Научная статья на тему 'Исследование физических свойств и биодеградации наночастиц магнетита in vitro'

Исследование физических свойств и биодеградации наночастиц магнетита in vitro Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Биотехносфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАГНИТНЫЕ НАНОЧАСТИЦЫ / MAGNETIC NANOPARTICLES / МАГНЕТИТ / MAGNETITE / БИОДЕГРАДАЦИЯ / BIODEGRADATION

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Афонин Михаил Владимирович, Евреинова Наталья Владимировна, Королев Дмитрий Владимирович, Канарский Александр Дмитриевич, Галагудза Михаил Михайлович

Большую роль в жизненном цикле любой наночастицы, находящейся в живом организме, играет ее способность к биодеградации и выведению. В работе изучена способность к биодеградации наночастиц магнетита in vitro. Показано, что под действием ионного состава солей буфера Кребса-Хенселейта проистекает медленная деградация наночастиц магнетита и железо переходит в ионный состав. Полученные данные не позволяют ответить на вопрос о полной метаболизации таких наночастиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Афонин Михаил Владимирович, Евреинова Наталья Владимировна, Королев Дмитрий Владимирович, Канарский Александр Дмитриевич, Галагудза Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical properties and in vitro biodegradation of iron oxide nanopaticles

The biodegradability of nanoparticle material and the rate of its bioelimination is very important characteristic of nanoparticlulate drug carriers. In this study, the in vitro biodegradation of iron oxide (magnetite) nanoparticles was studied. It was shown that magnetite undergoes slow degradation when exposed to the electrolites in Krebs-Henseleit buffer, which resulted in the release of iron into the buffer. Further studies are needed to address the issue of iron oxide nanoparticle degradation.

Текст научной работы на тему «Исследование физических свойств и биодеградации наночастиц магнетита in vitro»

УДК 57.089:621.318

М. В. Афонин, Н. В. Евреинова, Д. В. Королев, А. Д. Канарский, М. М. Галагудза

Исследование физических свойств и биодеградации наночастиц магнетита in vitro

Ключевые слова: магнитные наночастицы, магнетит, биодеградация. Keywords: magnetic nanoparticles, magnetite, biodegradation.

Большую роль в жизненном цикле любой наночастицы, находящейся в живом организме, играет ее способность к биодеградации и выведению. В работе изучена способность к биодеградации наночастиц магнетита in vitro. Показано, что под действием ионного состава солей буфера Кребса-Хенселейта проистекает медленная деградация наночастиц магнетита и железо переходит в ионный состав. Полученные данные не позволяют ответить на вопрос о полной метаболизации таких наночастиц.

Введение

В настоящее время достигнуты значительные успехи в использовании магнитных наночастиц (МНЧ) в медицине [1], в частности синтезирован широкий спектр магнитных наночастиц на основе металлов Co, Fe, Ni, оксидов и ферритов [2].

Наиболее широкое применение в биомедицине получили МНЧ оксида железа, что обусловлено их низкой токсичностью и стабильностью физических характеристик [3]. МНЧ уже зарекомендовали себя в медицинской визуализации, диагностике и терапии. Имеются данные о том, что МНЧ позволяют дифференцировать опухоли от окружающих здоровых тканей с помощью двух механизмов — пассивного и активного «прицеливания» [4]. Использование контрастных веществ на основе МНЧ в магнитно-резонансной томографии позволяет визуализировать воспаление различной этиологии в нервной системе, почках, кишечнике, легких, печени, костной и жировой тканях [4—8]. Кроме того, МНЧ применяются в следующих областях медицины: 1) направленная доставка химиопре-паратов в онкологии; 2) направленная термочувствительная химиотерапия [9]; 3) магнитная фотодинамическая терапия [10]; 4) флуоресцентная визуализация [11]. Вопрос эффективности применения препаратов-кардиопротекторов, иммобили-зированных на поверхности МНЧ, в литературе представлен единичными работами. В работе Zhang

и соавт. [12] продемонстрирована эффективность использования МНЧ в качестве транспортера для эндотелиального фактора роста сосудов на модели лигирования коронарной артерии у крысы.

Встречается большое количество работ, в которых наряду со свойствами МНЧ исследуется их биораспределение in vivo [13]. В некоторых работах описываются такие частицы, покрытые биодегра-дирующей полимерной оболочкой [14]. При этом большую роль в жизненном цикле любой наноча-стицы, находящейся в живом организме, играет ее способность к биодеградации и выведению [15].

Целью настоящей работы является изучение способности к биодеградации наночастиц магнетита in vitro.

Объекты исследования

В работе исследовались наночастицы магнетита, синтез и свойства которых описаны авторами в статье [16]. При этом удалось добиться наиболее однородного состава нанопорошка магнетита.

Как видно из рис. 1, наночастицы имеют средний размер 7—10 нм. Расчетная удельная поверхность такого материала равна 130 м2/г. Измеренная по упрощенному методу БЭТ на установке Кляч-

Рис. 1 | Микрофотография нанопорошка магнетита

№ 3(39)/2015 |

биотехносфера

Клиническая лабораторная диагностика

33

ко—Гурвича удельная поверхность равна 95 м2/г. Следовательно, количество крупных частиц-агломератов можно оценить как

(1 - 95 / 130 ) 100 % = 27 %.

Впоследствии крупную фракцию удаляли седиментацией. Коллоидный раствор, содержащий мелкую фракцию, декантировали.

Методика проведения эксперимента

Биодеградации наночастиц магнетита in vitro исследовали по методике, изложенной авторами в работе [17] и применявшейся к наночастицам аэросила А-380.

Порошок наночастиц магнетита диспергировали в течение 5 мин при помощи ультразвукового диспергатора УЗД-2 в буфере Кребса-Хенселейта, широко используемом для перфузии изолированного сердца млекопитающих [18]. Полученный коллоидный раствор имел концентрацию 1 мг/мл, рН = 7,4 и солевой состав, близкий к солевому составу крови.

Концентрация компонентов модифицированного буферного раствора Кребса-Хенселейта для перфузии изолированного сердца млекопитающих, ммоль

Na+................................... 143,0

K+........................................................................5,9

Ca2+......................................................................1,2

Mg2+....................................................................1,2

Cl-.................................... 125,1

НСО3-................................. 25,0

S042-....................................................................1,2

Н2РО4-................................................................1,2

Глюкоза..................................................11,0

Эксперимент проводили при перемешивании механической мешалкой в полимерном стаканчике объемом 100 мл на водяной бане при температуре 37 °С. Периодически отбирали пробы по схеме, показанной на рис. 2. Пробы замораживали и отправляли на анализ.

Пробы размораживали и центрифугировали. Полученный раствор анализировали на совместное содержание катионов Fe2+ и Fe3+ фотоколориметрическим методом в присутствии сульфосалици-ловой кислоты в аммиачной среде по методике, изложенной в ГОСТ 35514-2013, ГОСТ 26473.3-85 и ГОСТ 11930.7-79.

о 1

Рис. 2 Схема эксперимента и отбора проб: I — забор пробы; I — перемешивание (5 ч);

Предварительную калибровку проводили по навеске карбонильного железа, растворенного в смеси кислот соляной и азотной 1 : 1. Концентрация сульфосалициловой кислоты составляла 20 мас %. Раствор аммиака доливали исходя из соотношения 1 : 1. Приготовленный из навески раствор (1000 мл) отбирали пипеткой (аликвотами 1, 0,8, ..., 0,2 мл) в колбы по 100 мл. Затем добавляли 10 мл раствора сульфосалициловой кислоты и раствор аммиака до появления желтой окраски + избыток (всего 25 мл). Через 20 мин измеряли оптическую плотность растворов. Затем приготовление растворов повторяли.

Для анализа брали по 0,5 мл исследуемого раствора. На каждую пробу анализ проводили по 3 раза. После этого данные усредняли.

Результаты и их обсуждение

Результаты анализа количества растворенного железа приведены в таблице и на рис. 3.

Результаты эксперимента показывают, что наблюдаются постепенная деградация наночастиц магнетита под действием солей буфера Кребса— Хенселейта и переход железа в виде катионов в раствор. При этом концентрация растворенного железа имеет существенно низкое значение по сравнению

Таблица Результаты анализа количества растворенного железа в пробах

Проба Оптическая плотность пробы Расчетная концентрация железа в растворе, мг/л Концентрация растворенного железа, мг/л

Исходный буфер Кребса-Хенселейта 0,0457 0,0340 0

Исходный коллоидный раствор 0,0573 0,0631 0,0291

5 ч 0,0587 0,0664 0,0324

10 ч 0,0607 0,0714 0,0374

15 ч 0,0657 0,0839 0,0498

20 ч 0,0663 0,0855 0,0515

0,06

£ 0,05

0,04

0,03

0,02

10 15

Время, ч

20

25

— хранение при пониженной температуре (замораживании; 0, 1, 2, 3, ... — сутки

Рис. 3

Кривая биодеградации наночастиц магнетита in vitro

2

3

5

0

биотехносфера

| № 3Ç39)/2015

о

M H

О

0,015

0,01

0,005

10

Время, ч

15

20

Рис. 4 \ Кривая биодеградации наночастиц аэросила in vitro

с содержанием железа в коллоидном растворе в составе наночастиц (менее 0,01 %).

Ранее, при исследовании биодеградации in vitro наночастиц аэросила, было установлено [17], что скорость их биодеградации существенно выше и может быть экстраполирована по графику (рис. 4) на значение в 41 день до степени 95 %. Эти данные хорошо согласуются с данными работы [19] показывающими биодеградацию пористого кремнезема в состоянии золь-гель. Биодеградация наночастиц магнетита in vitro, напротив, идет слишком медленно, что не позволяет прогнозировать скорость метаболизации этих объектов. Для ответа на этот вопрос требуется проведение экспериментов в условиях целостного организма.

Выводы

Исследована биодеградация in vitro наночастиц магнетита. Показано, что под действием ионного состава солей буфера Кребса-Хенселейта проистекает медленная градация наночастиц магнетита и железо переходит в ионный состав. Полученные данные не позволяют ответить на вопрос о полной метаболизации таких наночастиц.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-15-00473).

Литература

1. Medical application of functionalized magnetic nanoparticles/ A. Ito, M. Shincai, H. Honda, T. Kobayashi // Jurn. Of Bioscience and Bioengineering. 2005. Vol. 100. P. 1-11.

2. Biofunctional magnetic nanoparticles for protein separation and pathogen detection / H. Gu, K. Xu, C. Xu [et al.] // Jurn. Of the American Chemical Society Chem. Commun, 2006. P. 941-949.

3. Lu A.-H., Salabas E. L., Schuth F. Magnetic nanoparticles: synthesis, protection, functionalization, and application // Angew. Chem. Int. Ed. 2007. Vol. 46. P. 1222-1244.

4. Weissleder R., Pittet M. J. Imaging in the era of molecular oncology// Nature. 2008. Vol. 452. N 7187. P. 580-589.

5. Renal inflammation: targeted iron oxide nanoparticles for molecular MR imaging in mice / N. J. Serkova, B. Renner, B.

A. Larsen [et al.] // Radiology. 2010. N 255(2). P. 517-533.

6. Inflammatory bowel disease: MR- and SPECT/CT-based macrophage imaging for monitoring and evaluating disease activity in experimental mouse model-pilot study / Y. Wu, K. Briley-Saebo, J. Xie [et al.] // Radiology. 2014. N 271(2). P. 400-407.

7. Adipose tissue macrophages: MR tracking to monitor obesity-associated inflammation / A. Luciani, S. Dechoux, V. De-veaux [et al.] // Radiology. 2012. N 263(3). P. 786-879.

8. MRI of macrophages in infectious knee synovitis / G. Bierry, F. Jehl, A. Neuville [et al.] // AJR Am. Jurn. Roentgenol.

2011. N 194(6). P. 521-527.

9. Targeted temperature sensitive magnetic liposomes for ther-mochemotherapy // P. Pradhan, J. Giri, F. Rieken [et al.] // Jurn. Control Release. 2010. N 142(1). P. 108-129.

10. Diacyllipid micelle-based nanocarrier for magnetically guided delivery of drugs in photodynamic therapy / L. O. Cinteza, T. Y. Ohulchanskyy, Y. Sahoo [et al.] // Mol Pharm. 2006. N 3(4). P. 415-438.

11. Simultaneously fluorescence detecting thrombin and ly-sozyme based on magnetic nanoparticle condensation / L. Wang, L. Li, Y. Xu [et al.] // Talanta. 2009. N 79(3). P. 557-618.

12. Targeted delivery of human VEGF gene via complexes of magnetic nanoparticle-adenoviral vectors enhanced cardiac regeneration/ Zhang Y., Li W., Ou L. [et al.] // PLoS One,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012, Vol. 7(7). P. 1-14.

13. Pharmacokinetic parameters and tissue distribution of magnetic Fe3O4 nanoparticles in mice / J. Wang, Y. Chen,

B. Chen [et al.] // International Journ. of Nanomedicine. 2010. N 5. P. 861-866.

14. Synthesis and characterization of multi-functional hybrid magnetite nanoparticles with biodegradability, superpara-magnetism, and fluorescence / L. Zhou, J. Yuan, W. Yuan [et al.] // Materials Letters. 2009. Vol. 63. P. 1567-1570.

15. In Vivo Toxicity of Intravenously Administered Silica and Silicon Nanoparticles / S. Ivanov, S. Zhuravsky, G. Yukina [et al.] // Materials. 2012. N 5. P. 1873-1889.

16. Обоснование использования магнитных наночастиц для направленной доставки лекарственных препаратов в ишеми-зированную скелетную мышцу / Д. В. Королев, М. М. Га-лагудза, М. В. Афонин [и др.] // Биотехносфера. 2012. № 1(19). С. 2-6.

17. Биодеградация и биосовместимость нанодисперсного кремнезема как носителя для направленной доставки лекарственных препаратов / Е. Б. Наумышева, Е. В. Уменуш-кина, Н. В. Евреинова [и др.] // Нанотехнологии и охрана здоровья. 2011.№ 2. C. 30-36.

18. Методика перфузии изолированного сердца крысы /

C. М. Минасян, М. М. Галагудза, Д. Л. Сонин [и др.] // Регионарное кровообращение и микроциркуляция. 2009. Т. 8. № 4(32). С. 54-59.

19. Biodegradability of sol-gel silica microparticles for drug delivery / K. S. Finnie, D. J. Waller, F. L. Perret [et al.] // Journal of Sol-Gel Scientific Technology. 2009. Vol. 49. Р. 12-18.

0

5

0

№ 3Ç39)/2015 I

биотехносфера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.