Научная статья на тему 'Исследование фирменных стилей отечественных государственных структур'

Исследование фирменных стилей отечественных государственных структур Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
985
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / АЙДЕНТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кусачева София Валерьевна

Тема, подразумевающая развитие фирменного стиля в индивидуальном подходе к каждой брендируемой компании, в том числе и в отношении государственных структур, очень актуальна, поскольку она показывает развитие и тенденции данного направления графического дизайна. Айдентика не только улучшает восприятие государственного учреждения, но и повышает уровень доверия и узнаваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование фирменных стилей отечественных государственных структур»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИРМЕННЫХ СТИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР Кусачева С.В.

Кусачева София Валерьевна - студент, кафедра монументально-декоративной живописи и дизайна им. Виталия Смагина,

институт архитектуры, строительства и дизайна, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск

Аннотация: тема, подразумевающая развитие фирменного стиля в индивидуальном подходе к каждой брендируемой компании, в том числе и в отношении государственных структур, очень актуальна, поскольку она показывает развитие и тенденции данного направления графического дизайна. Айдентика не только улучшает восприятие государственного учреждения, но и повышает уровень доверия и узнаваемости.

Ключевые слова: фирменный стиль, айдентика, государственные структуры, графический дизайн.

Введение

Развитие графического дизайна в стране предусматривает не только качественный скачек конкретного направления, но и введение его во все сферы, активно развивающиеся на территории данного государства. Так на производствах, косвенно касающихся графического дизайна, а, возможно, и не имеющих ничего с ним общего, начинают применяться методики, наблюдения или знания, характерные только для указанной области. В результате этого отделы различных предприятий вынуждены применять совершенно новые для них маркетинговые ходы, с помощью которых могут быть отражены особенности предприятия или его позиционирование.

Одной из самых распространённых методик в графическом дизайне является создание фирменного стиля или брендинга. Брендинг позволяет компаниям обрести индивидуальный визуальный образ [8], который не только будет вызывать у клиента подходящие положительные ассоциации, но и сможет воздействовать на человека на интуитивном уровне, что позволит укрепить связь между клиентом, компанией и удовлетворением его потребностей с помощью данной компании.

Фирменный стиль является одним из самых действенных способов влияния на аудиторию. Поняв эту особенность, многие негосударственные отрасли начали заниматься своим внешним видом, создавая верную стратегию поведения, особенные атмосферу и стиль компании [8]. Это позволило им стать успешнее и популярнее конкурентов, поскольку правильное позиционирование и удачно подмеченные индивидуальные черты компании помогают создать уникальный образ, интересующий не только благодаря открытости и прозрачности, но и благодаря возможности прикоснуться к чему-то эксклюзивному и даже элитарному [4].

Помимо негосударственной промышленности графический дизайн частично внедряется и в государственные отрасли. Но чаще всего это внедрение происходит не с профессиональной точки зрения, поскольку государственные учреждения имеют ограниченный бюджет на расходы, они не могут направить часть квоты на личные нужды. Более того, очень часто государственные структуры не имеют права менять свое визуальное оформление без приказа или официального соглашения с управляющими структурами [5].

Таким образом, когда какой-либо государственный орган начинает нуждаться в визуальной идентичности, у него есть два пути решения данной проблемы. Первый путь трудоемкий и не всегда имеет конечную реализацию: обращение к управляющим структурам с помощью приказов и других государственных официальных распоряжений. В данном случае реализация не всегда имеет положительный характер

для государственной структуры, запрашиваемой фирменный стиль, поскольку дизайнера или дизайн-агентство выбирает не нуждающаяся структура, часто возникают недопонимания или не доверительные отношения, итогом которых совершенно неподходящий фирменный стиль. Так, в ходе разработки фирменного стиля, государственная структура может претерпевать те изменения, которые не были ей нужны, что сказывается не только на личном отношении работников и клиентов к новому фирменному стилю и его составляющим, но и к самому государственному органу и его позиционированию.

Вторым путем выхода из данной проблемы является самостоятельная разработка визуального образа. То есть государственный орган, нуждающийся в фирменном стиле, начинает формировать его самостоятельно с помощью работников, находящихся в данной государственной структуре, или с помощью посторонних лиц. Обычно за неимением графических дизайнеров в штате государственный орган вынужден обращаться к людям, не всегда являющимся профессиональными дизайнерами. Основным недостатком такого подхода является то, что чаще всего государственным структурам нужны маркетинговые стратегии, помогающие создать бренд через индивидуальные особенности и определенное позиционирование. За неимением опыта такой работы люди, занимающиеся фирменными стилями для государственных учреждений, порождают огромное количество похожих друг на друга визуальных образов, которые не могут отразить уникальность и достоинства структур, что сказывается на отношении к ним.

Именно поэтому внедрение графического дизайна в государственные структуры происходит достаточно медленно и не всегда продуктивно, что не позволяет упомянутым выше структурам получить новый виток развития, который мог бы привлечь молодые кадры, улучшить или изменить существующее отношение граждан к данному государственному органу и обеспечить влияние среди населения.

Перечисленные факторы и возросший интерес к методике создания фирменного стиля, как средства визуального воздействия на граждан, имеющих рабочие и какие-либо другие отношения с государственными органами, предопределили актуальность исследования фирменных стилей, разрабатываемых для государственных структур.

Влияние специфики работы в государственных структурах на фирменный стиль

Для государственных структур брендинг является формированием внешнего вида, каким данные структуры воспринимает население. Стратегия государственного бренда не только задает тон и формирует позиционирование, но и отражает, какие услуги предоставляет орган и является ли он вообще надежным источником поддержки. Важнейшим фактором для эффективного государственного бренда является именно доверие, а многократное использование визуальной идентификации позволяет людям и организациям быстрее проводить ассоциацию с определенным государственным органом [8].

Для того, чтобы создать хороший брендинг, необходимо понимать специфические особенности данных структур, поскольку взаимодействие с ними население рассматривает как положительный потребительский опыт. Положительный клиентский опыт для государственных органов выглядит следующим образом:

Эффективная помощь в вопросах населения;

Простота и понятность в донесении информации до населения;

Помощь в деятельности населения, касающейся данной государственной структуры;

Своевременное информирование населения об изменениях в сфере данной государственной структуры;

Открытость и доступность данной структуры для населения;

Брендинг способен установить и подчеркнуть профессионализм государственной структуры, поскольку государственные служащие обычно одни из самых высококвалифицированных и специализированных людей в своей профессиональной сфере. Государственная организация выглядит профессионально только тогда, когда ее сотрудники выглядят так [7]. Установление стандартов структуры является эффективным способом поддержания респектабельности компании.

Хороший брендинг может функционировать как стратегически развитая самостоятельная форма как для бизнеса, так и для государственной структуры. Очень часто у населения возникают проблемы в идентификации некоторых государственных структур, но правильный государственный брендинг может помочь устранить данные проблемы и облегчить информирование граждан. Государственные структуры чаще всего озабочены своей внутренней политикой, что сказывается на недостаточном внимании к своей внешней политике и поддержке связи со своей целевой аудиторией [8]. Связь между спецификой работы в государственных органах и разработкой фирменного стиля для данного учреждения не всегда очевидна. Но для того, чтобы спроектировать визуальную идентификацию, необходимо знать не только историческую составляющую государственной структуры, но и особенности работы в ней. Все это является отражением имиджа государственного учреждения, что позволяет не только приобрести узнаваемость, но и поддерживать, укреплять связь государства с обществом.

Анализ фирменных стилей, цветовых и композиционных решений в государственных отечественных структурах

Для того, чтобы сформировать правильное представление о брендинге государственных структур, необходимо рассмотреть и проанализировать удачные примеры, отвечающие перечисленным выше требованиям и правилам. А также необходимо ввести классификацию, определяющую отличительные особенности и направления работы государственных учреждений, чтобы избежать нерелевантного сравнения между государственными структурами, не имеющими общих характеристик или сфер деятельности. Таким образом, формируется необходимость в классификации айдентики для государственных образований по направлениям их деятельности:

Государственные органы финансового контроля РФ;

Государственное управление архитектуры и градостроительства;

Государственные региональные библиотеки;

Некоммерческие государственные организации по защите и сохранению животных и заповедников;

Государственные молодежные организации.

Рассматривая разработку фирменных стилей для государственных органов контроля Российской Федерации, можно выделить Счетную палату, обеспечивающую внешний государственный контроль. Дизайн-агентство «ДизайнДепо» разработало логотип, который выглядит как стилизованная буква «С», обозначающая первую букву названия организации [3]. В силуэте буквы считывается ассоциация с круговой диаграммой, олицетворяющей деятельность структуры - аналитические исследования, проверки и расчеты. Фирменным цветом был выбран красный цвет, отражающий важность и государственную значимость организации (рис. 1).

Рис. 1. Пример фирменного стиля для Счетной палаты

Следующей сферой государственных учреждений стали государственные региональные библиотеки. Агентству «BBDO Branding» необходимо было разработать фирменный стиль проекта - продолжения федеральной программы, который бы представил библиотеку как площадку для интеллектуального досуга, поэтому дизайнеры разработали бренд «Библиотека нового поколения» [2]. Также был разработан авторский шрифт, вдохновленный расположением книг на полках. Логотип напоминает фасад здания поселковых библиотек, поскольку именно на это ориентировалось агентство. Все элементы разработаны для удобного и самостоятельного изготовления полиграфии в самих библиотеках (рис. 2).

БИБЛИОТЕКА НОВОГО BL^^^Ji ПОКОЛЕНИЯ

Рис. 2. Логотип для «Библиотек нового поколения»

Еще одной сферой государственных структур являются некоммерческие государственные организации по защите и сохранению животных и заповедников. Примером является государственный природный Тунгусский заповедник, созданный при постановлении правительства РФ [1]. Воронежское брендинговое агентство «VarioBrands» разработала айдентику для заповедника, в которой отразило самобытность и национальный колорит эвенков [1].

Логотип выглядит как пятно в центре знака-загадки, которым является знаменитый тунгусский метеорит 1908 года. Пятно напоминает точку на карте, вокруг которой разворачивается большая история и историческая значимость каждого объекта. Фирменные цвета отражают суровый климат, туманы и зиму, а этнические особенности предков, предания и память обозначены графическими знаками по периметру логотипа как украшения (рис. 3).

Рис. 3. Фирменный стиль для Тунгусского заповедника

Также очень часто в брендинге нуждаются молодежные организации, поскольку нуждаются в новых кадрах и социально активных молодых людях. Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» имеет свой фирменный стиль и логотип, в основе которого лежит щит, как символ надежности. А также в знаке зашифрованы две буквы -«Р» и «М», представляя название организации. Фирменными цветами является оранжевый, небесно- голубой и бирюзовый, которые используются в зависимости от мероприятия в единственном числе. Шрифт выбран простой, без засечек, символизируя простоту и понятность (рис. 4).

Рис. 4. Логотип федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь»

Уместная айдентика способна повысить доверие к государственной структуре, поскольку все еще существует закрытость и недоступность данных организаций, что вызывает негативные ассоциации и неверное восприятие работы в данных структурах. В то время как положительный ассоциативный ряд в айдентике способен повысить авторитет государственных организаций, а также снизить социальную напряженность в обществе. Другим немаловажным аспектом является обмен информацией. Для государства важна взаимосвязь с людьми, которую может обеспечить правильное позиционирование и информационная открытость государственных структур. Многим государственным органам необходимо действовать в условиях рыночной экономики, поскольку такие учреждения часто занимаются поиском долгосрочных материальных ресурсов для обеспечения нужд граждан. И самым очевидным положительным качеством является влияние. Имея фирменный стиль, государственная структура выглядит серьезно и профессионально, поэтому ее влияние в своей профессиональной сфере увеличивается, а это сказывается на продуктивности и развитии государственного органа.

Таким образом, брендирование государственных структур имеет положительное воздействие, поскольку структуры не только приобретают свой индивидуальный особенный стиль и узнаваемость, но и становятся ближе к гражданам, а это обеспечивает улучшение взаимодействия между государством и людьми.

Список литературы

1. Агентство придумало логотип и стиль заповедной зоны // VarioBrands поработало на Тунгусский заповедник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/variobrands-sozdal-stil-dlya-tungusskogo-zapovednika-6678.html/ (дата обращения: 19.05.2020).

2. Агентство BBDO Branding создало фирменный стиль для российских региональных библиотек Материал редакции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/29017-agentstvo-bbdo-branding-sozdalo-firmennyy-stil-dlya-rossiyskih-regionalnyh-bibliotek/ (дата обращения: 19.05.2020).

3. Айдентика/ Счетная палата // Счетная палата РФ: Логотип | ДизайДепо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://designdepot.ru/projects/logotip/?trend=id&client=schyotnaya-palata-rf#page-4/ (дата обращения: 19.05.2020).

4. Бренд и фирменный стиль органа власти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme .org/124560/marketing/brend_firmennyy_stil_organa_vlasti/ (дата обращения: 19.05.2020).

5. Государственные, муниципальные, благотворительные и некоммерческие организации // Логотипы и фирменные стили государственных организаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.logodesigner.ru/branches/gos/ (дата обращения: 19.05.2020).

6. Фирменный стиль государственного учреждения // Фирменный стиль государственного учреждения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artwell.ru/services/state_institutions_corporate_identity/ (дата обращения: 19.05.2020).

7. Red Collar о том, как разрабатывали современную айдентику для учреждения с большой историей. // Кейс: Логотип и фирменный стиль для Воронежского государственного университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/32476-keys-logotip-i-firmennyy-stil-dlya-voronezhskogo-gosudarstvennogo-universiteta/ (дата обращения: 19.05.2020).

8. Кусачева С.В. Брендинг городов [Текст] / С.В. Кусачева // Наука, образование и культура, 2020. № 4. С. 59-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.