12. Столяров В.И., Кудрявцева Н.В. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения // Спорт, духовные ценности, культура. 1997. Вып. 9. С. 94-216.
Манжелей Ирина Владимировна, д-р пед. наук, проф., mange ley [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет,
Иванова Светлана Владимировна, канд. пед. наук, [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS WORK WITH THE POPULATION:
SREDOVY APPROACH
I.V. Mangeley, S.V. Ivanova
Theoretical and applied bases of surroundings approach to the organization of physical culture and sports work with the population at the municipal level are presented in article. The structure of the physical culture and sports environment is described, the model and conditions of the organization of physical culture and sports work with the population is offered.
Key words: physical culture and sports work about the population in a residence, surroundings approach, physical culture and sports requirements and motives, network interaction, a domestic and park zone.
Mangeley Irina Vladimirovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen State University,
Ivanova Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen State University
УДК 796.012.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
В.Г. Никитушкин, Ю.И. Разинов, Л.Г. Аннамырадова
Проведен мониторинг по определению уровня физической подготовленности и функционального состояния школьников старших классов, студентов колледжа и студентов вузов. На основе мониторинга был определен исходный уровень физического развития, физической подготовленности и функционального состояния. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что школьники и студенты, занимающиеся спортом, добились более высоких показателей по всем тестам.
Ключевые слова: физическая подготовленность, функциональное состояние, школьники, студенты колледжа, студенты вуза.
Известно, что наиболее объективным критерием эффективности педагогического процесса является уровень проявления у школьников интереса к учебной и внеучебной деятельности. Выявление интереса к той или иной деятельности позволяет создать такие педагогические условия,
при которых полученные знания, например по физической культуре, становятся убеждением школьника и студента, основой его всестороннего физического развития.
На протяжении последних 3 лет «Информационно-аналитический центр развития физической культуры и спорта» проводит мониторинг по определению уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников и студентов вузов с использованием компьютерной программы «Фактор». Программа соответствует требованиям массовой системы мониторинга состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
На основе проведенного мониторинга школьников и студентов был определен их исходный уровень физической подготовленности, физического развития и функционального состояния. В исследованиях приняли участие две группы школьников и две группы школьниц 10-11-х классов, занимающихся и незанимающихся спортом по 50 человек в каждой.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что школьники (юноши и девушки), занимающиеся спортом, показали более высокие результаты по физической подготовленности, чем незанимающиеся спортом. Различия достоверны при 1 равном от 3,66 до 10,2 Р<0,01. В среде учащихся, не занимающихся спортом, обнаружено слабое здоровье, которое приводит к частым простудным заболеваниям и в связи с этим слабой посещаемости учебных занятий.
Параллельно с измерением физической подготовленности школьников были определены показатели их физического развития.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что юноши и девушки, занимающиеся спортом, показали более высокие результаты в тестах, характеризующих их функциональное состояние, чем незанимающиеся спортом. Различия достоверны при 1= от 2,24 до 6,6 Р<0,05 и Р<0,01.
Следует отметить тот факт, когда человек достигает 16-17-летнего возраста, некоторые биологические процессы в его организме приостанавливаются, например, стабилизируются рост и масса тела, если и увеличиваются в своих размерах, то незначительно. Поэтому по этим показателям не были отмечены достоверные различия.
Дальнейшие исследования были направлены на тестирование студентов колледжа. По физическим данным студенты колледжа должны быть выше старших школьников.
По данным физической подготовленности студенты колледжа превосходят своих сверстников, незанимающихся спортом. Различия достоверны по всем показателям (при 1= от 2,76 до 9,4 Р<0,05, Р<0,01). Если сравнивать визуально студентов колледжа и старших школьников, то
можно отметить, что показатели равны, но по некоторым тестам студенты колледжа опережают школьников.
Следующим шагом проведенных исследований было измерение уровня физического развития юношей и девушек студентов колледжа.
Так же как и у школьников у студентов колледжа обнаружены достоверные различия по всем показателям кроме роста и массы тела (при 1= от 2,57 до 10,7 Р <0,05, Р <0,01).
Следующим этапом исследований было измерение физической подготовленности студентов вуза (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика физической подготовленности
студентов
Контрольные упражнения Группы студентов Достоверность различий
Занимающиеся спортом Не занимающиеся спортом 1 Р
Юноши
Бег на 100 м, с 13,0±0,07 13,5±0,07 5,05 0,01
Бег на 3000 м, с 662±2,83 721±2,75 14,9 0,01
Прыжки в длину с места, см 258±2,7 230±2,4 7,62 0,01
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 13,0±0,33 10,8±0,37 4,48 0,01
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 23,6±0,61 18,0±0,61 5,11 0,01
Поднимание ног из виса на гимнастической стенке до прямого угла (кол-во раз) 33,0±0,43 28,3±0,53 6,91 0,01
Челночный бег 3*10 м, с 8,2±0,06 8,8±0,07 8,69 0,01
Наклон вперед, см 3,0±0,46 1,3±0,51 2,5 0,05
Девушки
Бег на 100 м, с. 16,0±0,03 16,3±0,03 7,14 <0,01
Бег на 2000 мин. 438±1,68 560±1,82 49,3 <0,01
Прыжки в длину с места, см 204±2,04 197±2,12 2,39 <0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 21,5±0,3 18,5±0,5 6,00 <0,01
Поднимание ног из виса на гимнастической стенке до прямого угла (кол-во раз) 40,7±0,72 36,8±0,72 3,9 <0,01
Челночный бег 3*10 м, с 10,1±0,06 10,4±0,07 3,26 <0,01
Наклон вперед, см 3,8±0,09 2,0±0,09 14,17 <0,01
Анализ табл. 1 показал, что студенты и студентки, занимающиеся спортом, по всем контрольным упражнениям показали более высокие результаты, чем учащиеся, незанимающиеся спортом. Отмечены
достоверные различия между группами (при 1= от 2,39 до 49,3 Р<0,05, Р <0,01).
Затем были проведены исследования по определению уровня функционального состояния организма студентов юношей и девушек (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика уровня функционального состояния студентов
Контрольные упражнения Группы студентов Достоверность различий
Занимающиеся спортом Незанимающиеся спортом 1 Р
Юноши
Сила правой кисти, кг 43,0±0,53 40,4±0,78 2,76 <0,01
Жизненная емкость легких, мл 3910±23,5 3440±22,5 14,4 <0,01
РWСl70, КГМ/МИН 955±4,7 890±4,8 9,68 <0,01
МОД, л 11,9±0,03 12,2±0,03 7,14 <0,01
МВЛ, л 95,6±0,55 92,6±0,55 3,89 <0,01
Проба Штанге, с 84,5±0,63 71,6±0,69 13,8 <0,01
АДС, мм.рт.ст. 120±0,61 118±0,63 2,29 <0,05
АДД, мм.рт.ст. 79,4±0,46 77,5±0,48 2,88 <0,01
Девушки
Сила правой кисти, кг 25,4±0,53 23,0±0,78 2,55 <0,05
Жизненная емкость легких, мл 3190±21,2 3020±22,5 5,5 <0,01
РWСl70, КГМ/МИН 824±4,5 804±4,8 3,04 <0,01
МОД, л 12,5±0,03 12,8±0,03 7,14 <0,01
МВЛ, л 90,5±0,57 83,5±0,61 8,43 <0,01
Проба Штанге, с 71,4±0,61 66,5±0,63 5,63 <0,01
АДС, мм.рт.ст. 119,3±0,66 121,3±0,68 2,17 <0,05
АДД, мм.рт.ст. 74,5±0,42 76, 8±0,44 3,83 <0,01
Анализ табл. 2 определил, что учащиеся вузов, занимающиеся спортом, показали более высокие результаты во всех контрольных упражнениях, чем студенты, незанимающиеся спортом. Различия между группами достоверны (при 1 = от 2,29 до 13,8 Р <0,05, Р <0,01).
Анализируя полученные результаты исследований, можно отметить следующее:
- уровень физической подготовленности школьников и студентов незанимающихся спортом имеет следующие границы: низкий уровень -3-5 %, ниже среднего - 25-30 %, средний уровень имеют 55-65 %, высокий уровень показали 5-8 %.
- уровень физического развития школьников и студентов, не занимающихся спортом характеризуется следующими показателями:
9-11% - низкий; 53-59 % - ниже среднего, 25-35% - средний и 5-8 % обследуемого контингента являются обладателями высокого уровня;
- уровень физической подготовленности школьников и студентов, занимающихся спортом, находится в следующих границах: средний уровень - 55-65 % и высокий уровень - 35-45 %.
- уровень физического развития школьников и студентов, занимающихся спортом, характеризуется следующими показателями: 55-65% - средний уровень и 35-45 % обследуемого контингента являются обладателями высокого уровня;
Проделанная работа была проведена с целью определить, какое количество студентов занимается и какое не занимается спортом, их уровни физической подготовленности и функционального состояния. Занимающиеся спортом имеют большое преимущество перед остальными учащимися, так как реже болеют, физически и функционально хорошо себя чувствуют.
Никитушкин Виктор Григорьевич, д-р пед. наук, проф., зав кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта,
Разинов Юрий Иванович, канд. пед. наук, проф., razinoff2012@,yandex.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта,
Аннамырадова Ляли Гурбансахатовна, ст. преп., vnikiHishkinamail. ru, Туркменистан, Ашхабад Туркменский государственный институт физкультуры, спорта и туризма
INVESTIGATION OF THE PHYSICAL AND FUNCTIONAL STATE OF READINESS OF THE SENIOR SCHOOLBOYS AND STUDENTS
V.G. Nikitushkin, Y.I. Razin, L.G. Annamyradova
Monitored to determine the level of physical fitness and functional status of high school students, college students and university students. On the basis of the monitoring was to establish baseline levels of physical development, physical preparedness and functional state. The results of the pedagogical experiment indicate that pupils and students are involved in sports, have higher rates in all tests.
Key words: physical fitness, functional status, school children, college students, high school students.
Nikitushkin Victor Grigoryevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, head of Department, vnikitushkinamail.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sports,
Razin Yuriy Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sports,
Annamyradova Lyali Gurbansahatovna, senior teacher, vnikiHishkinamail. ru, Turkmenistan, Ashgabat, Turkmen State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism