физической культуры и спорта. Исследование роли этих средств в пропаганде физкультур-но-спортивной информации, убедительно показывает включенность населения в систему пропаганды: программы Центрального телевидения (89 %), всероссийского радио (56 %), спортивные газеты (46,1 %), кино (31,7 %), журналы (23,9 %), общественно-политические газеты (21,1 %), книги (18,2 %), лекции, беседы (6,7 %), средства наглядной пропаганды и агитации (3,6 %) [3]. Эти данные говорят о том, что каждое средство массовой коммуникации имеет свою аудиторию, и, используя «обратную связь», надо более точно формировать направленность и тематику информирующих материалов.

Растет число читающих публикации на физкультурно-спортивную тему не только в центральных, но и в городских и районных газетах. Однако знания о благотворном

134 РЕйДООО1СДЬ

влиянии физических упражнений на организм человека, на формирование социалистической личности только создают предпосылку для превращения их в убеждение, в потребность заниматься физической культурой. Необходимо, чтобы ценностные ориентации при оценке видов деятельности в свободное время в отношении физической культуры были бы приближены к занятиям физическими упражнениями. В бюджете свободного времени больше времени должно уделяться физической культуре, а не только просмотру передач по телевидению, занятиям рукоделием, коллекционированием, автоделом, пассивному времяпрепровождению и т. п.

Изучение мотивов включения различных категорий и групп населения в занятия физической культурой и спортом позволяет обнаружить, что ведущим мотивом выступает укрепление здоровья. Этот мотив является определяющим для всех социально-демографических групп населения в среде взрослых, а также учитывается при воспитании подрастающего поколения. Следует, однако, отметить, что многие группы населения еще не вовлечены в занятия физической культурой по причине «отсутствия свободного времени». Глубокий анализ этого обстоятельства позволяет утверждать, что здесь главное заключается не в «отсутствии свободного времени», а в нерациональном его использовании. Все дело упирается в сознание людей, в необходимость преодолеть инертность и осознать, что занятия физическими упражнениями не только личное дело, но и важная общественная необходимость.

Средства массовой коммуникации должны формировать потребности в занятиях физической культурой постоянно и не только в процессе физического воспитания, а для многих заново развивать интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности [4].

Массово-коммуникационный подход к изменению человеческого поведения в процессе воспитания, его знаний или социальных установок включает исследование воздействия коммуникации как источника сообщения, так и получателя, используя для этого различные средства и методы, утвердившиеся на практике и разрабатываемые с помощью современных информационных систем. В настоящее время эффективность воспитания определяют через достижение совокупных целей идеологической: работы и многих факторов воспитательного процесса.

Под воздействием массовой коммуникации происходит целенаправленное формирование мировоззрения физкультурников и спортсменов, всех специалистов, занятых в сфере физической культуры и спорта. Главное направление в воспитании и обучении, как и в позитивных изменениях мировоззренческих принципов, заключается в подходе к человеку со стороны определенных требований, его социальной деятельности, к его мыслям, чувствам, идеям, а не только к его умениям. Это существо идейного воспитания, позволяющее фор-

БС^СЕв

мировать активную жизненную позицию российского человека, его мировоззрение [5].

Конечно, образовательный процесс вызывает наибольшую озабоченность с точки зрения подготовки специалистов, поскольку здесь студенты могут ощутить преимущества современных информационно-коммуникационных технологий и овладеть методами их использования в своей профессиональной деятельности. При этом необходимо решить две взаимосвязанные задачи: первая - формирование информационной культуры студентов через систему информационного обучения в период обучения в Институте физической культуры и спорта; вторая задача направлена на создание и использование различных учебников в образовательном процессе на основе современных информационных технологий (мультимедийные программы управления и обучения, многофункциональные системы, демонстрационные материалы, базы данных и информационные системы, интернет-ресурсы и т. д.) [6].

Персонал физической культуры - это группа профессионалов, работающих в сферах образования, здравоохранения, спорта, производства, отдыха и управляющих процессом развития отдельного элемента производственной силы. Поэтому представляет научный и практический интерес узнать, как Институт физической культуры и спорта готовит кадры для различных частей физкультурного движения.

Степень готовности выпускников физкульту]

В ходе исследования изучалась готовность выпускников институтов физического воспитания работать на различных должностях в своей области, а также их мнения и оценки по некоторым аспектам профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры.

В настоящее время существуют определенные противоречия между составом работников физического воспитания и их образовательной составляющей в системе физического воспитания. Фактический состав персонала основных профессиональных групп гораздо сложнее, чем у выпускников. В этой статье мы попытаемся раскрыть это противоречие с помощью конкретных примеров проведенных исследований и покажем ключевые пути его решения.

Физическое воспитание в высшем учебном заведении, хотя и направлено на подготовку специалистов общего профиля, предусматривает специальную углубленную подготовку только в области подготовки и переподготовки кадров.

Этот перекос в подготовке студентов в первую очередь отражается на степени готовности выпускников учреждений физического воспитания к трудовой деятельности (табл. 1). В результате исследования выпускники Университета физического воспитания чувствуют наибольшую готовность работать спортивным тренером, учителем физкультуры в школе и преподавателем физкультуры в университете. Согласно их ответам, они не хотят работать на других должностях.

Таблица 1

с вузов к работе на различных должностях, %

Степень готовности к работе

Должности да, готов (5 баллов) почти готов (4 балла) и да и нет (3 балла) недостаточно готов (2 балла) не готов (1 балл) Итого Средняя оценка, баллов

Инструктор производственной физической культуры 38 30 22 8 2 100 3,9

Учитель физической культуры в школе 59 31 7 2 1 100 4,5

Тренер по спорту 66 26 5 3 0 100 4,6

Преподаватель физического воспитания в вузе 35 44 14 5 2 100 4,1

Оргработник 9 24 34 21 12 100 2,9

Научный сотрудник 4 13 20 26 37 100 2,2

Педагог-организатор 27 19 21 16 17 100 3,2

Методист ЛФК 23 18 21 21 17 100 3,1

Примечание. Всего было опрошено 700 студентов.

Указанное противоречие в рамках системы «физкультурное движение - специалист - высшая школа» в практике находит свое разрешение в массовом изменении выпускниками вузов своей квалификации. Так, по данным исследования, свыше 33 % специалистов, то есть почти каждый третий, работает не по той специализации, к которой его готовил вуз.

Оправданными в социальном плане являются внутренне мотивированные перемещения, которые согласуются с интересами и способностями специалиста и происходят вследствие самостоятельно принятого решения. Однако, как показывают материалы

исследования, причинами изменения специализации довольно часто выступают такие, как распоряжение администрации о распределении выпускника ИФ-КиС, отсутствие вакансии, более высокая оплата труда, а также соображения, связанные с перспективами продвижения по службе. Все эти факторы играют примерно одинаковую роль. То, что структура физкультурных кадров не находит адекватного отражения в деятельности высшей школы, видно и из доли знаний, используемых специалистами, занимающими различные должности в сфере физической культуры и спорта (табл. 2).

СКИЕ НАУКИ 135

Таблица 2

Использование в работе вузовских знаний (по оценке физкультурных кадров, %)

Должности Всего специалистов Из них используют знания по специальности

испытывают не достаток в знаниях полностью используют от 90 до 60 % от 60 до 30 % менее 30% Практически не используют

Учитель физической культуры в школе 100 20 12 32 23 13 0

Преподаватель физического воспитания в вузе 100 15 12 33 32 8 0

Тренер по виду спорта 100 12 9 20 49 10 0

Преподаватель физкультурного Вуза 100 23 14 29 20 14 0

Инструктор производственной физической культуры 100 9 2 14 46 28 1

Оргработник 100 13 4 23 34 25 1

Научный сотрудник 100 29 8 11 25 21 6

Всего 100 17 9 23 33 17 1

Примечание. Всего было опрошено 700 специалистов

Данные исследования в своей совокупности свидетельствуют о том, что, с одной стороны, существующая программа подготовки специалистов не полностью отвечает реальным требованиям, а с другой - о неэффективном использовании труда значительной части выпускников физкультурных вузов. Так, большая часть специалистов (от 9 до 29 %), занимающих различные должности, испытывают недостаток в специальных знаниях. Особенно он ощутим у работающих на должностях преподавателя физкультурного вуза и научного сотрудника. Специалисты, занимающие эти должности по роду своей деятельности, в большей мере, чем другие категории физкультурных кадров, призваны совершенствовать науку о физической культуре и спорте, решать проблемы физкультурного образования. Однако физкультурные вузы недостаточно готовят к этой работе ни научно, ни психологически.

Важно отметить и тот факт, что довольно большое число работников (от 26 до 29 %), занимающих должности инструктора производственной физической культуры, оргработника и научного сотрудника, используют в своей работе менее 30 % знаний, которые дал им вуз. В наибольшей степени знания, приобретенные во время учебы в вузе, используются учителем физической культуры в школе, преподавателем физвоспитания и тренером по виду спорта, что лишний раз подчеркивает основную направленность физкультурного образования на подготовку к тренерско-преподавательской деятельности.

Выпускники физкультурных вузов, занимающие различные должности, неодинаково оценивают свою вузовскую подготовку. Анализ их мнений дает основание считать, что в работе на любой из физкультурных должностей имеются специфические трудности, вызванные особым характером и содержанием труда. Наибольшие рассогласования в полученном образовании и в требованиях, предъявляемых работой, отмечаются у специалистов, занимающих должности, не соответствующие полученной ими в вузе квалификации.

Результаты исследования мнения специалистов о недостатках профессиональной подготовки, полученной ими в вузе, позволяют сделать некоторые обобщения относительно отдельных дисциплин, сильных и слабых сторон учебно-воспитательного процесса. В среднем по всем категориям специалистов лишь 19,6 % опрошенных указали, что их подготовка в вузе находилась на уровне требований, предъявляемых к исполняемой работе. Наиболее слабым звеном в подготовке специалистов, по данным исследования, следует считать недостаточные навыки организаторской работы. Из всех опрошенных 21,4 % указали на отсутствие у них этих навыков. Особенно остро этот недостаток ощущают специалисты, работающие на должностях учителя физической культуры в школе, оргработника и инструктора производственной физической культуры (соответственно 28,9 %; 30,4 % и 35,1 % специалистов этих категорий отметили острый недостаток навыков организаторской работы).

Недостаточные знания по отдельным видам спорта острее всего ощущают работающие учителями физической культуры, преподавателями физического воспитания в вузе и инструкторами производственной физической культуры. Отсутствие навыков ведения научно-исследовательской работы беспокоит прежде всего преподавателей вузов и научных сотрудников. Эти же категории работников указали на слабость общенаучной подготовки.

Среди положительных сторон подготовки выпускников физкультурных вузов следует отметить такие, как повышение общего культурного уровня, выработка навыков самообразования, возросший уровень знания психологии людей.

С одной стороны, низкий уровень использования полученных в вузе знаний, а с другой - их недостаток для нормальной работы, особенно у выпускников, занимающих должности, не соответствующие вузовской специализации, свидетельствуют о том, что содержание физкультурного образования нуждается в определенной коррекции.

136

PEDAGOGICAL SCIENCES

Исходя из данных проведенного исследования, можно утверждать, что в физкультурных вузах необходима большая профессионализация образования за счет совершенствования цикла специальных дисциплин, раскрывающих содержание профессиональной деятельности на должностях педагога-организатора, инструктора-методиста производственной физической культуры, научного сотрудника, оргработника, методиста по лечебной физической культуре.

На наш взгляд, структура подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта должна находиться в определенном соответствии с реально существующей структурой физкультурных кадров. Система физкультурного образования призвана обеспечить качественное воспроизводство основных профессиональных групп, исторически сложившихся в результате развития физкультурного движения в нашей стране, а также подготовку по вновь образующимся специальностям.

Библиографический список

1. Шадрин, А. Н. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта / А. Н. Шадрин, О. В. Баянкин // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 129-131.

2. Евтеев, В. И. Некоторые аспекты управления учебным процессом на факультете физической культуры / В. И. Евтеев, С. И. Супрунов // Педагогический университетский вестник Алтая. 1999. № 1. С. 305-306.

3. Супрунов, С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребности студентов / С. И. Супрунов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.

4. Воробьева О. И. Проблема комплексности в подготовке специалистов института физической культуры и спорта / О. И. Воробьева // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-6 (58). С. 49-53.

5. Попова, Н. В. Использование инновационно-технических средств обучения студентов Института

Информация об авторах

С. И. Супрунов - доцент кафедры гимнастики Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент;

А. В. Корнаушенко - старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России;

Т. Ш. Казбеков - старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

S. I. Suprunov -Associate Professor of the Department of Gymnastics of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A. V. Karnaushenko - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

T. Sh. Kazbekov - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the UNK JV of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 15.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 137

физической культуры и спорта / Н. В. Попова, О. В. Баянкин // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 81-86.

6. Попова, Н. В. Организационные особенности проведения занятий по физической культуре в процессе здоровье сберегающего пространства высшего учебного заведения / Н. В. Попова, Ю. А. Князева // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 471. С. 79-82.

Bibliographic list

1. Shadrin, A. N. The use of innovative technologies in competence-oriented training of students of the Institute of Physical Culture and Sports / A. N. Shadrin, O. V. Bay-ankin // The world of science, culture, education. 2015. No. 3 (52). PP. 129-131.

2. Evteev, V. I. Some aspects of educational process management at the Faculty of Physical Culture / V. I. Evteev, S. I. Suprunov // Pedagogical University Bulletin of Altai. 1999. No. 1. PP. 305-306.

3. Suprunov, S. I. Organization of physical culture classes taking into account the needs of students / S. I. Suprunov // Trends in the development of science and education. 2019. No. 50-7. PP. 46-49.

4. Vorobyeva, O. I. The problem of complexity in the training of specialists of the Institute of Physical Culture and Sports / O. I. Vorobyeva // Current scientific research in the modern world. 2020. No. 2-6 (58). PP. 49-53.

5. Popova, N. V. The use of innovative and technical means of teaching students of the Institute of Physical Culture and Sports / N. V. Popova, O. V. Bayankin // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. No. 2 (18). PP. 81-86.

6. Popova, N. V. Organizational features of conducting physical culture classes in the process of health-saving space of a higher educational institution / N. V. Popova, Yu. A. Knyazeva // Trends in the development of science and education. 2019. No. 47-1. PP. 79-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.