Научная статья на тему 'Исследование факторов успешного запоминания. Практические рекомендации'

Исследование факторов успешного запоминания. Практические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1942
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗАПОМИНАНИЕ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / INFORMATION PERCEPTION / EDUCATIONAL ACTIVITY / FACTORS AFFECTING MEMORIZATION / FINE MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шведов Д.В., Цуркан Н.В.

В статье исследуются некоторые факторы, влияющие на запоминание учебного материала, и даны практические рекомендации для улучшения этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FACTORS OF SUCCESSFUL MEMORIZATION. PRACTICAL RECOMMENDATIONS

The article examines some factors that affect the memorization of educational material, and gives practical recommendations for improving this process.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов успешного запоминания. Практические рекомендации»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Шведов Д.В.,

Преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», Симферополь

Цуркан Н.В.

Ст. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП», Симферополь

STUDY OF FACTORS OF SUCCESSFUL MEMORIZATION. PRACTICAL RECOMMENDATIONS

Shvedov D.,

Lecturer, Department of General Education of disciplines of the Crimean branch ofFSBEI "RGUP", Simferopol

Tsurcan N.

Senior Lecturer, Department of General Education of disciplines, the Crimean branch of FSBEI "RGUP", Simferopol

Аннотация

В статье исследуются некоторые факторы, влияющие на запоминание учебного материала, и даны практические рекомендации для улучшения этого процесса. Abstract

The article examines some factors that affect the memorization of educational material, and gives practical recommendations for improving this process.

Ключевые слова: восприятие информации, образовательная деятельность, факторы, влияющие на запоминание, мелкая моторика.

Keywords: information perception, educational activity, factors affecting memorization, fine motor skills.

Задача настоящей статьи состоит из двух подзадач. Первая - это помочь расставить приоритеты при подготовке и проведении занятий преподавателями с целью лучшего восприятия и запоминания учебного материала обучающимися. А вторая - помочь обучающимся понять, какие трудности в усвоении и запоминании учебного материала можно минимизировать и правильно себя настроить и мотивировать на учебу. Решение этих задач послужит достижению цели по качественному обучению, а это - главное в образовательной деятельности. И в этой статье мы рассмотрим факторы, влияющие на качество запоминания учебного материала.

Когда люди говорят: «У меня не получается вспомнить имен, обстоятельств, мест, где я бывал, или что я делал», то нужно себя спросить, старались ли мы запомнить все это на самом деле. Вполне возможно, что у них не было настоящей потребности в этом, и они просто не захотели приложить должных усилий. Сортировка поступающей информации в большинстве случаев происходит бессознательно: важное с нашей точки зрения остается в памяти, остальное отбрасывается. Но мы далеко не всегда знаем, какая информация пригодится нам в том или ином случае. Проблемы возникают, в том случае, когда не запоминается полезная информация, отчего в повседневной жизни человек испытывает большие трудности и неудобства. Поэтому необходимо себя настраивать на запоминание информации и помогать себе имеющимися способами.

В основе хорошего запоминания лежат два главных фактора:

а) потребность, в особенности крайняя необходимость, когда на кон поставлено выживание; при этом у человека обостряется восприятие всеми органами чувств и активизируется мозговая деятельность;

б) интерес. Когда человеку интересна, тема, то восприятие и запоминание ее приближается к максимуму. Однако только праздным интересом здесь не ограничиться. Например, находясь в музее, на экскурсии, мы с интересом и удовольствием слушаем экскурсовода. Нам кажется, что и запомним мы информацию прочно и надолго. Но проходит какое-то время, и мы уже мало, что можем вспомнить. Почему это происходит? Информация не используется в нашей дальнейшей деятельности. Запоминается то, чем мы в будущем пользуемся часто в процессе нашей деятельности. Следующий важный фактор - мотивация. Именно потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что желательно запомнить.

Когда мы выполняем какую-либо работу, то лучше получается то, что нам нравится. То же самое происходит и при запоминании информации. Отсюда следует главный вывод: процесс получения информации должен быть интересен. Это самое главное условие, на выполнение которого должна быть направлена вся работа по планированию и подготовке и способам подачи учебного материала.

Еще один важный и даже обязательный фактор - это развитие и тренировка мелкой моторики. Да-да, не удивляйтесь. Развивать и тренировать мел-

кую моторику нужно не только у детей. Такие тренировки необходимы и взрослым, если они не хотят, чтобы их мозг деградировал.

Оговоримся сразу, мы за инновационные технологии и только приветствуем внедрение достижений научно-технического прогресса в образовательную деятельность. Но нельзя забывать и о конспектировании учебного материала. Психологическими исследованиями доказано, что на сегодняшний момент прописывание существенно улучшает запоминание. Это мы говорим ярым сторонникам цифровизации, которые написание конспектов считают атавизмом. Обучающиеся после визуального и слухового восприятия информации на демонстрационном экране переносят ее на бумагу, при этом подключается механическая. Это, а также развитие мелкой моторики при письме очень благоприятно сказывается на мыслительных процессах и памяти в частности. Записывание изучаемого материала улучшает запоминание. Возможно, в будущем люди перейдут на другие уровни мыслительных процессов, и это будет не нужно, однако на данном этапе человеческого развития «писать от руки» актуально. Еще эффективнее развивает мозг попеременное записывание левой и правой рукой. Эффект будет тем сильнее, чем дольше писать не ведущей рукой. Развитие не ведущей руки — это очень важный момент в развитии не только памяти, но и способностей. Это объясняется тем, что хуже развитое не доминантное полушарие притормаживает доминантное полушарие мозга, не позволяя раскрыть ему весь свой потенциал. А прописывание текста от руки не дает не доминантному полушарию деградировать и, наоборот, приближает его к уровню доминантного. Также для развития мозга в целом и памяти в частности очень благоприятна игра на музыкальных инструментах, а, имея ввиду современных людей, «привязанных» к электронным гаджетам, можно рекомендовать набирать текст несколькими пальцами обеих рук одновременно, в итоге, научившись десятипальце-вому методу печати. Проведенные исследования говорят о том, что люди, освоившие десятипальце-вый метод печати, обладают очень высокой скоростью мышления, отличной сообразительностью и лучшей памятью. В любом случае, и прописывая текст, и даже набирая его самостоятельно на клавиатуре, мы улучшаем мыслительные процессы и память.

В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и так далее. Поставленная цель - запомнить, играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного. Исследование П. И. Зинченко, представителя харьковской школы психологии, ещё первой половине XX века убедительно доказали, что установка

на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непреднамеренное, или непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация, оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача, картинки запомнить.

Некоторые могут возразить, что с тех пор сменилось уже много поколений, мир стал другой и люди - тоже. Но исследования детей и одновременно последователей П.И. Зинченко, Владимира Зинченко (одного из основателей инженерной психологии и эргономики России) и Татьяны Зинченко, специалиста в области экспериментальной и когнитивной психологии подтвердили этот факт. Есть и более современные исследования - А. А. Смирнова и Н.В. Репкиной, уже в двухтысячных годах, которые подтвердили, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой не было запоминание, запоминалось лучше, чем то, что они старались запомнить целенаправленно. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Следующий важный момент. От 80 до 90% (в зависимости от особенностей конкретного человека) получается нами посредством зрения, только около 9% - посредством слуха, и, оставшийся 1%, -с помощью обоняния, осязания и вкуса. Но это касается повседневной жизни. Обучаясь в образовательных учреждениях, процент информации, получаемый на слух гораздо выше.

По типу восприятия информации люди подразделяются на визуалов, аудиалов, кинестетиков, дискретов, или дигиталов. Данные о процентном соотношении этих типов разнятся. Поэтому на конкретные цифры мы не ссылаемся. Для нас в контексте нашей статьи актуальны визуалы и аудиалы, т.к. именно в визуальном и аудио- форматах подаются знания в образовательных учреждениях. Проанализировав имеющиеся данные, можно прийти к выводу, что визуалов и аудиалов примерно равное количество. Из этого следует, что эффективное обучение зависит не только от подаваемой «картинки», но и от того, как и что подаётся для слухового восприятия. Но здесь необходимо добавить, что как редко встречаются люди с одним каким-либо типом темперамента, так же редко встречаются «чистые» визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. Хотя, разумеется, превалирующий тип восприятия информации, чаще всего, имеется.

Возвращаясь к факторам, влияющим на запоминание, скажем, что мотивация, конечно же, один из важнейших факторов, но, за редким исключением, обучающиеся не имеют достаточной заинтересованности в учёбе, то есть, у них отсутствует

мотивация; ведь многие ещё не определились с выбором, кем они хотят стать и чем заниматься в будущем. Есть и другие причины: леность, косность мышления и др.

Итак, что же можно рекомендовать преподавателям для наилучшего восприятия и запоминания учебного материала обучающимися:

а) постараться замотивировать обучающихся

б) сделать информацию доступной для обучающихся с разными уровнями подготовленности;

в) сделать подачу информации интересной;

г) максимально визуализировать информацию.

Достигнуть поставленных целей поможет использование нижеперечисленных методов.

Закон начала и конца, или закон ретроактивного и проактивного торможения. Согласно этому закону, при изучении какого-либо материала лучше всего мы запоминаем начало и конец информации. Поэтому учебный материал можно разделить на блоки, а в начало и конец этих блоков встраивать опорные предложения.

Следующий метод ассоциаций. Заключается этот метод в том, что при подаче материала вы подбираете к нему ассоциацию, которая и помогает запомнить информацию.

Также можно использовать эффект механических действий. Он заключается в том, что внимание обучающихся лучше концентрируется на подаваемой информации, если преподаватель не статичен, а будет перемещаться по аудитории. Этот эффект можно использовать и при подготовке к занятиям.

Попробуйте ходить по комнате или выполнять какие-то несложные физические упражнения. Кровообращение улучшается, мозг лучше снабжается кислородом, поэтому и процесс запоминания проходит быстрее. Так вы улучшите не только знания, но и физическую форму.

Используйте принцип повторения. Повторение — это не только важный принцип изучения чего-то нового, но и проверенный психологический прием. Так, многократное повторение информации заставляет человека запоминать ее и находить ей применение.

Надеемся, что проведенный нами анализ факторов, влияющих на запоминание учебного материала и рекомендации, изложенные в данной статье, будут полезны и преподавателям, и обучающимся.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов - М., Аспект-пресс, 2017.- 363с.

2. Еникеев М.И. общая и социальная психология. Учебник. Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М., 1999. - 624 с.

3. Норман Дональд А. Память и научение. М., Мир. 1985.-160 с.

4. Репкина Н.В. Память на всю жизнь // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5, № 2. с. 19-22.

5. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М., ЛКИ.2007.-192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.