Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ ЯКУТИИ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ ЯКУТИИ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / семейные ценности / семейное воспитание / подготовка учителей русского языка и литературы / технологии обучения / урок литературы / family / family values / family education / training of future teachers of Russian language and literature / teaching technologies / literature lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Ю. Залуцкая, Н.И. Никонова

В статье рассматриваются результаты исследования готовности будущих учителей русского языка и литературы к семейному воспитанию в профессиональной деятельности. Применены методы анкетного опроса среди обучающихся 2–4 курсов педагогического отделения филологического факультета Северо-Восточного федерального университета. Авторами выделены значимые для студентов базовые семейные ценности, прививаемые им с раннего детства: «взаимопомощь и забота о родных» (39%), «уважение к старшим» (37,5%), «взаимоуважение» (35,8%); определена главенствующая роль прародительницы – бабушки в семейном воспитании; уточнены формы, методы, средства формирования семейных ценностей; определён учебный контент уроков литературы в школах Якутии, ориентированный на эффективное семейное воспитание в процессе обучения школьников Якутии. Исследование показало, что будущие словесники осознают значимость традиционных семейных ценностей в воспитании школьников, но еще не готовы в полной мере применять инновационные технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Ю. Залуцкая, Н.И. Никонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FUTURE TEACHERS’ READINESS TO FAMILY EDUCATION IN LITERATURE LESSONS IN SCHOOLS OF YAKUTIA: ANALYSIS OF THE RESULTS

The article discusses results of a study of readiness of future teachers of the Russian language and literature for family education in their professional work. Methods of questionnaire survey were used among 2nd – 4th year students of the pedagogical department of the Faculty of Philology of the North-Eastern Federal University. The authors identify basic family values that are significant for students, instilled in them from early childhood: “mutual help and care for relatives” (39%), “respect for the elderly” (37.5%), “mutual respect” (35.8%); the dominant role of the ancestor – grandmother in family education is determined; the forms, methods, and means of forming family values have been clarified; the educational content of literature lessons in schools in Yakutia has been determined, focused on effective family education in the process of teaching schoolchildren in Yakutia. The study shows that future language teachers are aware of the importance of traditional family values in the upbringing of schoolchildren, but are not yet ready to fully apply innovative teaching technologies.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ ЯКУТИИ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ»

3. Блэквелл Л.С., Тржесневски К.Х., Wk C.S. Имплицитные теории интеллекта предсказывают достижения в переходный период подросткового возраста: лонгитюдное исследование и вмешательство. Развитие ребенка. 2007; № 78 (1): 246-263.

4. Нуссбаум А.Д., Дек К.С. Защитная реакция против исправления: теории самоуважения и модели поддержания самооценки. Бюллетень личности и социальной психологии 2008; № 34 (5): 599-612.

5. Хохнадель А., Финамор Д. Установка на фиксацию и рост в образовании, и как это здорово помогает студентам сохранять стойкость перед лицом невзгод. Журнал международных исследований в области образования. 2015; № 11 (1): 47-50.

References

1. Uajt M.M., Olson S.Dzh., Kanning 'E.A. Analiz vliyaniya myshleniya i manery povedeniya prepodavatelya na opyt uchaschihsya. Nauka o motivacii. 2024; № 10 (1): 83-87.

2. Dvek S. Myshlenie. Novaya psihologiya uspeha. N'yu-Jork: Random House, 2016.

3. Bl'ekvell L.S., Trzhesnevski K.H., Wk C.S. Implicitnye teorii intellekta predskazyvayut dostizheniya v perehodnyj period podrostkovogo vozrasta: longityudnoe issledovanie i vmeshatel'stvo. Razvitie rebenka. 2007; № 78 (1): 246-263.

4. Nussbaum A.D., Dek K.S. Zaschitnaya reakciya protiv ispravleniya: teorii samouvazheniya i modeli podderzhaniya samoocenki. Byulleten' lichnosti isocial'nojpsihologii. 2008; № 34 (5): 599-612.

5. Hohnadel' A., Finamor D. Ustanovka na fiksaciyu i rost v obrazovanii, i kak 'eto zdorovo pomogaet studentam sohranyat' stojkost' pered licom nevzgod. Zhurnalmezhdunarodnyh issledovanij v oblasti obrazovaniya. 2015; № 11 (1): 47-50.

Статья поступила в редакцию 27.03.24

УДК 372.882

Zalutskaya S.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: zs-saha@mail.ru

Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nikon_nad@mail.ru

RESEARCH OF FUTURE TEACHERS' READINESS TO FAMILY EDUCATION IN LITERATURE LESSONS IN SCHOOLS OF YAKUTIA: ANALYSIS OF THE RESULTS. The article discusses results of a study of readiness of future teachers of the Russian language and literature for family education in their professional work. Methods of questionnaire survey were used among 2nd - 4th year students of the pedagogical department of the Faculty of Philology of the North-Eastern Federal University. The authors identify basic family values that are significant for students, instilled in them from early childhood: "mutual help and care for relatives" (39%), "respect for the elderly" (37.5%), "mutual respect" (35.8%); the dominant role of the ancestor - grandmother in family education is determined; the forms, methods, and means of forming family values have been clarified; the educational content of literature lessons in schools in Yakutia has been determined, focused on effective family education in the process of teaching schoolchildren in Yakutia. The study shows that future language teachers are aware of the importance of traditional family values in the upbringing of schoolchildren, but are not yet ready to fully apply innovative teaching technologies.

Key words: family, family values, family education, training of future teachers of Russian language and literature, teaching technologies, literature lesson

С.Ю. Залуцкая, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: zs-saha@mail.ru

Н.И. Никоноеа, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: nikon_nad@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ ЯКУТИИ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье рассматриваются результаты исследования готовности будущих учителей русского языка и литературы к семейному воспитанию в профессиональной деятельности. Применены методы анкетного опроса среди обучающихся 2-4 курсов педагогического отделения филологического факультета Северо-Восточного федерального университета. Авторами выделены значимые для студентов базовые семейные ценности, прививаемые им с раннего детства: «взаимопомощь и забота о родных» (39%), «уважение к старшим» (37,5%), «взаимоуважение» (35,8%); определена главенствующая роль прародительницы - бабушки в семейном воспитании; уточнены формы, методы, средства формирования семейных ценностей; определён учебный контент уроков литературы в школах Якутии, ориентированный на эффективное семейное воспитание в процессе обучения школьников Якутии. Исследование показало, что будущие словесники осознают значимость традиционных семейных ценностей в воспитании школьников, но еще не готовы в полной мере применять инновационные технологии обучения.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, семейное воспитание, подготовка учителей русского языка и литературы, технологии обучения, урок литературы

Определение в Российской Федерации 2024 года как Года семьи с целью «популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей» [1] актуализировало внимание российской педагогической общественности к проблемам семейного воспитания в процессе обучения школьников, студентов, учащейся молодёжи, становление которых как личностей происходит в условиях повсеместной переоценки базовых ценностей, культурных традиций и обычаев, исторически сложившихся взглядов на человека и окружающий его мир. Стремление современного сообщества пересмотреть содержание таких понятий, как «семья», «брак», «родители», «мать», «отец», изменить роль родителей в воспитании детей дестабилизирует сложившийся миропорядок и становится существенным вызовом странам с традиционной системой воспитания - основой благополучия и развития цивилизованного общества. Эти факты современной жизни вынуждают образовательное сообщество искать эффективные механизмы защиты детей и молодёжи от негативных тенденций в области семейного воспитания, актуализировать имеющееся отечественное педагогическое наследие по формированию стратегически значимых ценностей на разных этапах становления личности, инициировать поиск новых подходов к решению проблемы семейного воспитания в обучении.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет рассматривать трансформацию ценности семьи у современной молодёжи. Так, ГЭ. Говорухин, И.С. Андросова по результатам организованного ими социологического обследования обучающихся вузов описывают доминирующий характер индивидуальных ценностей, трансформацию традиционных семейных отношений, изоляцию студентов от семьи, общества и государства [2]. О значимости и в чём-то культивировании типичных индивидуалистических ценностей среди россиян в

ущерб семейным ценностям пишут Н.Ю. Зубенко, ГВ. Сабитова. Учёные приводят результаты исследования респондентов о жизненном успехе и путях его достижения во взаимосвязи с семейными ценностями у различных поколений. Несмотря на то, что у подростков, студентов, взрослых «самым главным» является семья, понятие успеха «лежит в сфере карьеры и самореализации в творчестве» [3, с. 9]. Современный анализ традиционных представлений о семье, отраженный в публикации Л.В. Сысоевой, Т.В. Петренко [4], даёт возможность говорить об искажении семейных ценностей в обществе из-за потери авторитета старшего поколения, путаницы ролей отца и матери, отсутствия трудового воспитания, в результате чего «...подрастающее поколение из года в год становится всё более инфантильным и зависимым» [4, с. 77]. Также, по мнению отечественных учёных [5; 6], немаловажным фактором, влияющим на формирование личности, является неощутимый вклад бабушек и дедушек. Помимо финансовой и материальной поддержки современные прародители способствуют улучшению психического здоровья, повышению устойчивости, обучению просоциальному поведению внуков [5].

Целью исследования является количественный и качественный анализ результатов обследования мнения студентов - будущих учителей русского языка и литературы о семейном воспитании и его реализации на уроках литературы. Задачи исследования: организация тематического анкетного опроса студентов педагогического направления подготовки; анализ данных и описание выводов.

Научная новизна видится в обосновании новых знаний, полученных в ходе обследования студентов педагогического профиля, для выявления специфических средств и методов организации урока литературы с опорой на традиционные семейные ценности.

Теоретическую значимость исследованию придаёт комплекс семейных ценностей студентов федерального вуза, составленный по результатам анкетного опроса; выявленная значимость прародителей в системе семейного воспитания в контексте национальных культурных традиций. Практическая значимость исследования состоит в определении на основе анализа результатов проведённого анкетного опроса студентов - будущих учителей-словесников значимых, с точки зрения респондентов, семейных ценностей и актуальных средств семейного воспитания школьников в литературном образовании. Выводы, полученные в ходе исследования, позволяют повысить эффективность семейного воспитания на уроках литературы в условиях современной школы.

Исследование было организовано на базе педагогического отделения филологического факультета (далее - ФЛФ) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (далее - СВФУ) Республики Саха (Якутия) (далее - РС(Я)). Так, 15 января 2024 года путём случайной выборки был проведён анонимный анкетный опрос студентов педагогического направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) ФЛФ СВФУ, в котором приняли участие 64 студента 2-4 курсов. Цель обследования -выявить мнение завтрашних учителей русского языка и литературы о том, какие ценности они выделяют как значимые в их семейном воспитании, в функции кого из членов семьи входят обязанности по сохранению и передаче новым поколениям базовых семейных ценностей, какие средства семейного воспитания современного школьника наиболее эффективны. Результаты обследования проанализированы в обобщенном виде с применением качественных и количественных методов.

Анкета состояла из шести вопросов открытого типа о том, с какими ценностями, традициями, обычаями знакомят с детства респондентов в семье; кто в семье отвечает за сохранение и передачу ценностей и традиций другим поколениям; какие формы, методы, средства формирования семейных ценностей наиболее эффективны при воспитании детей в семье; какие произведения искусства наиболее эффективны для семейного воспитания в процессе обучения литературе. Анализ ответов выявил уникальный набор и иерархию ценностей обследуемых: так, наиболее значимыми, прививаемыми с детства в их семье являются «взаимопомощь и забота о родных» (39%) и «уважение к старшим» (37,5%).

Таблица 1

Результаты диагностики содержания семейных ценностей студентов (в %)

Варианты ответов Количество ответов (%)

Взаимопомощь и забота о родных 39%

Уважение к старшим 37,5%

Взаимоуважение 35,8%

Любовь 28,1%

Доброта 25%

Труд 23,4%

Бережное отношение к природе 21,8%

Ответственность 20%

Честность 14%

Верность 14%

Патриотизм 7,8%

Память 3,1%

В своих ответах студенты подробно объясняют, как проходило воспитание в их семье на примере близких родственников: так, Сандал А. пишет, что в его семье, как и во многих семьях Якутии, с детства прививались ценности уважения к старшим, любви к природе и трудолюбие. Дети учились ценить семейные традиции, такие как празднование Ысыаха - якутского праздника встречи лета, принимали участие в народных играх, задабривании духа огня. Также важным обычаем в его семье является совместное приготовление и употребление традиционных блюд, таких как ис миинэ, бэрэски, алаадьы. Как видно, студенты, выросшие и живущие в суровых климатических условиях Севера, отмечают значимость взаимоуважения, любви и доброты, умения трудиться и быть ответственным, честным и верным своим убеждениям и идеалам - ценностям, помогающим всем вместе противостоять природным испытаниям, социальным вызовам и потрясениям, оставаясь при этом человеком с доброй, открытой душой и горячим сердцем. Несомненно, это относительно идеализированные представления респондентов о главных качествах северного человека, формируемых с детства, но не всегда ярко проявляющихся в реальной жизни. В этом случае важно другое - осознание будущими учителями гуманитарного профиля тех базовых семейных ценностей, которые являются основой воспитания и становления личности. Отметим и тот факт, что для участников анкетирования оказываются ценными также «патриотизм» (7,8%) и «память» (3,1%), необходимые в качестве скреп в построении семейных отношений, в формировании общества в целом.

Главным хранителем семейных ценностей, традиций, обычаев является бабушка (31,25%), которая объединяет всех членов семьи, передаёт им свой опыт и житейскую мудрость.

Таблица 2

Варианты ответов респондентов на вопрос: «Кто в вашей семье является главным носителем, хранителем семейных ценностей?» (в %)

Варианты ответов Количество ответов (%)

Бабушка 31,25%

Мать 29,6%

Мать и бабушка 10,9%

Отец 9,3%

Дед 6,2%

Мать и отец 6,2%

Тетя 3,1%

Мать, отец, бабушка 1,5%

Как следует из анкетного опроса, в современной якутской семье большая роль отводится именно женщине, традиционно ответственной за воспитание детей, формирование поведенческих стереотипов: например, Нарыйаана И. отмечает, что в её семье главным носителем и хранителем семейных ценностей являлась бабушка. «Она - стержень нашей семьи, именно она передавала нам знания о традициях и обычаях якутского народа. Бабушка всегда учила всех детей уважать старших, любить и беречь природу, быть трудолюбивыми и добрыми людьми». И постепенно эта роль перешла к матери, дав место более современному видению семейных ценностей. Резюмируем, что такое отношение к старшей по возрасту женщине - гаранту устойчивости, незыблемости ценностей - характерно для подавляющего большинства народов, населяющих многонациональную Якутию: почитание бабушки, прародителей при неоспоримой социально-экономической значимости поколения родителей демонстрирует востребованность в современной семье связи с прошлым, с желанием молодёжи «иметь представление о жизни предыдущих поколений», «передаче традиций, культурных норм и ценностей, этических принципов, то есть всего того, что в современном обществе квалифицируется как духовный и культурный дефицит» [7, с. 181].

Представим результаты анализа ответов респондентов на следующий вопрос.

Таблица 3

Варианты ответов респондентов на вопрос: «Какие, с вашей точки зрения, формы, методы, средства формирования семейных ценностей наиболее эффективны при воспитании детей в семье?» (в %)

Варианты ответов Количество ответов (%)

Беседа, диалог общение 50%

Личный пример родителей 43%

Совместные мероприятия 23,4%

Путешествия, выезды на природу 15,6%

Выполнение ритуалов и обрядов 10,9%

Чтение книг, просмотр фильмов 7,8%

Значение семейных фото, составление родословного древа 6,2%

Как демонстрируют данные таблицы, 50% опрошенных подчеркнули ключевую роль в семейном воспитании беседы, диалога, общения; 43% назвали лучшим средством формирования семейных ценностей личный пример родителей; совместные мероприятия - у 23,4% испытуемых; 15,6% респондентов написали, что совместные путешествия, выезды на природу оказывают влияние на их ценностные ориентации; выполнение ритуалов и обрядов встречается в 10,9% ответов; чтение книг просмотр фильмов - 7,8%; значение семейных фотографий, составление родословного древа выделили 6,2% студентов. В целом во всех ответах так или иначе отмечаются как значимые средства формирования семейных ценностей прежде всего вербальное взаимодействие, совместное времяпровождение, соблюдение национальных традиций: например, у Кээскил Б. находим мысль, что наиболее эффективными формами и методами формирования семейных ценностей при воспитании детей в семье являются общение и совместное времяпрепровождение. Это может быть совместное чтение книг, обсуждение семейных историй и традиций, участие в семейных праздниках. Также важно показывать детям пример своим поведением, учить их уважению и любви к ближним и природе.

Содержание ответов респондентов позволяет сделать выводы об их важной потребности в межпоколенческом общении, живом, активном, непосредствен-

ном, когда между членами семьи нет посредников-гаджетов, формализующих такую коммуникацию, содержанием которой может быть не только повседневность, быт, но и разного рода семейные истории, спорные ситуации нравственной направленности, интерпретация всего увиденного или услышанного в контексте ценностей традиций, традиционной культуры.

Анализ рекомендаций участников обследования по выбору контента для уроков литературы, ориентированных на семейную проблематику, показал, что будущие учителя русского языка и литературы считают наиболее продуктивными русскую, якутскую и зарубежную литературную классику (68,7%), а также продукцию обретшего за последнее двадцатилетие мировую известность якутского кинематографа (32,8%): в качестве примера отметим рассуждения Айала Н., по мнению которого среди художественных произведений, активно влияющих на воспитание семейных ценностей в подростках, следует выделить фильмы «Дьулуур: мас-рестлинг» (2022 г.) и «Тимир» (2023 г). Они показывают красоту якутской земли и традиций, а также важность семьи и семейных ценностей. Также студент рекомендует повесть Льва Толстого «Детство», которая знакомит читателя со счастливой русской семьёй писателя и будет интересна многим. В ряду рекомендаций студентов встречаются также единичные указания (0,4%) комических сериалов, посвящённых жизни одной семьи («Сваты», «Воронины»), зарубежные фильмы «Стажёр» и «Хайди», но при этом отсутствуют упоминания об аниме, о комиксах, манго и других современных форматах на заданную тему, что, возможно, обусловлено профессиональной ориентацией студентов на изучение на уроках литературы классики и современных произведений разных видов искусства региональных авторов.

Обратим также особое внимание на предложенные респондентами формы работы, методы и технологии семейного воспитания школьников в литературном образовании. К таковым были отнесены разного рода внеклассные мероприятия (62,5%), беседы и лекции (31,2%), встречи с родителями (6,3%). В качестве показательного ответа приведём слова Сандары В. о том, что в школе, на её взгляд, наиболее эффективными формами и методами формирования семейных ценностей является включение в учебный процесс факультативов либо классных часов, связанных с изучением культуры и традиций народа, а также проведение тематических мероприятий и праздников. Также важным считает респондент учить детей уважению и толерантности, что поможет им лучше понять и принять семейные ценности в других семьях. Как видно, методический арсенал не отличается разнообразием и новизной, не учитывает реальные потребности нового поколения школьников в применении цифровых инструментов, игровых технологий, активных форм обучения и воспитания. Предположительно, данный факт указывает на неготовность студентов 2-4 курсов применять освоенные ими в процессе профессиональной подготовки методические компетенции в реализации задач семейного воспитания при изучении литературы в школе. Они оказались неспособны перенести сформированные методические умения и

Библиографический список

навыки в новую учебную ситуацию, посчитав, очевидно, что для воспитательной работы нужны специальные технологии, и поэтому в ответах наши респонденты описывают свой школьный опыт. При этом всё перечисленное студентами педагогического профиля связано с популяризацией культуры народов, населяющих Якутию, опирается на традиционные подходы к семейному воспитанию с учётом региональной специфики.

Итоги проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В период неоглобализма институт семьи претерпевает изменения, подвергается разного рода угрозам, в связи с чем возникает необходимость постоянного мониторинга ценностного отношения будущих педагогов к семье, семейному воспитанию, возрастает актуальность исследований проблем семейного воспитания в процессе обучения на всех уровнях образования.

2. Изучение структуры и иерархии семейных ценностей у студентов 2-4 курсов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) ФЛФ СВФУ показало, что взаимопомощь и забота о родных, уважение к старшим и взаимоуважение, любовь, доброта, труд являются ценностными приоритетами будущих учителей-словесников. Эти традиционные ценности первоначально усваиваются в семье и определяются «господствующими в ней духовными и материальными ценностями, культурой и психологией отношения взрослых к детям» [8]. Следующим этапом их освоения становятся школа и вуз, воспитательная среда которых или укрепляет ценностный потенциал обучающихся, или корректирует, а то и изменяет его.

3. В условиях современных реалий возрастает спрос профессионального сообщества на отвечающие образовательным потребностям альфа-поколения способы, средства воздействия на полноту, качество и устойчивость их семейных ценностей, также на совершенствование условий образовательной среды, при которых ценность семьи будет убедительно конкурировать с ценностями самореализации и удовольствия. Одним из подобных условий является выбор контента семейной направленности для организации уроков литературы, который должен быть ориентирован на утверждение традиционных семейных ценностей и отвечать потребностям обучающихся в изучении не только литературной отечественной и зарубежной классики, но и современных региональных произведений разных видов искусства, в том числе якутского кинематографа, популяризующего базовые ценности народной культуры.

4. Проведённое исследование продемонстрировало: студенты педагогического профиля осознают значимость традиционных семейных ценностей в воспитании школьников, но их готовность к реализации данной задачи на уроках литературы посредством инновационных технологий, методов и приёмов можно охарактеризовать как низкую. Это предопределяет перспективу исследования данной проблемы в аспекте поиска специальных педагогических действий в процессе профессиональной подготовки будущих учителей-словесников с целью расширения методического арсенала семейного воспитания в литературном образовании.

1. О проведении в Российской Федерации Года семьи. Указ Президента Российской Федерации № 875 от 22 ноября 2023 г. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49978

2. Говорухин ГЭ., Андросова И.С. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей КнАГТУ). Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015; № 3 (23): 71-81.

3. Зубенко Н.Ю., Сабитова ГВ. Семья и жизненный успех в системе ценностей россиян. General psychology, personality psychology, history of psychology. 2016; № 5: 5-12.

4. Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личностной автономии в студенческом возрасте. Современная наука: опыт, проблемы и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2015: 76-82.

5. Шоркина Н.А. Современные исследования роли прародителей в детском развитии. Мир психологии. 2021; № 3 (106): 103-109.

6. Солдатова М.С., Попова Л.Н. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Новое слово в науке: перспективы развития. 2014; № 2: 159.

7. Салихова Э.А. Особенности внутрисемейного вербального общения через поколение: бабушки-дедушки vs внуки-внучки. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 1 (38): 181-186.

8. Махаматов Т.М., Маматов М.А. Диалектика освоения подрастающим поколением традиционных ценностей в условиях неоглобализации. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2023: № 6: 95-104.

References

1. O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda sem'i. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 875 ot 22 noyabrya 2023 g. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49978

2. Govoruhin G.'E., Androsova I.S. Sem'ya kak cennosf i semejnye cennosti v rossijskom obschestve (sociologicheskoe issledovanie semejnyh cennostej KnAGTU). Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2015; № 3 (23): 71-81.

3. Zubenko N.Yu., Sabitova G.V. Sem'ya i zhiznennyj uspeh v sisteme cennostej rossiyan. General psychology, personality psychology, history of psychology. 2016; № 5: 5-12.

4. Sysoeva L.V., Petrenko T.V. Stil' semejnogo vospitaniya kak faktor formirovaniya lichnostnoj avtonomii v studencheskom vozraste. Sovremennaya nauka: opyt, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Neftekamsk, 2015: 76-82.

5. Shorkina N.A. Sovremennye issledovaniya roli praroditelej v detskom razvitii. Mirpsihologii. 2021; № 3 (106): 103-109.

6. Soldatova M.S., Popova L.N. Rol' babushek i dedushek v vospitanii detej. Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya. 2014; № 2: 159.

7. Salihova 'E.A. Osobennosti vnutrisemejnogo verbal'nogo obscheniya cherez pokolenie: babushki-dedushki vs vnuki-vnuchki. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2013; № 1 (38): 181-186.

8. Mahamatov T.M., Mamatov M.A. Dialektika osvoeniya podrastayuschim pokoleniem tradicionnyh cennostej v usloviyah neoglobalizacii. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2023: № 6: 95-104.

Статья поступила в редакцию 16.04.24

УДК 378.14:504.03

Niyazova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: dekanspf@mail.ru Ametova F.I., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: ferideametova@gmail.com

HISTORICAL AND LOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CONTINUOUS SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION. The relevance of the article is due to the global environmental crises in modern society, which requires the formation of eco-person on the part of the education system, which is the result of continuous socio-ecological education. To understand the importance of continuous socio-ecological education, the article presents an analysis of the main

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.