Научная статья на тему 'Исследование гибели птиц на автомобильных дорогах в Болгарии'

Исследование гибели птиц на автомобильных дорогах в Болгарии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
293
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Нанкинов Д. Н., Тодоров Н. М.

Второе издание. Первая публикация в 1983 г. Нанкинов Д.Н., Тодоров Н.М. 1983. Исследование гибели птиц на дорогах // Экология 5: 62-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование гибели птиц на автомобильных дорогах в Болгарии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 456: 3-12

Исследование гибели птиц на автомобильных дорогах в Болгарии

Д. Н. Нанкинов, Н. М. Тодоров

Второе издание. Первая публикация в 1983*

Вопрос о гибели птиц на автомобильных дорогах и факторах, влияющих на это, становится сегодня актуальным в связи с повышением интенсивности автомобильного движения. Только в Болгарии имеется более 1.6 млн моторизированных средств транспорта. Страна является оживлённым перекрёстком межконтинентального значения, ежегодно через неё проезжает 1 млн машин. Строительство современных автомагистралей, увеличение скоростей и пропускной способности дорог ведут к росту гибели птиц на дорогах.

Как в Болгарии, так и в других странах этот вопрос всё ещё недостаточно изучен. Исследования, в которых упор делался главным образом на видовом, половом и возрастном составе убитых птиц, проведены в Дании (Hansen 1969), Германии (Beckmann 1961; Heidt 1961; Martens 1962; Bergmann 1974), Южной Африке (Broekhuysen 1965).

Наблюдения велись на протяжении одного года, с 28 сентября 1979 до 27 сентября 1980 на 3.5-километровом участке асфальтового шоссе между сёлами Дра-гичево и Рударци Перникского округа. Некоторые сведения были собраны в поездках по стране в 1972-1980 годах. Дорога, ведущая из села Драгичево в село Рударци, была выбрана в связи с тем, что она проходит через различные биотопы — населённые пункты, обрабатываемые поля, луга, леса и др. Кроме того, некоторые участки дороги имеют наклон, и автомобили, проезжающие в разных направлениях, движутся с неодинаковой скоростью, что даёт возможность судить о гибели птиц при разной скорости автотранспорта. Для этой цели шоссе шириной 6 м вместе с 2-метровыми кюветами условно было разделено на полосы (осевая, боковая, кювет), на которых подсчитывалось число погибших птиц, раздельно для подъёма и спуска. Далее были выделены 7 участков с разными стациями: А (300 м) — населённый пункт, луг; Б (600 м) — болото, луг, полоса тополей; В (500 м) — населённый пункт, пашня, полоса тополей; Г (450 м) - лес, луг; Д (650 м) - кустарники, луг, пашня, полоса тополей; Е (450 м) — пашня, свалка, река; Ж (550 м) — населённый пункт. Один раз в день, кроме периодов с 4 по 11 января, с 3 по 12 мая, с 17 июня по 2 июля и с 15 по 25 сентября 1980, обходили участок наблюдений и собирали убитых птиц, лежащих на шоссе или в кюветах. При этом определяли их видовую принадлежность и, если возможно, пол и возраст. Всего за 321 день было собрано 594 птицы 17 видов. Кроме того, были найдены 3 раздавленных ежа (2 мая, 8 августа и 2 октября) и собака. Полученные данные были подвергнуты вариационно-статистической обработке для малых выборок (Плохинский 1970).

* Нанкинов Д. НТодоров Н. М. 1983. Исследование гибели птиц на дорогах // Экология 5: 62-68.

Динамика гибели птиц

Динамика гибели птиц по месяцам на всём протяжении исследуемого участка показана в таблице 1. Меньше всего птиц погибает в октябре-январе. С начала марта их число начинает увеличиваться. В мае уже почти нет таких дней, когда бы не находили убитых птиц, а в августе обнаруживали до 8 трупов в сутки. Это объясняется тем, что в марте и апреле в придорожных зонах останавливаются многие мигрирующие стаи, а в мае на дорожное полотно опускаются слётки, которые легче всего становятся жертвами из-за недостаточно развитых летательных способностей и неопытности. Слётки домового воробья Passer domesticus появлялись после 16 мая, полевого воробья Passer monta-nus — 21 мая, большой синицы Parus major — 22 мая.

Таблица 1. Количество погибших птиц на разных полосах дороги по месяцам

Месяцы Подъём Спуск Всего

Кювет Боковая Осевая Осевая Боковая Кювет

Январь — 1 3 5 3 — 12

Февраль 1 1 2 7 8 2 21

Март — 5 8 20 17 3 53

Апрель 1 8 14 31 3 5 62

Май — 7 8 24 10 2 51

Июнь — 6 12 20 8 5 51

Июль — 7 24 45 9 4 89

Август — 10 25 59 14 5 113

Сентябрь — 2 16 27 8 2 55

Октябрь 1 6 10 8 6 1 32

Ноябрь — 2 3 15 6 — 26

Декабрь — 1 5 14 8 1 29

Итого: 3 56 130 275 100 30 594

Больше всего птиц погибает в августе (113 особей), июне (по расчёту 96) и июле (95). В Дании наибольшая гибель в 1957-1958 годах была в августе-октябре, а в 1964-1965 годах — в июле-сентябре (Hansen 1965).

Различие максимума гибели птиц, вероятно, обусловлено более ранним окончанием размножения в Болгарии: молодые птицы из первых выводков в массе появляются здесь на дорогах в июне, из вторых выводков — в августе. Близ дорог останавливаются кочующие или начавшие мигрировать птицы.

Были найдены погибшие особи 17 видов (табл. 2). Самыми многочисленными были полевой и домовой воробьи, а также большая синица, составившие соответственно 50.3, 36.4 и 4.9%. Для сравнения укажем, что на дорогах Дании чаще всего погибают домовые воробьи, за-

тем идут чёрные дрозды Turdus merula и деревенские ласточки Hi-rundo rustica, а на четвёртом месте стоят полевые воробьи (Hansen 1969). В Германии среди погибших птиц преобладают домовые воробьи, чёрные дрозды, обыкновенные овсянки Emberiza citrinella, коноплянки Acanthis cannabina (Bergmann 1974). Эти различия объясняются многочисленностью полевого воробья в Болгарии, который в некоторых биотопах превосходит по численности домового воробья, а также тем, что чёрный дрозд в западных районах ареала более широко проник в культурный ландшафт, чем в Болгарии.

Таблица 2. Видовой состав погибших птиц на разных полосах дороги

Виды Подъём Спуск Всего

Кювет Боковая Осевая Осевая Боковая Кювет

Gallínula chlompus — — — 1 — — 1

Streptopelia decaocto — — — 2 З 2 7

Hirundo rustica — — З З 1 1 8

Delichon urbica — 2 2 — 1 — б

Troglodytes troglodytes — 1 — — — — 1

Erithacus rubecula 1 — — — 2 — З

Turdus merula — 1 — — б — 6

Sylvia communis — — 1 — — — 1

Phylloscopus trochilus — — 2 — 1 — З

Parus major — 6 б 9 8 1 29

Parus caeruleus — — 2 — — — 2

Emberiza citrinella — — — 1 — — 1

Fringilla coelebs — — 1 1 — — 2

Passer domesticus — 1б б6 101 ЗЗ 11 216

Passer montanus 1 З1 б9 150 АА 1А 299

Sturnus vulgaris — — 2 А 2 1 9

Garrulus glandarius 1 — — — — — 1

Гибель птиц в зависимости от скорости автомобилей

На участке между Рударци и Драгичево дорога идёт под уклон. Автомобили, следуя в Рударци, на подъёме движутся со скоростью 50 км/ч, а при спуске в обратном направлении скорость порой достигает 100 км/ч. Установлено, что 68.9% птиц было сбито машинами, движущимися под уклон (см. табл. 1), причём больше всего (46.3%) на осевой полосе. Вполне возможно, что большая часть птиц, найденных на осевой полосе на подъёме (21.9%), была убита спускающимися машинами, ибо именно тогда некоторые из них придерживаются центральной части шоссе, иногда наезжая на полосы встречного движения. Затем, возможно, некоторые птицы были отброшены колёсами машин на соседние полосы или же увлечены туда воздушном потоком. Таким же образом часть птиц попадала в кювет. При высоких скоростях в кювет

попадает 5% убитых птиц, а при низких — всего 0.5%. Но, как правило, большинство птиц остаётся лежать на полосах, где они были раздавлены. Это преимущественно массовые виды, которые погибают при столкновении с передней нижней частью автомобиля. Они остаются лежать на месте, или воздушный поток перемещает их по направлению движения, иногда они раздавлены до такой степени, что совсем не смещаются в сторону.

Закономерность гибели птиц на различных полосах дорожного полотна в общих чертах подтверждается в разные месяцы года (см. табл. 1). Особенно чётко она проявляется у массовых видов: полевого и домового воробьёв. Разумеется, здесь имеют существенное значение и некоторые черты поведения птиц, т.е. то, когда они появляются на полотне дороги или пересекают его и на какой полосе они больше всего задерживаются.

Большую роль в росте числа убитых птиц при спуске автомобилей играет и фактор неожиданности. Некоторые машины движутся с выключенным двигателем, т. е. бесшумно, и птицы, кормящиеся на полотне, замечают их довольно поздно.

150г

* 100 -О

ю

о со н

о 0)

т ^

о

в г д

Биотопы

Сезонная принадлежность погибших на дорогах птиц к биотопам. 1 - зима; 2 - весна; 3 - лето; 4 - осень.

В процессе наблюдений за гибелью птиц на автодорогах было установлено, что отдельные индивиды погибают обычно при следующих ситуациях:

1. Не успевают покинуть шоссе при виде надвигающегося автомобиля или взлетают в последний момент и сбиваются нижней частью машины. Очень редко некоторые особи спасаются, оставаясь под проходящим автомобилем, а потом взлетают.

2. Птицы взлетают вперёд, а потом поворачивают в сторону; при большой скорости автомобиля они не могут избежать удара.

3. Взлёт в сторону при запаздывании ведёт к гибели птицы.

4. Птицы пересекают шоссе перед приближающимся автомобилем; при короткой дистанции и высокой скорости автомобиля это оканчивается гибелью.

5. Иногда отдельные особи взлетают параллельно движущемуся транспорту и ударяются об автомобиль, или же, ночуя близ шоссе, взлетают, вспугнутые светом фар, и автомобиль их сбивает.

В стае, кормящейся на полотне дороги, можно наблюдать все вышеупомянутые ситуации. Взрослые особи вовремя реагируют и избегают столкновения с автомобилем. В стае одни особи реагируют раньше, другие позже, но в целом стая задерживается перед автомобилем дольше, чем одиночные особи.

Влияние придорожных биотопов

Автотрасса была разбита на 7 участков с разным сочетанием биотопических условий прилегающей к дороге местности.

A. Участок представляет собой сочетание населённого пункта (село Рударци) и луговой местности. На этом участке дороги найдены 23 убитые птицы, исключительно полевые и домовые воробьи, составлявшие соответственно 65.3 и 34.8% (см. рисунок). Воробьи посещают шоссе круглый год, и во все месяцы, за исключением апреля и октября, здесь находили от 1 до 4 трупов. Отсутствие погибших воробьёв в апреле можно объяснить тем, что на это время приходится разгар первого цикла размножения, когда пары держатся на участках у гнёзд.

Б. По обеим сторонам дороги находятся луга, а также болото, поросшее тростником, вдоль реки высажены тополя. Разнообразие биотопов в течение всего года привлекает на этот участок множество различных птиц. Из найденных 119 трупов 50.4 и 33.6% составляют полевые и домовые воробьи. Деревенские ласточки составляют 5.9%, городские ласточки ВвИаНоп итЫаа и большие синицы — по 4.2%, зяблики БН^Ша аовЫЪБ и пеночки-теньковки — по 0.84%. В июле и августе ласточек привлекали вьющиеся вечером насекомые, как и молодых домовых и полевых воробьёв. В эти месяцы было найдено по 16.8% от общего числа убитых здесь птиц. В период весенней миграции в этих биотопах задерживается меньше птиц, и гибель в марте составила 10.1%, в апреле — 11.0%, а в остальные месяцы от 1.7% в январе до 7.6% в декабре.

B. У дороги расположены обрабатываемые поля, засаженные картофелем и кукурузой. Неподалёку вдоль реки тянется полоса тополей. Здесь было найдено 66 трупов 6 видов птиц. Больше всего было полевых (60.6%) и домовых (30.3%) воробьёв, которые круглый год кормятся

на придорожной свалке. Кроме того, найдены большая синица, чёрный дрозд, скворец Sturnus vulgaris и деревенская ласточка. В апреле и августе погибло по 21.2%, в июле — 15.2%, в мае и сентябре — по 10.6%, в феврале и октябре убитых птиц не отмечалось.

Г. Луга и небольшие рощицы, где растут дуб, бук, орешник, кизил, шиповник и боярышник, гнездятся сорока Pica pica, чёрный и певчий Turdus philomelos дрозды, черноголовая славка Sylvia atricapilla, южный соловей Luscinia megarhynchos, зяблик, лесной конёк Anthus trivi-alis. Зимой здесь концентрируются стаи зябликов и юрков Fringilla montifringilla, кочуют также лазоревки Parus caeruleus, большие синицы и ополовники Aegithalos caudatus. Найдены 24 убитые птицы: по 1-2 особи кольчатой горлицы Streptopelia decaocto, крапивника Troglodytes troglodytes, зарянки Erithacus rubecula, чёрного дрозда, тень-ковки, большой синицы, лазоревки, зяблика и сойки Garrulus glanda-rius (преимущественно молодые особи). Погибали обычно в конце лета или осенью: в августе и сентябре — по 25%, во время весенней миграции в среднем за месяц по 8.3%. Число погибших птиц было минимальным при самом большом видовом разнообразии.

Д. Кустарниковые заросли, луга, обрабатываемые поля, полезащитная лесополоса (тополя). Непосредственно у дороги в кустах жёлтой акации гнездятся щеглы Carduelis carduelis. Плодами боярышника, растущего вдоль реки, зимой кормятся чёрные дрозды, рябинники Turdus pilaris, зяблики, юрки и дубоносы Coccothraustes coccothraustes. Здесь кочуют большие синицы, лазоревки, зеленушки Chloris chloris и чижи Spinus spinus. На этом участке шоссе обнаружено 84 птицы, больше всего в августе — 22.6%, затем в апреле и июле — по 11.9%, в мае, июне и октябре — по 9.5%. Погибшие относились к следующим видам: полевой воробей — 50.0%, домовый воробей — 22.6%, большая синица — 13.1%, чёрный дрозд — 4.8% и пр. Трупы щеглов, зеленушек и дубоносов находили после обильного снегопада даже в стороне от исследуемого участка, рядом с придорожными кустами калины.

Е. Участок занят полями. пересекающая дорогу река у моста широко разливается, и сюда птицы прилетают на водопой. Неподалёку от моста находится свалка села Драгичево, куда прилетают на кормёжку воробьи, синицы, чёрные дрозды, сороки. Вдоль реки растут серебристый тополь, верба, ольха, дикая груша, жёлтая акация, рябина. На нескольких тополях гнездятся сороки и щеглы. Сочетание биотопов привлекательно для птиц. Количество погибших здесь птиц очень велико — 132 экз. 6 видов: полевой воробей — 59.1%, домовый воробей — 31%, большая синица — 4.5%, кроме того, скворец, кольчатая горлица и серая славка Sylvia communis. Больше всего трупов находили осенью и летом: в августе - 25.8%, в сентябре - 15.2%, в июле - 14.4%, в октябре — 10.6%, в июне — 9.8%, в другие месяцы года меньше. В первой по-

ловине 1979 года на шоссе у моста была найдена раздавленная ушастая сова Asio otus.

Ж. Населённый пункт — село Драгичево. На тополях, растущих среди домов, расположена смешанная колония из 200 пар домовых, полевых и черногрудых Passer hispaniolensis воробьёв. На данном участке было собрано больше всего трупов — 146, в том числе домовых воробьёв — 57.5%, полевых воробьёв — 38.4% и единично —скворец, большая синица и камышница Gallinula chloropus. Птицы погибали круглый год, больше всего с марта по август: в июле — 17.8%, в марте — 13.0%, в августе и мае - по 12.3%, в июне - 11.6%, в апреле - 9.6%.

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что количество погибших птиц в большой степени зависит от привлекательности биотопов, через которые проходит дорога. От общего числа погибших на участок А приходилось 3.87%, Б - 20.03%, В - 11.11%, Г - 4.04%, Д -14.14%, Е - 22.22%, Ж - 24.58%. Полевой воробей был наиболее многочисленным на участке Е и преобладал во всех биотопах, за исключением участка Ж, где первенство принадлежало домовому воробью. Сравнительно равномерно распределялись по всем участкам скворец и большая синица. Вне населённых пунктов находили чёрного дрозда, зарянку, крапивника, обыкновенную овсянку, сойку. Ласточки погибали только на лугах у Рударци, где они собирались перед отлётом.

Шоссейные дороги как экологическая категория

Дороги в совокупности с придорожными биотопами представляют собой сложную систему взаимосвязей и взаимозависимостей. Хотя они эксплуатируются человеком в наибольшей степени, в экологическом отношении они всё ещё слабо изучены. Дороги изменяют облик ландшафта, через который они проходят, и оказывают влияние на состав и численность обитающих там животных.

Наблюдения, проводившиеся в различных районах Болгарии, показали, что более половины представителей нашей орнитофауны на том или ином этапе своего жизненного цикла могут появиться на дорогах и в придорожных биотопах. Дорожное полотно быстро нагревается, и поэтому в холодные утренние часы птицы садятся на него с большой охотой. Над нагретым полотном по вечерам летом и ранней осенью собирается значительное количество насекомых. Кроме того, много насекомых сбивают и давят автомашины. Насекомые погибают и ночью, привлечённые светом фар. Пыль, поднимаемая колёсами, увлекает за собой в воздух насекомых с дорожного полотна и придорожной растительности. Подсчитано (Наумов 1963), что от автотранспорта погибают за сутки тысячи экземпляров беспозвоночных. Всё это привлекает птиц, а некоторые из них, как, например, чеглок Falco subbuteo и ласточки, приспособились ловить вспугнутых проходящим транспортом

животных. На прилежащих участках, как места кормёжки, поля во время вспашки привлекают скворцов, грачей Corvus frugilegus, серых ворон C. cornix, галок C. monedula, озёрных Larus ridibundus и серебристых L. argentatus s.l. чаек, серых цапель Ardea cinerea, белых аистов Ciconia ciconia, пустельг Falco tinnunculus, канюков Buteo buteo и других. Созревание плодов и семян диких и культурных растений, растущих в придорожных биотопах, привлекает кормящиеся ими виды.

Особенно привлекают птиц в течение круглого года свалки и мусорные ящики. Зимой много птиц собирается около мясокомбинатов. Их можно увидеть также в местах, где выбрасываются трупы и кости домашних животных, на навозных кучах и вдоль отводных каналов, пересекающих дороги. Во время сбора урожая на дорогах, по которым курсируют машины с зерном, собирается множество птиц. В тяжёлые снежные зимы птицы устремляются к дорогам в поисках пищи и мелких камешков. Это серые Perdix perdix и каменные Alectoris graeca куропатки, фазаны Phasianus colchicus, сизые голуби Columba livia, клинтухи C. oenas и вяхири C. palumbus, домовые, полевые и черногрудые воробьи, щеглы, зяблики, овсянки, скворцы, вороны и многие другие.

Позвоночные животные, в частности колонии мелких грызунов, задерживают у дорог хищных птиц и сов (Нанкинов 1978). После дождя на дорогу выползает много дождевых червей, появляются лягушки, а в некоторых районах и саламандры. Например, 11 октября 1980 на 5-километровом участке пути в Смолянском округе мы насчитали около 20 саламандр, более половины которых были раздавлены автомобилями. Список позвоночных животных, становящихся жертвами транспорта, довольно велик (Hansen 1969). Трупы убитых на дорогах животных привлекают некоторых птиц. Так, 2 ноября 1974 близ села Шабла наблюдали молодую серебристую чайку, поедавшую убитого скворца.

Дороги, проходящие через обширные лесные массивы, начинают играть роль просек, где концентрируются многие животные. Придорожная полоса — любимое место гнездования и кормёжки хохлатого жаворонка Galerida cristata (Варадинов, Нанкинов 1978). Придорожные защитные лесополосы являются излюбленным местом гнездования грача, воробьёв, серой вороны, галки, зеленушки, щегла, коноплянки и других птиц. В дуплах и искусственных гнездовьях выводят потомство скворец, воробьи и синицы. Повышенная плотность гнездовых поселений у дорог в ряде случаев объясняется отсутствием или редкостью в этих местах их естественных врагов.

Следовательно, дороги обладают особыми экологическими чертами. С одной стороны, они привлекают птиц, с другой — служат источником

повышенной опасности. Это своеобразный барьер, пересекающий местообитания птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных и др. Вместе с тем автомобильные дороги в совокупности с разнообразными придорожными участками превращаются в предпочитаемое местообитание для концентрации, кормёжки, размножения и отдыха животных. Шоссейные дороги играют к тому же роль экологического русла, которого придерживаются некоторые птицы во время кочёвок и видимых миграций других типов. Дороги — место частых кратковременных контактов между животными и человеком, зона, где некоторые животные впервые сталкиваются с людьми.

Причины гибели птиц на автомобильных дорогах носят комплексный характер и трудно дать какую-либо определённую рекомендацию по их ликвидации. Смертность птиц значительно уменьшится, если дороги и участки около них будут чистыми. Загрязнение дорожного участка ведёт к изменению соотношения между видами животных, появлению различных, не отмечавшихся до сих пор на данном участке, биоценотических связей. Установлено, что в среднем за день на километровом участке погибает в январе 4.65, в феврале — 6.09, в марте — 15.19, а апреле - 17.7, в мае - 21.39, в июне - 27.3, в июле - 26.97, в августе - 32.24, в сентябре - 24.6, в октябре - 8.99, в ноябре - 7.5 и в декабре - 8.08 особи, а всего за год - 200.7 птицы.

В настоящее время шоссейные дороги в Болгарии делятся на автомагистрали и шоссе четырёх категорий, общая протяжённость которых составляет 36500 км. Из них дороги, принадлежащий к 4-й категории, к которым относится и исследуемый нами участок, составляют 23200 км, или 64%.

Если экстраполировать полученные нами данные, то в Болгарии от автомобилей погибает в январе 169729 птиц, в феврале - 222285, в марте - 554535, в апреле - 646050, в мае - 780735, в июне - 996450, в июле - 984405, в августе - 1176760, в сентябре - 897900, в октябре -328135, в ноябре - 273756 и в декабре - 294190 экземпляров. Всего за год от автомобилей в Болгарии погибает более 7 миллионов диких птиц (7324820). Эти оценки нужно считать очень приблизительными, ибо, как уже указывалось, гибель птиц зависит от того, насколько привлекательны придорожные биотопы, а также от поведения и биологии птиц, от интенсивности и скорости автомобильного движения.

Литература

Варадинов Е., Нанкинов Д. 1978. Подвидова принадлежность и биология на качулатата чучулига (Galerida cristata) в Софийско // Орнитол. информ. бюл. 3: 18-25.

Нанкинов Д. 1978. Атиците като биологически индикаторн // Орнитол. информ. бюл. 4: 1-11.

Наумов Н.П. 1963. Экология животных. М.: 1-614. Плохинский Н.М. 1970.Биометрия. М.: 1-367.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Beckmann H. 1961. Vogelverluste auf Autostraßen // Ornithol Mitt. 13: 12B. Broeckhysen G. 1965. An analysis of bird casualties on the roads in the southwestern Cape Province, South Africa // L'Oiseau et Rev. Fr. Ornithol. 35: 35-51. Hansen L. 1969. Trafikdoden I den danske dyreverden // Dansk. ornithol. foren.

tidsskr. 63, 2: B1-92. Heldt R. 1961. Vogelverluste auf Autostraßen // Ornithol. Mitt. 13: 202-203. Martens J. 1962. Gefährdung der Vogelwelt durch Kraftwagen // Ornithol. Mitt. 14: 221-222.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 456: 12-13

Находка смешанной пары дятлов Dendrocopos minor x Yungipicus kizuki в Южном Приморье

Н. Н. Балацкий

Новосибирский государственный краеведческий музей, Вокзальная магистраль, д. 11, Новосибирск, 630004, Россия

Поступила в редакцию 22 ноября 2008

В урёме нижнего течения реки Кедровой (Хасанский район, Приморский край) 13 июня 19B9 у дупла с кладкой обнаружена смешанная пара, состоявшая из самца малого пёстрого дятла Dendrocopos minor amurensis (Buturlin, 1909) и самки малого острокрылого дятла Yungipicus kizuki permutatus (Meise, 1934). На тревожный крик самца из дупла показалась самка. Обе птицы беспокойно вели себя при осмотре человеком гнездового дупла. Дупло было сделано в сухой ветви, отходящей от ствола ильма на высоте 4 м. Глубина дупла 17 см, диаметр летка 3.7 см. В полной кладке находилось 4 яйца-болтуна. Благодаря белой полупрозрачной скорлупе можно было видеть, что содержимое яиц занимало чуть более половины от всего объёма. Это свидетельствовало о продолжительной инкубации кладки, которая продолжалась, видимо, более месяца, так как в это время у малых острокрылых дятлов уже были слётки, покинувшие дупла 6-B июня. Размеры яиц, мм (в скобках - масса, г): 19.2x14.6 (1.57); 20.5x15.3 (1.91); 18.6x14.2 (1.3B); 19.8x14.2 (1.56). Масса сухой скорлупы яиц, г: 0.125, 0.133, 0.113 и 0.115.

Наблюдавшийся случай образования смешанной пары из малого пёстрого и малого острокрылого дятлов можно считать редким явлени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.