УДК 376.32
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР Ш УРОВНЯ
Луконина Е. В., магистрант кафедры коррекционной педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
В данной статье представлены результаты проведенного исследования по готовности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня к письму. Автор делает акцент на сформированности зрительного восприятия как на важном умении, влияющем на процесс овладения письмом.
Ключевые слова: слабовидящие дети, общее недоразвитие речи, графо-моторные навыки, готовность к письму, мелкая моторика, навыки зрительно-моторной координации, определение положения предметов в пространстве.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей имеющих нарушения письма. Чаще всего это проявляется в нарушении графо-моторных навыков и зрительно-моторной координации, а именно:
• в неспособности провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
108 • в трудности формирования правильной
траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);
• в неустойчивом почерке (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
• треморе;
• очень медленном темпе письма [2].
Эти проявления усиливаются у слабовидящих детей, у которых, как вторичное проявление, недостаточно сформировано зрительное восприятие. Поэтому, такие дети чаще всего недостаточно готовы к обучению в школе, им характерны длительная адаптация к новым для них условиям учебной деятельности, трудности формирования навыков письма и чтения. Поэтому, очень важным аспектом развития дошкольника в период подготовки к письму является развитие основных компонентов зрительного восприятия, к которым в том числе относятся: развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительная память, зрительно-моторная координация [1, 2, 3].
В нашем исследовании принимали участие 12 слабовидящих детей 6-7 летнего возраста с логопедическим заключением ОНР III. Все дети имели остроту зрения (0,4-0,05) с оптической коррекцией, что позволяет нам относить их к категории слабовидящих детей.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что на овладение письмом
влияют речевые и неречевые предпосылки. В связи с этим, наша исследовательская работа проходила в двух этапах. Первый этап заключался в исследовании устной речи (по протоколам логопедического обследование дошкольников [4]. На втором этапе исследование коснулось неречевых процессов: определение уровня развития зрительного восприятия (по методике М.М. Безруких и Л.В. Морозовой).
При предъявлении материала (задания методик) для слабовидящих детей учитывалось состояние их зрения. В связи с этим, наглядный (стимульный материал) модифицирован под зрительные возможности детей:
• подача контрастного материала осуществлялась при помощи фоновых экранов;
• была усилена разлиновка упражнений в заданиях;
• для выполнения заданий предлагался фломастер, либо гелиевая ручка [6].
В исследовании большой упор нами делался на оценку разных сторон зрительного восприятия (зрительно-моторной координации, фигурно-фонового различия, опознание центральной геометрической фигуры, положения предметов в пространстве, копирование несложных фигур - пространственные отношения, дорисовывание фигур).
Первичный анализ результатов проведенного исследования выявил трудности формирования зрительного восприятия, которые, впоследствии, отражаются на письме. Так, в пробе на зрительно-моторную координацию (Рисунки 1, 2) 6 детей (50%) не смогли провести непрерывно линию, 5 детей (42%) не понимали некоторые пространственные понятия, например «середина» линии. 4 ребенка (33%) проводили линию плавно, но не смогли скоординировать движение, то есть не попадали в нужную точку. На наш взгляд причина этого лежит в несформированности прослеживающей функции глаза (глаз-рука).
Рисунок 1 - Проба на зрительно-моторную координацию, скоординированность движений.
Рисунок 2 - Проба на зрительно-моторную координацию - обведение пунктирной линии в заданном направлении.
109
При выполнении заданий на проведение линии по пунктиру (стимулирующие линии), с дальнейшим заданием изобразить подобный элемент уже без помощи стимулирующей линии, 8 детей (67%) искажали соседнюю фигуру (она отличалась размером и была искажена, либо имела наклон) (Рисунок 3), у 7 детей линия отходила от пунктирной не повторяя точно рисунок (Рисунок 2).
Рисунок 3 - Выполнение пробы на зрительно-моторную координацию, повторение фигуры самостоятельно.
По итогам работ данного теста , 42% детей показали низкий уровень, 33% - средний, 25% высокий.
При оценке навыка фигуро-фонового различия (Рисунок 4) 3 детей (25%) не нашли на зашумленной картинке фигуру креста. Типичной ошибкой была и недорисовка геометрических фигур. Четверо детей (33%) на зашумленных картинках не находили полное количество геометрических фигур спрятанных в фигуре.
Рисунок 4 - Проба на различение фигуры на фоне.
Анализ данного теста выявил, что 58% детей показали низкий уровень, 25% - средний, 16% высокий.
Оценка навыка положения предмета в пространстве (Рисунок 5) показала хороший результат, все дети узнали повернутые геометрические фигуры и серии этих фигур. Но в тесте на определения постоянства очертаний в задании на нахождение фигур на зашумленной картинке дети не находили все фигуры и путали ромб с квадратом.
Рисунок 5 - Пример выполнения пробы на определение постоянства очертаний.
Анализ полученных результатов
свидетельствует о том, что 41% детей продемонстрировали низкий уровень, 41% - средний, 16% высокий.
В оценке заданий на пространственные отношения (Рисунок 6), у 4 детей (33%) отмечены ошибки в соединении по точкам и неровность линий соединяющих точки. Дети, видя и узнавая цифры и буквы, соединяли их по точкам в разных направлениях, не естественных для письма: снизу вверх цифру 1, справа налево буквы и т.д., т. е. строили их.
Рисунок 6 - Выполнение пробы на пространственные отношения.
По итогам работ данного теста, 33% детей показали низкий уровень, 33% - средний, 33% высокий.
Основную трудность вызвало задание на дорисовывание фигуры ромба с изображением внутри (Рисунок 7). Анализ данных показал, что 7 детей (58%) совершили ошибки, направленные на сохранение образа фигуры, на дорисовывание элементов фигуры. в основном задания с другими фигурами выполнялись детьми правильно, но линии в дорисованных фигурах носили нечеткий характер.
Рисунок 7 - Выполнение пробы на умение дорисовать фигуру по заданному образцу.
По итогам работ данного теста , 58% детей показали низкий уровень, 25% - средний, 16% высокий.
Примерно половина детей при выполнении задании стремилась вертеть и разворачивать листы с заданиями, что говорит о недоразвитии мелкой моторики рук. У трети детей наблюдалась утомляемость, неусидчивость, торопливость в выполнении зданий, после данной инструкции сразу возникали вопросы, но с оказанной помощью, дети справлялись.
Таким образом, проведенное исследование выявило несформированность таких компонентов зрительного восприятия как: развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторная координации и сформированность зрительная памяти. Что обуславливает необходимость целенаправленного формирования предпосылок письма у слабовидящих дошкольников.
Источники и литература:
1. Безруких М.М. Методика оценки
уровня развития зрительного восприятия детей 5 - 7,5 лет / М.М. Безруких, Л.В Морозова // Школьный психолог. - 1999. - №7.
2. Проглядова Г.А. Особенности письменной речи в норме и при глубоких нарушениях зрения у младших школьников / Г.А. Проглядова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 1. - С. 98-103.
3. Уфимцева Л.П. Развитие зрительного восприятия у учащихся с нарушением зрения: учебное пособие / Л.П. Уфимцева, Т.А. Грищенко. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. -290с.
4. Обследование речи младших школьников: метод. рекомендации / [А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Е.В. Насонова и др.]; род ред. А.В.Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 118с.
5. Проглядова Г.А. Выявление и коррекция недостатков речевого развития учащихся с нарушением зрения. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 52с.
6. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллективная монография / [И. Б. Агаева, О. Л. Беляева, И. В. Дуда и др.] ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева". - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. - 300 с.
110