Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети школьного возраста / образ жизни / состояние здоровья / физическая активность / социологический опрос / school-age children / lifestyle / health status / physical activity / sociological survey

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Татьяна Владимировна, Дюкина Лариса Александровна

Представлены сведения о посещении школьниками Приволжского федерального округа занятий физической культурой и спортом в свободное от учебы время, количестве проводимых в их школах уроков физической культуры в течение недели. Выявлены причины, мотивирующие учащихся заниматься физическими упражнениями и количество дней, в которые ученики активно занимаются различными видами физических упражнений в течение недели, полученные в ходе социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонова Татьяна Владимировна, Дюкина Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Information is presented on the attendance by schoolchildren of the Volga Federal District of physical culture and sports in their free time, the number of physical education lessons held in their schools during the week. The reasons motivating students to engage in physical exercises and the number of days in which students are actively engaged in various types of physical exercises during the week, obtained in the course of a sociological study, are revealed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 796.011.1

DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-11-17

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОИ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Т.В. Антонова, Л.А. Дюкина

Представлены сведения о посещении школьниками Приволжского федерального округа занятий физической культурой и спортом в свободное от учебы время, количестве проводимых в их школах уроков физической культуры в течение недели. Выявлены причины, мотивирующие учащихся заниматься физическими упражнениями и количество дней, в которые ученики активно занимаются различными видами физических упражнений в течение недели, полученные в ходе социологического исследования.

Ключевые слова: дети школьного возраста, образ жизни, состояние здоровья, физическая активность, социологический опрос.

RESEARCH OF PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Antonova T.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanyaant79@ mail.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakov-

lev,

Dyukina L.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dyukinala@ mail.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev

Information is presented on the attendance by schoolchildren of the Volga Federal District of physical culture and sports in their free time, the number of physical education lessons held in their schools during the week. The reasons motivating students to engage in physical exercises and the number of days in which students are actively engaged in various types of physical exercises during the week, obtained in the course of a sociological study, are revealed.

Key words: school-age children, lifestyle, health status, physical activity, sociological survey.

Антонова Татьяна Владимировна, канд. пед. наук, доц., tanyaant79@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

Дюкина Лариса Александровна, канд. пед. наук, доц., dyukinala@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Систематическое и объективное изучение поведения учащихся вызвано заботой об их здоровье. Полученные данные позволяют скорректировать соответствующие эффективные программы обучения здоровому образу жизни детей школьного возраста [3, 4, 7].

Особенностью воспитания подростков является то, что в данный период развития у них высокая чувствительность организма к внешним воздействиям, что благоприятно влияет на обучение и воспитание, общее физическое развитие школьников, сохранение

и укрепление их здоровья [8].

Школьный возраст является самым благоприятным для воспитания физических способностей человека, формирования красоты тела, совер -шенствования двигательных возможностей и достижения практически максимального уровня развития физических качеств.

Сформировавшаяся в детстве культура поведения является фундаментом в дальнейшей жизни человека. Поведение - это осознанное взаимодействие человека с окружающей средой. Поэтому очень важно сформировать положительное отношение к здоровью у детей. Начинать приоб -

щение к регулярным занятиям физическими упражнениями или избранным видом двигательной активности необходимо на начальных этапах роста, развития и воспитания детей. Физическая активность должна стать частью образа жизни подрастающего поколения [5, 6].

Целью исследования является изучение физической активности школьников Приволжского федерального округа.

Задачи исследования:

- выявить количество детей, приобщенных к физической активности, и причины, мотивирующие учащихся заниматься физическими упражнениями,

- определить количество дней, в которые учащиеся активно занимаются различными физическими упражнениями в течение недели.

Методика и организация исследования. Основным методом исследования являлся анализ и обобщение научно-методической литературы, который применялся в ходе исследования для уточнения отдельных аспектов по изучаемой проблеме. С помощью используемых методов математической статистики были обработаны результаты, полученные в ходе социологического опроса учащихся, что позволило выявить уровень физической активности респондентов.

Воспитание здорового стиля жизни исследовалось по изучению таких компонентов, как организация свободного времени и физическая активность [2].

Физическую активность можно охарактеризовать различными показателям, в том числе: количеством задействованных в работе различных частей тела и способами выполнения движений. Наиболее результативными данными являются: частота занятий физическими упражнениями в недельном цикле, продолжительность интенсивной физической нагрузки на организм занимающегося, приобщение подростков к различным формам организации и проведения физкультурно-спортивной деятельности [1].

Организация исследования. Для решения поставленных задач было проведено анкетирование: «Отношение школьников Поволжского региона России к здоровью». В социологическом опросе приняли участие школьники Приволжского федерального округа в количестве 155 человек. Тестирование проводилось в 2019 и 2022 годах.

Результаты исследования и их обсуждение. Школьникам было предложено ответить на вопрос о количестве, проводимых в школе уроков по физической культуре в неделю, выбрав один ответ из семи вариантов.

Полученные ответы распределились следующим образом : первая позиция - в школах Приволжского федерального округа проводятся по 3 урока физической культуры в неделю (70 % в 2019 г. и 79 % в 2022 г.), на второй - по 2 урока.

На вопрос: «Перед тобой список причин, которые побуждают неко -торых подростков заниматься физической активностью в свое свободное время», ученикам предлагалось выбрать один ответ из двух.

При ответе «очень важно» чаще всего указывали причину «чтобы улучшить свое здоровье» (64 % в 2019 г. и 65 % в 2022 г.). На втором месте в 2019 г. расположился ответ «чтобы держать себя в хорошей форме» -58 %, а в 2022 г. - «это увлекательно» - 57 %. Третье место в 2019 г. занимал ответ с указанием причины «чтобы хорошо выглядеть» - 50 %, а в 2022 г. - «чтобы встречаться со своими друзьями» - 49 %.

Ответ «достаточно важно» школьниками был выбран при выборе следующих причин: на первом месте в 2019 г. - «чтобы повеселиться» -55 % респондентов, а в 2022 г. - «чтобы контролировать свой вес» - 53 %, на втором месте в 2019 г. - «чтобы встречаться со своими друзьями» -52 %, в 2022 г. - «чтобы быть успешным в спорте» - 53%, на третьем месте в 2019 г. - «чтобы контролировать свой вес», «это увлекательно», «мне нравится ощущение управлять своим телом» - 48 %, а в 2022 г. - «мне нравится ощущение управлять своим телом» - 44 %.

Затем выясняли, сколько раз в неделю ученики занимаются физическими упражнениями не менее 60 минут в день. Полученные ответы респондентов представлены на рис. 1, 2.

Рис. 1. Количество дней, в течение которых школьники занимались физическими упражнениями не менее 60 минут в день в 2019 году

В 2019 году ответы на вопрос «Сколько раз в неделю школьники занимаются физическими упражнениями от 60 минут в день» распределились следующим образом: в 2019 году 22 % школьников занимались 3 дня в неделю, по 14 % - 4 и 7 дней, по 12 % - 2 и 5 дней, 10 % - 6 дней, 7 % -1 день, 9 % - не занимались.

Рис. 2. Количество дней, в течение которых школьники занимались физическими упражнениями не менее 60 минут в день в 2022 году

В 2022 году на тот же вопрос получили следующие ответы: 30,9 % школьников занимались 2 дня в неделю, 29,1 % - 3 дня (по сравнению с 2019 г. количество занимающихся по 3 дня увеличилось), 12,7 % - по 4 и 5 дней, 7,3 % - 1 день, 1,8 % - 6 дней и 1,8 % - не занимались. Каждый день занимались 3,7 % школьников, данный показатель, если сравнивать с 2019 годом, снизился.

Уровень физической подготовленности занимающихся во многом зависит от активности выполнения физических упражнений. Для воспитания физических качеств необходимо выполнять физические упражнения не менее двух раз в неделю. Для самостоятельного выполнения упражнений с целью сохранения и укрепления здоровья школьников необходимо обладать физкультурно-спортивными знаниями.

На вопрос «Сколько раз в неделю, они занимаются различными видами физических упражнений до появления пота или увеличения частоты дыхания» школьникам предлагалось выбрать один из семи вариантов ответа.

В 2019 году наибольшее количество респондентов (31 %) ответили, что занимаются физическими упражнениями, не вызывающими потоотделение, 2-3 раза в неделю, 22 % школьников занимаются 4-6 раз, 21 % -каждый день.

Результаты, полученные в 2022 году, выявили, что занимающихся физическими упражнениями, не вызывающими потоотделение, 2-3 раза в неделю составило 32 %, 4-6 раз - 24 %, один раз - 14 %.

Заключение. Достижение хорошей физической формы, сохранение здоровья возможны при регулярных занятиях физическими упражнениями. Об этом свидетельствовали данные социологического исследования в Приволжском федеральном округе. Анализ полученных результатов показал, что выполнение физических упражнений небольшого объема и при умеренной интенсивности не менее 30 минут, не реже чем один раз в день положительно влияют на функциональное состояние и позволяют укрепить здоровье занимающихся.

Полученные в ходе проведенного социологического опроса данные позволяют сделать вывод, что система физического воспитания в образо -вательных учреждениях успешно развивается.

В ходе сравнения полученных ответов выявлены различия в коли -честве проводимых уроков по физической культуре в неделю (наибольшее количество ответов указывало на проведение трех уроков в неделю).

Наблюдались различия в показателях уровня физической активности учащихся. Выявлены причины, которые мотивируют учащихся зани -маться физическими упражнениями в свободное время. Наибольшее коли -чество школьников при ответе «очень важно» выбрало причину - «чтобы улучшить свое здоровье». На втором месте находились причины: «чтобы держать себя в хорошей форме» (2019 г.) и «это увлекательно» (2022 г.). На третье место школьники поставили причины: «чтобы хорошо выглядеть» (2019 г.) и «чтобы встречаться со своими друзьями» (2022 г.).

При ответе «достаточно важно» школьники поставили на первое место следующие причины: «чтобы повеселиться» (2019 г.) и «чтобы контролировать свой вес» (2022 г.), на второе - «чтобы встречаться со своими друзьями» (2019 г.) и «чтобы быть успешным в спорте» (2022 г.), на третье - «чтобы контролировать свой вес», «это увлекательно», «мне нравится ощущение управлять своим телом» (2019 г.) и «мне нравится ощущение управлять своим телом» (2022 г.).

Установлено, что в 2019 году 22 % школьников занимались 3 дня в неделю, по 14 % - 4 и 7 дней, по 12 % - 2 и 5 дней, 10 % - 6 дней, 7 % -1 день, 9 % - не занимались. В 2022 году, по сравнению с 2019 г., численность занимающихся по 3 дня в неделю увеличилась.

Таким образом, результаты социологического опроса указывали, что школьники Приволжского федерального округа были заинтересованы в повышении физической активности и осознавали необходимость занятий физическими упражнениями, но не в достаточной мере применяли полученные знания на практике и рационально использовали свободное время.

Список литературы

1. Анализ показателей физической активности и самооценки психического здоровья детей школьного возраста / Н.Б. Лукманова [и др.] // Спортивное движение: опыт, проблемы, развитие: сб. материалов Всерос.

науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во СПбНИИФК, 2020. С. 57-60.

2. Кейно А.Ю., Болдырева В.Б. Анализ результатов исследования физической активности в режиме дня школьников г. Моршанска // Физи -ческое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сб. материалов Национал. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИГУ, 2021. С. 102-106.

3. Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 6. С. 2-7.

4. Лубышева Л.И., Салахов И.М. Социальный вектор трансформации отношения школьников к физической культуре и спортивной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 2. С. 71-73.

5. Маточкина А.И., Малинин А.В., Пухов Д.Н. Анализ отношения учащихся к урокам физической культуры в рамках апробации технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста Российской Федерации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8 (150). С. 68-71.

6. Маточкина А.И., Малинин А.В., Пухов Д.Н. Использование технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста по программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC) для анализа их мотивационных предпочтений в занятиях физической культурой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8 (150). С. 71-74.

7. Маточкина А.И., Пухов Д.Н., Малинин А.В. Результаты и перспективы проведения исследований по международной научной программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» // Адаптивная физическая культура. 2018. № 3 (75). С. 20-22.

8. Физическая активность и ее влияние на здоровье школьников / Д.Н. Гаврилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 11. С. 44-46.

References

1. Analiz pokazatelej fizicheskoj aktivnosti i samoocenki psihicheskogo zdorov'ya detej shkol'nogo vozrasta [Analysis of indicators of physical activity and self -assessment of mental health of children of school age] / N.B. Lukmanova [et al.] // Sports movement: experience, problems, development: sat. materials All-Russian. scientific and practical. conf. with an international. participation. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg, 2020. P. 57-60.

2. Kejno A.Yu., Boldyreva V.B. Analiz rezul'tatov issledovaniya fizicheskoj aktivnosti v rezhime dnya shkol'nikov g. Morshanska [Analysis of the results of a study of physical activity in the mode of schools of the city of Morshansk] // Physical education in the condi-

tions of the modern educational process: sat. materials National. scientific and practical. conf. with an international. participation. Shuya: Publishing House of the Shuisky branch of ISU, 2021. P. 102-106.

3. Lubysheva L.I., Malinin A.V. Issledovanie osobennostej zdorov'ya i povedeniya rossijskih shkol'nikov [The study of the characteristics of the health and behavior of Russian schoolchildren] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2004. No. 6. P. 2-7.

4. Lubysheva L.I., Salahov I.M. Social'nyj vektor transformacii otnosheniya shkol'nikov k fizicheskoj kul'ture i sportivnoj deyatel'nosti [Social vector of transformation of the attitude of schoolchildren to physical education and sports activities] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2017. No. 2. P. 71-73.

5. Matochkina A.I., Malinin A.V., Puhov D.N. Analiz otnosheniya uchashchihsya k urokam fizicheskoj kul'tury v ramkah aprobacii tekhnologii monitoringa fizicheskoj aktivnosti detej shkol'nogo vozrasta Rossijskoj Federacii [Analysis of students' attitude to physical education lessons in the framework of testing the technology for monitoring the physical activity of school -age children of the Russian Federation] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University named after P.F. Leshafta]. 2017. No. 8 (150). P. 68-71.

6. Matochkina A.I., Malinin A.V., Puhov D.N. Ispol'zovanie tekhnologii monitoringa fizicheskoj aktivnosti detej shkol'nogo vozrasta po programme «Zdorov'e i povedenie shkol'nikov» (HBSC) dlya analiza ih motivacionnyh predpochtenij v zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj [Using the technology for monitoring the physical activity of school -age children according to the program "Health and behavior of schoolchildren" (HBSC) to analyze their motivational preferences in physical education] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University named after P.F. Leshafta]. 2017. No. 8 (150). P. 71-74.

7. Matochkina A.I., Puhov D.N., Malinin A.V. Rezul'taty i perspektivy provedeniya issledovanij po mezhdunarodnoj nauchnoj programme «Povedenie detej shkol'nogo vozrasta v otnoshenii zdorov'ya» [Results and prospects for conducting research on the international scientific program "The behavior of school children in relation to health" ] // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical education]. 2018. No. 3 (75). P. 20-22.

8. Fizicheskaya aktivnost' i ee vliyanie na zdorov'e shkol'nikov [Physical activity and its impact on the health of schoolchildren] / D.N. Gavrilov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 11. P. 44-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.