Научная статья на тему 'Исследование фреттингостойкости прецизионных пар трения гидроагрегатов горных машин'

Исследование фреттингостойкости прецизионных пар трения гидроагрегатов горных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
174
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЕ МАШИНЫ / ГИДРОПРИВОД / ПРЕЦИЗИОННЫЕ ПАРЫ / ЗОЛОТНИКОВЫЕ УСТРОЙСТВА / НАДЕЖНОСТЬ / ФРЕТТИНГ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Островский М. С., Трубицин В.

Изложены требования, предъявляемые к прецизионным парам трения, описан новый экспериментальный метод оценки и исследования защитных свойств поверхностного слоя деталей гидравлики с точки зрения фреттинг-процессов. Приведенная в докладе установка позволяет увеличить количество экспериментальных данных, что положительно скажется на разработке и уточнении модели фреттинг-коррозии, оценке ресурса прецизионных пар трения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Островский М. С., Трубицин В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование фреттингостойкости прецизионных пар трения гидроагрегатов горных машин»

© М.С. Островский, С.В. Трубицин, 2011

М.С. Островский, С.В. Трубицин

ИССЛЕДОВАНИЕ ФРЕТТИНГОСТОЙКОСТИ ПРЕЦИЗИОННЫХ НАР ТРЕНИЯ ГИДРОАГРЕГАТОВ ГОРНЫХ МАШИН

Изложены требования, предъявляемые к прецизионным парам трения, описан новый экспериментальный метод оценки и исследования защитных свойств поверхностного слоя деталей гидравлики с точки зрения фреттинг-процессов. Приведенная в докладе установка позволяет увеличить количество экспериментальных данных, что положительно скажется на разработке и уточнении модели фреттинг-коррозии, оценке ресурса прецизионных пар трения. Ключевые слова: горные машины, гидропривод, прецизионные пары, золотниковые устройства, надежность, фреттинг.

1[Эажнейшим требованием, предъявляемым к авиационной

-Я-М промышленности, является обеспечение высокой надежности авиационной техники. В целях повышения ее надежности решается важная научно-техническая проблема установления физической сущности причин отказов и преждевременного выхода из строя конкретных узлов и агрегатов летательных аппаратов. Кроме того необходим научно обоснованный анализ конструктивных, технологических, эксплуатационных факторов, определяющих работоспособность наименее ответственных деталей и выработка на его основе мероприятий и предложений, обеспечивающих их безотказность.

Несмотря на то, что современная авиационная техника обладает высокой надежностью, необходимо учитывать, что она оснащена сложными гидроагрегатами, выполняющими ответственные функции в системах управления летательным аппаратом и топливной автоматики авиационных двигателей, отказы которых могут создавать предпосылки к летным пришествиям.

В производственно-технической и научной литературе достаточно широко и подробно освещены вопросы гидродинамики, конструирования, принципы действия авиационных гидроагрегатов, нецелесообразные методы и способы выявления и предупреждения неисправностей. Это существенно затрудняет объективное установление причин отказов авиационной техники в процессе ее

эксплуатации и ремонта, а также учет положительного опыта в целях повышения надежности и безотказности топливных и гидравлических систем при создании новых образцов гидроагрегатов.

Гидравлические и топливные системы летательных аппаратов относятся к числу наиболее ответственных с точки зрения безопасности полета, так как они непосредственно влияют на работоспособность силовой установки, системы управления рулями и элеронами, других элементов связанных с выполнением пилотирования, взлета и посадки. Надежность гидравлических систем в значительной степени зависит от безотказной работы прецизионных пар трения, выполняющих функции чувствительных элементов автоматических регулирующих устройств, вытеснительных элементов насосов, распределительных элементов следящих гидроприводов и других ответственных узлов.

Детали прецизионных пар являются самыми сложными и дорогостоящими в производстве среди других деталей гидравлических агрегатов. Величина диаметрального зазора в зависимости от размера и назначения прецизионной пары может быть от 2-3 мкм до нескольких десятков. Детали прецизионных пар могут иметь возвратно-поступательное, вращательное, возвратно-вращательное перемещения либо их сочетание. Привод деталей может осуществляться механически с помощью жестких или упругих элементов, гидравлически (за счет изменения давления рабочей жидкости), электрически (с помощью электромагнитных устройств). Иногда для привода используется комбинация вышеперечисленных способов.

По величине действующих усилий, размерам и скорости перемещения деталей прецизионные пары могут различаться между собой в десятки раз. Так же усилия со стороны жидкости и пружин могут варьироваться в широких приделах. Несмотря на существенные различия в применяемых материалах, конструктивных особенностях, назначении и условиях работы, все прецизионные пары имеют общие признаки, позволяющие объединить их в самостоятельный тип подвижных сопряжений машин с характерными для него видами и причинами отказов и неисправностей.

По особенностям конструкции, технологии производства и ремонта, условиям нагружения и эксплуатации, специфике отказов и неисправностей прецизионные пары топливно-гидравлических аг-

регатов представляют собой своеобразный тип подвижных сопряжений деталей машин.

Среди них наиболее широко распространенны золотниковые пары, представляющие собой чувствительные и регулировочные элементы, автоматически изменяющие или ограничивающие по заданной программе давление, его перепад в смежных областях или расход жидкости.

Однако, все прецизионные пары имеют общий признак, позволяющий объединить их в самостоятельный тип подвижных сопряжений машин с характерными для него видами и причинами отказов и неисправностей.

Основным конструктивно-функциональным признаком прецизионных пар является подвижное сопряжение двух деталей с зазором порядка 0,01 мм, обеспечивающие бесконтактное уплотнение, выполняющее функции чувствительного, регулирующего, распределительного или вытеснительного элемента в гидравлических и топливных агрегатах.

Основными требованиями, предъявляемыми к прецизионным парам трения, являются высокая стабильность малых по величине сил трения и внутренняя герметичность, то есть наличие минимальных, не увеличивающихся в процессе работы выше допустимого предела утечек топлива или рабочей жидкости через зазоры между деталями.

Требование малых усилий трения, например, в регулирующих устройствах определяется необходимостью обеспечить высокие свойства чувствительных элементов, следящих за изменением давления или перепадом давления в соответствующих полостях агрегата.

Функции чувствительного элемента обычно выполняет золотник, который находится под воздействием давления жидкости и пружины. Под термином золотник понимается подвижная деталь, находящаяся в направляющей (гильзе) любой, независимо от конструкции, прецизионной пары, выполняющей функции регулирующего или распределительного устройства.

Малейшие изменения давления топлива или рабочей жидкости должны приводить к перемещениям золотника относительно гильзы и изменениям расхода жидкости через соответствующие каналы, связанные с золотниковой парой. По мере увеличения сил трения между золотником и гильзой минимальное значение прироста

давления, на которое реагирует золотник, возрастает. Следовательно, рабочие свойства чувствительного элемента ухудшаются: понижается чувствительность регулятора к регулируемому параметру, повышается статическая ошибка системы регулирования.

Практически все отказы и неисправности золотниковых пар вызываются повышением (в сравнении с требованиями технических условий) трения или утечек рабочей жидкости через зазоры между деталями. При этом, увеличение утечек рабочей жидкости через зазоры , вызываемые износом деталей золотниковых пар, происходит постепенно и связанные с этим отказы могут быть своевременно выявлены и предупреждены.

Отказы регулирующих золотниковых пар с невращающимися золотниками в большинстве случаев проявляются в виде временного зависания золотника в гильзе, после чего золотниковая пара может работать без каких-либо регистрируемых отклонений от нормы.

Отказы, связанные с повышением трения в золотниковых парах, носят внезапный характер и происходят относительно редко.

Разрушение и заклинивание прецизионных пар, как правило, приводит к отказу и снятию с эксплуатации агрегатов. При капитально-восстановительном ремонте, детали прецизионных пар топливных и гидравлических агрегатов в значительном количестве отбраковываются из-за повреждений, образующихся при эксплуатации.

Значительно влияет на износ и долговечность гидравлических систем заращивание щелевых зазоров поляризованными молекулами рабочей жидкости и загрязняющими частицами, часто обладающими абразивными свойствами.

Приведенная классификация отказов прецизионных пар горных машин еще раз доказывает необходимость повышения качества рабочих поверхностей, в первую очередь,с точки зрения износостойкости и фреттингостойкости.

Для всех золотниковых пар топливных и гидравлических агрегатов, при всем многообразии их конструктивных форм и функциональных особенностей, требование стабильности трения является общим и определяющим безотказность их эксплуатации.

Необходимость высокой герметичности зазоров прецизионных пар вытекает из выполняемых ими функций: создание давления в системе и распределение потока жидкости между полостями гид-

роагрегатов. Очевидно, что с увеличением утечек жидкости через зазоры качество регулирования и производительность уменьшается.

Принципиально, работающая золотниковая пара идентична колебательной системе пружинного маятника: обладающее массой тело совершает колебательные движения и подвергается воздействию упругой силы. В таких условиях в точках подвижного контакта происходит непрерывное разрушение поверхностного слоя деталей. Этот процесс является основной причиной отказов прецизионных пар, и получил название фреттинг-коррозии.

Разрушение поверхностного слоя золотниковых пар трения приводит к увеличению утечек, снижая объемный коэффициент полезного действия гидроагрегата. Дефекты поверхностного слоя, получаемые в результате фреттинга, вызывают увеличение трения между золотником и гильзой, снижая чувствительность и увеличивая статическую ошибку управляющей аппаратуры.

В данный момент наиболее распространенным методом защиты поверхностного слоя является химико-термическая обработка. Ее основными недостатками являются: высокая энергоемкость, большая длительность и коробление геометрической формы детали, вызываемое ее нагревом и охлаждением.

Сегодняшний этап научно-технического развития позволяет применять современные методы поверхностного упрочнения лишенные этих недостатков:

• лазерное, электронно-лучевое, плазменное и детонационное упрочнение;

• вакуумное ионно-плазменное упрочнение, ионное магне-тронное распыление, ионное легирование;

• магнитное упрочнение;

• упрочнение наплавкой;

• нанесение защитных покрытий.

Проведенные практические испытания прецизионных пар трения, применяемых в авиации показали, что вакуумное ионноплазменное нанесение покрытия TiN обеспечивает высокую

Рис. 1. Устройство «Вибротриботестер»: 1 - исследуемый образец;

2 - контробразец; 3 - штанга для крепления контробразца; 4 - вибростол;

5 - крепления образца; 6 - основание установки

микротвердость поверхности (1800-2500 кгс/мм2), низкую склонность к схватыванию и пониженный (в 2-3 раза) коэффициент трения по сравнению с металлическими парами. Эти характеристики обеспечивают повышение эрозионной стойкости поверхности детали до 50 % при абразивном изнашивании. Покрытия с нитридом титана имеют пониженный электрохимический потенциал, что уменьшает коррозионные явления.

Получение экспериментальных данных в процессе эксплуатации связаны с рядом проблем. В первую очередь для достоверной картины требуется значительные количество испытуемых объектов и время эксплуатации. Более просто получать данные путем моделирования на экспериментальных стендах. Основной проблемой экспериментов такого рода является моделирование процессов фреттинга элементов пары трения с образцом из стали 45. Для более точной оценки долговечности возникает необходимость для экспериментального исследования реального контакта поверхностей в условиях фрет-тинг-взаимодействия.

Для экспериментального моделирования такого взаимодействия предлагается установка «Вибротриботестер».

Колебания вибростола (4) вызывают локальные повторяющиеся перемещения исследуемых поверхностей и приводят к появлению процесса фреттинг-коррозии и разрушению поверхностного слоя. Для испытаний в жидких смазочных материалах, возможна установка камеры, заполняемой рабочей жидкостью.

Средняя линия нртраля не

Рис. 2. Профиллограммы профилей исходной и обработанной поверхностей

На креплениях образца и контробразца установлены специальные датчики вибрации - пьезоакселерометры. Их подключение к осциллографу позволяет оценивать и документировать значения виброскорости, виброускорения и вибросмещения.

Согласно действующему ГОСТ 23211-80 аналитический анализ результатов эксперимента начинается с исследования профиля исходной и отработанной поверхности. При этом строятся их профилограммы и проводятся средние линии профиля.

Далее находится расстояние между ними ^.

Вычисляем средний износ j-го образца ^ ,мкм, по формуле

где р - число исследуемых пар; Ь - расстояние между средними линиями исходного и отработанного профиля.

Вычисляем интенсивность изнашивания ^ испытываемого образца по формуле

где А- амплитуда, мкм; N число циклов испытаний; к- количество испытанных образцов материала

Данная установка позволяет проводить испытания пар трения с любым типом покрытий и термообработкой поверхности. Использование данной установки позволит проводить натурные эксперименты и расширить исследовательскую базу новыми данными.

2 • А • N • k

Это позволит уточнить модель процесса фреттинга, более точно прогнозировать ресурс прецизионных пар трения, выявить и применять более эффективные методы защиты поверхностного слоя деталей и в итоге увеличить надежность авиационных гидравлических агрегатов.

----------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лозовский В.Н. Диагностика авиационных топливных гидравлических агрегатов. - М.: Транспорт, 1979, 295 с.

2. Суслов А.Г. Инженерия поверхности детали.- М.: Машиностроение, 2008, 684 с.

3. Москвитин Г.В. Методы упрочнения поверхностей деталей машин. - М.: Красанд, 2008, 400 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -----------------------------

Островский М.С. - доктор технических наук, профессор,

Трубицин В. - магистр,

Московский государственный горный университет, umo@msmu.ru

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.