Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОНАДОТОКСИЧЕСКОГО И МУТАГЕННОГО ЭФФЕКТОВ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ «ЛОТОС», «ЭРА», «ОКА»'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОНАДОТОКСИЧЕСКОГО И МУТАГЕННОГО ЭФФЕКТОВ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ «ЛОТОС», «ЭРА», «ОКА» Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОНАДОТОКСИЧЕСКОГО И МУТАГЕННОГО ЭФФЕКТОВ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ «ЛОТОС», «ЭРА», «ОКА»»

зультаты исследований свидетельствуют о том, что степень выраженности наблюдаемых сдвигов в состоянии органов кроветворения зависит от химической структуры пестицидов и их способности к кумуляции. Более выраженные изменения по сравнению с контролем отмечались при действии препарата 275, обладающего кумулятивным эффектом. Существенно меньший эффект вызывал изофос-3, который быстро метаболнзнруется в организме. Наиболее отчетливо эти различия проявляются в период восстановления: после воздействия препарата 275 не наступает нормализации функции кроветворения, в то время как после воздействия изофоса-3 I показатели возвращаются к исходному уровню. В проведенных экспериментах не выявлено отчетливых различий в чувствительности различных кроветворных органов к действию пестицидов в изучаемые периоды онтогенеза.

Обобщая результаты экспериментальных исследований, можно сделать вывод о том, что система кроветворения крысят ранних возрастных периодов онтогенеза более чувствительна к токсическим воздействиям по сравнению со взрослыми животными. Это объясняется более высокой кинетикой смены клеточных популяций, прогрессивным увеличением числа кроветворных клеток, высокочувствительных к химическим воздействиям. Изменение клеточное™ кроветворных органов крысят при отсутствии значимых изменений со стороны митотической активности клеток свидетельствует о том, что наблюдаемые сдвиги при данных уровнях воздействия пестицидор обусловлены частичной интерфазной гибелью клеток и перераспределительными реакциями как в системе крови, так и в тканях организма.

Маши исследования дают основание считать, что проведение опытов на животных ранних периодов онтогенеза позволяет в более короткие сроки выявлять биологическое действие химических соединений.

Литература

1. Авилова Г. Г.. Уланова И. П., Саркисянц Э. Э. и др.//Гиг. и сан, — 1974. — № 6. — С. 15—18.

2. Дружинина В. А., Гадалина И. Д., Кочеткова Т. А. // Материалы по гигиенической оценке пестицидов и полимеров.— М„ 1977, —С. 95—99.

3. Красникова И. И. Методические подходы к изучению возрастной реактивности животных в эксперименте при воздействии летучих веществ полимерных материалов: Автореф. дне.... канд. бнол. наук.— М., 1975.

4. Красовский Г. N.. Саркисянц Э. Э„ Белоусов А. 3. и Др.//Всесоюзный симпозиум по изучению влияния химических веществ на молодой организм и вопросам возрастной токсикологии: Материалы.— М., 1969.— С. 119—126.

5. Розанова В. Д. Очерки по экспериментальной возрастной фармакологии. — Л., 1968.

6. Савчснков М. Ф. //Гиг. и сан,— 1979. — № П.— С. 58-61.

Поступила 25.07.86

УДК 618.33-099 + 618.33-007.1]-02:614.72:648.18

М. 3. Нижарадзе, А. А. Калашников

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОНАДОТОКСИЧЕСКОГО И МУТАГЕННОГО ЭФФЕКТОВ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ

«ЛОТОС», «ЭРА», «ОКА»

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

В настоящее время в стране ежегодно выпускается более 1 ООО ООО т различных синтетических моющих средств (CMC), которые находят широкое применение в промышленности, быту, коммунальном хозяйстве. В связи с этим весьма важное значение приобретает определение возможных отдаленных последствий их воздействия па организм.

В литературе встречаются сведения о канцерогенном, мутагенном, эмбриотоксическом и тератогенном действии £ различных поверхностно-активных веществ (ПАВ) — суль-фанола, иеопала, синтапола ДС-10 и др., которые являются основным действующим компонентом CMC [3, 4, 6, 7]. Однако данных о влиянии всей композиции CMC на генеративную функцию в доступной литературе мы не обнаружили.

Целью настоящего исследования было изучение гонадо-токсическнх и мутагенных свойств наиболее распространенных в настоящее время CMC «Лотос», «Эра», «Ока».

Содержание ПАВ (40 % раствор сульфанола, полученного из н-парафинов) в CMC «Лотос» составляет 18 %, «Эра» и «Ока» — 15 %.

Опыты выполнены на 197 белых крысах-самцах массой 150—170 г. Гонадотоксическнй эффект CMC изучали в хроническом 4-месячном эксперименте при ингаляционном воз-вдействни в концентрациях 24,17±0,89 мг/м3 (что соответст-®вуст порогу хронического действия CMC «Лотос») и 5.75± ±0,64 мг/м3 (т. е. на уровне существующей ПДК для CMC «Лотос», «Эра», «Ока» в воздухе рабочей зоны). Состояние гонад оценивали после месячного ингаляционного воздействия и в конце эксперимента с помощью ряда методов: семенники подвергали наружному осмотру с целыо выявления патологических изменений, определяли их размеры, удельную массу, массовый коэффициент и проводили Гистологическое исследование. Рассчитывали также относитель-

ную массу семе:нных пузырьков и простаты. Морфологическую оценку сперматогепного эпителия проводили по следующим количественным показателям: индексу сперматогенеза, количеству канальцев со слущенным эпителием. среднему количеству сперматогоний, а также наличию 12-й стадии мейоза. Кроме того, регистрировали характер и длительность движения сперматозоидов, их общее количество в суспензии придатка, осмотическую резистентность и содержание патологических форм [5].

Мутагенную активность CMC «Лотос», «Эра», «Ока» исследовали при внутрибрюшинном введении в дозах, составляющих 1/10 и 1/5 LDso- Контрольным животным аналогичного возраста вводили внутрнбрюиЫино дистиллированную воду. Через 1 и 7 сут после воздействия СА\С животных умерщвляли путем смещения шейных позвонков и разрыва спинного мозга. За 1,5 ч до забоя крысам внутрибрюшинно вводили 0,04 % раствор колхицина в количестве 1 мл на 100 г массы тела. Из костного мозга, извлеченного из бедренных костей, готовили хромосомные препараты по общепринятому методу Форда. Анализу подвергали только те клетки, которые соответствовали необходимым цитогенети-ческнм требованиям [1, 2J. В клетках костного мозга оценивали частоту хромосомных аберраций и появления полиплоидии и анэуплондни. Всего в опытах использованс 58 крыс (в том числе 16 в контрольной группе). Проведен цн-тогенетнческнй анализ 5800 клеток (в том числе 1600 контрольных). Достоверность полученных результатов оценивали с помощью критерия Стыодента по программе для микрокалькулятора БЗ-21.

При макроскопическом исследовании семенников крыс изменений не обнаружено. Удельная масса, размеры, объем и массовые коэффициенты семенников подопытных крыс не отливались от таковых у контрольных. Однако в группе жн-

вотных, подвергавшихся ингаляцноной затравке CMC «Лотос» в концентрации 24 мг/м3, через 1 мес наблюдали достоверное увеличение массовых коэффициентов простаты (1,5±0,12 при 1,2±0,045 в контроле) и семейных пузырьков (5,05±0,42 при 3,32±0,12 в контроле). К концу затравки изменений не выявлено. Показатели функционального состояния сперматозоидов у подопытных крыс не отличались от таковых в контроле на протяжении всего эксперимента. При изучении структурно-морфологических показателей семенников также не выявлено различий в состоянии сперма-тогенного эпителия у подопытных и контрольных животных.

У крыс, подвергавшихся воздействию CMC, частота аберраций хромосом в клетках костного мозга не изменялась но сравнению с аналогичным показателем в контрольной группе животных. Число полиплоидных и анэуплоидных клеток также не отличалось от такового в контроле. Следовательно, CMC «Лотос», «Эра», «Ока» в дозах, соответствующих 1/10 и 1/5 LD5o, не оказывают мутагенного действия на клетки костного мозга подопытных крыс.

Таким образом, исследуемые CMC в испытанных концентрациях и дозах не оказывают гонадотокснческого и мутагенного действия.

Литература

1. Бочков Н. П.. Демин Ю. С., Лучник Н. В. // Генетика. — 1972. — № 5. — С. 133—141.

2. Бочков Н. П. Метод учета хромосомных аберраций как биологический индикатор влияния факторов внешней среды на человека. — М., 1974.

3. Волощенко О. И.. Медяник И. А. Гигиена и токсикология бытовых химических веществ.— Киев, 1983.

4. Пылева 3. А., Саутин А. И. // Состояние и перспективы развития научных работ и производства CMC в 11-й пятилетке. — Киев, 1979.— С. 148—150.

5. Саноцкий И. В.. Авхименко М. М., Фоменко В. Н. // Методы определения токсичности к опасности химических веществ (токсикометрия). — М., 1970. — С. 245— 253.

6. Синицина Н. А., Сахаров Ю. И. // Гигиена населенных мест. — М., 1973.— Вып. 12.— С. 91—94.

7. Däkay М„ Fodor F.. Nikodemus I. // Zbl. Bakt. I. Abt. Orig. B. — 1981. —Bd 174, N 1—2. — S. 121—124.

Поступила 17.10.86

УДК 613.632.4:615.285.7.912.1.002,62]-07:616.5-056.43

А. И. Гурова, Н. Я- С моляр, Н. А. Дрожжина, И. Н. Засорина,

В. Ф. Орлова

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЛУПРОДУКТОВ СИНТЕЗА

ПЕРМЕТРИНА НА КОЖУ *

Университет дружбы народов им. Патрнса Лумумбы, Москва

Настоящая работа посвящена изучению местного, кожно-резорбтивного и сенсибилизирующего действия 6 химических соединений — полупродуктов синтеза нового перспективного инсектицида перметрина (3-феноксибензилового эфира-3(2,2-дихлорвнннл)-2,2-днметилциклопропан - 1 - кар-боновой кислоты): триортоэтилацетата (ТОЭА); 1,1,1 -три-хлор-4-метил-4-пентен-2-ола (ТХМ-4П); 1,1,1-трихлор-4-метил — 3-пентен-2-2-ола (ТХМ-ЗП); 3-бромбензальдегида (3-ББА); 3-феноксибензальдегид (3-ФБА) и 3-фгнокснбен-зилового спирта (3-ФБС).

ТОЭА представляет собой бесцветную жидкость с температурой кипения 146 °С; ТХМ-4П — прозрачная желтоватая жидкость с температурой кипения 180 °С, ТХМ-ЗП — твердое белое кристаллическое вещество с температурой плавления 72 °С; 3-ББА — прозрачная светло-коричневая жидкость с температурой кипения 245 °С; 3-ФБА — прозрачная жидкость желтого цвета с температурой кипения 325 °С; 3-ФБС — светлокорнчневая прозрачная жидкость с температурой кипения 335 °С. Все исследуемые вещества растворимы в большинстве органических растворителей и в растительном масле.

Оценка местного раздражающего действия перечисленных веществ проводилась в опытах на белых мышах, кроликах белой масти и морских свинках-альбиносах.

Все исследуемые соединения использовались в чистом виде (при изучении местного и кожно-резорбтивного действия) или в виде растворов в подсолнечном масле для накожных проб при изучении сенсибилизирующего действия. Эксперименты проводились в соответствии с рекомендациями (1—31.

Для определения местного раздражающего и кожно-ре-зорбтивного действия хвосты фиксированных в домиках мышей погружали на 4/s их длины в чистое вещество, подогреваемое на водяной бане до 25—30 °С. Из твердого 'ГХМ-ЗП был приготовлен при подогреве 50 % раствор в подсолнечном масле. Наблюдение за животными вели в течение 2 нед.

Белым кроликам вещества G натнвном виде вводили пипеткой в конъюнктнвальный мешок глаза. Отмечали непосредственную реакцию на введение, а также вид глазной щелн н яблока в динамике до полного исцеления или стой-

ких изменений. Одновременно чистое вещество втирали в кожу внутренней поверхности уха кролика.

Результаты исследования местного раздражающего действия представлены в таблице. Как видно из таблицы, местное действие умеренно выражено у ТОЭА, ТХМ-4П, 3-ФБА, слабее — у 3-ББА, 3-ФБС и практически отсутствует у ТХМ-ЗП. Так, кожа хвоста белых мышей после погружения на 2 ч в чистый ТОЭА была гиперемирована, в последующие дни отмечались отек, точечные кровоизлияния, затем — множественные изъязвления с кровоточивостью, ригидность хвоста. Восстановление нормального кожного покрова происходило через 1,5 мес. При нанесении чистого ТОЭА па кожу внутренней поверхности ушной раковины кроликов и на кожу спины морских свинок никаких проявлений раздражающего действия не отмечено даже при 8-кратном ежедневном нанесении вещества. После внесения 1—2 капельл чистого ТОЭА в коиъюнктивальный мешок глаза кролика наблюдалось небольшое раздражение (слезотечение, частое моргание), на следующий день явлений конъюнктивита не было. Таким образом, раздражающее действие ТОЭА проявляется лишь при длительном контакте (2 ч) вещества с кожей.

ТХМ-4П вызывал особенно резкую гиперемию кожи хвоста белых мышей, кровоизлияния, затем вспухание, изъязвление и облысенне его кольцами. Выздоровление наблюдалось через месяц. Раздражающее действие 'ГХМ-4П при нанесении на кожу внутренней поверхности уха выражено слабее, но на коже спины морских свинок 50 % и 100 % раствор 'ГХМ-4П вызывал гиперемию, отек, изъязвления, образование корочек. После внесения ТХМ-4П в глаз кролику наблюдались диффузная гиперемия, отек, блефаросплазм. В течение месяца сохранялись припухлость, сужение глаз* ной щели, гнойные выделения.

ТХМ-ЗП местным раздражающим действием не обладает.

3-ББА обладает слабо выраженным раздражающим действием на слизистую оболочку глаза. У мышей, хвост которых погружали на 2 ч в пробирку с 3-ББА, местных изменений выявлено не было. Реакции на втирание 3-ББА в кожу внутренней поверхности уха кролика также не отмечено. Многократное втирание 3-ББА в чистом виде, а также в виде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.